Система здоровьесберегающих технологий в оздоровительной среде начальной школы МОУ СОШ с.Агафоновка Питерского района Саратовской области имени Героя Советского Союза Н.М.Решетникова»

Система здоровьесберегающих технологий
в оздоровительной среде начальной школы
МОУ СОШ с.Агафоновка Питерского района Саратовской области имени Героя Советского Союза Н.М.Решетникова»
Выстраивание системы здоровьесберегающих технологий, поддерживающих оздоровительную среду МОУ « СОШ села Агафоновка Питерского района Саратовской области имени Героя Советского Союза Н.М.Решетникова» я начала с диагностики «Здоровье учащихся в режиме школы».
констатирующий эксперимент
Учащиеся заполнили анкету «Мое здоровье», позволяющую выявить отношение младших школьников к своему здоровью, соблюдение гигиеническую норм.
Анкета для учащихся №1
1. Бывают ли у тебя жалобы, связанные со здоровьем, в течением уроков (болит голова, боль в спине, висках, ногах, усталостью глаз)?
2. Стараешься ли ты правильно сидеть за партой на уроках и дома?
3. Любишь ли уроки физкультуры?
4. Хорошо ли ты видишь, что написано на доске?
5. Что ты делаешь самым первым, когда встаешь утром (чистишь зубы и делаешь утреннюю зарядку, завтракаешь, смотришь телевизор).
6. Моешь ли ты руки после посещения туалета, прогулки, перед едой?
7. Чистишь ли зубы утром?
8. Считаешь ли ты курение опасным для здоровья?
В ходе анкетирования 40 учащихся младшего школьного возраста совместно с учителями начальных классов были получены следующие данные.
Около 70 % опрошенных учащихся предъявляют жалобы на здоровье в течение уроков и проявляется частыми головными болями, болями в спине, висках, ногах, усталостью глаз.
На вопрос о состоянии осанки учащихся мы получили следующие результаты: за письменным столом или партой всегда стараются правильно сидеть 58,58 %, «иногда» 7,85 %, остальные не следят за своей осанкой, что свидетельствует о высокой степени риска искривления позвоночника. Каждый пятый ученик начальных классов не всегда с удовольствием посещает уроки физической культуры по причине плохих условий занятий, однообразного проведения уроков, неумения выполнять определенные упражнения и задания.
Около 6 % видят плохо, что пишет учитель на доске. Данный показатель составляют учащиеся с неправильно занятым местом в классе и недостаточной коррекцией нарушений зрения.
На вопрос о том, что ты делаешь, когда встаешь утром, 70,71 % ответили, что пойдут чистить зубы, 12,14 % делать утреннюю зарядку, 9,28 % побегут завтракать, 7,87 % смотреть телевизор. Таким образом, наиболее оптимальный вариант (делать утреннюю зарядку) выбрал только каждый восьмой из опрошенных нами, при этом около 8 % учащихся начинают свой день с просмотра телепередач.
От организации гигиенических условий обучения, личной гигиены, гигиены быта, правильности представлений о гигиенических нормах и правилах во многом зависит состояние здоровья. Руки моют регулярно (после посещения туалета, прогулки, перед едой) только 70 % учащихся, вообще не чистят зубы 4 %.
О вреде курения большинство учащихся младших классов знает, но только каждый пятый считает курение опасным для всех.
На родительских собраниях было предложено родителям высказать свое мнение о влиянии режима школы на здоровье детей, обсуждался оптимальный режим дня для учащихся начальной школы, занимающихся в первую смену.
Анализ заболеваемости школьников начальных классов проводился учителя начальных классов совместно с медицинским работником школы. По классному журналу определяли количество дней, пропущенных каждым школьником по болезни. Эти цифры сверяются с цифрами в медицинских справках. Подсчитывается количество пропусков в месяц по классу, затем - в среднем на одного ученика. Анализ данных дает возможность выделить наиболее сложные периоды учебного года и спланировать необходимые мероприятия, сберегающие здоровье (откорректировать учебную нагрузку по месяцам, увеличить количество Дней здоровья, провести оздоровительно-профилактические мероприятия.
Провели оценку состояния здоровья совместно с медицинским работником школы учащихся начальной школы и выяснили количество практически здоровых детей и детей с хроническими заболеваниями:
Практически здоровые дети
(I группа) – 4,8%


(II группа) – 74,5%

Дети с хроническими заболеваниями
(III группа) – 19%


(IV группа) – 1,7%


Стало ясно, что необходимо оздоровление образовательной среды. Установили контакты с детской поликлиникой. Далее была предложена анкета для учащихся младшей школы, вопросы в которой были подобраны таким образом, чтобы можно было проанализировать:
- утомляемость в течение учебного дня;
- учебную перегрузку школьника;
- двигательная нагрузка на каждого ребенка в течение учебного дня, недели.
Анкеты для учащихся младшей школы №2.
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
Часто ли не ходишь в школу, потому что себя плохо чувствуешь?
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу?
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
Делаешь ли ты утреннюю гимнастику каждый день?
После школьных занятий гуляешь ли ты на свежем воздухе?
Часто ли ты выезжаешь на природу с родителями, с друзьями?
Занимаешься ли в спортивных секциях?
Результаты анкет интересуют нас больше всего в динамике процесса по оздоровления образовательной среды, поэтому проведение данной анкеты повторялось в контрольном эксперименте для анализа эффективности проведенной работы по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе.
Родителям и учителям начальных классов предлагалось также вести карту наблюдений за состоянием ребенка в течение учебного дня. В карту наблюдения за состоянием ребенка для родителей были включены следующие вопросы:
1. Ребенок под разными предлогами неохотно идет в школу ( не выспался, плохое общее самочувствие, болит живот, голова, горло и т.д.)
2. Долго собирается в школу, постоянно забывает необходимые вещи, не помнит расписание уроков, требует постоянного контроля родителей.
3. Возвращается из школы вялый, сонливый или, наоборот, чрезмерно возбужденный,
раздражительный, агрессивный.
4. Наблюдаются частые жалобы на усталость, головную боль, головокружение и т.д. (см. Приложение).
Анализируемые вопросы оценивались по 4-х балльной шкале: 0 – симптомы отсутствуют; 1 - слабо выражены; 2 - умеренно выражены, наблюдаются периодически; 3- ярко выражены, наблюдаются практически постоянно.
Интерпретация результатов поводилась последующим образом. Если суммарный балл оценки находится в пределах 0-15 состояние ребенка не вызывает тревоги, он справляется с учебной нагрузкой, нет перенапряжения. Если суммарный балл- 15-20, то следует обратить внимание на режим дня, проанализировать дополнительные нагрузки, выявить трудности, которые возникают. Если суммарный балл составляет больше 20 , то это свидетельствует о значительном напряжении, нарушении адаптации и ухудшении состояния психического здоровья. После сбора карт у родителей составляется сводная таблица по классу.
Результаты карт родителей представим в виде диаграммы.

















Динамика оценки данных, связанных с состояние ребенка по оценке родителей имеет следующую тенденцию – от класса к классу увеличивается процент детей, у которых увеличивается напряжение в учебе, нарушение адаптации и ухудшение состояния психического здоровья (оценка больше 20 баллов ) -1 класс – 12 % детей, 2 класс – 18 % детей, 3 класс – 22%, 4 класс – 25%. Одновременно уменьшается процент детей, которые стабильно справляются с учебной нагрузкой.
В карту наблюдения за состоянием ребенка, которую заполняли учителя, рассматривались вопросы, касающиеся состояние ребенка на уроке, дисциплинированность, активность, реакция на замечания, утомляемость, невнимательность, реакция на оценки, поведение на переменах, качество выполнения домашних заданий и другие ( см. Приложение).
Сумма баллов до 7 свидетельствует о том, что состояние ребенка не вызывает тревоги. При суммарном балле от 7 до 14 следует обратить внимание на проблемы ребенка, проанализировать режим его работы, нагрузку, трудности. При суммарном балле от 14 до 21 необходимо обратить внимание на состояние здоровья школьника; нормализовать режим, возможно, используя вариант щадящего режима; снять дополнительные нагрузки; детально проанализировать проблемы ребенка вместе с родителями, психологом, школьным врачом и разработать программу помощи ребенку.
формирующий эксперимент
Следуя принципу «Здоровье через образование» и реализуя Программу «Основы здорового образа жизни» в дошкольных учреждениях области и начальных классах общеобразовательных школ города Саратова и Саратовской области, я создала свою программу «Здоровый ребенок» и разработала план «Здоровый образ жизни в начальной школе»
Были намечены пути повышения эффективности обучения и воспитания учащихся для сохранения здоровья:
1. Формирование культуры здоровья учителей:
– теоретическое: циклы лекций, консультаций и самостоятельное изучение специальной литературы;
– практическое: сохранение собственного здоровья как профессионального качества.
2. Создание в школе условий для обучения без вреда здоровью:
– оздоровительная направленность обучения;
– использование здания и участка школы по назначению в соответствии с планировкой;
– адекватность учебных нагрузок;
- реализация межпредметных связей по вертикали и горизонтали.
Цель школьной программы – создания единого валеологического пространства для формирования (воспитания) личности, гармонично развитой физически и психически, в условиях нашей школы, а также задач программы:
– формирования устойчивой мотивации «на здоровье» у педагогов, учащихся, родителей;
– обучения основам здорового образа жизни;
– разработки и внедрения педагогических рекомендаций, программ по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе;
- разработки и реализации индивидуальных и коллективных программ оздоровления;
– мониторинга здоровья;
– формирования банка данных здоровья;
– организации и проведения пропагандистской работы по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни;
– формирования банка данных методических разработок, педагогических технологий.
Исходя из этого, определила следующие направления работы: организационные; профилактические; оздоровительно-восстановительные; диагностические; консультационные; пропагандистские; коррекционные; исследовательские; обучающие; воспитывающие.
Что было сделано для создания здоровьесберегающей среды в школе?
1. Создана система разноуровневого обучения и проводятся нестандартные коллективные занятия, интегрированные уроки. Это снизило напряженность в классе, прямую зависимость усталости от времени проведения урока (см Приложение).
Ведется работа по устранению перегрузки на уроке и строго дозируется домашнее задание.
В формировании представлений о здоровье, здоровом образе жизни школа может участвовать не только через систему воспитательной внеурочной работы, но и через образовательный процесс, включающий уроки природоведения, естествознания, окружающего мира.
Разработан ряд уроков, посвященных здоровью человека. Разработки содержат в основном нетрадиционный материал, направленный на развитие самостоятельности мысли учащихся, познавательных интересов и активизацию творческих возможностей. Я стремилась, опираясь на субъективный опыт учащихся, к тому, чтобы они умели поддерживать в себе веру в свои возможности быть здоровым, чувствовать ответственность за сохранение своего здоровья. Для этого использовала традиционные и нетрадиционные средства обучения .
На двадцатой минуте каждого урока проводится физкультминутку (специальные упражнения для снятия напряжения мышц шеи, позвоночника, рук, ног, глаз). Ежедневно проводится оздоровительный час с учащимися начальной школы.
Администрация школы следит за питанием в школьной столовой (завтрак, обед, полдник).
2. Учащиеся принимают активное участие в работе спортивного клуба «Олимпиец», где занимаются волейболом, баскетболом и др.
Проводятся внешкольные спортивные мероприятия, на которых пропагандируем здоровый образ жизни. Проводятся дни здоровья, некоторые праздники, отдельные уроки по разным предметам (физкультура, изобразительное искусство, окружающий мир ) на природе.
3. Проводится информационно-профилактическая работа: уроки «Познай себя», «Разговор о правильном питании» (II - III классы). Учителя начальных классов реализуют программу «Правильное питание». А в I классе учителя в занимательной форме, включая учащихся в театральную деятельность, проводят занятия факультатива «Про тебя самого», которые потом «выливаются» в школьные праздники «Чистота – залог здоровья», «Разговор о правильном питании» и т.д.
Родительские собрания часто посвящаются здоровью детей («Как сохранить зрение?», «Окружающая среда и здоровье человека», «Гигиенические условия нормального пищеварения» и др.).
В школе действует социально-психологическая служба.
Неоценимую помощь в работе оказывают школьный врач, медсестра и диетсестра. Они следят за питанием (расчет пищевых ингредиентов и калоража пищевого рациона 1 раз в 3 месяца), режимом учебных занятий, плотностью занятий по физкультуре, проводят регулярно медицинские осмотры учащихся.
контрольный эксперимент
По итогам работы учащимся 1-4 классов вновь были предложена анкета 2. Результаты анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сводные данные ответов на анкету учащихся 1-4 классах
(% утвердительных ответов к общему количеству учащихся в классе)
до и после проведенной работы по использованию
здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

№№
вопросов анкеты
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс


До проделанной работы

После проделанной работы
До проделанной работы

После проделанной работы
До проделанной работы

После проделанной работы
До проделанной работы

После проделанной работы


78% 65%
54% 52%
34% 31 %
38% 36%


52% 51 %
68% 49%
69% 58%
71% 68%


54% 58%
57% 61%
59% 63 %
53% 57 %


12% 8%
25% 10 %
34% 25%
51% 49%


38% 33%
41% 40%
48 % 46%
78% 68%


23% 27%
34% 37%
38% 41%
41% 47%


25% 31%
36% 39%
39% 41%
46% 47%


26% 29%
38% 41%
41% 47%
48% 53%


25% 36%
37% 39%
41% 45%
47% 49%


Анализ анкет учащихся начальной школы показал, что снизилось количество учащихся, которые испытывают физические перегрузки в течение учебного дня, изменилось отношение к собственному здоровью; увеличилось количество детей, которые стали делать утреннюю гимнастику; посещать спортивные секции.
Повторные карты наблюдений родителей за состоянием ребенка в течение учебного дня в конце учебного года показали следующую динамику.

















Динамика оценки данных, связанных с состояние ребенка по оценке родителей дает следующий результат – уменьшилось количество детей в каждом классе, у которых наблюдается напряжение в учебе, нарушение адаптации и ухудшение состояния психического здоровья (оценка больше 20 баллов ) -1 класс – 10 % детей, 2 класс – 15 % детей, 3 класс – 18%, 4 класс – 21%. Одновременно увеличился процент детей, которые стабильно справляются с учебной нагрузкой по сравнению с результатами начала учебного года по наблюдениям родителей.
Анализ работы в начальной школе по сохранению здоровья учащихся показал, что значительно сократилось количество простудных заболеваний и не прогрессируют хронические заболевания.
А учащиеся о своем здоровье говорят: «Если мы сами не позаботимся о своем здоровье, никто за нас это не сделает»; «Здоровый человек – это счастливый человек. Я занимаюсь танцами. Это помогает мне быть в форме, поддерживать хорошее настроение, следить за своим здоровьем»; «Главный путь к здоровью – спорт, правильное питание и знание своего тела и души».
Исследования, проведенные в школе, показали, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе имеет положительные результаты для сохранения здоровья учащихся, их физического развития и психологического комфорта. Меньше стало пропусков, связанных с простудными заболеваниями, заболеваниями органов дыхания и опорно-двигательного аппарата.
При изменении мобильности образовательной среды, а именно целенаправленного ориентирования образовательного процесса не только на академическую подготовку учащихся и развитие их валеологической грамотности, но и на их личностное развитие и саморазвитие, изменились и другие составляющие образовательной среды в сторону роста их активности.
Значительно выросла широта образовательной среды в связи с регулярным проведением всевозможных экскурсий, школьных спортивных мероприятий. За счет активности родителей, их участия в организации образовательного процесса выросла и осознаваемость образовательной среды. В педагогическом коллективе сформировалась команда единомышленников, которая разработала концепцию валеологического развития учащихся, постоянно вела семинар для педагогов, родителей и учащихся о здоровом образе жизни. Все это повлияло на рост показателей обобщенности образовательной среды.
В связи с постоянным общением учителей в неформальной обстановке (на прогулках, экскурсиях и пр.) улучшились взаимоотношения педагогов в коллективе (особенно в начальной школе) и повысились результаты эмоциональности образовательной среды.
Таким образом, изменение организации учебного процесса за счет увеличения двигательной активности повлекло за собой целый комплекс изменений, положительно повлиявших на развитие образовательной среды школы в целом и на развитие и сохранение здоровья каждого участника образовательного процесса, в частности.

100%


80 %


60 %


40 %


20 %


0 %




























1 Класс 2 Класс 3 Класс 4 Класс

- больше 20 баллов



- от 15 до 20 баллов



- от 0 до 15 баллов



100%


80 %


60 %


40 %


20 %


0 %




























1 Класс 2 Класс 3 Класс 4 Класс

- больше 20 баллов



- от 15 до 20 баллов



- от 0 до 15 баллов





15