Разработка урока по теме «Вступление на престол Александра II и отмена крепостного права в России»


Тема урока : «Вступление на престол Александра II и отмена крепостного права в России».
Цели урока :
-образовательные : познакомиться с личностью Александра II; определить необходимость отмены крепостного права в России и изменения всего существующего строя;
-развивающие: развивать и закреплять умения использования и применения ранее полученных знаний в новой ситуации; приводить аргументы и доказательства; продолжение отработки навыков работы с учебником, документами и их анализа;
-воспитательные : показать на конкретных примерах всю уродливость данного явления в российской истории; доказать недопустимость владения людьми друг другом.
Организационный момент
Изучение нового материала
Обучающиеся работают с текстом В.А.Федорова «Конец крепостничества в России».М.,1994.С.5.
Итак, вы поработали с текстом. «О каком сословии населения России XIX века говорится в отрывке?» (о крепостных крестьянах)
-Каково положение в обществе в это время у них было? (крепостные крестьяне были личнозависимы от помещиков и др.)
Как называлось то явление, о котором говорится в тексте? (крепостное право). Как вы думаете оно унижало человеческое достоинство?(конечно да), с этим положением дел в стране можно было мириться или необходимо что-либо менять? (Да, надо было отменить крепостное право).
Кто сможет ответить, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? (Отмена крепостного права в России). Хорощо.
А при каком императоре это случилось мы узнаем из сообщения. Выступает ученик с сообщением и личности Александра II. (Захарова Л.Г. Александр II. Российские самодержцы: 1801-1917 гг.М., 1994. С.163-171.)
Из сообщения узнаем, какие события и черты характера повлияли на решение императора отменить крепостное право.
Как видим, в отмене крепостного права был заинтересован даже сам император.
Далее, давайте посмотрим как отражалось крепостное право на развитии страны в целом. Работаем с картой «Экономические развитие России половине XIX века»+статистические данные. О каких явлениях можно говорить? (развитие сельского хозяйства в основном экстенсивным путем, промышленность была развита слабо).
Какие еще причины отмены крепостного права были? Об этом мы узнаем из учебника. Откройте страницу 143-145 и выделите причины.
Таким образом, крепостное право тормозило развитие общества в масштабах всей страны.
Но, для того, чтобы отменить крепостное право была необходима подготовка. Это и делает император. Он назначает Ростовцева Я.И. (фрагмент фильма), также были созданы соответствующие организации.
Работа с меловой схемой. Учитель рассказывает о задачах и функциях каждого из них, принятых документах и тогах деятельности. Учитель подчеркивает, что для работы комиссии обязательно собиралась статистика по земельным вопросам, производились расчеты, изучался опыт решения вопроса в Пруссии, Австрии и Франции.
Сначала ученики сами выписывают эти учреждения, а потом проверяем по схеме.
Учреждения, занимающиеся подготовкой реформ Обязанности
Гос. Совет
Секретный Комитет с 1858 г.
Главный Комитет по крестьянскому вопросу Завершение обсуждения проекта закона
Редакционные комиссии (председатель Я.И. Ростовцев) Внесение поправок и изменений в проект
Губернские дворянские комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян Рассмотрение материалов, представленных губернскими комитетами, составление единого проекта закона
В итоге был разработан Манифест об отмене крепостного права, Александр II подписал его 19 февраля 1861 года. Каковы были его основные положения, об этом вы узнаете из учебника на странице 145-146.
Чьи интересы помещиков или крестьян соблюдались в большей степени? (помещиков). Как вы думаете почему Александр II согласился на переработку проекта редакционных комиссий в целях «выгод помещиков» ?
Работа со схемой
Изменения в положении крестьян Изменения в положении помещиков
Получили личную свободу
Не могут подвергаться телесным наказаниям
Возможность ведения хозяйства самостоятельно
Сделки могут осуществлять от своего имени
Возможен переход в другие сословия Потеряли личную власть над крестьянами
Могут сдавать земли в аренду
Могут «отрезать» земли у крестьян в свою пользу
Закрепление изученного материала, работа с поэмой Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»(раздаточный материал):
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости,
Из смежных деревень –
Заплатова, Дырявина,
Разутова,
Горелова,Неелова,
Неурожайна тож.
-Определите время, когда могло происходить действие поэмы? (С 1861 по 1881 гг., когда всех временнообязанных крестьян переводили на обязательные выкупы.)
-Как называются губерния, уезд и деревни, из которых были мужики ?
-Объясните почему автор дал именно такие названия?
Домашнее задание :§23, записи выучит, в.6, в.7.письм.