Дидактические игры в обучении детей младшего школьного возраста

Дидактические игры в обучении детей младшего школьного возраста
Мы придаем такое важное значение детским играм,
что если б устраивали учительскую семинарию,
мужскую или женскую, то сделали бы
теоретическое и практическое изучение детских игр
одним из главных предметов.
К.Д. Ушинский

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. Под ведущей понимается та деятельность, в процессе которой происходит качественное изменение психики детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.
Сущность игры как одного из основных видов деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра есть средство познания действительности, и рассматривается как: 1) особое отношение личности к окружающему миру; 2) особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность; 3) социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру); 4) особое содержание усвоения; 5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка; 6) социально-педагогическая форма организации детской жизни и детского общества.
Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, но даже в младшем школьном возрасте игра продолжает оказывать большое влияние на развитие познавательных процессов, свойств и состояний личности детей.
Поэтому, одним из эффективных методов обучения в 1–ом классе и приемов работы в последующих классах является дидактическая игра.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с "серьёзным" учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка, как вид деятельности, организуемый в процессе обучения с целью развития познавательных интересов.
Дидактическая игра наряду с упражнениями нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой деятельности школьников. Однако в отличие от упражнений игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков.
В практике работы школы иногда смешивают дидактическую игру и упражнение. По всей вероятности, это происходит из-за общности учебных задач, которые решаются данными методиками.
При этом упускается из виду тот факт, что дидактическая игра кроме познавательных задач имеет собственно игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения.
Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:
1) игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С.Выготский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
2) освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
3) имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;
4) недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
1)дидактическая задача;
2)игровая задача;
3)игровые действия;
4)правила игры;
5)результат.
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета. Дидактическая игра кроме познавательных задач имеет собственно игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения. Игровая задача осуществляется детьми. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Так, в игре “Домино” игровой задачей будет правильная постановка фишек, образующих целое слово; в игре “Часы” установка часовой и минутной стрелок на слоговых структурах, так же образующих слова. Учебной задачей в обеих играх является закрепление представлений о слоговой структуре слов, навыка узнавания слогов “ в лицо”.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
Подведение итогов – результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы. Так как именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Для организации и проведения дидактической игры необходимы следующие условия:
- наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр;
- выразительность проведения игры;
- необходимость включения педагога в игру;
- оптимальное сочетание занимательности и обучения;
- средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
- используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
1 – игры с предметами (игрушками, природным материалом);
2 – настольно- печатные;
3 – словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: младшие школьники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Игры с природным материалом учитель применяет при проведении таких дидактических игр, как “Чьи следы? “, “От какого дерева лист?”, “Разложи листья по убывающей величине” и.т.д. В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи.
Подбор картинок по общему признаку – классификация. Здесь от учеников
требуется обобщения, установление связи между предметами.
Составление разрезных картинок направлено на развитие у детей умения из отдельных частей составлять целый предмет, логическому мышлению. Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений направлено на развитие речи, воображения, творчества у младших школьников.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
Для педагогов важно продумать поэтапное распределение игр, в том числе и
дидактических, на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, увлекательной, включать детей в разные виды деятельности. Следовательно, игра, может быть проведена на любом этапе урока, а также на уроках разного типа. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников.
Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра выступает как средство побуждения и стимулирования деятельности школьников. При этом дидактическая цель ставится перед учениками в форме игровой задачи, их учебная деятельность подчиняется общим игровым правилам, введение элементов состязательности и соревнования способствует более успешному переходу дидактических задач в разряд игровых, а учебный материал используется в качестве игрового средства. Наконец, игровым результатом выступает успешное выполнение дидактического задания. "Ситуация успеха", созданная в результате успешного выполнения игрового задания, выявление и поощрение победителей, подчеркивание достижений каждого ребенка формируют у учащихся положительный настрой на решение любой учебной задачи. Что в значительной степени повышает интерес детей к той или иной предметной области, в целом активизирует их умственную, речевую, творческую деятельность и влияет на развитие устойчивой положительной учебной мотивации.
Пономарева Н.В. учитель начальных классов
БОУ города Омска «СОШ № 93»

Приложение
"Первоклассник" ( Пономарева Н.В.)
Дидактическая задача: закреплять знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе; воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.
Игровая задача: собрать портфель первокласснику.
Игровое правило: собирать предметы по сигналу.
Игровое действие: соревнование - кто быстрее соберёт в портфель всё необходимое для школы.
Ход игры: на столе у педагога лежат два портфеля. На других столах лежат разные вещи, среди которых учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др.
К столу выходят двое играющих; по команде педагога они должны отобрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в портфель, закрыть его. Кто сделает это первым, тот и выиграл. Дети, выполнившие задание, выбирают вместо себя других участников. Остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают участников. В игре закрепляются названия и назначения всех предметов. Педагог обращает внимание на то, что нужно не только быстро всё складывать, но и аккуратно, поощряет тех, кто точно выполнил все правила в игре.
Вариант 2: одна пара ребят складывает в портфель всё необходимое, другая - достаёт из него собранные вещи и аккуратно раскладывает их на полочке (на столе), отдельно в стопки помещая учебники, тетради, альбом и т.д.
Игра "Магазин игрушек"
Дидактическая задача: развивать умения выделять первый звук (гласный или согласный) в слове.
Игровая задача: "купить" игрушку.
Игровые правила: игрушка продается только тогда, когда правильно определен первый звук названия игрушки.
Игровые действия: выбрать игрушку, определить первый звук, заплатить за игрушку чеком- буквой.
Ход игры: педагог раскладывает на столе игрушки: кукла, дудка, зайка, ослик, утенок, автобус, барабан, мяч и предлагает детям поиграть в «магазин: "Я буду продавцом, а вы - покупателями. Подумайте, какую игрушку вы хотите купить. Но, покупая игрушку, вы должны заплатить за нее чеком-буквой, точно выбрав ту, которая обозначает первый звук в названии игрушки". Надо также объяснить, какой это звук - гласный или согласный. Если ответ правильный, игрушка считается купленной. Ученик берет ее на парту, чтобы на перемене поиграть. Педагог следит за тем, чтобы все ученики правильно и отчетливо проговаривали слова.
Игра "Живые буквы" 
Дидактическая задача: развивать умения определять последовательность звуков в слове, проводить звукобуквенный анализ.
Игровая задача: ученики, имеющие карточки с буквами, составляют слово.
Игровые правила: быстро построится в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв.
Игровые действия: соревнование – чей ряд быстрее составит слово.
Ход игры:Вариант 1. Каждому ряду даются карточки с буквами, на каждого ученика по одной букве. Учитель называет слово. Ученики строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в правой руке.
Вариант 2. Учитель дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Ученики одного ряда должны самостоятельно составить слово из букв, построившись в шеренгу.
На своих уроках я часто использую игру "Домино", в которую любят играть мои ученики. В пособии Дмитриевой О.И. и Мокрушиной О.А. представлены варианты игры "Домино" по истории. Я использую эту игру на всех учебных предметах. Предлагаю Вам вариант игры по русскому языку по теме "Глагол" (4 класс) и по литературному чтению.
Игра "Домино" по теме "Глагол"
Дидактическая задача: закрепить знания детей по теме "Глагол".
Игровая задача: составить верную цепочку из карточек "Домино".
Игровые правила: по сигналу учителя участники каждой команды составляют цепочку из карточек.
Игровые действия: соревнование – чья команда быстрее составит цепочку.
Ход игры: Учитель заранее заготавливает 3 комплекта карточек.
Класс делится на 3 команды. Каждой команде выдается комплект карточек.
I спряжение
Что делать?
Что сделать?
неопределенная форма глагола
Что делаю?
Что делаем?


1 лицо
Что делаешь?
Что делаете?

2 лицо
Что делает?
Что делают?


3 лицо
Частицы -ся, -сь
пишутся с глагол.

слитно
Не с глаголами
пишется


раздельно
Суффикс -ть(-ти)-

суффикс неопр. формы глагола
Суффикс -л –


суффикс прош. времени
Глаголы на
-ить (кроме искл.)
II спряжение
Глаголы на -еть,
-оть, -ать, -уть

(Разрезать на прямоугольники по жирным линиям.)
Побеждает команда, быстрее составившая верную цепочку из карточек "Домино".
Подводятся итоги игры. Награждаются победители.
Игра "Домино" по лит. чтению
Бажов
Валентин Дмитриевич
Берестов
Эдуард
Николаевич

Успенский

Виктор Юзефович
Драгунский
Борис Владимирович

Заходер

Константин Георгиевич
Паустовский
Николай Николаевич

Носов

Виталий
Валентинович
Бианки
Виктор
Петрович

Астафьев
Михаил
Михайлович
Пришвин
Павел
Петрович


 Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 176с.
 Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 176с.

 См.: Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. М.: "ВАКО", 2004, -368 с.









13PAGE 15


13PAGE 14915




 Игровые технологии обучения в начальной школе: Практическое пособие / Авт.-сост. Е.В.Калмыкова. – М.: АРКТИ, 2007.

 Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304с.

 Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224с.

 Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, 1976. – 128с.

 Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1982. – 96с.

 Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, 1976. – 128с.

 Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн.для воспитателя дет сада. - М.: Просвещение, 1991. – 160 с.




15