Тема: Природа и человек. Физика – наука о природе.



План-конспект урока по физике
№ урока __________ 7 класс
«___»_______ 2015г.
Тема: Природа и человек. Физика – наука о природе.
Цели:
1.Сформировать общие представления о физике, как науке о природе;
2.Развивать коммуникабельные способности по теме, уметь выделять главное; сопоставлять факты, результаты, анализировать.
3.Воспитание стремления к учению, умения напряженно трудиться; развивать культуру речи, взаимоотношения, взаимопомощь и сотрудничество.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: словесные, наглядные.
Оборудование: показ презентации
Ход урока
I Организационный момент. Постановка целей
Знакомство с кабинетом физики и техникой безопасности при работе в кабинете.
Знакомство с понятием физика, как учебным предметом (количество часов, выполнение лабораторных работ, выполнение контрольных работ, ведение тетрадей.)
Знакомство с учебником.
II Изучение нового материала
Все объекты окружающего нас мира — животные и растения, Земля и Луна, Солнце и далекие звезды — составляют емкое понятие природа.Человек - неотъемлемая часть природы. Понятия «земля» и «мать» у нашего народа были неотъемлемы. Мы любим землю, как мать, а мать сравниваем с солнцем.Природа находится в непрерывном изменении. Например, извержение вулкана, вспышка молнии, превращение воды в лед — все это изменения, происходящие в природе. Постоянное движение небесных тел, рост и благоухание цветов, наводнение или обмеление рек и озер, смена времен года, движение людей и животных, перемещение транспорта — это тоже изменения в окружающем мире.Многообразные изменения, происходящие в природе, называются природными явлениями.Явления в природе взаимосвязаны. Изучением природных явлений занимаются такие науки, как физика, астрономия, география, геология, биология, химия. Каждая наука при этом преследует свои цели и использует свои методы. Например, физика изучает механические, тепловые, электромагнитные, световые явления, строение вещества. Природные явления, изучаемые физикой, называются физическими явлениями.
Демонстрации явлений
Механические (шарик скатываются по желобу)
Звуковые (звучание камертона)
Электрические (электрофорная машина, свечение электрической лампы)Магнитные (магнитные опилки)
Оптические (лазерная указка и оптический диск)
Тепловые (нагревание воды с марганцем, конвекция)
Изучая физику, вы узнаете, насколько взаимосвязаны вышеперечисленные науки между собой. Например, география использует физические законы при объяснении таких явлений, как течение рек и изменение климата. В биологии, используя законы физики, объясняют движение животных, строение их органов слуха и зрения. Поэтому физические законы и явления изучают и используют многие специалисты: инженеры, врачи, агрономы, водители транспортных средств.Наука астрономия, используя законы физики, объясняет природу наблюдаемых небесных тел и явлений, пытается раскрыть причины их возникновения и предсказать возможные последствия. Например, рассмотрим такие общие для физики и астрономии явления, как смена дня и ночи, а также затмение Солнца.Причиной поочередной смены светлого дня и темной ночи является непрерывное вращение Земли. Полный оборот вокруг своей оси она делает за сутки (24 ч). При вращении Земли та ее часть, которая обращена к Солнцу, является светлой, тогда как на противоположной (теневой) стороне Земли постепенно наступает ночь. Таким образом, происходит постоянная смена дня и ночи.В старину люди неверно понимали смену времен года, полагая, что Солнце движется вокруг Земли. В действительности же Земля движется вокруг Солнца, делая один оборот за год (365 дней). Смена времен года как раз и объясняется движением Земли вокруг Солнца.Одно из ярчайших природных явлений — затмение Солнца. Это явление в старину вызывало ужас у людей. Сейчас многие знакомы с причинами его возникновения. Ученые объяснили это явление с научной точки зрения. Луна, вращаясь вокруг Земли, в какой - то период оказывается между Солнцем и Землей. В это время она заслоняет Солнце, и Земля попадает в тень Луны. Это явление называется затмением Солнца.
Физика – наука о природе
Слово «физика» образовано от греческого слова «фюзис»— природа. Великий греческий мыслитель Аристотель в своих трактатах говорит о физике как науке о природе. Учение Аристотеля о физике обогатил и расширил наш соотечественник Абу Наср аль - Фараби. Признательные потомки называют Аристотеля «первым учителем», а аль - Фараби — «вторым учителем». В русский язык слово «физика» твердо вошло благодаря научным трудам великого ученого М. В. Ломоносова.Основная цель физики — исследование различных физических явлений, происходящих в природе, открытие законов, устанавливающих связь между этими явлениями. Например, падение различных предметов на землю обусловлено силой притяжения Земли. Смена времен года (зима, весна, лето, осень) объясняется движением Земли вокруг Солнца. В этом примере названы четыре явления природы: падение тела, притяжение Земли, смена времен года, движение Земли вокруг Солнца. Исследование связей между этими и подобными им явлениями в физике способствовало открытию законов Ньютона, а в астрономии — законов Кеплера. Таким образом, в процессе познания связей между явлениями природы открываются законы физики.
III Закрепление изученного
В таблицу внесите слова в соответствующие колонки: свинец, гром, рельсы, пурга, алюминий, рассвет, буран, луна, спирт, ножницы, ртуть, снегопад, стол, медь, вертолет, нефть, кипение, метель, выстрел, наводнение.Физическое тело Физическое вещество Физическое явление
Поставьте вместо точек данные глаголы.
1. Вода …. и превращается в пар.2. Лед….. и превращается в воду. Вода …. и превращается в лед. Пар….. и превращается в воду.
Слова-подсказки: отвердевать, кипеть, плавиться, охлаждаться.
IV Рефлексия

V Домашнее задание

& 1.
Стр 8 Задание 1(письменно).
Карточка
В таблицу внесите слова в соответствующие колонки: свинец, гром, рельсы, пурга, алюминий, рассвет, буран, луна, спирт, ножницы, ртуть, снегопад, стол, медь, вертолет, нефть, кипение, метель, выстрел, наводнение.Физическое тело Физическое вещество Физическое явление
Поставьте вместо точек данные глаголы.
1. Вода …. и превращается в пар.2. Лед….. и превращается в воду. Вода …. и превращается в лед. Пар….. и превращается в воду.
Слова-подсказки: отвердевать, кипеть, плавиться, охлаждаться.
Карточка
В таблицу внесите слова в соответствующие колонки: свинец, гром, рельсы, пурга, алюминий, рассвет, буран, луна, спирт, ножницы, ртуть, снегопад, стол, медь, вертолет, нефть, кипение, метель, выстрел, наводнение.Физическое тело Физическое вещество Физическое явление
Поставьте вместо точек данные глаголы.
1. Вода …. и превращается в пар.2. Лед….. и превращается в воду. Вода …. и превращается в лед. Пар….. и превращается в воду.
Слова-подсказки: отвердевать, кипеть, плавиться, охлаждаться.
Карточка
В таблицу внесите слова в соответствующие колонки: свинец, гром, рельсы, пурга, алюминий, рассвет, буран, луна, спирт, ножницы, ртуть, снегопад, стол, медь, вертолет, нефть, кипение, метель, выстрел, наводнение.Физическое тело Физическое вещество Физическое явлениеПоставьте вместо точек данные глаголы.
1. Вода …. и превращается в пар.2. Лед….. и превращается в воду. Вода …. и превращается в лед. Пар….. и превращается в воду.
Слова-подсказки: отвердевать, кипеть, плавиться, охлаждаться.