Доклад Формирование двигательной активности обучающихся 2 ступени на уроках физической культуры

Тема выступления:
«Формирование двигательной активности обучающихся II ступени
на уроках физической культуры»







Выполнила:
Емельянова Светлана Юрьевна
учитель физической культуры
Благодатовского филиала
ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Глушицкий
Большечерниговского района
Самарской области

Самара, 2015г.







В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Необходимым условием развития
личности школьника является достаточная двигательная активность.
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 85% дневного времени
большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у
младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, бег,
игры) занимает только 16-19% времени суток. Малоподвижный образ жизни
ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга:
снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация
движений, увеличивается время мыслительных операций.
Тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья
ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем
физической и двигательной подготовленности, является ведущим во всех
программах обучения и воспитания общеобразовательных учреждений. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся, - это предмет “Физическая культура”.
Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, и внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Из вышесказанного ясно, что двигательная активность – залог здоровья.
Актуальность опыта заключается в разрешении тех противоречий, которые
были выявлены в ходе анализа моей педагогической деятельности:
1. Между распространенным малоподвижным образом жизни
обучающихся 2-й ступени и возросшими требованиями к укреплению и
сохранению их здоровья.
2. Между пренебрежительным отношением отдельных школьников к
занятиям физической культурой и необходимостью постоянного повышения
уровня их двигательной активности.
3.Между распространением вредных привычек в ученической среде и
современным курсом общества на здоровый образ жизни.
Важной проблемой в осуществлении физического воспитания
является формирование мотива к занятиям физической культурой и спортом.
Решение этой задачи возможно только при учете тех ведущих потребностей,
которые определяют жизнедеятельность человека.
Шамин А.М., автор теории формирования физкультурных потребностей
и способностей отмечает, что готовность личности к деятельности любого
рода есть единство трех сформулированных подсистем человека:
мотивационной (установки), информационной (знания), операционной
(умения). Все эти три подсистемы формируются и в процессе физической
культуры.
В процессе поиска путей, форм и методов активизации физического обучения, воспитания и оздоровления (повышения двигательной активности) школьников использую следующие нормативно- правовые документы:
1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного  общего образования, среднего (полного) общего образования) по физической культуре, утвержденного приказом Минобразования России от 17 декабря 2010 г. № 1897
2. Закон Российской Федерации « Об образовании» (статья 7)
3. Региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Самарской области (приказ Министерства образования и науки Самарской области от 04.04.2005г. №55- од)
4. Учебный план Благодатовского филиала ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Глушицкий
5. Авторскую программу (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по физической культуре. «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которого являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва - 2011г.
Из всего сказанного возникла тема актуального педагогического опыта, которая заключается в совершенствовании процесса преподавания физической культуры на основе формирования устойчивой потребности каждого школьника 2-й ступени в двигательной активности.
Цель - формирование личности каждого обучающегося, обладающей хорошим физическим здоровьем, способной адаптироваться к любым жизненным ситуациям, стремящейся к постоянному самосовершенствованию.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Формирование знаний по физической культуре и спорту, а также
умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
2. Развитие двигательных умений и навыков, способности к
рациональному выполнению физических упражнений.
3. Воспитание активной жизненной позиции, нравственных и волевых
качеств, способствующих сознательной потребности в занятиях физической
культурой и спортом.
Для решения поставленных задач осуществляю:
-мониторинг уровня физического развития и состояния здоровья школьников;
-совершенствование форм и методов проведения уроков и внеклассных
мероприятий, средств материально-технической базы.
Педагогический процесс, в первую очередь, направлен на развитие и
саморазвитие ученика, на создание соответствующей программе схемы
(модели) технологии, ориентирующей меня на управление занятиями
физическими упражнениями.
Для меня оптимальна технология физического воспитания школьников,
направленная на формирование двигательного режима. Педагогическое поле
моей деятельности выглядит следующим образом:
- утренняя зарядка;
- физкультминутки;
- урок физической культуры;
-«Час Здоровья»;
- занятия в секциях, кружках
- физкультурно – оздоровительные и спортивно – массовые мероприятия.
Для обеспечения оздоровительно-образовательного пространства
школьников осуществляю:
- непрерывное самообразование;
- совершенствование методического уровня;
- ведение мониторинга уровня физического развития обучающихся;
- связь с ДЮСШ, ЦДТ Большечерниговского района;
- связь с родителями;
- межпредметную связь;
- совместную работу с ФАП.
В разнообразной деятельности учащихся, занимающихся физической
культурой, выделяю четыре структурные функции педагогического труда:
конструктивную, коммуникативную, организаторскую и познавательную
Конструктивная функция моей деятельности заключается в разработке
(конструировании) планов по всем направлениям физического воспитания
школьников: урочному, физкультурно-оздоровительному, внеклассному,
общешкольному.
Таким образом, осуществляется планирование взаимосвязанных занятий
физическими упражнениями по формированию двигательной активности,
обеспечению готовности школьников к самостоятельному физическому
совершенствованию в процессе всей последующей жизнедеятельности. Все
это отражается в следующих документах:
- годовой план-график уроков физической культуры, определяющий
объем учебного материала на год;
- распределение программного материала по четвертям;
- поурочные планы на четверть;
- годовой план физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой
работы;
- план проведения дней здоровья в школе.
Какой бы содержательной ни была учебная программа, ее успешное
выполнение целиком зависит от профессиональной подготовленности
учителя, его педагогического мастерства. Считаю важнейшим условием
работы четкое планирование учебного процесса. Стараюсь правильно и
последовательно спланировать прохождение материала программы, исходя
из воспитательных и дидактических задач, климатических условий, уровня
подготовленности учащихся, оснащенности учебно-воспитательной базы,
личного опыта.
В своей работе применяю фронтальный способ организации труда
школьника. Его достоинства – максимальный охват учеников двигательной
деятельностью и, следовательно, большая моторная плотность урока. На
этапе повторения двигательных действий чаще всего использую групповой
способ, позволяющий наблюдать за выполнением школьниками заданий,
точнее дозировать их нагрузку и исправлять ошибки.
Достаточно полезен поточный способ организации учебного труда
детей, когда они, двигаясь один за другим, выполняют одно или несколько
упражнений, одинаковых для всего класса или группы. Этот способ
применяю лишь в тех случаях, когда учениками прочно освоены упражнения
и обеспечена надежная страховка.
Уделяю внимание индивидуальной работе с детьми, личностно-
ориентированному подходу. Это помогает ученикам овладеть умениями
самостоятельно заниматься физическими упражнениями, что особенно важно
для учащихся.
Для комплексного развития двигательных качеств и повышения
функциональных возможностей организма предпочитаю круговую
тренировку. Это форма занятий, при которой упражнения выполняются
детьми поочердно, на «станциях» в движении по кругу или всей группой
(фронтально) одновременно по замкнутой линии.
Использование перечисленных методов находит выражение в высоком
уровне двигательной активности детей.
Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье,
хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных
способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и
освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную
и спортивную деятельность.
Основы знаний по физической культуре я даю на вводных и заключительных уроках в каждой четверти, а так же в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей. Свои сообщения стараюсь подтверждать высказываниями великих людей. Дети знают, что движение – это жизнь. Ходьба – естественный способ передвижения. В отличие от естественных (бытовых) двигательных действий существуют физические упражнения (общеразвивающие, подводящие, соревновательные). «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». (Гиппократ – отец медицины). Ж.Ж. Руссо высказал такую мысль: «Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли».
Поскольку потребности в двигательной деятельности объективны и
определяются ощущениями, стремлюсь превратить объективное в
субъективное через мотивационную систему личности, т.е. установки,
интересы, желания, убеждения. Мотивирую поиском форм, методов,
соревновательными условиями.
Первую и начало второй четверти, четвертую четверть провожу на улице, что оказывает закаливающее воздействие на организм. Необходимым условием для проведения уроков на свежем воздухе (особенно зимой – лыжная подготовка) является систематичность занятий.
На уроках гимнастики использую музыкальное сопровождение,
упражнения с предметами, что вызывает удовольствие и повышает интерес
учащихся. На уроках занимаются дети основной и подготовительной групп, а также дети отнесенные к специальной группе, поэтому при оценке знаний и умений учитываю индивидуальные особенности, физиологические особенности, состояние здоровья. Урок должен быть увлекательным, этому способствуют проводимые мною игры и игровые ситуации, уроки-
соревнования по легкой атлетике, лыжной подготовке, спортивным играм.
Дважды в год провожу экспресс – тестирование УФГ (уровня физической готовности) школьников. Обязательные тестовые упражнения:
1.Тест «прыжок в длину с места» (для измерения динамической силы
мышц нижних конечностей).
2.Тест «Подтягивание на перекладине» (для оценки силы и силовой
выносливости мышц плечевого пояса).
3.Тест «Подъем туловища» (для измерения скоростно-силовой
выносливости мышц сгибателей туловища).
Диагностика физической подготовленности дает возможность
отслеживать состояние физического развития школьников, намечать
программу его совершенствования, своевременно вносить коррективы в
реализацию программы.
Источником возникновения мотивации является осознание
противоречия между предлагаемым стандартом и местом ученика в данной
системе (возникает проблемная ситуация критической самооценки) и
стремлением изменить это место. Противоречие выводит ребенка на
активную позицию поведения, что способствует его двигательной
активности.
Воспитанию интереса к урокам способствует использование таких
методических приемов, которые позволяют ученикам проявлять инициативу,
творчество, активность, самостоятельность. Например, из числа
обучающихся, добившихся лучших результатов на уроках, комплектую
сборные команды для участия в районных соревнованиях.
Этот прием особо действует на активность в самостоятельных занятиях.
Воспитание нравственности – важнейшая задача современной школы.
Сталкиваясь с нежелательными проявлениями реактивности на занятиях
физическими упражнениями, необходимо наряду с общевоспитательной
работой тактично, основываясь на убедительности, сдерживать учащихся в
чрезмерном увлечении избранными физическими упражнениями, строго
ограничивать нагрузки, рационально организовывать самостоятельную
работу, неуклонно повышать требования к точности действия и
сдержанности в эмоциональных проявлениях.
Навыки физкультурой деятельности закрепляются и совершенствуются во
время внеклассных, внеурочных и самостоятельных занятий.
В процессе педагогической деятельности реализую общешкольные планы
физкультурно-массовой работы.
Одним из главных назначений общественно – физкультурной практики
считаю всестороннюю подготовку активистов к общественно–физкультурной
деятельности: научить творчески применять усвоенные на уроках
физкультуры знания, умения, навыки; воспитать потребность и способность
к систематическим занятиям физическими упражнениями, спортом;
приобщить к самообразованию; привить вкус к изучению спортивной
литературы.
Повышению двигательной активности учащихся способствует
внутришкольная спартакиада, спортивные конкурсы, вечера, праздники. В
школе традиционно проводятся турниры по волейболу, футболу, настольному теннису, участие осеннем кроссе. Контакты с детьми, педагогическим коллективом, родителями помогают в повышении массовости занятий физической культурой и спортом в школе. Это позволяет мне варьировать содержание программного материала, формы и методы физического воспитания школьников.
Много лет я собираю и систематизирую по темам дидактический материал,
фонотеку для музыкального сопровождения занятий, мелкий инвентарь для проведения уроков и массовых мероприятий, фотографии о спортивной деятельности обучающихся для пропаганды здорового образа жизни.
Свою работу строю в основном на формировании мотивации обучения.
Мотивы учения подразделяются на внешние, исходящие от учителя,
родителей, класса, и внутренние, или истинные мотивы, имеющиеся у самого
учения.
Познавательный интерес, активность (интенсивность, прочность,
сознательность, систематичность), самостоятельность – важные компоненты
мотивации учения. Развитие ученика осуществляется не столько на основе
знаний, умений и навыков, сколько по пути совершенствования личности,
обучения ученика самостоятельно мыслить, принимать в жизни адекватные
обстоятельствам решения. При этом развитие строится на основе
закономерностей функционирования живой природы с учетом возрастных и
других особенностей обучающегося. Перечисленными ниже
обстоятельствами определяется эффективность процесса физического
воспитания школьников:
- спортивная и учебно-материальная база для занятий;
- врачебный контроль и санитарно-гигиеническое состояние мест занятий;
- учебная работа по физкультуре;
- физкультурно-оздоровительная работа в школе;
- внеклассная спортивно-массовая работа.
Изучая инновационные направления в области физической культуры,
работая по новой комплексной программе, стремлюсь к обеспечению
комплексного решения задач физического воспитания школьников при
взаимодействии всех форм, избранных в школе. Хорошим подспорьем
являются актуальные материалы из Интернета. Важным условием в своей
работе считаю доведение школьников до требуемой кондиции по
формированию их двигательной активности в практической работе.
Организация детей на участие в массовых спортивных соревнованиях
совершенствует уровень моих организаторских умений.
Познавательная деятельность учителя – источник творческой работы. Реализуя в процессе педагогической работы познавательную функцию, я совершенствует свое педагогическое мастерство, достигаю более высоких результатов обучения, воспитания и развития учеников.
Моя познавательная деятельность выражается в изучении:
-состояния здоровья учащихся (данные медицинского осмотра, которые
довожу до сведения родителей и педагогического коллектива);
-их физического развития (по результатам антропометрии);
-уровня развития физических качеств (провожу ежегодно мониторинг);
-двигательной подготовленности детей (в начале изучения темы
провожу контрольные срезы по определению степени технического
владения движениями);
-в изучении современной педагогической литературы и положительного опыта работы учителей физической культуры.
В процессе практики учителя физической культуры стремлюсь
систематизировать средства, методы и формы организации учебной
деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей.
Результативность опыта
Внедряя наиболее эффективные формы, методы и средства физического воспитания детей, позволило:
1. Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.
2. Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.
3. Выработать положительную динамику состояния здоровья учащихся.
Педагогически продуманная технология физического воспитания,
направленная на формирование двигательного режима школьников приводит детей к определенному уровню физического развития, укреплению их здоровья, достижению спортивных результатов.























Литература:
1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного  общего образования, среднего (полного) общего образования) по физической культуре, утвержденного приказом Минобразования России от 17 декабря 2010 г. № 1897
2. Закон Российской Федерации « Об образовании» (статья 7)
3. Авторская программа (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по физической культуре. «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которого являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва - 2011г.
4. Мишин, Б.И. Настольная книга учителя физкультуры: Справочно-
методическое пособие/ Б.И.Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»,
2003.- 526с.
5. Янсон, Ю.А. Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические
технологии/ Ю.А.Янсон. – Ростов -на -Дону: «Феникс», 2005. - 432 с.




15