Конспект урока математики по теме Вырезаем и сравниваем. Практическая работа «Симметрия».


Вырезаем и сравниваем. с. 118—119
Тема: Практическая работа «Симметрия»
Цель. Формирование первоначальных представлений о симметричности фигур на уровне наглядных представлений
Виды учебной деятельности и универсальных учебных действий:
Вырезать симметричные фигурки из сложенного листа бумаги.
Определять опытным путем (с помощью сгибания) число осей симметрии у квадрата.
Определять на глаз ось симметрии равнобедренной трапеции, круга, прямоугольника, ромба. Обсуждать число осей симметрии у этих фигур.
Ход урока:
Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Постановка учебной задачи.
- Сегодня утором я получила удивительную посылку. Давайте посмотрим, что в ней находится.
- Отгадайте ребус.

- Ребята, вы любите путешествовать?
- Сегодня я вас приглашаю в необыкновенное путешествие в страну, какой нет на карте. Она называется Симметрия. В ней царят красота, порядок, равновесие.
- Как вы понимаете слово “симметрия”? (На доске карточка СИММЕТРИЯ)
- Обратимся к словарю.
Симметрия – это соразмерное, пропорциональное расположение частей чего-либо по отношению к центру, середине. Симметричны, например, крылья бабочки, глаза человека и большинства животных.

- В древности слово «симметрия» употреблялось как «гармония» и «красота».
- Как вы думаете, как это свойство связано с предметами из посылки?
- А нужно ли изучать симметрию и если нужно, то для чего?
- Итак, нам сегодня предстоит выяснить более подробно, что такое симметрия, как ее найти и где она нам может пригодиться.
– Давайте прочитаем девиз нашего урока: “Красота тесно связна с симметрией”.
Я - в листочке, я – в кристалле,
Я в живописи, архитектуре,
Я – в геометрии, я – в человеке
Одним я нравлюсь, другие
Находят меня случайной.
Но все признают, что
Я – элемент красоты.
- Начнем с разминки.
Подготовка к получению новых знаний.
– Посмотрите, у входа нас встречают жители этой страны!
(Геометрические фигуры на доске.)

– Назовите их.
– Почему эту фигуру называют треугольником?
– Какую фигуру называют прямоугольником?
– А какую квадратом?
– Можем мы любой квадрат назвать прямоугольником?
– А любой прямоугольник назвать квадратом?
– Что интересного вы заметили в построении ряда? (Чередуется форма)
– Назовите фигуру, которая продолжит ряд.
– Назовите лишнюю фигуру.
Найдите и назовите на рисунке знакомые вам фигуры. 

Открытие новых знаний.
Практическая работа.
– Ребята, а вы любите получать подарки?
–Давайте сделаем подарки жителям страны Симметрии своими руками!
Возьмите лист бумаги № 1.
Согните его пополам, проведите по линии сгиба.
Нарисуйте полукруг.
Возьмите лист бумаги № 2, согните его пополам, нарисуйте половину вазы. Внимание! Будем работать с ножницами. Будьте осторожны! Помните правила работы с ними.
Вырежьте нарисованные фигуры. Положите их перед собой. (А учитель прикрепляет на доску.)
 Найдите линии сгиба.
Где проходит эта прямая?
Как она поделила эти фигуры?
Докажите. (Совместились.)
Выполнение заданий из учебника (стр. 118, № 1, №3)
А кто хочет - может вырезать любую понравившуюся фигуру самостоятельно. Можно пользоваться образцами из учебника (стр. 118, № 2) или образцами из нашей посылки.

Многие предметы симметричны. Это значит, что если поместить напротив одного предмета зеркало, то отражение в нем в точности повторит его другую половину.

Всех жителей страны СимметрииУзнаешь без заминки.Как близнецы у нихПохожи половинки.
- Посмотрите вокруг. Назовите симметричные фигуры, которые встречаются в окружающем нас мире (животные, цветы, здания, природа.)
Физкультминутка.
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлопхлопки над головойМы топаем ногами, топ, топвысоко поднимаем колениКачаем головойголовой вперед назад подвигатьМы руки поднимаем, мы руки опускаемруки поднять, опуститьМы низко приседаем и прямо мы встаемприсесть и подпрыгнутьРуки вниз, на бочок.Разжимаем- в кулачок,Руки вверх и в кулачок,Разжимаем на бочок.На носочки поднимайся,Приседай и выпрямляйся,Ноги вместе, ноги врозь.
Закрепление.
Выполнение заданий из учебника (стр. 119, № 4 - 7)
Работа в тетради, стр.69
Итог урока. Рефлексия.
- С каким понятием мы сегодня с вами познакомились?
- Понравилось ли вам в стране Симметрии?
- Все ли у вас получилось?
- С какими трудностями столкнулись на уроке?
- Найдите в классе симметричные предметы или фигуры.
На зеркальной поверхности
Сидит мотылек.
От познания истины
Бесконечно далек.
Потому что, наверное,
И не ведает он,
Что в поверхности зеркала
Сам отражен.