Эссе с описанием собственной концепции обучения математике

Эссе
(концепции обучения математики)
Дети и учителя - два слагаемых на свете,
Потому что там, где дети, начинается земля,
Начинаются проблемы,
И приходят непременно к детям, их Учителя!
И. Львова.
У каждого человека в этом мире есть своё предназначение. Моё – служить её величеству Математике, учить детей этой сложной и увлекательной науке. Моя цель – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Овладение всеми учащимися элементами мышления и деятельности, которые наиболее ярко проявляются в математической ветви человеческой культуры и которые необходимы каждому для полноценного развития в современном обществе. Создание условий для зарождения интереса к математике и развития математических способностей одаренных школьников. Таким образом, развитие ученика (личности) является важнейшей целью образования, но не единственной.
Существует мнение, что высокий уровень математического образования нужен лишь научно-технической элите, а для большинства населения можно ограничиться минимальным уровнем. Это очень опасная точка зрения. Во-первых, хорошее математическое образование полезно представителям самых разных специальностей, в том числе и весьма далеким от математики, способствует достижению личного успеха. И примеров тому очень много. Во-вторых, невозможно на школьной скамье определить, кто войдет в будущем в упомянутую элиту, а кто - нет. Даже ставить такую задачу безнравственно. И, наконец, в-третьих, если представить систему математического образования в виде горы, вершина которой соответствует элите, то, чтобы эта вершина находилась на высоте, соответствующей современным требованиям, необходимо правильно выстроить эту гору. Опуская подножие, мы опускаем и вершину.
Реализовать эти задачи в школе, естественно, невозможно без УМК. Проработав девять лет в школе из всего многообразия учебно-методических комплексов наиболее приемлемыми для себя и своих воспитанников считаю УМК издательства «Мнемозина», разработанные группой – предпочтение отдаю программе по алгебре Макарычева Ю.Н. и др. Учебники издательства «Мнемозина» соответствуют основному компоненту государственного стандарта общего образования и входят в Федеральный перечень. В настоящее время я использую учебно-методические комплекты для 7-9 классов, приоритет в содержательно-методической линии, которых отдаётся функционально–графическому курсу. Программой определены требования к уровню подготовки обучающихся разных классов, критерии и нормы оценки их знаний, умений и навыков. Предложены тематические тесты и даны рекомендации к их проведению. Также программа содержит разноуровневые контрольные и самостоятельные работы, что значительно расширяет возможности учителя. Так же имеются дидактические материалы. В своей работе с осторожностью отношусь к пособиям с готовыми домашними заданиями. Такие сборники советую сильным учащимся для опережающего обучения и категорически против использования их слабыми. Как правило, в таких пособиях пропускаются промежуточные рассуждения, решения, что ухудшает полное понимание решения задания для слабых учащихся.
По геометрии предпочтение отдаю программе Погорелова А.В.. Изучение идет от простого к сложному по всем классам. Изложение нового материала всегда основывается на уже изученном. Программа основана на свойствах (аксиомах), в отличие от программы Атанасяна Л.С., где изучение построено на векторном изображении, что достаточно специфично и тяжело для понимания. Ещё одной отличительной и положительной особенностью программы Погорелова является синхронность изучаемых тем с программой Макарычева по алгебре. Такое соотношение увеличивает качество усвояемого материала. Эффективность изучения геометрического материала обеспечивается правильной организацией его изучения, поэтому немаловажную роль в последние годы на моих уроках приобретают практические и лабораторные работы.
Практические работы по математике – это самостоятельное решение учащимися задач, условия которых даю в моделях, чертежах и деталях. Каждый учащийся для выполнения практической или лабораторной работы получает задание на карточке или модели. Выполняя измерения на модели или чертеже, он самостоятельно получает данные для решения поставленной задачи. Выполняя такие задания, учащиеся приобретают навыки по измерению и вычислению, умению обращаться с измерительными инструментами, что позволяет им находить рациональное решение данной задачи на модели, быстрее и точнее вычислить искомую величину, закрепить умение применять правила приближенных вычислений.
Очень полезно уметь определять небольшие расстояния на глаз, шагами. Уменье определять на глаз приобретается постепенно, длительной тренировкой. Поэтому на развитие глазомера провожу много практических работ. Определяются на глаз длина стола, длина и высота комнаты, окна, расстояние между деревьями, расстояние от школы до какого-либо объекта.
Некоторые практические работы по математике в 5 классе:
Тема: метрическая система мер.
Цель работы: развитие глазомера учащихся и овладение навыками измерения.
Оборудование: мерная лента, масштабная линейка, линейка.
Ход работы:
1.Начертить на глаз отрезки 1 мм, 1 см, 1 дм.
2.Начертить отрезок, определить на глаз его длину. Измерить с помощью масштабной линейки. Найти ошибку.
3.Начертиь на глаз отрезок, равный 5 см, 35 мм. Измерить, найти ошибку.
4.Определить на глаз длину и ширину классной доски. Проверить с помощью мерной ленты. Найти ошибку. Сделать записи в тетради.
Задание на дом. Определить на глаз длину и ширину комнаты, высоту и длину окна. Проверить измерением. Найти ошибку

Тема: метрическая система мер (работа с моделями).
Цель работы: закрепление усвоение метрической системы мер и навыков измерения
Оборудование: масштабная линейка, пластмассовые модели различных фигур, треугольник.
Ход работы.
1.Начертить квадрат со стороной 25 мм и вычислить его площадь в квадратных сантиметрах. Как изменится площадь квадрата, если каждую сторону его увеличить в 3 раза? Показать на чертеже и проверить вычислением.
2.Наложить данные модели на лист бумаги и обвести их карандашом. Измерить стороны фигур по модели и по чертежу. Найти периметр каждой фигуры. Найти величину ошибки, допущенной при построении.
3.Результаты измерений и вычислений записать в таблицу.

Тема: нахождение периметра и площади треугольника.
Цель работы: овладение навыками измерения и построения высоты треугольника.
Оборудование: масштабная линейка, треугольник, модели треугольников (два варианта).
Ход работы
1.Построить треугольник. Провести высоту, достроить до прямоугольника. Вычислить площадь и периметр построенного треугольника.
2.Сделать необходимые измерения и вычислить по данной модели периметр и площадь треугольника.
3.Оформление работы
Аналогично проводятся и другие работы.

Практические работы провожу также в целях установления самими учащимися (путем измерений) новых для них математических фактов. Например, учащиеся опытным путем находят сумму внутренних углов треугольника, четырехугольника, длину окружности и т. д. При подготовке к доказательству теорем учащимся дается задание (в классе или домашнее) произвести некоторые измерения, сравнить полученные результаты и сделать выводы.
Например: 1) перед доказательством теоремы о средней линии трапеции учащиеся измеряют основания и среднюю линию. Делают вычисления. Намечают вывод и ход доказательства;
2) учащиеся убеждаются в пропорциональности отрезков, полученных при пересечении прямых параллельными прямыми;
3) учащиеся на отдельном листе бумаги чертят треугольник по трем заданным сторонам. Затем вырезают и путем наложений убеждаются. Что такие треугольники совмещаются, они равны.
Чертят треугольники по трем другим заданным элементам. Вырезают и снова убеждаются, что треугольники равны. Приходят к выводу, что существуют признаки, по которым можно определять равенство треугольников.
Такие практические работы повышают интерес к математике, развивают логическое мышление.
Ещё сама, будучи учеником, с трепетом и большим волнением относилась к подготовке и участию в олимпиадах. Олимпиады всегда были, есть и будут. У любого человека всегда есть потребность сравнить себя с другими. Для школьников это чуть ли не единственный способ посоревноваться в интеллектуальной сфере. Безусловно, для различных возрастов олимпиады имеют разное значение и разные цели. Их роль неоценима. Они способствуют расширению кругозора учащихся, определению интересов, выбору будущей профессиональной ориентации. Дают возможность общению с людьми близкими по духу, интересам. Самоутверждению. Олимпиады: это возможность проверить свои знания, оценить себя. Это глубокое погружение в интересующий предмет, возможность глубже узнать изучаемый материал, кропотливый труд по подготовке. Все дети по-своему талантливы. Но есть ещё в каждом образовательном учреждении группа учащихся, которые являются гордостью школы – это претенденты на медаль, участники предметных олимпиад, отличники и хорошисты. С ними необходимо работать по-особому. Традиционно проводим фестивали, конкурсы, олимпиады и различные соревнования, позволяющие ребенку проявить свои способности (предметные недели, конкурсы творческих работ, фестивали математики и другие.) Такие мероприятия способствуют личностному развитию обучающегося в соответствии с его индивидуальностью и интеллектуальными способностями. В средней и старшей школе проводятся курсы: «Решение нестандартных задач» и др. по математике. Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности и познавательным стилем и сферами интересов, следовательно, программы для них индивидуализированы. Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе этих детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения. Дополнительные занятия больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем, оценку информации и т.д.)
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении, и на уроках математики в частности, невозможно без компьютера. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения:
путём активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст, звук, видео, цвет);
путём ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи до конца, опираясь на всевозможные рекомендации, пояснения, справочники);
используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно – выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.
Но каждый преподаватель должен понимать, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, ведь процесс использования компьютерных технологий на уроках имеет как положительные, так и отрицательные моменты.
С одной стороны, компьютер – это средство повышения эффективности обучения. С его помощью можно: развивать интеллект школьников и навыки самостоятельной работы по поиску необходимой информации;
эффективно использовать наглядно-образные компоненты мышления, играющие исключительно важную роль в жизни человека;
расширять объём предъявляемой учебной информации и набор применяемых задач;
разнообразить формы учебной деятельности школьников на уроке;
осуществлять индивидуальный подход в обучении;
проводить самоконтроль и взаимоконтроль за выполнением заданий;
повышать качество контроля знаний учащихся и разнообразить его формы;
обеспечивать гибкость управления учебным процессом;
повышать интерес ребёнка к изучению предмета математики и к учению в целом.
С другой стороны, компьютер – это сложный технический прибор, негативно влияющий на работоспособность, общее самочувствие и здоровье школьников. Несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывает отрицательное воздействие на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными, двигательными и нервно-эмоциональными нагрузками.
Поэтому при организации урока я учитываю то, что:
работа школьников за компьютером в течение всего урока является непродуктивной;
одновременная (синхронная) работа под руководством учителя целесообразна лишь только в течение короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе и изучаемым приёмам деятельности;
использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение;
компьютер как обучающее средство не может полностью заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися, не может оперативно реагировать на изменения педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.
Считаю, что при проведении урока с использованием ИКТ необходимо:
чередовать напряжённый умственный труд и эмоциональную разрядку, за счёт упражнений, для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения;
тщательно планировать как фронтальную, так и самостоятельную работу детей, ограничивая её временными рамками и не допуская напрасной потери времени.
Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения:
При объяснении нового материала; При закреплении и повторении изученного;
При итоговом контроле.
В настоящее время программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники (включающие мультимедийные и интерактивные курсы), программы-тренажёры, интерактивные учебно-методические комплексы, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки наглядных пособий.
Отдельные программы мне очень импонируют, и я использую их как при подготовке к урокам, так и при их проведении:
на уроках изучения нового материала я больше опираюсь на программы-учебники (включающие мультимедийные и интерактивные курсы), видеоуроки, справочники, энциклопедии, примерами таких программ являются:
– Математика, часть 1, Серия «1С: Репетитор» – 2003.
– Открытая математика. Алгебра. Версия 2.6. ООО «Физикон-2006».
– Открытая математика. Планиметрия. Версия 2.6. ООО «Физикон-2005»
на уроках закрепления, повторения и обобщения я использую программы-тренажёры, интерактивные учебно-методические комплексы, справочники, энциклопедии, примерами таких программ являются:
– Современный УМК. Математика 5-6. «Просвещение – МЕДИА» – 2003.
– Современный УМК. Алгебра 7-9. «Просвещение – МЕДИА» – 2003
Кроме того создаю собственные электронные средства обучения, а именно – электронный дидактический материал (компьютерные задания и презентации с изложением нового материала), по отдельно взятым темам алгебры и геометрии.
Алгебра:
– Алгебраические дроби. Основные понятия (презентация озвучена).
– Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями (озвучена).
Геометрия:
– Многоугольники и четырехугольники
– Параллелограмм (озвучено). Свойства и признаки параллелограмма
– Ромб. Свойства и признаки ромба
– Квадрат. Свойства квадрата
– Трапеция
– Площадь многоугольника (озвучена).
– Площадь параллелограмма. Площади фигур (озвучена).
Считаю, что активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы.
Для современных школьников электронный способ получения информации стал нормальной составляющей жизни, а я как учитель, стараюсь направить их желание работать за компьютером на достижение образовательных целей и решение поставленных задач.
Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя. Педагог учит, воспитывает, но и стимулирует ученика к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе.

Учитель математики МБОУ ТСШ №2 Тимоляновой О.В.
15