План конспект урока по биологии Строение цветка.Соцветия


Тема урока: Строение цветка .Опыление Соцветия.
Цель урока:
обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся о строении цветка, соцветий, способах опыления, биологической роли цветков;
развивающая: развивать умение совместной деятельности, навыки общения, взаимодействия;
воспитательная: воспитывать чувство коллективизма и ответственности за успешное выступление команды.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма проведения: урок-путешествие по станциям.
Метод обучения: игровой.
Форма деятельности учащихся: групповая.
Опорные термины, понятия: цветок, цветоложе, цветоножка, околоцветник, тычинка, пестик; соцветия: простая кисть, простой колос, простой зонтик, початок, простой щиток, головка, корзинка, сложная кисть, метелка, сложный колос, сложный зонтик, сложный щиток; цветонос, перекрестное опыление, самоопыление, насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения, оплодотворение, пыльцевход, двойное опыление, околоплодник.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, цветы в кабинете биологии , маршрутные листы для команд
Знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:
—уметь пользоваться дополнительной литературой;
—называть части цветка, типы соцветий;
—характеризовать особенности процессов опыления и оплодотворения.
5334031305500 1.Подготовительный этап
Деятельность учителя
Вступительное слово учителя: « Наш урок –это путешествие в мир который вы видите вокруг себя каждое лето, мир цветов .Этот мир полон загадок и вопросов и вам ребята придётся выполнять различные задания чтобы раскрыть эти загадки.. Самым находчивым и смекалистым я подготовила призы. Чтобы определить сильнейшего, нам необходимо разделиться на команды, выбрать капитана и эмблему (эмблемой должен быть какой-либо цветок)».
76209017000 Деятельность учащихся
8953556959500Формируют команды, придумывают им название, эмблему, выбирают капитанов.( 1 минута)
Деятельность учителя
Сообщает, что следующим моментом данного этапа является представление названия и эмблемы команды. Предлагает капитанам команд загадывать загадки о цветке, который является одновременно эмблемой и названием команды. ( 3 минуты0
-266706794500 Деятельность учащихся
Капитаны команд загадывают загадки о «своем» цветке.
Например:
1-я команда:
Головка голубая
И длинный стебелек,
Ну кто ж его не знает?
Ведь это … (Василек)
2-я команда:
Ручьями очищается
И хвоя,
И валежник,
И в проталине
Первым появляется …(Подснежник)
3-я команда:
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка-
Был цветок, и нет цветка.(Одуванчик)
100965-2476500 Деятельность учителя
«Мы начнем свое путешествие, которое будет проходить по специальному маршруту. Итак, капитаны ведите свои команды в путь».
Маршрут учащиеся заранее не видят, так как он «скрыт» на школьной доске. По мере полного выполнения испытаний идет поочередное открытие станций с заданиями. За каждый правильный ответ команды получают баллы в виде цветков, которое наклеивают на свои оценочные листы. Выигрывает та команда, у которой будет больше цветов на оценочных листах.
-3810-2476500 Деятельность учащихся
Слушают условия путешествия.
2. Проведение путешествия
100965-2476500 Деятельность учителя
Объясняет, что первое испытание называется «Кто быстрее?». Команды должны поочередно за 1 минуту дать ответы на как можно больше число вопросов. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
1.Назовите составные части пестика.
2.Группа цветков, собранных в определенном порядке.
3.Часть цветка, состоящая из лепестков.
4.Составные части тычинки.
5.Что такое цветок и каково его биологическое значение?
6.Что такое соцветие и каково его биологическое значение?
7.Что такое опыление?
8.Что такое самоопыление?
9.Что называется оплодотворением?
10.Какой тип соцветия у яблони?
11.Какой тип соцветия у овса посевного?
-3810-2476500 Деятельность учащихся
Команды отвечают на вопросы.
Предполагаемые правильные ответы:
1.Рыльце, столбик, завязь.
2.Соцветие.
3.Венчик.
4.Пыльник, тычиночная нить.
5.Цветок- часть побега, которая дает семена и плоды.
6.Это группа цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. В соцветии обычно собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметны для насекомых-опылителей.
7.Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.
8.Процесс, при котором пыльца попадает из пыльников на рыльце пестика того же цветка.
9.Слияние двух половых клеток-гамет.
10.Щиток.
11.Метелка.
100965-2476500 Деятельность учителя
Объясняет задание станции «Догадайка». В зашифрованном предложении все слова стоят на своих местах, а вот буквы в них переставлены. Поставьте перепутанные буквы на свои места. Побеждает та команда, которая быстрее расшифрует предложение: «Октцев- мвоздыниейни чуроконейны бпего».
-3810-2476500 Деятельность учащихся
Команды расшифровывают предложенное выражение.
Предполагаемый правильный ответ: Цветок- видоизмененный укороченный побег.
100965-2476500 Деятельность учителя
Объясняет задание станции «Загадайка». Команды должны отгадать загадки о цветах.
1.Название какого цветка- «вкусная конфета»?
2.Тот, кто на поле бывал,
Тот, наверное, замечал,
Как вьется розовый цветок,
Он называется …
3.Золотое решето
Черных домиков полно.
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов.
4.Белые горошки
На зеленой ножке.
5.Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
6.Хоть не зверь я и не птица,
Но сумею защититься!
Растопырю коготки-
Только тронь мои цветки!
7.Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе- чистом-чистом
И солнышке лучистом.
-3810-2476500 Деятельность учащихся
Участники команд отгадывают загадки.
Предполагаемые правильные ответы:
1.Ирис.
2.Вьюнок.
3.Подсолнух.
4.Ландыш.
5.Мак.
6. Роза.
7.Незабудка.
100965-2476500 Деятельность учителя
Объясняет задание станции « Лишнее». Участникам команд необходимо исключить лишнее слово из перечня и объяснить свой выбор.
1.Тычиночная нить, пыльник, рыльце.
2.Одуванчик, подсолнечник, клевер, астра.
3.Орешник, душистый табак, ольха, береза.
-3810-2476500 Деятельность учащихся
Предполагаемые правильные ответы:
1.Лишнее-рыльце, не является частью тычинки.
2.Лишнее- клевер, у него соцветие- головка, а не корзинка.
3.Лишнее- душистый табак, относится к насекомоопыляемым растениям, а не к ветроопыляемым.
100965-2476500 Деятельность учителя
Объясняет задание станции «Пропускайка ». В данном испытании участвует по одному человеку от каждой команды. Участникам необходимо угадать слова (части цветка) по отдельным слогам:
1.Ты_ _ _ка.
2.Цве_ _ло_ _.
3.Цве_ _нож_ _.
4.Ле_ _ _ток.
5.Ча_ _ _ка.
6.Пы_ _ник.
-3810-2476500 Деятельность учащихся
Представители команд расшифровывают части цветка по отдельным слогам.
Предполагаемые правильные ответы:
1.Тычинка.
2.Цветоложе.
3.Цветоножка.
4.Лепесток.
5.Чашечка.
6.Пыльник.
100965-2476500 Деятельность учителя
Объясняет задание станции «Сказочная ». Суть испытания: отгадать, выслушав вопрос, о каком цветке идет речь.
1.От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан?
2.Какой известный писатель заставил цвести подснежники в феврале?
3.В каком произведении герои летели на воздушном шаре в Цветочный город?
4.Кто и где описал «зеркальные цветы»?
5.Какой цветок имеет прямое отношение к царю зверей?
6.В каком балете П.И. Чайковского цветы танцуют вальс?
-3810-2476500 Деятельность учащихся
Участники команд отгадывают, о какой сказке, литературном или музыкальном произведении идет речь.
Предполагаемые правильные ответы:
1.Огненный цветок (Р. Киплинг «Маугли»)
2.С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
3.Н.Носов. «Приключения Незнайки и его друзей».
4.К. Булычев. «Путешествие Алисы, или Тайна третьей планеты».
5.Львиный зев.
6. «Щелкунчик».
100965-2476500 Деятельность учителя
Объясняет задание станции «Почемучка». Предлагает учащимся ответить на вопросы, которые начинаются со слова «Почему?».
1.Почему тычинки и пестик считаются важнейшими частями цветка?
2.Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще всего имеют венчик белого и желтоватого цвета?
3.Почему, когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, клевер хорошо цвел, но плодов и семян у него не было?
-3810-2476500 Деятельность учащихся
В данном задании отвечает команда, первой поднявшая свою эмблему.
100965-2476500 Деятельность учителя
Объясняет задание станции «Знатоки ».На доске записан перечень соцветий и растений. Командам необходимо определить, какому растению соответствует то или иное соцветие.
№ Растение Буква Соцветие
1 Виноград А Завиток
2 Черемуха Б Колос
3 Подорожник В Корзинка
4 Незабудка Г Метелка
5 Василек Д Кисть
6 Кукуруза Е Извилина
7 Чабрец Ж Щиток
8 Боярышник З Початок
9 Ольха И Сережка
10 Зверобой К Головка
-3810-2476500 Деятельность учащихся
Учащиеся оформляют ответы в виде таблицы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3.Подведение итогов
100965-2476500 Деятельность учителя
Подводит итоги путешествия: «Ребята, вот и закончилось наше путешествие в страну “Цветы”. Одни из вас справились успешно со всеми заданиями станций ,другие- немного хуже».
-3810-2476500 Деятельность учащихся
Подсчитывают количество набранных баллов.
5. Рефлексия
100965-2476500 Деятельность учителя
Слова учителя: «Ребята, мы с вами очень плодотворно поработали. Мне очень было приятно работать вами! А вы не могли бы поделиться своими впечатлениями? Ответьте, пожалуйста, на вопрос: “Какие чувства и ощущения возникали у вас в ходе работы? Что оказалось для вас самым неожиданным?”»
-3810-2476500 Деятельность учащихся
Оценивают результаты собственной работы на уроке, отвечая на поставленный педагогом вопрос.