Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме Люби всё живое


УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 класс, «Перспектива»)
Тема: «Знакомство с названием раздела «Люблю всё живое». Основные нравственные понятия раздела».
Цели: подведение к пониманию того, что самый главный талант человека (литературного героя) заключается в способности сопереживать окружающим, думать о них, то есть в способности любить.
ЛИЧНОСТНЫЕ :
Формирование нравственно-этических ценностей (понимание того, что в основе любви лежит способность сопереживать, сочувствовать всему живому).
Самоопределение - ориентирование учащихся на учёт чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям при решении трудных задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные:
- целеполагание, планирование;
- понимание, принятие и сохранение учебной задачи, осуществление контроля и самоконтроля процесса деятельности.
Познавательные:
- перечитывание текста с разными задачами;
- осуществление поиска нужной информации в материале учебника, в тексте.
Коммуникативные:
- построение речевого высказывания в устной форме;
- уважительное ведение диалога с учителем и одноклассниками;
- отстаивание собственной точки зрения;
- обучение работе в группах.
Предметные:
- формирование умения ориентироваться в учебнике, пользоваться его справочным аппаратом;
- формирование навыка учебного чтения;
- формирование умение понимать нравственный смысл произведения (Владимир Волков «Фотография для друга»).
Планируемые результаты:
предметные: интерпретировать литературный текст (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);
метапредметные: познавательные: ориентироваться в учебной книге, находить нужный текст по странице “Содержание”, быстро находить выделенный фрагмент текста, нужную информацию.
Личностные: учиться самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Оборудование: учебник литературное чтение 2 часть (Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий), презентация, текст с рассказом В. Волкова, сердечки из бумаги (для каждого ребёнка), аншлаги (нравственные понятия)
ХОД УРОКА
Организация начала урока.
1) Приветствие.
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Ведь приятно общаться с человеком весёлым, доброжелательным. Улыбка всегда располагает к общению!
Начнём урок с игры «Привет, сосед!» Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
- Поприветствуем наших гостей, подарим им свои улыбки.
(Дети поворачиваются к гостям)
2) Проверка готовности к уроку.
- Проверьте готовность к учебному занятию.
- Ребята, а каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, поучительным)
- Как вы думаете, что для этого нужно? (Быстро, чётко отвечать, внимательно слушать учителя, товарищей…)
- У вас на столах лежит лист самооценки. Подпишите его. Вы будете оценивать себя в течение всего урока на разных его этапах, и в конце сделаете на листе соответствующие записи.
Актуализация знаний.
1) Притча о любви.
- Мне хочется познакомить вас с притчей.
Что такое «притча»?
Слайд:
Притча - короткий назидательный рассказ, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.
Звучит спокойная мелодия, на её фоне рассказываю притчу
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет мудрецу:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал старик и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет.
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь к старику… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Грусть, третью – Красота, четвёртую – Обида, пятую – Дружба…
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...
- Твоя правда, - ответил мудрец, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь…
- Ребята, а кого выбрали бы вы? Почему?
(Дружбу, так как без неё сложно прожить на Земле. Когда люди дружат, они помогают друг другу, поддерживают в трудной ситуации, дают советы…)
Завершаю притчу:
…Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
2) Обсуждение. Беседа о нравственных понятиях.
- А без чего не бывает дружбы? (Без любви, добра, уважения, сострадания, терпения…)
- Я не случайно рассказала эту притчу, ведь она должна обратить ваше внимание на важные нравственные понятия и помочь определить тему раздела и нашего урока.
- Какое понятие следует выделить? (любовь)
- Как вы понимаете, что такое любовь? Что лежит в её основе?
Слайд:
Любовь - чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.
- В основе любви лежит дружба, взаимопонимание, уважение, сочувствие …
- А кого можно любить?
Кого любите вы? (себя, родных, людей, животных, природу… – ЖИЗНЬ!)
Постановка учебной задачи.
Антиципация.
Обращаю внимание детей на оформление доски: солнце, звери, птицы, цветы…
- Что видите? Что объединяет все эти предметы? Дайте им общее понятие
(живая природа).
-Предположите, как будет называться наш новый раздел.
(«Люблю всё живое»)
2) Проверка предположения.
- Откройте учебник на стр. 86. Прочитайте название раздела.
Как вы понимаете это название?
- Знаете ли вы, как люди называют животных? (братья наши меньшие)
Как вы понимаете это выражение?
- Как вы объясните здесь слово меньшие? Почему меньшие?
- Что подчёркивается словами наши братья?
- Сегодня мы начинаем разговор на тему «Люблю всё живое». Определите нашу задачу.
Работа по теме урока.
Прогнозирование и обсуждение.
- Узнав название раздела, можете ли вы предположить, какие произведения мы будем изучать?
- Как выдумаете, какие понятия мы встретим в этом разделе?
- Прочитайте понятия в учебнике. Как вы понимаете эти слова?
Слайд:
Сочувствие: 1) отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других; 2) одобрительное, благожелательное отношение.
Сопереживание – сочувствие другому (переживать вместе с ним его душевное состояние).
- Как вы считаете, чему мы будем учиться?
(воспитывать эти качества в себе)
2) Чтение диалога.
- Прочитайте диалог Ани и Вани на стр. 86.
- Как вы понимаете выражение «Мы в ответе за тех, кого приручили»?
- Какой вопрос задаёт Аня? Как бы вы ответили на него?
3) Проблемный вопрос.
- Послушайте статью Николая Сладкова «Они и мы».
Странные существа – в шерсти, перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их братьями нашими меньшими. Они пытаются приспособиться к нам – и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее – жизнь. Самое удивительное явление на Земле. И самое уязвимое…
У врачей есть хорошее правило: «Не навреди!» Оно годится для всех, кто бывает в лесах и полях. Кто встречается с их обитателями. Не навреди!
- Что связывает нас с братьями нашими меньшими, по мнению Сладкова?
(Жизнь)
- Как автор называет их?
(Наши соседи и земляки)
- Какое главное правило при общении с природой предложил нам Н. Сладков?
(«Не навреди!»)
Физминутка
Продолжение работы по теме урока.
Чтение текста
- Прочитайте сообщение профессора Самоварова (стр. 86)
- Задайте по тексту вопросы одноклассникам.
Работа над произведением Владимира Волкова «Фотография для друга»
Название НЕ озвучиваю
1. Методический приём «Чтение со «стопами» (предполагает чтение рассказа до эпизода, где требуется решение проблемы, т.е. до того места в произведении, где можно сказать «Стоп!»)
Лист с соответствующей частью выдаётся учащимся непосредственно перед работой!
План работы.
1-ая часть.
1. Чтение фрагмента (учителем или хорошо владеющим техникой чтения учеником).
2. Вопросы на восприятие, осмысление.
- Кто является героем произведения? Что о нём известно?
- Какова завязка (начальный момент в развитии событий)?
- Каковы взаимоотношения хозяина и собаки?
2-ая часть.
1. Чтение смысловой части.
2. Анализ содержания:
- Как Пётр относится к Тузику? Обоснуйте свой ответ.
- Кем можно считать Петра и Тузика?
- Как помочь другу? Что бы предложили вы?
- А как эту проблему собирается разрешить наш герой, мы узнаем, прочитав следующую часть.
3-я часть.
1. Чтение.
2. Проверка восприятия:
- Что же предпринимает Пётр, чтобы помочь своему другу?
- К кому и с какой просьбой обращается солдат за помощью?
- Как люди относятся к затее Петра? Как их это характеризует?
- Почему на почте отказались принять фотографию для отправки?
- Как вы думаете, каков выход из данной ситуации?
Предположения детей.
4-ая часть.
1. Чтение фрагмента.
2. Анализ прочитанного:
- Как разрешилась ситуация?
3. – Давайте попробуем предположить, о чём написал отец Петру в письме.
Самостоятельная работа учащихся по написанию письма (можно устно)
4. Чтение вслух вариантов работ детей.
5-ая часть.
1. – Давайте послушаем авторскую версию письма.
Чтение пятой, заключительной, части текста
- Поделитесь своими мыслями, впечатлениями о событиях, героях рассказа.
- А обратили ли вы внимание на то, что я не указала название произведения? Каким оно может быть?
Дети предлагают свои варианты, после чего учитель озвучивает вариант Владимира Волкова – «Фотография для друга».
2. Приём «Составление кластера».
Выясним:
1. Кто главный герой произведения? Почему именно он?
2. Что мы знаем о главном герое, иными словами, кто он есть?
3. Какой он (как сын, как солдат, как друг)?
На основании всего сказанного о герое рассказа составляем кластер.
внимательный
любящий
сындобрый
Пётрмолодой Хороший
Маматовсолдатдисциплинированныйчеловек
уважаемый
находчивый

преданный
другнадёжный
заботливый
Итог:
- Какие чувства связывали Петра и его собаку?
Рефлексия
Дети получают листочки в виде сердечек со словом “Любовь”
- Подберите 2 прилагательных, которые характеризуют ваше отношение к этому слову и запишите их на сердечках.
Любовь
Светлая, чистая, добрая, нежная
Сострадает, сопереживает, верит.
Она когда-нибудь придёт.
Счастье.
Любовь
Настоящая, вечная.
Окрыляет, вдохновляет, мучает.
Вместе в горе и радости.
Испытание.
Свои сердечки прикрепите на доску
Дом. задание: 1) сочинить рассказ о каком-либо животном.
2) Принести книгу по теме раздела.