Индивидуальный и дифференцированный подход при обучении математике.

Индивидуальный и дифференцированный подход при обучении математике.

Артамонова Лариса Владимировна учитель математики МКОУ СОШ №1 г.Лиски
Воронежской области.

Зачем надо изучать математику.
Слово «математика» в переводе с греческого означает знание, наука. И поэтому, если человек был сведущ в математике, то это всегда значило высшую степень учености человека . Но в жизни большинство людей относится к математике как к трудной и недоступной науке, без которой вполне можно обойтись. Часто слышишь вопрос: «Зачем надо изучать математику?»Учитель математики должен хорошо понимать , для чего действительно изучается его предмет в течение одиннадцати лет обучения детей в школе. Дело не только в том , что математика нужна в магазине, на базаре, чтобы правильно подсчитывать оплаты за покупки. Благополучие страны, основа ее развития- в интеллектуальном потенциале общества. А он закладывается, формируется в школе. Мы должны выучить, воспитать, подготовить к жизни человека, который будет энциклопедически образованным, гуманным, стойким и мужественным творцом и созидателем. Я учитель, на мой взгляд, глобальная цель образования состоит в том, чтобы помочь ученику лучше понимать процесс жизни, уметь ориентироваться в ней, быть способным найти свое индивидуальное место в жизни, помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. В связи с тем, что именно процесс обучения математике формирует у учащихся те необходимые качества: умение думать, критически анализировать свои мысли и идеи, т.е. рационалистический стиль мышления, становится понятной большая роль такого предмета, как математика. Выдающейся швейцарский педагог И.Г. Песталоцци утверждал, что знание математики позволяет более правильно воспринимать окружающий мир, находить истину, избегать искажений и предрассудков, укреплять здравый смысл.Он отмечал, что обучение арифметике чрезвычайно существенно и для экономического развития страны, и для благосостояния народа. «Умение правильно видеть и слышать - первый шаг к познанию мудрости, а счет- это тот столп, на котором покоится наше благосостояние, которое одарит сынов человеческих разумная и расчетливая жизнь.» (И.Г.Песталоцци).
На вопрос : « Для чего надо изучать математику?» в 1267 году английский философ Роджер Бэкон ответил так: «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не обнаружить своего невежества.»
Математика- метод и язык познания окружающего мира. Исходя из этого, я думаю, учителю необходимо понимать , что математике надо научить каждого ученика, различие может быть только в объеме изучаемого материала, в требованиях, предъявляемых к каждому ученику. Отсюда возникает проблема дифференцированного подхода к обучению математике.
Что такое дифференциация в обучении.
В течение нескольких лет педагогический коллектив нашей школы работает над проблемой «Личностно ориентированное обучение и профильная ориентация в условиях адаптивной школы». Эта проблема затрагивает вопросы дифференциации обучения. Я считаю, что в обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой этого предмета. Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих школьников. В то же время, мы знаем, что имеется большое число учащихся с явно выраженными способностями к этому предмету. Ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех школьников, не только сильных , но и тех, кому этот предмет дается с трудом или чьи интересы лежат в других областях.
Дифференциация образования является залогом предоставления каждому учащемуся равно высокого шанса достичь высот культуры, залогом максимального развития детей с самыми разными способностями и направлениями интересов.
Под дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик овладевает некоторым минимумом образовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно меняющихся условиях жизни, получает право на гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.
Дифференциация затрагивает все компоненты методической системы обучения и все ступени школы. Она может проявляться в двух основных видах. Первый выражается в том, что обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом. Этот вид дифференциации получил название "уровневая дифференциация".
Второй вид -это дифференциация по содержанию. Она предлагает обучение разных групп школьников по программам, отличающимся глубиной изложения материала, объемом сведений и даже номенклатурой включенных вопросов. Этот вид дифференциации получил название "профильной дифференциации". Оба вида дифференциации, уровневая и профильная , сосуществуют и взаимно дополняют друг друга в процессе школьного математического образования.
Воспитать ученика математически образованного, причем гуманными методами , в гуманных формах- тот идеал, к которому , по-моему, должен стремиться всякий цивилизованный учитель математики. На мой взгляд, гуманизация обучения означает прежде всего необходимость его дифференциации и индивидуализации. В любой современной педагогической технологии присутствует дифференцированный подход к обучению. Из педагогической литературы мы знаем, что проблема дифференцированного подхода к учащимся исследуется давно, в педагогике и методике ей всегда уделялось значительное внимание. В современных понятиях уровневая дифференциация основывается на планировании результатов обучения, явном выделении уровня обязательной подготовки и формировании на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Об этом говорится и в стандартах математического образования, документе задающем систему требований к математической подготовке учащихся. К важнейшим функциям стандартов среднего математического образования относится: повышение качества школьного математического образования путем предъявления обязательных требований к уровню подготовки учащихся, совершенствование учебного процесса в школе, прежде всего путем реализации уровневой дифференциации обучения.
Успех дифференцированного подхода в обучении математике, это известно из опыта, зависит от того, насколько ученик заинтересован в своей деятельности. На уроках я стараюсь поставить перед каждым учеником конкретные цели, которые он может выполнить, что активизирует познавательные способности ученика. Если известны цели и они доступны ученику, а их достижения поощряются, то для подростка нет ничего естественнее, как стремиться к их выполнению. Поэтому открытость уровней подготовки является механизмом формирования положительных мотивов учения, сознательного отношения к работе, позволяет привлечь самооценку ученика при организации дифференцированной работы.
Расскажу о своей работе по проблеме дифференцированного подхода в обучении математике. Педагогикой и психологией установлено, что по своим природным способностям , по уровню восприятия, неравномерности развития, а главное по специфике мыслительной деятельности учащиеся сильно отличаются друг от друга, и в классе появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому я стараюсь организовать уровневую дифференциацию работы учащихся на свех этапах урока: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле .
Дифференциация предусматривает два важных аспекта.
1.Обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками ( от репродукт
·ивного до творческого).
2. Обеспечение определенной степени самостоятельности детей в обучении ( от постоянной помощи со стороны учителя - работа по образцу , инструктаж и т. д. до полной самостоятельности).
Уровневая дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньше , а другим больше, а в силу того, что предлагая ученикам одинаковый объем материала , мы устанавливаем разные уровни требований к его усвоению. Важнейшее условие, дополняющее предыдущее, состоит в том, что в обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням. Я выделяю три уровня 1,2,3, разной степени сложности. 1 уровень -базовый, 2 уровень- высокий , 3 уровень- продвинутый. Задания 1 уровня зафиксированы как базовые. Выполняя их, ученик овладевает конкретным материалом по теме на уровне его воспроизведения. Задания 1 уровня должен уметь выполнять каждый ученик, прежде чем приступить к работе на более сложном уровне. Работа на 1 уровне требует многократного повторения материала, умения выделять главное, знание приемов запоминания. Поэтому здесь вводится инструктаж о том , как учить, на что обратить внимание, какой из этого следует вывод.
2 уровень обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных заданий на втором уровне вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материал 1 уровня, показывают функционирование и применение понятий.
3 уровень поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Здесь предусматривается свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий. Даются развивающие сведения, углубляющие материал, открывающие перспективы творческого применения знаний. Этот уровень позволяет проявить себя в дополнительной, самостоятельной работе.
В результате наблюдений за учениками, после беседы с родителями учащихся, класс я разбила на гомогенные группы , по-разному относящиеся к математике. Ученики и родители знали, что состав групп не закреплен раз и навсегда, можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами и желанием учащихся . Я считаю, что работа по группам облегчает организацию занятий в классе, создает условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями. Необходимость деления класса на группы объясняется еще и тем, что темп в овладении учебным материалом у разных учащихся разный. По этим причинам я разбила класс на группы : 1 группа- учащиеся , которые могут овладеть только обязательным результатом обучения, 2 группа - учащиеся, которые, кроме объяснения, нуждаются еще в рассмотрении образца решения, 3 группа –«сильные» учащиеся, которые после объяснения могут самостоятельно решать предложенные им задания.
Работа этих групп может проходить в рамках обычных уроков . Их можно также выделить и для отдельных занятий. Деление учащихся на группы в зависимости от достижения ими уровня обязательной подготовки носит объективный характер. Дифференцированная работа выглядит объективной и в глазах ученика и поэтому не создает почв для обит, способствует адаптации учащихся в процессе обучения. Важно, что ученик может самостоятельно оценивать свои возможности и выбирать для себя тот уровень целей, который соответствует его возможностям в данный момент времени. Ориентация на обязательные результаты обучения постоянно поддерживает подготовку ученика на опорном уровне. Это позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокие уровни на любом этапе обучения Все это является гарантией оперативности, гибкости, мобильности дифференциации, создает в классе атмосферу взаимного доверия между учителем и учеником, что способствует активному введению положительных мотивов обучения для разных категорий учащихся Именно такой подход к дифференциации обучения является существенным условием демократизации и гуманизации образования, адаптации учащихся в процессе обучения.
Итак, в чем же конкретно заключается дифференциация обучения? Это:
1.отбор содержания каждого уровня знаний и умений по теме;
2. подбор и составление задач разных типов для каждого уровня по
теме; 3. контроль знаний , умений и навыков.
При решении упражнений в классе ученикам предлагаю разные задания. Например, для "слабых" :" выбери из данных ответов верный ", " закончи запись". Для "средних": "назови правило, по которому выполнялось действие". Для "сильных": «поясни причину ошибки". Проверку усвоения пройденного материала провожу по-разному. Для "сильных" использую самоконтроль, для остальных взаимоконтроль, привлекаю консультантов. Самостоятельные и контрольные работы тоже разделяю на несколько видов: реши по образцу, выбери нужный ответ из нескольких, работа с дополнительным материалом. Самостоятельные и контрольные работы даю в трех или четырех вариантах. В каждом варианте выделяю обязательный уровень и более творческие задания.
Дифференцированный подход в обучении хорошо просматривается в применяемых мною "листах самоконтроля" в пятых, шестых, седьмых классах и "технологических картах" в более старших классах.
Что собой представляет " лист самоконтроля"? В нем указывается, что ученик должен знать, уметь и какими навыками обладать при изучении конкретной темы. В листах приводятся примеры заданий, которые обязательно должны решать все ученики ( 1 уровень), указываются задания для продвинутого уровня, приводится образец контрольной работы по данной теме. Такой лист разрабатывается по каждой теме и выдается каждому ученику на первом уроке изучения этой темы.
Что такое технологическая карта? По словам академика В.М.Монахова- это "рабочий документ учителя для проектирования учебного процесса".Идея применения технологических карт взята мною из методики академика Монахова. Технологическая карта вывешивается в классе заранее, до изучения темы, для изучения учащимися. Содержание учебной темы переводится на язык целеполагания и представляется в виде последовательности микроцелей. Целеполагание определяет содержание компонента диагностики, дозирование домашнего задания, компонента коррекции. Технологическая карта открывает возможность контролировать и знать достоверные сведения о продвижении каждого ученика в освоении изучаемого материала.
. И листы самоконтроля и технологические карты, на мой взгляд, позволяют реально осуществить принцип гарантированности образовательной подготовки учащихся. Налицо равноправное положение учителя и ученика (ученикам известны образцы самостоятельных и контрольных работ). Учащиеся знают требования к умениям и навыкам, освобождаются от перегрузок, сами вправе выбирать себе домашнее задание, выбирать подходящий для себя уровень сложности.
Проследить результаты обученности каждого ученика и класса в целом в течение учебного года и по годам позволяет мониторинг обученности учащихся. В мониторинге фиксируются результаты измерителей, четвертные и годовые оценки, подсчитывается средний балл, процент качества и степень обученности учащихся.
Большое внимание я уделяю созданию комфортности на уроке, безопасности ученика. С этой целью на уроке я применяю элементы здоровьесберегающей технологии Базарного. В младших классах - это физпаузы, достаточно частая смена динамических поз, в старших классах- это работа с офтольмотренажером, постоянная смена зрительных горизонтов. Стараюсь на уроках поддерживать атмосферу уважительности и доверия друг к другу. Все перечисленное, я считаю, играет большую роль при обучению любому предмету.

Heading 1Default Paragraph Font Table Normal
No ListBody Text IndentBody Text Indent 2Body Text Indent 3 Document Map No Spacing