ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ВОСПИТАТЬ ПАТРИОТА»

Департамент образования администрации
города Нижнего Новгорода
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 79 им. Н.А. Зайцева»





ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
«ВОСПИТАТЬ ПАТРИОТА»
Возраст участников 11-15 лет.
Срок реализации 5 лет.




Автор:
Классный руководитель
5 «З» класса
Никонова Ирина Валентиновна






г. Нижний Новгород
2016 г. Пояснительная записка.

В человеке порядочном [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] есть ни что
иное, как желание трудиться на пользу своей
страны, и происходит не от чего другого, как
от желания делать добро, сколько возможно
больше и сколько возможно лучше.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда стояла в центре внимания педагогической науки, всего общества, так как любовь к Родине, стремление к её процветанию является основой могущества государства. В последнее время в России происходят коренные изменения. С одной стороны, улучшается социально-политическое, экономическое положение страны; возрождается вера в силу российской армии, русского оружия и русского солдата. С другой стороны, в сознании большинства людей широко распространяется равнодушие, эгоизм, агрессия, снижается воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как основных факторов формирования патриотизма. Особая роль в решении данных трудностей отводится гражданско-патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях. Эта работа направлена на воспитание и развитие у подрастающего поколения лучших человеческих качеств, формирование мировоззрения, социально-нравственных ценностей, норм поведения.
Гражданско-патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между детьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены дети и молодые люди. В этом проявляется общая закономерность воспитательного процесса, стержнем которого является целенаправленное формирование и развитие личности в коллективе и через коллектив. Подчинение личных интересов общественным, товарищеское сотрудничество, готовность к взаимодействию и взаимопониманию – необходимые предпосылки патриотического самосознания. Подлинный патриотизм, если это необходимо, мобилизует все основные факторы групповой сплоченности: единство базовых ценностей и ориентаций множества людей, ясность  и определенность коллективной цели, кооперативную взаимозависимость всех, кто эту цель разделяет.
Предпосылкой и результатом патриотического сплочения и единства является коллективистское самоопределение личности – солидарность личности с группой на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными нормами и ценностями.
Вместе с тем понятно, что гражданско-патриотическое воспитание не может быть сведено к преобразованию социальной среды, внесению в нее начал коллективистского самоопределения и коллективной идентичности. Успешность формирования коллектива определяет эффективность практик конкретных воспитательных систем, но не системы патриотического воспитания на государственном уровне. Патриотическое образование всего общества, и, в первую очередь, подрастающего поколения, приобретает огромное значение. Это основное направление моей воспитательной системы. Развитие морально-волевых качеств, чувства патриотизма и любви к государству без привития любви к своей малой Родине невозможно. В нашем классе не случайно встал вопрос о важности работы по гражданско-патриотическому воспитанию и привлечении самих обучающихся к активной деятельности в этом направлении. Проведенное в начале учебного года анкетирование показало, что не все имеют четкое представление о том, что такое патриотизм, гражданственность, какой смысл необходимо вкладывать в эти понятия.
Статистический и качественный анализ результатов исследования позволил определить основные тенденции формирования гражданской позиции обучающихся и направления в определении понятий «гражданственность-патриотизм». Подтверждается предположение о том, что мы можем наблюдать ярко выраженную дисфункцию воспитательной системы: понятия, призванные формировать мировоззренческую и гражданскую позицию молодого человека, оказываются фактически не связанными между собою. Наблюдается определенный «идеологический разнобой». Респонденты демонстрируют идеологическую «пустоту» – невозможность наладить логические связи между предложенными ответами. Обучающиеся показали неправильное понимание понятий «Родина» и «патриотизм». Имеющееся чувство гордости за страну у респондентов практически никаким образом не связано с представлением о ее будущем развитии. В целом, у молодежи нет устойчивых понятий, имеет место идеологический разнобой. Спорт, успехи в войнах являются причиной гордости за свою страну. При этом настораживает нетерпение в отношении лиц иной национальности в нашей стране (практически 50%) и четко выраженные националистические настроения в отношении представителей определенных народов более чем у 30% респондентов. Это говорит о том, что мы имеем дело с некоторым агрессивным чувством национальной гордости, которое, как правило, свойственно людям, проживающим национальное унижение. При этом переживание этого чувства стимулируется сугубо внешними успехами Российской Федерации – спорт, былые военные успехи.       Таким образом, можно считать, что социологическое исследование подтверждает гипотезу о том, что воспитание и молодежная политика, опирающиеся на понятия гражданственности и патриотизма, но используемые независимо друг от друга и от иных понятий, уточняющих их значение, могут привести к выхолащиванию этих понятий и к отсутствию у подростков ясных представлений об их значении и своей реальной позиции.
Это вызвало необходимость создания воспитательной системы класса «Воспитать патриота», сделав в ней акцент на патриотическое воспитание. Данная воспитательная система призвана систематизировать и углубить всю деятельность класса, семьи и социума по формированию патриотического воспитания подрастающего поколения.
Духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание граждан Российской Федерации является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Поэтому в создании системы «Воспитать патриота» мы опираемся на важнейшие государственные акты: Закон Российской Федерации «Об образовании», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Главным стержнем воспитательной системы является воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребность творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.



















Аналитическая записка.

К сожалению, некоторые черты современного мира характеризуются жестокостью, насилием, разобщенностью, нетерпимостью. И действительно, многие происходящие вокруг нас социальные и политические события вызывают глубокое чувство тревоги. В нашем мире так много зла и насилия Порой бывает страшно от мысли, что в нем предстоит жить нашим детям. А откуда берутся насилие, зло, несправедливость, взаимное непонимание и, как следствие этого, конфликты разной величины? Не прорастают ли они корнями в нашем детстве?
С этим вопросом достаточно близко я столкнулась, когда в 2015 году взяла девятый класс. С первых дней моей работы я обратила внимание на немотивированную агрессивность детей, которая выражалась в ежедневных конфликтах между детьми, увлеченность компьютерными военными играми, что создавало трудности в моей работе на этапе адаптации детей в 9 классе. Приходилось большое количество времени тратить на разрешение конфликтов. Я использовала многое из своего педагогического арсенала: ласку, внимание, сочувствие, заботу. Но ничего не помогало. Дети не умели наладить взаимоотношения друг с другом. Поэтому, при планировании работы с 5 классом, пришлось большое внимание уделить данной проблеме.
Для исследования уровня агрессивности детей предыдущий классный руководитель использовала тест «Уровень агрессивности у ребенка» Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М. (приложение 1).
13 EMBED Диаграмма Microsoft Excel 1415

Рис.1 Уровень агрессивности детей

На данной диаграмме (рис.1) видно, что в классе преобладает средний уровень агрессивности (64 %). Детей с низким уровнем – 14%. Процент детей с высоким показателем достаточно велик – 22%.
С целью изучения уровня сформированности детского коллектива, была проведена диагностика по методике А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив» (приложение 2).
Ответы школьников оценивались по пятибалльной шкале, соответствующей пяти ступеням развития коллектива. Результаты показаны на рис. 2

13 EMBED Диаграмма Microsoft Excel 1415
Рис. 2 Уровень развития классного коллектива.

Значительная часть класса (68%) на данном этапе считает похожим свой классный коллектив на «песчаную россыпь» - вроде все вместе, и в то же время все сами по себе. То есть на диаграмме (рис.2) видно, что ученики не считают свой класс сплоченным коллективом. Этот показатель не является отрицательным, так как коллектив находится на начальном этапе формирования.
Следующий критерий, который я изучила - это уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения. Для меня, как для классного руководителя, это важно, так как именно классный руководитель играет ведущую роль в организации сотрудничества между семьей и школой. Исследование я проводила по методике Е.Н.Степановой (приложение 3). Полученные результаты таковы (рис.3):

13 EMBED Диаграмма Microsoft Excel 1415

Рис.3 Уровень удовлетворенности родителей
деятельностью образовательного учреждения.

На данной диаграмме видно, что у родителей преобладает средний уровень удовлетворённости деятельностью образовательного учреждения (53,5%). Есть и родители с высоким уровнем (17,9%). Но также здесь видно, что и достаточно высок процент родителей с низким уровнем удовлетворённости деятельностью образовательного учреждения (28,6%).
Анализируя сложившуюся ситуацию, я пришла к мысли, что, воспитывая детей в школе, необходимо закладывать в их неокрепшее нравственное сознание не просто тягу к добру и справедливости, а умение понимать и принимать себя и окружающих, какими бы они ни были: своими взглядами, своими привычками, к какой бы ни принадлежали национальности, культуре, любовь к Родине и родному дому. Необходимо формировать такие базовые компетентности, которые бы помогли будущему гражданину нашей необъятной, многонациональной родины быть толерантным во всех отношениях и на этой базе стать настоящими интеллигентными людьми. И все это необходимо делать в тесном контакте с семьей, так как именно семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса. Но, вместе с тем, в большинстве семей имеет место неправильный подход к ответственности родителей за воспитание ребенка (большая доля ответственности ложится на школу)
Именно поэтому я решила начать реализовывать воспитательную программу «Воспитать патриота» в 5 классе. Она охватывает возрастной период среднего школьного возраста (5-9 класс), в системе, создает условия для формирования основных базовых компетентностей социального, нравственного и коммуникативного характера.

Характеристика коллектива.

Социальный паспорт класса

Количество учащихся:
В классе всего 28 человек, из них 14 девочек и 14 мальчиков.
Воспитываются:
20 детей - в полных семьях;
8 детей - в неполных;
Состав семей:
с одним ребёнком – 12
с двумя детьми – 13
с тремя детьми – 3.






Образование родителей: всего родителей- 40
среднее – 8
среднее профессиональное –5
среднее специальное – 9
высшее профессиональное – 6


Почти все родители стараются создать лучшие условия для всестороннего развития своих детей. У всех детей созданы условия для выполнения домашнего задания, дополнительного образования. Папы и мамы активно участвуют на родительских собраниях и помогают детям во время внеклассных мероприятий. В основном идёт нормальный   процесс  формирования и развития коллектива.



Характеристика класса

Класс состоит в основном из детей русской национальности - 24 человека

Мальчиков –14 человек (50%)
Девочек – 14 человек (50%)

Увлечения:
Компьютерные игры – 14 человек
Спорт – 15 человек
Музыка – 2 человека
Рисование – 3 человек
Ничем не занимаются – 3 человека

Постепенно учащиеся класса привыкают чувствовать себя единым коллективом с общими интересами. В основном, в классе преобладает хорошее настроение, но не совсем активное отношение к учёбе. Также идет процесс развития коллективистских устремлений, организованности, самостоятельности. В коллективе присутствует не только критика, но и самокритика. В группах ценят  познавательную активность, дружелюбие. Отрицательным моментом считаются ябеды и жалобы, лживость. Интересы в классе самые разнообразные. Среди них - интерес девочек к музыке и изобразительной деятельности. Мальчики интересуются компьютерными играми и спортом.
Что касается поведения,   то можно сказать, что положительного в общении – доброжелательности,  отзывчивости, чуткости – у них меньше, чем агрессивности, эгоизма, грубости. Хотя, правила хорошего тона знают все, но не умеют сдерживать себя. На переменах отличаются своим громким голосом, шумят, стараются перекричать друг друга.
Дети чувствуют себя комфортно, нашли себе друзей, стремятся прийти на помощь. Расти, воспитывать детей такими помогает чётко налаженная система работы  детского  самоуправления и система работы с родителями.
В целом, класс дружный. Ребята легко отзываются на просьбы учителя и своих одноклассников о помощи, активно и добросовестно выполняют порученное им задание, принимают участие во всех классных и внеклассных, а также школьных мероприятиях.

Дополнительное образование детей.

Интересы детей разнообразны и на сегодняшний день таковы: секции каратэ, футбола, баскетбола; музыкальные школы; творческие мастерские, кружки художественно-эстетической направленности (ИЗО, рукоделие).


Занятость учащихся во внеурочное время (вне школы)

№ п/п
ФИО учащегося
Занятость в кружках и секциях
Поручения






1
Авдеева Виктория Александровна



2
Алексеев Адам Леонидович



3
Ахапкина Карина Денисовна



4
Белуданова Кристина Александровна



5
Буров Алексей Сергеевич



6
Гиляревская Ксения Михайловна



7
Гришанова Елена Александровна



8
Игошин Максим Алексеевич



9
Клевченкова Ярослава Евгеньевна



10
Кузина Екатерина Игоревна



11
Ледовский Владислав Андреевич



12
Ледовский Олег Андреевич



13
Лукоянов Михаил Владимирович



14
Макарова Мария Александровна



15
Маринин Дмитрий Сергеевич



16
Москов Никита Андреевич



17
Попков Данила Дмитриевич



18
Попкова Яна Вадимовна



19
Расоян Светлана Мурадовна



20
Ренковек Данила Дмитриевич



21
Ренковек Дарья Дмитриевна



22
Слюнин Кирилл Александрович



23
Смоян Айлаз Азизович



24
Смурова Наталья Игоревна



25
Таширев Артем Дмитриевич



26
Усоян Лейла Мушеговна



27
Усоян Эмиль Мушегович



28
Цаплина Екатерина Романовна




Занятость учащихся во внеурочное время (в школе)

Список класса
«Футбол»
«Спортигровик»
«Волшебный мир красок»
«Рукодельница»
«Юные инспекторы движения»
«Юный эколог»

Авдеева Виктория Александровна







Алексеев Адам Леонидович







Ахапкина Карина Денисовна







Белуданова Кристина Александровна







Буров Алексей Сергеевич







Гиляревская Ксения Михайловна







Гришанова Елена Александровна







Игошин Максим Алексеевич







Клевченкова Ярослава Евгеньевна







Кузина Екатерина Игоревна







Ледовский Владислав Андреевич







Ледовский Олег Андреевич







Лукоянов Михаил Владимирович







Макарова Мария Александровна







Маринин Дмитрий Сергеевич







Москов Никита Андреевич







Попков Данила Дмитриевич







Попкова Яна Вадимовна







Расоян Светлана Мурадовна







Ренковек Данила Дмитриевич







Ренковек Дарья Дмитриевна







Слюнин Кирилл Александрович







Смоян Айлаз Азизович







Смурова Наталья Игоревна







Таширев Артем Дмитриевич







Усоян Лейла Мушеговна







Усоян Эмиль Мушегович







Цаплина Екатерина Романовна








Таким образом, изучив интересы и возможности ребят, важно сделать все возможное, чтобы их детские убеждения воплотились во взрослые поступки гражданина, для которого приоритетным становится уважение к законам государства; разнообразная и продуктивная деятельность на благо общества, государства и личности; уважение национальных и личностных свобод, как окружающих, так и своих.
Кроме того, анкетирование родителей, проведенное в классе, указывает на высокий потенциал семьи. Семья может и должна стать хорошим помощником в учебно-воспитательном процессе.
Именно поэтому при построении воспитательной системы класса я делала акцент и на опыт родителей, традиции семьи, их неравнодушие к своим детям, классу и школе.
Целенаправленная совместная деятельность классного руководителя, учащихся и родителей класса способствуют достижению цели и задач, к которому стремится ожидаемый результат воспитательной системы.
В конце 2016 - 2017 учебного года я проведу повторную диагностику детей и родителей по тем же методикам, что и в 2011-2012 года.
Я отметила, что прослеживается высокая, положительная динамика.
На данных диаграммах показаны в сравнении результаты, полученные при входящей и исходящей диагностике.


Рис.4 Уровень агрессивности детей


Рис. 5 Степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.


Рис.6 Уровень удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.


Итак, согласно полученным результатам и основываясь на своих наблюдениях, я сделала следующие выводы в конце этого этапа:
повысился уровень воспитанности учащихся;
определенных успехов удалось достичь в деле сплочения коллектива: дети проявляют заботу друг о друге, поддерживают дружеские отношения с  одноклассниками, самостоятельно готовятся к проведению праздников, поздравляют друг друга с днем рождения;
ребята приобрели навыки уважительного отношения к людям;
увеличился уровень познавательной активности, возросло количество участников конкурсов, акций. Класс имеет свое «лицо» в школе;
возрос уровень самостоятельности: дети планируют КТД, выступают с интересными предложениями о проведении досуга, серьезно относятся к  обязанностям в классе, анализируют свою работу, совместно решают проблемы.
В начале прошлого учебного года была поставлена задача способствовать дальнейшему формированию классного коллектива, но уже на новой образовательной ступени. Помочь учащимся класса пройти адаптационный период, связанный с переходом на среднюю ступень обучения.
В связи с этим были выделены три группы учащихся по степени работоспособности и усвоению учебного материала для того, чтобы при необходимости вносить необходимые корректировки в учебный процесс данных групп учащихся.
Так же, в связи с тем, что большую часть классного коллектива составляют мальчики, была поставлена задача всестороннего физического и гражданско-патриотического воспитания, для этого на базе классного коллектива было создано подразделение, являющееся единицей школьной воспитательной системы «Я – гражданин России!».
Что послужило росту активности учащихся в мероприятиях, конкурсах, спортивных соревнованиях школы, района, города, области, что и показывает положительная динамика удовлетворенности учащихся.

Изучение удовлетворенности обучающихся 9 «Д» класса работой образовательного учреждения






Еще одной из задач явилось развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся как во время учебного процесса, так и во внеурочной деятельности.
В – основном, все поставленные цели и задачи были выполнены. Класс составляет единое целое, ребята объединены и живут общими интересами, общаются не только в школе, но и после уроков, помогают друг другу, сопереживают друг другу и тем, кому, действительно, необходима помощь и поддержка. Что показывает положительная динамика сравнительного анализа личностного роста учащихся.

В учебной деятельности имеет место определенная нестабильность:
- 2014-2015 уч. год закончили 7 хорошистов, остальные учащиеся показали удовлетворительный уровень знаний, конечно, продолжает существовать определенная группа учащихся, имеющих трудности в освоении учебного материала, но им и их родителям была оказана соответствующая методическая помощь и даны соответствующие рекомендации по выполнению учебных заданий, при выполнении которых возможно достижение положительных результатов.
Эта задача, учебная, остается главной среди всех целей и задач воспитательной работы в классном коллективе на этот учебный год.
Выявился еще один круг проблем, который требует постановки новой группы воспитательных задач.
В классе есть группа ребят, живущих в неполных семьях (после развода, в результате потери кормильца и т.п.), есть дети, родители которых вступили в повторный брак (в семье отчим). В связи с этим возникает необходимость работы в направлении семейного воспитания, чтобы помочь ребятам адаптироваться в возникающих конфликтных ситуациях, привить необходимые навыки семейного общения и взаимодействия.
Считаю, что оказать помощь в решении данного блока задач может создание совместной с родительским активом класса Программы семейного воспитания, что поможет еще более сплотить классный коллектив, укрепить дружеские отношения между учащимися и поможет укрепить и сохранить традиции, принятые в семьях учащихся класса.
Нельзя не отметить роль родительского комитета и рост активности родителей в организации и проведении различных мероприятий (рис. 3)

Изучение удовлетворенности родителей 9 «Д» класса работой образовательного учреждения




Проведенный сравнительный анализ показывает, положительную динамику удовлетворенности родителей работой школы.
Исходя из результатов исследований детей и родителей, возможностей микросоциума, мной были скорректированы и определенны цели и задачи, последующих этапов реализации КВС «Воспитать патриота»».

Концептуальные основы

«Государственная политика в области образования требует от педагога более высокого уровня профессионализма в работе с детьми. Педагог в России всегда был, прежде всего, воспитателем» .
Из закона РФ «Об образовании»

Самым главным в воспитании является построение целостного воспитательного процесса. Именно воспитание названо первоочередным делом в действующей федеральной программе развития воспитания. Выделение доминирующего вида деятельности и установление его связей с другими видами и сторонами жизнедеятельности сообщества детей и взрослых позволяет обеспечить более благоприятные условия для становления раскрытия и развития неповторимости детей, педагогов и родителей.
Основываясь на социологических исследованиях, актуальным в настоящее время является содержание воспитания должно складываться и опираться на представления, что человек, живущий в современном мире готовый к самореализации в социальной сфере – это:
семьянин, носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступить в роли продолжателя рода,
ученик, воспитанник ОУ, знакомый с историей своей школы, развивающий ее традиции,
россиянин, гражданин своего Отечества, уважающий его законы, готовый к труду на благо и процветание общества,
член детского, подросткового, молодежного сообщества, владеющий культурой межличностных отношений, готовый реализовать и защищать свои права и интересы, способный к сотрудничеству в групповых и коллективных формах, к проявлению заботы, милосердия по отношении к другим людям,
житель своего города, микрорайона, с любовью относящийся к месту своего проживания,
человек призванный решать личные, социальные проблемы, носитель глобального мышления, ощущающий себя гражданином мира.
В зависимости от креативных способностей школьного сообщества и конкретных условий осуществления воспитательного процесса моделирования избираются различные формы и методы работы, но основа должна придерживаться технологической цепочке моделирования воспитательной системы.
Как писал Ушинский «чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях».
Приоритетным в воспитании отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: отказ от лобовых методов от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразие творческой деятельности.
«Из глубины веков – пишет Караковский дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности и нет основания отказываться от нее как от сверхцели».
В концептуальные основы программы были заложены труды таких авторов, как Я.А. Каменский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, И.П. Иванов, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Степанов и др.

Основные принципы построения и реализации данной системы:

Группа принципов
Название принципа

Общепедагогические принципы
Принцип патриотизма


Принцип гуманистической направленности


Принцип социального партнерства


Принцип коллективного творчества


Принцип целенаправленности


Учет индивидуальных и половозрастных особенностей


Принцип культуросообразности


Принципы связи воспитания с жизнью


Принцип уважительного отношения к личности


Принцип опоры на положительное в ребенке

Частные

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания


Принцип единства знания и поведения


Принцип диалогичности и сотрудничества


Принцип воспитывающей рефлексии


Принцип создания толерантной среды в воспитательном пространстве


Подходы к воспитанию учащихся

Личностно-ориентированный:
признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;
признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;
опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепция" партнера;
индивидуальный подход
Деятельностный:
опора на активность, сознательность и самостоятельность;
ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка;
обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;
построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей


Воспитательная система предполагает реализацию следующих форм и методов воспитания:


Формы Классные часы
Интерактивные беседы
Виртуальные игры – путешествия
Интернет проекты
Игровые тренинги
Коммуникативные тренинги
Интернет часы
Праздники
Семейные вечера
КТД
Игровые и конкурсные программы
Игры имитационные, деловые, драматизации, путешествия
Викторины, познавательные игры

Методы
Беседа
Пример
Поощрение
Убеждение (самоубеждение)
Внушение (самовнушение)
Игровые методы
Метод самореализации
Требование
Метод воспитывающих ситуаций
Метод соревнования
Анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач
Создание и анализ проблемных ситуаций Цели и задачи.
Целью воспитательной системы является:
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
Механизм реализации.
Этапы функционирования воспитательной системы класса

5 класс
2011-2012 уч. Год
Проектирование воспитательной системы класса

Изучение интересов, потребностей и других личностных качеств членов классного сообщества;
Проектирование желаемого образа класса и системообразующей деятельности;
Установление атмосферы взаимопонимания и сотрудничества между ребятами;
Определение перспектив жизнедеятельности классного коллектива.
Ожидаемые результаты:
1. Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
2. Формирование собственного поведения в коллективе, характера.
3. Проявление внутренней позиции ученика.
4. Выявление потенциальных возможностей школьников.


6 класс
2012-2013 уч. год

Становление воспитательной системы класса

Укрепление межличностных отношений и оформление классного коллектива в единое целое, в содружество детей и взрослых;
Формирование чувства «мы»;
Формирование традиций классного коллектива;
Апробирование форм и способов совместной деятельности.
Ожидаемые результаты:
1. Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам.
2. Формирование навыков внутренней позиции.
3. Проявление внутренней позиции.
4. Формирование нравственных понятий.


7 – 8 класс
2013-2014, 2014-2015 уч. годы

Функционирование воспитательной системы класса

Создание условий для функционирования ВСК в заданном режиме;
Создание условий для активного развития самоуправленческих начал;
Создание условий для раскрытия в рамках системообразующей деятельности потенциала каждого учащегося.
Ожидаемые результаты:
Накопление опыта нравственного поведения.
Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение, общительность, склонность к сотрудничеству, а не к конфликтам, терпимость, уступчивость дружба, умение ценить и дорожить дружбой.
Формирование нравственных позиций учащихся.


9 класс
2015-2016 уч. год

Совершенствование воспитательной системы класса

Формирование сплоченного коллектива учащихся, обладающих духовно-нравственным, интеллектуальным и творческим потенциалом, способности к адаптации в различных социальных группах.
Ожидаемые результаты:
Совершенствование навыков самоопределения и самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры: семья, Отечество, здоровье, культура.
Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.
Снижение агрессивности в поведении учащихся.
Формирование навыков и привычек нравственного поведения.
Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных качеств и чувств.
Повышение уровня интеллектуального развития и информационной грамотности.


Направления деятельности

Воспитательная работа с классом строится на основании вышеуказанных целей и задач по следующим направлениям:
Гражданско-патриотическое.
Духовно-нравственное воспитание.
Интеллектуально-познавательное направление.
Спортивно-оздоровительное.
Культурно-эстетическое.
Направление гражданско-патриотическое:
Патриотическое становление личности;
Создание условий для формирования гражданской позиции и патриотического отношения учащихся к своим корням, любви к своей малой Родине;
Воспитание интереса к историческому прошлому и исследовательской деятельности.
Направление духовно-нравственное:
Духовно нравственное становление личности;
Создание условий для формирования нравственной культуры, для принятия личностью общечеловеческих норм и образцов как ценностей;
Воспитание готовности прийти на помощь слабым, младшим, пожилым;
Формирование навыка толерантности;
Формирование классного коллектива, установление доброжелательного дружеского климата;
Формирование общечеловеческих ценностей.
Направление интеллектуально – познавательное
Раскрытие и совершенствование познавательного потенциала личности;
Развитие познавательной активности, кругозора учащихся и их любознательности;
Воспитание ответственного, творческого отношения к учебе;
Привлечение учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, фестивалях;
Информационно-коммуникативное образование и воспитание.
Направление культурно - эстетическое
Развитие творческих способностей учащихся (осведомленности, умелости в различных видах творческой деятельности)
Создание условий для проявления учащимися инициативы, самостоятельности, открытости в реальных жизненных ситуациях;
Воспитание интереса к внеклассной деятельности;
Развитие креативности мышления, фантазии.
Направление спортивно-оздоровительное
Формирование у учащихся понимание значимости здоровья для дальнейшей жизни;
Знакомить учащихся со здоровьесберегающими технологиями;
Приобщать детей к здоровому образу жизни посредством собственного примера;
Формирование у учащихся экологической культуры.
Ведущим направлением является гражданско-патриотическое воспитание.
Особое внимание в силу вышеназванных причин уделяется воспитанию толерантности.






Перспективные планы реализации воспитательной системы.

План реализации воспитательной системы
на 2011-2012 учебный год (5 класс)


Название
Сроки
Ответственный

Духовно-нравственное направление


1
Цикл бесед «Помни корни свои»
В течение года
Классный руководитель

2
Занятия школы социального взаимодействия
В течение года
Классный руководитель. Психолог

34
Экскурсионные поездки
Октябрь
Апрель
Классный руководитель. Родители

5
Посещение музеев, театров
В течение года
Классный руководитель. Родители

6
Родительское собрание «Роль общения в жизни школьника»
Ноябрь
Классный руководитель.

7
Школьная и районная акции «Мать – хранительница нравственного очага семьи»
Ноябрь
Классный руководитель. Родители

8
Мини проект «Путешествие по семейным островам»
Январь
Классный руководитель Родительский комитет

9
Фольклорный праздник «Рождественские колядки»
Декабрь
Классный руководитель Родительский комитет

10
Беседа «Кто они, защитники Отечества»
Февраль
Классный руководитель

11
Цикл классных часов «Поклонимся великим тем годам»
Май
Классный руководитель

Культурно-эстетическое направление


1
Уроки эстетики «О вкусах не спорят, о манерах надо знать»
Январь
Классный руководитель.

2
Литературная гостиная «Путешествие в сказку»
Февраль
Классный руководитель
Учитель русского языка

3
Родительское собрание «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка»
Январь
Классный руководитель


4
Праздник «Новый год»
Декабрь
Классный руководитель. Родительский комитет. Учитель музыки

5
Конкурс «Флаг и герб класса»
Март
Классный руководитель

6
Посещение театров, музеев, выставок
В течение года
Классный руководитель. Родительский комитет

7
Классный час «Совесть»
Ноябрь
Классный руководитель Родительский комитет

8
Участие в школьных и районных конкурсах: «Мир глазами детей», «Выставка технического творчества»
Апрель
Классный руководитель Старшеклассники

9
Родительское собрание «Роль общения в жизни школьника»
Ноябрь
Классный руководитель Родительский комитет Психолог

10
Родительское собрание совместно с детьми «День рождение класса»
Сентябрь
Классный руководитель

11
Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей»
Май
Классный руководитель

Интеллектуально-познавательное направление


1
Игра «Планета друзей»
Сентябрь
Классный руководитель
Члены органа ученического самоуправления «РоYESник»

3
Акция «Животные красной книги»
Октябрь
Классный руководитель

4
Цикл классных часов
«Составляем портфолио»
В течение года
Классный руководитель

5
Викторина «По лабиринтам знаний»
Февраль
Апрель
Классный руководитель
Учителя-предметники

6
Предметные олимпиады
В течение года
Классный руководитель

7
Экскурсии в библиотеку
В течение года
Классный руководитель.
Зав. библиотекой

10
Диагностика учебных интересов и способностей
В течение года
Педагог-психолог.
Классный руководитель

Спортивно – оздоровительное направление


1
Цикл бесед о здоровье в рамках профилактических акций «Чистая книга», «Наш выбор»
Декабрь, апрель
Классный руководитель
Медицинский работник

2
Спортивные праздники «Мама, папа я – дружная спортивная семья», «Веселые старты», «Зарница», «Безопасное колесо»
Каникулы
Дни здоровья
Классный руководитель. Родительский комитет, учитель физической культуры

3
Походы на природу.
Сентябрь, май
Родительский комитет
Классный руководитель

4
Диагностика здоровья учащихся
Сентябрь
Классный руководитель

5
Классные часы «Азбука чистоты», «Наши друзья – витамины», «Соблюдай режим дня»
Ноябрь, апрель
Классный руководитель

7
Лыжные прогулки. Катание на коньках
Зимние каникулы
Классный руководитель Родительский комитет

8
Конкурс рисунков, выпуск буклетов по ЗОЖ
Декабрь
Апрель
Классный руководитель

Гражданско-патриотическое направление


1
«Откуда мы родом» - классный час о Нижнем Новгороде
Сентябрь
Классный руководитель

2
День города. Праздник школьного двора
Сентябрь
Классный руководитель

3
Классный час «Узнай свое поручение»
Сентябрь
Классный руководитель

4
Классный час «Что в имени тебе моем»
Октябрь
Классный руководитель
Педагог-психолог

5
Игра «Мир моих увлечений»
Январь
Классный руководитель

6
Мероприятия в школьном Музее ветеранов локальных войн
Октябрь, февраль

Классный руководитель
Родительский комитет

8
Конкурс идей «Класс, в котором я бы хотел учиться»
Апрель
Классный руководитель

10
Анкетирование родителей и детей
В течение года
Классный руководитель
Педагог-психолог


План реализации воспитательной системы
на 2012-2013 учебный год (6 класс)

Название
Сроки
Ответственный


Духовно-нравственное направление


1
Часы общения «Я и моя семья»
В течение года
Классный руководитель

3
Цикл правовых бесед «Азбука гражданина»
В течение года
Классный руководитель

4
Цикл бесед «Замечательные люди нашего города»
В течение года
Классный руководитель Родительский комитет

5
Экскурсии по городу и области
Октябрь
Апрель
Классный руководитель Родительский комитет

6
Классный час «Счастье это состояние души»
Март
Классный руководитель

7
Викторина «Государственная символика России»
Декабрь
Классный руководитель

8
Школьная и районная акции «Мать – хранительница нравственного очага семьи»
Ноябрь
Классный руководитель

9
Родительское собрание «Нравственные отношения в семье».
Февраль
Классный руководитель

Культурно-эстетическое направление


1
Акция «Берегите животных»
Октябрь
Классный руководитель

2
Классный час «Культура общения»
Февраль
Классный руководитель

3
Читательская конференция «Один за всех и все за одного»
Март
Классный руководитель Родительский комитет

4
Посещение театров, музеев, выставок
В течение года
Классный руководитель родительский комитет

5
Игровая программа «Его величество Этикет»
Октябрь
Классный руководитель Родительский комитет

6
Оформление классного уголка и выпуск классной газеты
В течение года
Классный руководитель Родительский комитет

7
Экологическая акция «Сделай школьный двор чище»
В течение года
Классный руководитель.

8
Диспут «Легко ли быть культурным человеком»
Апрель
Классный руководитель Родительский комитет

9
Родительское собрание «Культурные ценности нашей семьи»
Ноябрь
Классный руководитель Психолог.

Интеллектуально-познавательное направление


1
Классный час «Мы кружим глобус»
Октябрь
Классный руководитель

2
Игра «В царстве науки»
Январь
Классный руководитель

3
Игра «Ученики и ученицы»
Февраль, март
Классный руководитель

4
Участие в НОУ
Декабрь
Классный руководитель

5
Беседа «Урок -это много или мало»
Сентябрь
Май
Классный руководитель


6
Предметные олимпиады
В течение года
Классный руководитель

7
Экскурсии в библиотеку
В течение года
Классный руководитель
Родители

8
Родительское собрание «Учение свет»
Октябрь
Классный руководитель

9
Рейд «Мои оценки»
В течение года
Классный руководитель


Спортивно – оздоровительное направление


1
Цикл бесед «Здоровым быть здорово!»
В течение года
Классный руководитель
Медики

2
Спортивные праздники «Мама, папа я – дружная спортивная семья», «Веселые старты», «Зарница», «Безопасное колесо»
Дни здоровья
Родительский комитет. Учитель физической культуры

3
Походы на природу.
Май
Родительский комитет
Классный руководитель

4
Диагностика здоровья учащихся
Сентябрь
Классный руководитель, медицинский работник

5
Классный час «Здоровье в моей жизни»
Ноябрь
Классный руководитель

6
Родительское собрание «Гармония общения – залог психического здоровья ребёнка»
Апрель
Классный руководитель

7
Лыжные прогулки в лес. Посещение катка
Зимние каникулы
Классный руководитель Родительский комитет

8
Конкурсы рисунков, буклетов, стенгазет, фотографий по ЗОЖ в рамках профилактических акций «Чистая книга», «Наш выбор»
Ноябрь
Апрель
Классный руководитель

Гражданско-патриотическое направление


1
Правила поведения в школе

Сентябрь
Классный руководитель

2
Викторина «На кого я хочу быть похожим», «Государственная символика России»
Январь
Классный руководитель

3
Игра «Все о вежливости»

Март
Классный руководитель

4
Участие в мероприятиях школьного Музея ветеранов локальных войн
В течение года
Классный руководитель
Родительский комитет

5
Неделя мальчиков

Февраль
Классный руководитель

6
Неделя девочек

Март
Классный руководитель

7
Классный час «Я и мои друзья»
Май
Классный руководитель
Родительский комитет

9
Анкетирование родителей и детей
В течение года
Классный руководитель
Педагог-психолог

10
Участие в смене профильного гражданско-патриотического лагеря «Патриот-НН»
Июнь
Заместитель директора по ВР, классный руководитель


План реализации воспитательной системы
на 2013-2014 учебный год (7 класс)


Название
Сроки
Ответственный


Духовно-нравственное направление



Классные часы «Золотые правила этики»
В течение года
Классный руководитель


Цикл бесед «Выбор нравственных образцов»
В течение года
Классный руководитель Педагог-психолог


Уроки толерантности в рамках декады толерантности
Декабрь
Классный руководитель


Уроки посвященные памятным событиям
В течение года
Классный руководитель Родители


Деловая игра «Выборы»

Октябрь
Классный руководитель


«Рыцарский турнир» Игра

Февраль
Классный руководитель


Родительское собрание «Роль традиций в семейном воспитании»
Ноябрь
Классный руководитель


Экскурсии по Нижегородскому краю
В течение года
Классный руководитель. Родительский комитет

Культурно-эстетическое направление


1
Классный час «Культура умственного труда»
Январь
Классный руководитель Психолог

2
Выпуск газеты «Мой учитель»
Октябрь
Классный руководитель

4
Конкурс комплиментов

Февраль
Классный руководитель

6
Родительское собрание «Использование досуговой деятельности в формировании творческой познавательной активности обучающихся»
Ноябрь
Классный руководитель Родительский комитет

7
Экологический рейд
В течение года
Классный руководитель

8
Посещение театров, музеев, выставок
В течение года
Классный руководитель Родительский комитет

9
Выпуск классной стенгазеты
Декабрь
Май
Классный руководитель. Родительский комитет

Интеллектуально-познавательное направление


1
Участие в предметных олимпиадах
В течение
года
Классный руководитель

2
Игра «Знай и умей»

Январь
Классный руководитель

4
Экскурсии в библиотеку
В течение года
Классный руководитель

5
Акция «Книга библиотеке»

Март
Классный руководитель

6
Круглый стол «Знания в моей жизни»
Октябрь
Классный руководитель

7
Игра «Самый умный»
Апрель
Классный руководитель
Родительский комитет

8
Рейд «Наши оценки»
В течение года
Классный руководитель

9
Родительское собрание «Процесс подготовки к ГИА: роль семьи в переживании подростком стрессовых ситуаций»
Февраль
Классный руководитель педагог-психолог

Спортивно – оздоровительное направление


1
Диагностика здоровья учащихся
В течение года
Классный руководитель
Медицинский работник

2
Классный час «ЗОЖ – залог отличной учебы»
Сентябрь
Классный руководитель

3
Конкурс агитбригад, плакатов, буклетов «Спорт - альтернатива вредным привычкам»
Декабрь
Родительский комитет
Классный руководитель

4
Выпуск классной газеты по здоровому образу жизни
Май
Классный руководитель

5
Цикл бесед по гигиене для девушек и юношей
В течение года
Классный руководитель
Медицинские работники

6
Походы на природу
Во время каникул
Классный руководитель

7
Родительское собрание «Питание школьника»
Октябрь
Классный руководитель

8
Спортивные праздники «Веселые старты», «Безопасное колесо»
В течение года
Классный руководитель
Учитель физкультуры

Гражданско-патриотическое направление



Правила поведения в школе

Сентябрь
Классный руководитель


Родительское собрание «Предотвращение отчужденности между родителями и детьми.
Учебная дисциплина и её значение в жизни подростка»
Октябрь
Классный руководитель


Анкетирование родителей и детей по ГПВ
В течение года
Классный руководитель
Педагог-психолог


Декада толерантности

Декабрь
Классный руководитель, социальный педагог


Мастерская «Я и моя семья»

Январь
Классный руководитель


Родительское собрание «Формирование патриотизма у детей в семье.
Роль отца в семейном воспитании гражданской идентичности у детей».
Февраль
Классный руководитель
Родительский комитет


Уроки посвященные памятным событиям в истории России
Февраль, май
Классный руководитель, учитель истории, родители


Участие в весенней смене профильного гражданско-патриотического лагеря «Патриот-НН»
Март
Заместитель директора по ВР, классный руководитель


Тренинг «Вверх по лестнице жизни»
Апрель
Классный руководитель
Родительский комитет


Военно-спортивная игра «Зарница»
Май
Заместитель директора по ВР, классный руководитель, учитель физической культуры


Участие в смене профильного гражданско-патриотического лагеря «Патриот-НН»
Июнь
Заместитель директора по ВР, классный руководитель


План реализации воспитательной системы
на 2014-2015 учебный год (8 класс)


Название
Сроки
Ответственный


Духовно-нравственное направление


1
Встречи с интересными людьми
В течение года
Классный руководитель

2
Цикл уроков нравственности
В течение года
Классный руководитель Педагог-психолог, социальный педагог

3
Фотоконкурс «Мой край»
Октябрь
Апрель
Классный руководитель Родители

4
Беседы «Достоинства и недостатки»
В течение года
Классный руководитель Педагог-психолог

5
Акция «Салют, Победа!»
Май
Классный руководитель Родительский комитет

6
Уроки «По волнам нашей памяти»
Февраль
Май
Классный руководитель Родительский комитет

8
Родительское собрание «Нравственность. Что это такое»
Январь
Классный руководитель

9
Экскурсии по городу
В течение года
Классный руководитель Родительский комитет

Культурно-эстетическое направление



Классный час «Культура внешнего вида»
Октябрь
Классный руководитель


Мастер класс по оформлению приглашений, открыток, праздничных мероприятий
Декабрь
Классный руководитель



Посещение театров, музеев, выставок
В течение года
Классный руководитель Родительский комитет


Занятие «Субкультура глазами подростка»
Март
Классный руководитель


Родительское собрание «Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей»
Ноябрь
Классный руководитель


Деловая игра «Это не мелочи»
Январь
Классный руководитель Родительский комитет


Конкурс «Минута славы»
Февраль
Классный руководитель Родительский комитет

Интеллектуально-познавательное направление


1
Предметные олимпиады
Октябрь, ноябрь
Классный руководитель
Учителя предметники

2
Участие в НОУ

Февраль, март
Классный руководитель

3
Экскурсии в библиотеку
В течение года
Классный руководитель

4
Конференция по правовым знаниям «Преступление и наказание»
Март
Классный руководитель
Социальный педагог

5
Классный час «Я и школа»
Октябрь

Классный руководитель

6
Рейд «Мои оценки»
В течение года
Классный руководитель

7
Викторина «Это интересно знать»
Январь
Классный руководитель
Родители

8
Цикл бесед «Мир моих способностей»
В течение года
Классный руководитель
Психолог

Спортивно – оздоровительное направление


1
Спортивные праздники «А, ну-ка девочки», «А, ну-ка мальчики», «Безопасное колесо»
Сентябрь, февраль,
март
Классный руководитель
Учитель физкультуры

2
Диагностика здоровья учащихся
В течение года
Родительский комитет
Медики

3
Классные часы «Большая зависимость от маленькой сигареты», «Ну-ка, закаляйся, спортом занимайся!» в рамках профилактических акций
Декабрь, апрель
Родительский комитет
Классный руководитель

4
Цикл бесед о ЗОЖ
В течение года
Классный руководитель

5
Конкурс защиты плакатов, буклетов и презентаций «Здоровым быть здорово!»
Декабрь, апрель
Классный руководитель

6
Занятия с элементами тренинга с врачом наркологом
По графику
Классный руководитель, специалист областного наркологического диспансера

7
Походы на природу
Во время каникул
Классный руководитель. Родительский комитет

8
Родительское собрание «Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье»
Ноябрь

Классный руководитель

Гражданско-патриотическое направление


1
Правила поведения в школе
В течение года
Классный руководитель

2
Анкетирование родителей и детей по ГПВ
В течение года
Классный руководитель
Психолог

3
Праздничные акции «Неделя мальчиков», «Неделя девочек»
Февраль
Март
Классный руководитель
Родительский комитет

4
Круглый стол «Люди, которые мне нужны»
Октябрь
Классный руководитель
Психолог

5
Уроки милосердия и доброты
В течение года
Классный руководитель

6
Классный час «Ответственность и безопасность»
Январь
Классный руководитель
Родительский комитет


Акция «Георгиевская ленточка»
Май
Заместитель директора по ВР, классный руководитель


Военно-спортивная игра «Зарница»
Май
Заместитель директора по ВР, классный руководитель, учитель физической культуры


План реализации воспитательной системы
на 2015-2016 учебный год (9 класс)


Название
Сроки
Ответственный


Духовно-нравственное направление


1
Тематические вечера по духовно-нравственному воспитанию
В течение года
Классный руководитель
Педагог-психолог

2
Классный час «Что такое героизм?»
Февраль
Классный руководитель

4
Лекция «Развитие личности»
Октябрь
Классный руководитель Психолог

6
Выставка рисунков и коллажей «Моя будущая семья». Составление генеалогического древа.
Ноябрь
Классный руководитель Родительский комитет

7
Литературно – музыкальный вечер «Целую руки матери»
Ноябрь
Классный руководитель Родительский комитет


Акция «Мать – хранительница нравственного очага семьи»
Ноябрь
Заместитель директора по ВР

8
Акции «Подарок ветерану», «Георгиевская летнточка»
Май
Классный руководитель Родительский комитет

9
Рождественские встречи. Фольклорная композиция «Гадание при свечах»
Январь
Классный руководитель. Родительский комитет

Культурно-эстетическое направление


1
Классный час «Культура чувств»
Февраль
Классный руководитель. Психолог

2
Цикл бесед «Правила этикета»
В течение
года
Классный руководитель

3
Посещение театров, музеев, выставок
В течение года
Классный руководитель Родительский комитет

4
Конкурс плакатов «Вместе с семьей»
Март
Классный руководитель

5
Конкурс «Минута славы»
Ноябрь
Классный руководитель Родительский комитет

6
Родительское собрание «Компьютерная зависимость»
Декабрь
Классный руководитель психолог

7
Выпуск классной газеты
В течение года
Классный руководитель

Интеллектуально-познавательное направление


1
Предметные олимпиады
В течение года
Классный руководитель
Учителя предметники

2
Участие в НОУ

Декабрь
Классный руководитель

3
Экскурсии в библиотеку
В течение года
Классный руководитель

4
Посещение Дней открытых дверей в образовательных учреждениях среднего и начального профессионального образования
В течение года
Классный руководитель, ответственный за профессиональную ориентацию школьников

5
Классный час «Выбор профессии»
Январь
Классный руководитель

6
Рейд «Мои оценки»
В течение года
Классный руководитель

7
Игра «Корзина знаний»
Октябрь
Классный руководитель
Родители

9
Цикл бесед «Кладезь народной мудрости»
Декабрь, март
Классный руководитель, учитель литературы

Спортивно – оздоровительное направление


1
Спортивные соревнования
«Безопасное колесо»
«А, ну-ка девочки»
«А, ну-ка мальчики»

Сентябрь
Февраль
Март
Классный руководитель
Учитель физкультуры

2
Диагностика здоровья учащихся
В течение года
Классный руководитель
Медицинский работник

3
Классный час «Красота и здоровье»
Ноябрь
Родительский комитет
Классный руководитель

4
Выпуск газет, плакатов, листовок по ЗОЖ в рамках профилактических акций
Ноябрь-декабрь, апрель
Классный руководитель

6
Урок – тренинг «Профилактика алкоголизма»
Апрель
Классный руководитель

7
Походы на природу
Во время каникул
Классный руководитель Родительский комитет

8
Цикл бесед «Мифы и правда о курении»
Ноябрь-декабрь, апрель
Классный руководитель

Гражданско-патриотическое направление


1
Правила поведения в школе

Сентябрь
Классный руководитель

2
Анкетирование родителей и детей
В течение года
Классный руководитель
Психолог

3
Праздничные акции «неделя мальчиков», «Неделя девочек»
Февраль
Март
Классный руководитель
Учитель физкультуры

4
Диспут «О дружбе и друзьях»
Октябрь
Классный руководитель
Психолог

5
Беседа «Дороги которые мы выбираем»
Январь
Классный руководитель

6
Тренинг «Жизненный успех, как его добиться»
Декабрь
Классный руководитель
Психолог

8
Цикл бесед по профориентации «Наше право и наш интерес»
В течение года
Классный руководитель
Психолог

9
Новогодний бал
Декабрь
Классный руководитель, родительский комитет

10
Военно-спортивная игра «Зарница»
Май
Заместитель директора по ВР, классный руководитель,
учитель физкультуры

















Управление жизнедеятельностью классного коллектива.
Самоуправление учащихся.
Самоуправление в классе. КВС «Воспитать патриота»
(5-9 классы)

Цель: освоение духовно-нравственных, гражданско-патриотических ценностей через накопление опыта самоопределения, самореализации и самоактуализации лидерского и творческого потенциала подростка.
Задачи:
способствовать воспитанию самостоятельности, ответственности;
способствовать развитию волевых качеств личности, настойчивости и решительности в достижении цели;
способствовать развитию чувства товарищества;
развивать умения сотрудничать со старшеклассниками, учителями;

Класс – это подразделение, участвующее в реализации общешкольной программы гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин России!».
Командир подразделения - создает актив управления классом, координирует все общественные дела в классе.
Помощник командира – осуществляют контроль за деятельностью штабов.
1. Центр «Науки и образования»
Цель: организация учебы.
Задачи:
оказывать необходимую помощь в учебе;
проводить интеллектуальные конкурсы, эстафеты знаний, олимпиады.
2. Центр «Спорта и здравоохранения»
Цель: привитие любви к физкультуре, спорту, туризму.
Задачи:
приучить учащихся делать разминки, физминутки для глаз и т.д.;
организовывать спортивные турниры и соревнования в классе.
3. Центр «Культуры и досуга»
Цель: развитие творческих способностей учащихся.
Задачи:
способствовать творческому самовыражению учащихся;
участвовать в КТД, конкурсах, концертах, праздниках.
4. Центр «Информации и печати»
Цель: оформление мероприятий.
Задачи:
организовать выпуск стенгазет (фотоальбомов);
оформлять выставки, плакаты, рисунки, поделки.
5. Центр «Труда и заботы»
Цель: сохранение материальной базы в классе.
Задачи:
привлечь ребят к труду;
научить аккуратно обращаться с мебелью и техническими средствами.
6.Центр «Дисциплины и порядка»
Цель: соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил поведения учащихся
Задачи:
научить аккуратности и соблюдению норм гигиены;
организации порядка и дежурства во время проведения классных мероприятий.

Схема самоуправления.
































Социальное партнерство с семьей
Деятельность участников воспитательной системы организована по принципу триединства:
Учитель




Дети Родители

Взаимодействие по данной схеме осуществляется при условии реализации единой воспитательной цели, в результате чего происходит развитие не только детей, но и семьи в целом.

Родительское соуправление.

Огромную роль в управлении воспитательной системой играет коллектив родителей. Высшим органом самоуправления родителей в классе является классное родительское собрание, которое созывается не реже одного раза в учебную четверть.
На классном родительском собрании:
избирается классный родительский комитет (ежегодно);
решаются вопросы участия родителей в жизни класса;
определяются направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителями, классным руководителем, актовом класса;
выслушиваются отчеты о работе родительского комитета;
высказываются предложения родителей по усовершенствованию образовательного и воспитательного процесса в классе;
принимаются решения о создании финансового фонда;
выслушиваются отчеты учителей об успеваемости детей, рекомендации, советы психолога;
решаются текущие вопросы школьной жизни.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
психолого-педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.
Основные направления
Формы работы с семьёй


психолого-педагогическое просвещение родителей
Родительские лектории



Индивидуальные и тематические консультации



Тренинги



Конференции



Родительские собрания


вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Дни творчества



открытые уроки и внеклассные мероприятия



помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической класса


родительское общественное патрулирование



шефская помощь


участие в управлении учебно-воспитательным процессом
участие родителей класса в работе Общего собрания школы


участие родителей класса в работе родительского комитета


организация походов



Калейдоскоп родительских собраний

Срок проведения
Тема собрания
Ответственные

Подготовительный период

сентябрь
Ознакомление родителей с образовательным маршрутом школы, класса.
администрация школы, педагог-психолог, классный руководитель

5 класс

I четверть
Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе
Классный руководитель, педагог-психолог

II четверть
Роль общения в жизни школьника
Классный руководитель, педагог-психолог

III четверть январь
Культурные ценности семьи и их значение для ребенка
Классный руководитель

III четверть март
Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними?
Классный руководитель, педагог-психолог

IV четверть май
Вот и стали мы на год взрослей

Классный руководитель

6 класс

I
четверть
Психолого-возрастные особенности шестиклассников. Значение учебной домашней работы.
Классный руководитель, педагог-психолог

II четверть
Компьютер в жизни подростка.
Классный руководитель

III четверть

Нравственные отношения в семье.
Классный руководитель

IV четверть
Гармония общения – залог психического здоровья ребёнка.
Классный руководитель

7 класс

I
четверть
Предотвращение отчужденности между родителями и детьми.
Учебная дисциплина и её значение в жизни подростка.
Классный руководитель, педагог-психолог

II четверть
Педагогическая запущенность подростка и ее причины. Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.
Классный руководитель , социальный педагог

III четверть
Формирование патриотизма у детей в семье.
Роль отца в семейном воспитании гражданской идентичности у детей.
Классный руководитель.

IV четверть
Использование досуговой деятельности в формировании творческой познавательной активности обучающихся
Классный руководитель

8 класс

I
четверть
Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье.
Врач, учитель

II четверть
Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника.
Классный руководитель, педагог-психолог

III четверть
Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей.
Классный руководитель, родительский комитет

IV четверть
Перелистывая страницы учебного года.
Учитель

9 класс

I
четверть
Значение профориентации в профессиональном самоопределении ребенка
Классный руководитель ответственный за профориентацию

II четверть
Основные факторы социализации или почему стало так трудно воспитывать детей
Классный руководитель, педагог-психолог

III четверть
Процесс подготовки к ГИА: роль семьи в переживании подростком стрессовых ситуаций
Классный руководитель, педагог-психолог

IV четверть
Родительское собрание, посвященное окончанию основного общего образования
Классный руководитель, родительский комитет


Разнообразие форм и центров родительского соуправления позволяют каждому родителю проявить свои способности, принять участие в партнерском взаимодействии со школой.
Таким образом, во всей воспитательной работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально- психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «педагог- ученик», «ученик – родитель», «педагог – родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно–воспитательном процессе.














































Взаимодействие с социумом

Современную школу можно охарактеризовать как открытую образовательную систему открытую для сотрудничества и партнерства,
для широкого взаимодействия с социумом. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий школы, семьи и других социальных институтов, максимальном использовании социально-культурного потенциала города.

Характеристика «ближайшей социальной среды» учащихся

Школа расположена далеко от центра Сормовского района. Большую часть микроучастка школы составляет частный сектор, который характеризуется отсутствием широкой инфраструктуры (культурных центров, учреждений дополнительного образования и др.). Социальное окружение школы является одним из условий, которое может оказывать существенное влияние на воспитание учащихся.
Для реализации программы необходимо тесное взаимодействие школы с различными социальными структурами. Такими как:

















Ожидаемые результаты

Модель выпускника основной школы








































Целенаправленная деятельность всех участников программы способствует приближению к ожидаемому результату воспитательной системы:
Развитие у учащихся интеллектуальных способностей, сформированность осознанного познавательного интереса и готовность к продолжению образования;
Сформированность гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;
Сформированность толерантного поведения детей в их практической деятельности, уважительного отношения к иной культуре и традициям;
Сформированность взаимодействия семьи и школы в воспитании полноценного гражданина и патриота.
Сформированность понимания и принятия нравственных норм здорового образа жизни, ответственности за собственное здоровье;
Повышение коммуникативной культуры и стремление к самосознанию, самоуправления, самосовершенствованию.
Главным ожидаемым результатом и итогом работы воспитательной системы класса является модель личности выпускника основной школы.



Приложения
Приложение 1
Тест «Уровень агрессивности у ребенка»
Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.
Временами кажется, что в него вселился злой дух.
Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
Он не прочь подразнить животных.
Переспорить его трудно.
Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
Часто не по возрасту ворчлив.
Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
Легко ссорится, вступает в драку.
Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
У него нередки приступы мрачной раздражительности.
Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность – 15-20 баллов.
Средняя агрессивность – 7-14 баллов.
Низкая агрессивность – 1-6 баллов.












Приложение 2
Методика А.Н. Лутошкина
«Определения стадии развития детского коллектива».
От «Песчаной россыпи» к «Горящему факелу»
А.Н.Лутошкин описал несколько ступеней развития коллектива. Методика предназначена для определения, на какой стадии развития находится коллектив. Это нужно для того, чтобы проанализировать правильность выбранной позиции по отношению к коллективу на различных этапах его развития, и при подготовке и проведении коллективных творческих дел.
Суть диагностики такова. Классный руководитель объясняет школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своём развитии проходит ряд ступеней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее ребятам предлагается определить, на какой стадии развития находится их собственный коллектив.
1 ступень. «Песчаная россыпь»
Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесёт часть песка, что лежит с краю, подальше, дунет ветер посильней – разнесёт песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребёт его в кучу.
Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: вроде все вместе, и в то же время каждый сам по себе. Нет того, что сцепляло бы, соединяло людей. Люди ещё мало знают друг друга или просто не решаются, а быть может, и не желают пойти навстречу друг другу
Нет общих интересов, общих дел. Нет того центра, вокруг которого бы происходило объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.
2 ступень. «Мягкая глина»
Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддаётся воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить никаких усилий, то он может оставаться и простым куском глины. В  группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не всё получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Зачастую скрепляющее звено здесь – формальная дисциплина и требования старших. Отношения,  в основном, доброжелательные, хотя и не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко конфликтуют. Хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.
3 ступень. «Мерцающий маяк»
В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, так держать! Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: я здесь, я готов прийти на помощь.
Формирующийся коллектив тоже подаёт каждому сигналы «так держать» и  каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. Но желание – это ещё не всё.  Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться, есть актив. Часто такая группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью. Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел в группе. Ей бывает трудно найти во всём общий язык
Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.
4 ступень. «Алый парус»
Алый парус – символ устремлённости вперёд, неуспокоенности, дружеской верности. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного».
Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надёжные организаторы. У большинства в группе проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-нибудь постигнет неудача.
Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах. Бывает, что приходит на помощь, когда об этом попросят.
Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки  сразу, но постепенно положение может быть исправлено.















Приложение 3
Методика изучения удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(по Е.Н.Степановой)

Данная методика выявляет уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и педагогического коллектива.
Ход проведения: на родительском собрании родителям предлагается внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.

Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.
4 3 2 1 0
В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.
4 3 2 1 0
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.
4 3 2 1 0
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.
4 3 2 1 0
В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.
4 3 2 1 0
Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Наш ребенок не перегружен занятиями и домашними заданиями.
4 3 2 1 0
Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.
4 3 2 1 0
В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.
4 3 2 1 0
В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.
4 3 2 1 0
Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.
4 3 2 1 0
В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.
4 3 2 1 0

Обработка результатов теста
Удовлетворенность родителей работой школы определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.
Если коэффициент равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.




























Список литературы:

Амонашвили Ш.А. Единство цели. – М.: Просвещение, 1987.
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Изд-во Университетское, 1990
Арсенина Е. Н. «Авторские сценарии внеклассных мероприятий в среднем звене» М.: “Глобус”, 2010.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг»
Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещении, 2011.
Дереклеева Н. И. «Родительские собрания» М., “Вербум”, 2010.
Дереклеева Н. И. «Справочник классного руководителя» М.: “Вако”, 2008.
Дюкина О. В. Дневник классного руководителя среднего звена. 2009.
Закон Российской федерации «Об образовании»
Классное руководство: новый взгляд на практику воспитания школьников/ авт.-сост. Ю. Н. Таран, М. В. Солодкова. – Волгоград: Учитель, 2010.
Конституция Российской Федерации
М. А. Павлова Моделирование воспитательной системы. Волгоград, 2009.
Мазыкина Н.В. Расти Патриотов – методическое пособие по патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях. Москва, 2011.
Научно-методический сборник «Растить гражданина» под редакцией руководителя научно-практической лаборатории по проблемам воспитания в семье Н.Н. Белик, 2010.
Научно-методический сборник «Учитель, воспитай человека», под редакцией руководителя научно-практической лаборатории по проблемам воспитания в семье Н.Н. Белик, 2009.
Ненасилие. Программа по формированию способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста, – Череповец, 1999.
Г. В. Баженова «Проблемно-ценностное общение». 5-6 классы: клубные часы. Волгоград. «Учитель», 2013.
Д. В. Григорьев, П. В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников» методический конструктор. Москва, Просвещение, 2010.
Погодина А.А. «Программа по формированию толерантности у подростков в рамках классного коллектива», 2009.
Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. Методические разработки занятий, М: Новая школа, 2003.
Сборник «Воспитание продуктивно, если оно системно» под редакцией И.Б. Тарасовой, 2005.
Сергеева В. П., Маркина О. С. Технология деятельности заместителя директора образовательного учреждения по воспитательной работе. М.: УЦ Перспектива, 2009.
А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, А. П. Пашкович «Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников». Москва, 2007.
Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: 2006.
Степанов Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. М.: 2004.
Титова Е. В. «Если знать, как действовать» М., 1993.
Троицкая Н. Б. Сценарии школьных праздников: метод. Пособие. М.: Дрофа, 2003.
Щурков ан. Е. Профессиональное мастерство классного руководителя/ н. Е. Щуркова. М.: Айрис-пресс, 2007.
Яровая Л. Н. «Внеклассные мероприятия» М.: “Вако”, 2005.





























































13 EMBED opendocument.ChartDocument.1 1415

13 EMBED opendocument.ChartDocument.1 1415

13 EMBED opendocument.ChartDocument.1 1415

13 EMBED opendocument.ChartDocument.1 1415

13 EMBED opendocument.ChartDocument.1 1415

13 EMBED opendocument.ChartDocument.1 1415

13 EMBED opendocument.ChartDocument.1 1415

формирование ценностно-смысловых компетентностей (патриотических, коммуникативных, поликультурных, социальных) через развитие интеллектуального и творческого потенциала, воспитание в детях миролюбия, толерантности, умение позитивно взаимодействовать в различных социальных ролях и видах деятельности.


Командир подразделения



Зам. командира подразделения
ВПК «Тайфун»



Центр «Науки и образования»

я



Центр «Дисциплины и порядка»


я



Актив подразделения
ВПК «Тайфун»

я



Центр «Труда и заботы»





я



Центр «Спорта и здравоохранения»





Центр «Культуры и досуга»

я



Центр «Информации и печати»


я



Родительский комитет

Хозяйственно-Финансовый центр

Спортивный комитет

Председатель родительского комитета

Творческий центр

Культурный центр

Члены родительского сообщества

Учреждения культуры:
театры: театр Вера, ТЮЗ, театр комедии;
музеи;
Нижегородский планетарий;
Нижегородский цирк;
Библиотеки им. Зайцева; им. Ленинского комсомола
Сормовский дворец культуры завода Красное Сормово


ОУ и центры г. Н. Новгорода:
- ОУ Сормовского района;
- ЦДТ Сормовского района
- Детская музыкальная школа № 11;
- Нижегородский медицинский колледж;
- ГОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области»;
- клубы по месту жительства «Импульс» им. Гайдараельства «Парус»;
- Всероссийская общественная организация ветеранов морской пехоты «Тайфун»
- Городской ДДТ им. В.П. Чкалова


Учреждения спорта:
бассейн «Полет»
спортивный комплекс «Сормович».
Социальные службы:
детская поликлиника;






7 «А» класс




6В класс

Здоровье
Ведение здорового образа жизни
Стремление к физическому самосовершенствованию
Осознанное отношение к собственному здоровью

Гражданственность и патриотизм
Социальная зрелость и гражданское мировоззрение
Формирование гражданского самосознания
Уважение и любовь к Отечеству

Интеллектуальное развитие
Развитие интеллектуальных способностей
Готовность к продолжению образования
Осознанный познавательный интерес

Личность свободная, образованная, культурная, творческая, с твердой гражданской позицией

Нравственность и духовность
Выбор социально-ориентированной референтной группы
Основа общечеловеческих ценностей
Построение личностной системы ценностей



Креативность
Способность к творчеству
Инициативность
Способность к генерации идей


Толерантность
Сопереживание
Терпеливое, уважительное отношение к людям
Уважительное отношение к иной культуре, традициям

Саморазвитие
Самосознание
Активная жизненная позиция
Потребность в самосовершенствовании



13 PAGE 141715

13 PAGE 142115