МИШКА КОСОЛАПЫЙ КУШАЕТ МЁД ЛАПОЙ ПРОЕКТ


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 83» муниципального образования города Братска

Проект по теме:
«Мишка косолапый, кушает мёд лапой»
Продолжительность проекта: 1неделя
Тип проекта: творческий

Подготовила:
воспитатель Игнатьева Вера Сергеевна
1квалификационная категория
Проект «Мишка косолапый, кушает мёд лапой»
Актуальность
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная, расточительная халатность, ведущая к нарушению  экологии. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно, могут присоединяться к неправильному поведению других. Дети в целом понимают, что нельзя наносить животным вред, но не осознают почему. Не выполняют правила гуманного взаимодействия с животными. Не умеют ухаживать за живыми существами, поэтому в связи с этими важно начать формирования представления о животных с раннего возраста.  Проблема, значимая для детей на решение которой направлен проект: обогащение и расширение знаний детей о жизни животных на примере медведя. Это стимулирует речь, внимание, память.
Цель проекта
Формировать у ребёнка социально - нравственные качества через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально - эстетической, продуктивной. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации, развивать творческие способности.
Задачи проекта
расширить первоначальное представление детей о животном мире, учить любить животных, помогать им.
развивать восприятие детей, обогащать опыт, учить действовать по слову взрослого;  поддерживать интерес к животным;
совершенствовать уровень накопительных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям»;
развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение; стимулировать ребёнка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых стихотворений;
формировать у детей интерес и положительное отношение к художественному творчеству; вызвать эмоциональный отклик на музыкальные произведения, побуждать выполнять  совместные движения под музыку;
Участники проекта
Дети и родители ясельной - группы, воспитатель группы, музыкальный руководитель.
Срок реализации проекта - неделя (5 дней)
Вид проекта: творчески – информационный
Основные формы работы по реализации проекта:
- Обсуждение проекта с родителями;
- Знакомство с животными леса и их изучение;
- Составление карт о развитии животного совместно с родителями и детьми;
- Проведение общих и индивидуальных бесед, наглядная агитация;
- Родительский уголок. - папки – передвижки: «Для вас родители», «Статьи о животных» и т. д.;
- Создание условий для совместного действия педагога с родителями и детьми;
- Проведение группового конкурса - макеты «Жители леса»,
« Чей домик »;
- Привлечение родителей к совместному развлечению « Маша и медведь».

Ожидаемые результаты
- контактность: воспитатель – родитель; воспитатель – ребёнок; родитель – ребёнок;
- доброжелательные отношения между воспитателями и родителями;
- интегрированное взаимодействия воспитателей, специалистов и родителей;
- повышение активности родителей, осознание ими роли семейных педагогов;
- открытость и доступность деятельности ДОУ для родителей.

Реализация проекта
Содержание Сроки Ответственные
1 этап - подготовительный
1. Разработка этапов реализации проекта
2. Постановка и определение цели, задач в рамках реализации проекта воспитатель группы
2 этап - основной

Беседа о диких животных с детьми.
Просмотр небольшого фильма или мультфильма о медведе.
Сюрпризный момент: Внесение игрушки медведя (обыгрывание)
Чтение: стихи, потешки о медведе. «Мишка косолапый», « Мишка» и.т.д
Под\игра: «Мишка, Мишка, что ты долго спишь».
Театрализация по сказкам «В гости к медведям»
понедельник Воспитатель,
дети
Воспитатель, дети
Воспитатель,
дети
Воспитатель,
дети
Воспитатель,
дети
1. Проблемная ситуация: «Мишка заблудился»- почему?
2. Оформление альбома: дикие животные- «Друзья медведя»
3.Физкультминутка « Медвежата».
4. Рисование « Дорога к дому медведя».
5. Словесная игра с движением «Мишка косолапый»
6. Д\и по величине « Три медведя».
7. Изготовление макетов: «Чей домик?»
Вторник
Воспитатель дети
Родители, дети
Воспитатель, дети
Воспитатель, дети
Воспитатель,
дети
Родители и дети
Ситуативный разговор: «Мишка проказник»
2. Комплексное занятие «Мишка- топтыжка»
Музыка: слушание песен и музыки о медведе.
Аппликация без наклеивания « Мой мишка».
Составление карт о развитии животных.
5.Чтение - родители совместно с детьми сочиняют стихи и «Рассказы о медведе» (оформление) презентация.
6. П\и « У медведя во бору».
среда
Воспитатель дети
музыкальный руководитель.
Воспитатель,
дети
Родители
Родители и дети
Воспитатель, дети.
Проблемная ситуация: «У медведя болит живот»
Коллаж «Мишкина семья», «Что кушают медведи»
Лепка: « Мишкины друзья»
Музыкально - двигательная игра
«Шишки для мишки»
Музыкально-ритмическая игра «Колобок» - имитация движений.
Рассматривание картин о медведе. «Что делает медведь»
Театрализация - показ сказки: «Три медведя» Четверг.
Воспитатель,
дети
Воспитатель,
дети
Воспитатель,
дети
Музыкальный
руководитель
Воспитатель дети
Родители
1. Проблемная ситуация «Чем медведь занимается в лесу?»
2. Занятие по развитию речи Рассматривание картины « Купание медвежат»
3. Художественное творчество - раскраски «Медведь»
4.Труд – « Берлога для медведя» (совместная работа воспитателя и детей).
5. Конкурс: совместная работа родителей с детьми - поделки из природного материала «Кто живёт в лесу» , «Чей домик»
пятница
Воспитатель,
дети
Воспитатель дети
Воспитатель дети
Родители дети
3 этап - заключительный
Подведение итогов проекта
«Мишка косолапый кушает мёд лапой»
Итоговое развлечение: «Маша и медведь»
Круглый стол по проекту. Чаепитие. пятница
Воспитатель, родители, дети
Результативность тематической недели:
Дети
Заметен рост мыслительной и речевой деятельности детей раннего возраста при ознакомлении с животным - медведем. Особое значение придаётся «Встречи с чудом», при которой понимается получение сильного эмоционального впечатления при столкновении с тайной, необычном явлением. Удивление восторг, радость, испытанные при этом, пробуждают любознательность ребёнка, оставляя след на всю жизнь. А также запоминают о необходимых условиях для жизни медведя.
Воспитатель
- овладение техникой проектной деятельности
- высокий уровень коммуникации детей, их речевая активность.
Родители
В результате работы над проектом были налажены доверительные отношения между педагогами и родителями. Многие семьи сблизились со своими детьми. У них появилось осознанное желание участвовать в жизни группы. Проводимая работа вызвала живой отклик у них и дальше быть единомышленниками в вопросах воспитания и отношения с детьми. Их заинтересованность, активно участвовать в образовательном процессе в полноценном развитии детей способствовала нашему тесному сотрудничеству.
Приложение
Комплексно -тематическое занятия в 1младшей группе
Тема: «Мишка - топтыжка».
Цель: создать условия для познавательного, речевого развития детей раннего возраста через разные виды детской деятельности.
Задачи:
обучающие:
- продолжать учить детей ориентироваться в пространстве (верх, низ, рядом) понимать значение предлогов (на, под);- продолжать сравнивать предметы по величине (большой -маленький).- продолжать учить рисовать прямые линии карандашом;развивающие
- учить детей внимательно слушать слова песни и выполнять соответствующие движения и действия;
- закрепить знания о красном, жёлтом, зелёном и синем цветах.- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:- воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам
Оборудование: Игрушечные медведи.Лист белого картона с наклеенной ёлкой и берлогой. Силуэтные изображения медведя, солнца, тучи, двух кустов малины.Карандаши, картинка с изображение душа колокольчика и мишки.Лист картона с наклеенными тремя медведями разной величины, силуэтные изображения бочонков разной величины.Крупа в кастрюльках от кукольной посуды, ложки, бутылочки в форме медвежат с прорезью -ртом.Аудиозаписи: «Мишку на руки возьми», «Три медвежонка», «Ходит мишка», «Мишка и берлога».
Ход занятия: Воспитатель: Игра - приветствие «Наши умные головки» Наши умные головкиБудут думать много, ловко.Ушки будут слушать,Ротик чётко говорить.Ручки будут хлопать,Ножки будут топать.Спинки выпрямляются,Друг другу улыбаемся. 
Воспитатель: - Ребята я знаю одну загадку, она поможет вам отгадать, кто у нас сегодня в гостях.
В чаще он лесной живёт,Сладкоежкою слывёт.Летом ест малину, мёд,Лапу зиму всю сосёт.Может громко зареветь, А зовут его (Медведь )
Д\ игра по «Медведь в берлоге» .
Вот перед вами картинка. Что на ней нарисовано? Ёлка, а под ней медвежья берлога .На улице проснулось солнышко. Ребята посмотрите ,что у меня в руке круг (ответы).Возьмите в руки круг , а на что похож круг и приложите солнышко его к верхней части листа. Мишка вышел погулять. (Дети манипулируют соответствующими силуэтными картинками по тексту). Полез мишка вверх на ёлку. Залез на самую вершину, не удержался и покатился кубарем вниз и упал.. Ревёт медведь: «ы - ы -ы» рычит медведь.. На небе появилась тучка. Она закрыла солнце. Погода испортилась и мишка полез в свою берлогу. В это время из тучки закапал дождь: «кап -кап -кап» стучит дождь.. Постучите пальчиками по столу, вот как капли дождя стучат. После дождика выросла малина . Два куста малины. А на кустиках ягодки: на одном кусте одна ягода , а на втором много ягод малины. Позовите медведя .Выходи мишка из берлоги, собирай малину. Мишка вылез из берлоге скушал всё малину. А умыться позабыл. Чтение стихотворение «Мишка» Утром звери просыпались,Чисто звери умывались.Лишь Медведь не умывался,Неумытым он остался.Тут все звери закричали,Мишку в речку затолкали.Стали мыть его, купать,С головою окунать.Плачет Мишенька: - Простите!Не топите! Отпустите!Я большой, я буду самУмываться по утрам!
Покажите мишке как правильно умываться, мыть руки, расчёсываться. (имитация движений)
Рисование карандашами: Коллективная работа «Моем мишку»
Воспитатель: - ребята, давайте отправим нашего мишку в душ, чтобы он там помылся. Чтобы из душа потекла вода, понадобится ваша помощь. Возьмите карандаши или фломастеры и нарисуйте струйки воды — прямые линии. Пусть вода льётся мишке на ушки, и на лапки, и на животик, и на носик. Пусть мишка станет чистым -чистым.
Умыли медведя молодцы ,пойдёмте погуляем по мостику..
Двигательная разминка «Мостик»
Мишка топал, баловался
Лёгкий мостик, зашатался
По воде идут круги
Мама, мама помоги.

(медведь был непослушным упал и стал маму звать на помощь.
- Ребята, вы идите по мостику тихо, спокойно.
Нас мостик привёл к трём медведям.
Д\игра «Медведи и мёд»
Перед вами на картинке медведи. Сосчитайте их. Много - один, два, три.) Сколько медведей? Три медведя -много. А медведи одинаковые или разные? Разные. А чем же они отличаются друг от друга? Один медведь самый большой, другой поменьше, а третий самый маленький.
Трёх медведей я взяла,Посадила у стола:Угощайтесь, медвежатки,Ешьте мёд хороший, сладкий! 
Вот бочонки с мёдом. Сколько их. Сосчитайте? Три или много бочонка. Каждому медведю по бочонку. Нужно только правильно их раздать медведям. Самому большому медведю — самый большой бочонок мёда, а самому маленькому медведю — самый маленький бочонок. А то малые съест большой бочонок. И заболит у него животик, а самый большой медведь не наесться мёдом из маленького бочонка. Так что постарайтесь правильно раздать медведям бочонки с мёдом.А с мёдом хорошо едят мишки кашу. Вот и накормите мишек кашей
Д\упражнение: «Лопай мишка кашу.»(развитие моторики.)Дети берут ложечкой крупу из кастрюльки и кормят мишек — насыпают крупу в прорезь -рот мишек (бутылочки в форме медвежат).
Активизация движений. «Играем с мишкой» Мишка очень любит играть с разноцветными мячиками.Упражнения «Прокати мяч мишке», (под песню «Три медвежонка»)
Рефлексия. - Ребята мы сегодня с вами узнали много интересного про мишку. Чем занимался мишка. Что кушал ? Почему у мишки грязные лапы. Знакомство с игрушечным медведем.
Занятие по развитию речи 1младшей группе
Рассматривание сюжетной картины «Купание медвежат»
Цель: учить слушать и понимать текст, отвечать на вопросы воспитателя; формировать способность детей к диалогической речи словом и предложением.
Задачи:
образовательная:
- продолжать учить детей составлять простые предложения по картинке с помощью воспитателя и самостоятельно;
- составлять небольшой рассказ из 3-4 предложений.
развивающая
-способствовать развитию речи, как средству общения.
Воспитательная:
- расширять представления детей о диких животных. Воспитывать заботливое отношение к животным.
Методические приёмы:
Чтение произведения, беседа, рассматривание картин о медведе.; упражнение «Найди и назови одинаковых животных»; дидактическая игра «Близко — далеко»; сюрпризный момент, загадывание загадки, угощение детям.
Оборудование:
Предметные картинки с изображением диких животных: медведь;  фигуры животных медведя аригами: медведь – игрушка; , схемы –медведь: как растёт медведь.
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных «Медведица и медвежата», «Медведи в лесу», «Медведь на дереве».
Отгадывание загадок о медведе.
Стихи о медведе,
Рассказы о медведе.
Ход игры:
Воспитатель: - Ребята, вы знаете, какие звери живут в лесу? (проблемная ситуация)
- А как называют этих зверей? (дикие.)
У меня есть шкатулочка, она не простая, в ней лежит книга - панорама. А вы знаете, почему она так называется? (Если её открыть, то появится картинка )
Хотите узнать, кто изображён в книге? (сюрпризный момент)
Воспитатель: - Они бурые большие и сильные. Живут эти звери в лесу. Они любят кушать лапай мёд. Зимой они любят поспать .Догадались, что это за звери? (Это медведи.)Давайте проверим правильно это или нет?
Воспитатель открывает шкатулочку и достаёт книгу «Медведица с медвежатами». Открывает её и закрывает(привлекает интерес у детей)
Рассматривание сюжетной картины.
Воспитатель ставит картину «Купание медвежат». Предлагает детям рассмотреть картину.
Вопросы: - кто на картине изображён?
Медведица какая ? (большая) А медвежата ? (маленькие) Где живут медведи? А что умеют ещё делать медведи ?(лазать по деревьям, ловить рыбу ит.д.) Они любят играть. А ещё они очень любят гулять по лесу. Где много шишек и ягод. Так же наши медведи любят купаться.
Рассказ воспитателя по сюжетной картинке.
Сейчас я вам расскажу рассказ по картинке, а называется он «Купание медвежат».Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился бежать в лес. Мать догнала его, а потом — в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.
Вопросы: Куда пришли медведи? Что сделала мама медведица?
Почему убежал один медвежонок? Какие ушли медвежата? Зачем надо купаться. Затем воспитатель приглашает 2-3 ребёнка составить небольшой рассказ с помощью воспитателя.
, Дидактическая игра «Близко — далеко».Развитие слухового внимания, остроты слуха. Педагог за ширмой производит звучание большого или маленького медведя. Дети по силе звучания определяют размер животного (медведь или медвежонок).Здесь спрятались два медвежонка, один большой, а другой маленький. Они хотят с вами поиграть. Медвежата будут топать, а вы должны угадать, кто из них топает.
Упражнение «Найди и назови одинаковых животных». 
Цель: развитие зрительного внимания, мышления.
Давайте посмотрим, может быть в нашем сундучке ещё что -то лежит? Педагог открывает шкатулку и достаёт предметные картинки и фигуры -оригами : медведь.
—Эта игра, ребята, очень интересная. Здесь надо найти два изображения одного животного и назвать детёнышей этих животных.
Дети находят на столе пары картинок, называют их.
Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной речевой памяти.
Подвижная \игра "Медвежонок"
Педагог спрашивает детей:
- Где живёт наш Мишка? В лесу, в берлоге.
- Давайте возьмёмся за руки и встанем в круг, это будет берлога медведя. Кто хочет быть медвежонком?
 Ребёнок, играющий роль медвежонка, надевает маску, ложиться в центр круга и закрывает глаза.
Педагог и остальные дети водят вокруг него хоровод и поют:
Медвежонок, медвежонок спит в своей берлоге.
Громко не кричите, Мишку не сердите,
Тихо подходите, ласково будите.
Дети и педагог подходят к "Медведю" и будят его. Мишка открывает глаза, и догоняет ребят.
Рефлексия:
Вы все такие молодцы .Какую картину мы сегодня рассматривали? ( «Купание медвежат».)ответы
А что делала мама? Почему убежал медвежонок?
.Закрепление изученного материала вне занятия:
Повторить дидактическую игру «Большой — маленький». Повторить игру «Найди и назови двух одинаковых живо
Конспект занятие по лепка в 1младшей группе
Тема: «Мишкины друзья »
Цель: создать условия для формирования у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности.
Задачи:
образовательная:
- продолжать вызывать интерес детей к лепке, знакомить детей со свойством пластилина (твёрдый, мягкий).
развивающая:
- развивать мелкую моторику рук, проявлять творческие способности детей.
воспитательная:
- воспитывать у детей сочувствие к игровым персонажам и вызывать желание помогать им. Воспитывать внимание, стимулировать фантазию.
Ход занятия:
Проблемная ситуация:
Воспитатель:
- Ребята, я сегодня шла в детский сад и услышала , что кто - то, где - то очень сильно плачет. А вы шли в детский сад, ничего не слышали? Не знаете, кто там плакал? Почему?
Воспитатель предлагает детям прислушаться. В группе слышится не большой шорох и плач.
- Ребята вы слышите, кто - то у нас спрятался? Пойдёмте, посмотрим. Воспитатель и дети идут, находят медведя - игрушку.
Воспитатель:
- Ой, да это же мишка. Ребята спросите у мишки, почему он спрятался и плачет?
Воспитатель берёт роль медведя на себя или можно пригласить ребёнка с подготовительной группы, чтобы он сыграл роль медведя.
Медведь:
- Я пошёл гулять ,чтобы найти себе друзей и потерялся.
Воспитатель:
- Мишка, это ты сегодня на улице плакал?
Мишка:
- Да я, не было так страшно. Я увидел ребят и пошёл за ними в детский сад и спрятался, а вы меня нашли.
Воспитатель:
- Молодец мишка, что ты к нам пришёл, мы с тобой поиграем, и плакать ты больше не будешь.
Динамическая пауза « Три медведя»
Три медведя шли домой. (Переступание с ноги на ногу, раскачивание корпусом, руки слегка округлены и опущены вдоль туловища)
Папа мишка был большой, (Встать на носочки, поднять руки вверх)
Мама чуть поменьше ростом, (Слегка подогнуть колени, руки опустить и слегка развести в стороны)
А сынок малютка просто. (Присесть на корточки)
Самый маленький он был (С погремушками ходил)
Дзинь - ля -ля, дзинь — ля -ля (Поднять руки на уровень груди и потряхивать кистями обеих рук)
Пальчиковая игра «Мишка испугался» Туки -туки, мишка  (Постукивание кулачками) В свой бежит домишко.  (Бегаем пальчиками) Забегает во дворИ калитку на запор!  (Сцепить руки в замок) Спрятался в домишко. ( Делаем крышу над головой)На лугу бычок бодался —  (Сделать пальцами козу) Мишка очень испугался. (Покачать головой, обхватив её руками)

Воспитатель:
- Мишка, тебе понравилась играть?
Мишка:
- Не очень, мне всё равно скучно.
Воспитатель:
- Почему тебе скучно, Мишка?
- Потому что у меня мало друзей.
Воспитатель:
- А наши ребята, твои друзья и они тебя любят Мишка.
- Это хорошо, что меня любят дети, но я хочу, чтобы у меня ещё были и медведи друзья, ведь я живу в лесу.
Воспитатель:
- Ребята давайте поможем мишке сделать портреты друзей (дети садятся за столы). Воспитатель рассказывает, как нужно всё сделать.
- А сейчас сделаем портреты друзей для Мишки ( воспитатель раздаёт детям приготовленные портреты без ушей, носа, глаз - силуэт медведя ). Дети из чёрного пластилина лепят носик, глазки и придавливают в нужном месте изображения. Кусочек коричневого пластилина делят пополам, скатывают шарик и приклеивают, где уши. Воспитатель помогает, кто не справляется . А мишка всех хвалит, какие они молодцы. После лепки воспитатель предлагает мишке поиграть с детьми в подвижную игру. П\игра «Мишка» Мишка ,мишка, что ты долго спишь дети повторяют текст Мишка ,мишка, что ты так храпишь подходят к мишке и будят его Мишка ,мишка, мишенька вставай мишка просыпается Мишка ,мишка с нами поиграй. и догоняет детей
После игры дети дарят мишке портреты. Мишка благодарит ребят.
Рефлексия.
Воспитатель:
- Ребята, кто к нам сегодня приходил? Что случилось с мишкой? А как мы ему помогли? Как вы думаете, мишке понравились его новые друзья? Мне сегодня тоже всё понравилось. Вы молодцы. Давайте обнимемся и попросим мишку остаться у нас.

Театрализация по сказкам в первой младшей группе
«В гости к медведям»
Цель: закрепить знания народных сказок, создать радостное настроение, вызвать у детей положительные эмоции.
Образовательные задачи:
- формировать интерес к художественному слову, музыке.
Развивающие задачи:
- развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения;
- развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие связной речи);
-развитие целенаправленного внимания и зрительной памяти.
Воспитательные задачи:
-воспитываем любовь к русскому народному творчеству;
-воспитывать любовь к театрализованным играм.
Предварительная работа: Чтение сказок: «Колобок», «Теремок», «Три медведя». Рассматривание иллюстраций к сказкам. Театрализованные игры по сказкам.
Оборудование: Театр на фланелеграфе «Теремок», «Три медведя», пальчиковый театр, настольный театр «Колобок».
Ход занятия:
Дети играют в группе, заходит воспитатель (одетый в костюм бабушки – веселушки)
- Ребята, куда это я попала?
Бабушка - Веселушка :
-Здравствуйте, детишки!
Здравствуйте, мои хорошие!
Как давно мы не видались
Осень кончилась, зима прошла
И теперь я собралась
В гости к вам пришла сама.
- Зовут меня бабушка - Веселушка и я очень хочу с вами поиграть. Бабушка - Веселушка организует игру «Давайте поиграем»
(Дети встают в круг, Бабушка -Веселушка начинает).
- Где же, где же наши ручки?Где же наши ручки?Где же, где же наши ручки?Нету, нету наших ручек.Вот, вот наши ручки, Вот, наши ручки.Пляшут, пляшут наши ручки, Пляшут наши ручки.
Где же, где же наши ножки?Где же наши ножки?Где же, где же наши ножки?Нету наших ножек.Вот, вот наши ножки, Вот наши ножки.Пляшут, пляшут наши ножки, Пляшут наши ножки.
Где же, где же наши детки?Где же наши детки?Где же, где же наши детки?Нету, наших деток.Вот, вот наши детки, Вот наши детки.Пляшут, пляшут наши детки, Пляшут наши детки.
Ух, ты, как хорошо плясали.
(В руках у Бабушки – Веселушки клубочек) Бабушка предлагает каждому ребёнку взяться за ниточку и назвать своё имя.
- Вот мы с вами и познакомились. Что помогло нам познакомиться?
Бабушка – Веселушка приглашает ребят, отправиться в путешествие.
- А волшебный клубочек покажет дорогу, а вы держитесь за ниточку клубочка крепко.
 -Посмотрите куда мы попали? Какая-то волшебная поляна, а чтобы узнать, кто здесь живёт надо отгадать загадки.
Бабушка предлагает детям отгадать загадки.
Перед детьми фланелеграф с героями сказки «Теремок» (закрываем, чтобы дети ни увидели сказку, пока не отгадали загадку).
Бабушка -Веселушка:
Звери жили в доме том,
Но медведь сломал их дом,
Он залезть в него не смог… 
Это сказка ... (ТЕРЕМОК).
ответы
Бабушка - Веселушка: Похвалить детей за правильные ответы, если дети затрудняются ответить, помочь им.
Бабушка -Веселушка:
- А давайте мы с вами вспомним героев этой сказки.
Бабушка - Веселушка:
- Что мы можем рассказать про зверей и медведя?
Катим клубок дальше, к сказке «Три медведя» (пальчиковый театр, сказку помогают показывать дети).
Бабушка - Веселушка:
-Ребята, а вот и вторая загадка, к которой привёл нас клубок , давайте отгадаем и эту загадку.
Косолапый и большой,Спит в берлоге он зимой.Любит шишки, любит мёд,Ну-ка, кто же назовёт?
( Три медведя)
Бабушка - Веселушка: 
-Молодцы ребята, вы правильно отгадали название второй сказки. Расскажем, кто живёт в сказке «Три медведя»( показ сказки «Три медведя» детьми).
Бабушка- Веселушка:
-А вот и ещё одна сказка.
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Отгадайте без подсказки,
Из какой ушёл, я сказки? (Колобок)
Бабушка -Веселушка:
-Ребята, давайте поиграем с колобком и вспомним, с какими героями он встретился в лесу.
Физкультминутка «Колобок»
Из муки он был печён,  (лепим руками пирожок)
На сметане был мешен.  (замешиваем тесто)
На окошке он студился,  (дуем на ладошки)
По дорожке он катился.  (бежим по кругу)
Был он весел, был он смел.  (улыбаемся, шагаем)
И в пути он песню пел.  (поем песенку, ляля)
Съесть его хотел зайчишка (прыгаем, как зайка)
Серый волк и бурый мишка  (показываем волка, переваливаемся, как медведь)
А когда малыш в лесу  (шагаем)
Встретил рыжую лису,   (повадки лисы показываем)
От неё уйти не смог.
Что за сказка? (колобок)
Для демонстрации сказки «Колобок» используем элемент настольного театра с медведем.
Бабушка -Веселушка:
- Ребята, какие вы молодцы, отгадали все загадки. Ребята, давайте на радость нашим медведям слепим чашечку, чтобы у каждого медведя была своя чашка, и они будут хлебать кашу из своих чашек. Дети лепят, бабушка помогает, кто не справляется и хвалит детей за работу.
Дети: Рассказывают какому медведю они слепили чашку из какой сказки..
Бабушка -Веселушка :
-Ребята, какие сказки нам сегодня попадались на пути?
Бабушка- Веселушка:
-Вы сегодня были такие молодцы, все сказки угадали, для медведей слепили чашки, поэтому для вас волшебный клубочек оставил подарочки. Ребята вам сегодня понравилось гулять по сказкам?
А кто в этих сказках был важный и неуклюжий?
Мне было интересно с вами на сказочной поляне, но теперь нам пора домой, в этом нам поможет волшебный клубочек. Дети возвращаются под музыку в группу.
Итоговое мероприятие по проекту
развлечение «Маша и медведь»
Цель: создание атмосферы доброжелательного отношения друг к другу, радости, веселого настроения. Совершенствовать двигательные навыки детей в основных видах движений.
Предварительная работа:
Развлечение проводится на свежем воздухе. На площадке устанавливается макет улья, оформляется полянка декоративными цветами, домик декорируется под берлогу медведя, в песочнице готовится куча песка, в которой спрятаны мелкие игрушки из киндер-сюрпризов.
Участники мероприятия: ведущая – воспитатель, роль Маши и медведя исполняют родительницы, дети.
Материалы : палочки-султанчики с разноцветными лентами по 2 на каждого ребенка, маска трамвая для ведущего, самокат, телефон, наушники, таз с водой, рыбки, сачки, ведерки, картинки пчелок по количеству детей, бубны по количеству детей, цветочная полянка, улей, мелкие игрушки.
Ход мероприятия:
Дети играют на участке.
Ведущая: Ребятки посмотрите, как сегодня ярко светит солнышко, оно улыбается нам, давайте и мы порадуемся солнышку!
Есть у солнышка лучи, они очень горячи!
В руки лучики возьмем, с ними мы играть начнем!
Игра с палочками «Солнышко».
Солнышко, солнышко, погуляй у речки!
Солнышко, солнышко, раскидай колечки.
Мы колечки соберём, золочёные возьмем,
Покатаем, поиграем, и тебе назад вернём.
Птицы, бабочки летают;
Солнце ярко припекает,
Зреют ягодки в саду,
Дети плавают в пруду.
Кто скажет? Кто знает?
Когда это бывает? (ответы детей)
Ведущая: правильно, наступило лето.
Песня - хоровод «Какого цвета лето? » ( звучит музыка) .
Ведущая: посмотрите-ка ребята, кто это там едет? И на чем?
Маша ,подъезжая на самокате
-Куда это вы? И без меня? Очень добрый день! Вы кто такие? И что это вы тут делаете?
Ведущая: мы девчонки и мальчишки, озорные шалунишки, а ты кто?
Маша: А я Маша!
Ведущая: Ребята, давайте познакомимся и поздороваемся с Машей.
Коммуникативная игра «Здравствуйте».
Здравствуйте ладошки- хлоп, хлоп, хлоп ( показ рук вверх-вниз ладонями).
Здравствуйте ножки – топ, топ, топ ( удары по коленкам).
Здравствуйте щёчки – плюх, плюх, плюх (указательными пальчиками трогают щёчки).
Здравствуй носик – би, би, би ( указательным пальцем трогают кончик носа).
Здравствуйте губки – чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики).
Здравствуй Маша! Привет! Рукой приветствуют.
Маша: здравствуйте ребятишки
Девчонки и мальчишки
Рада видеть всех сейчас
Ведь давно искала вас.
Ведущая: вышли мы во двор гулять
Лето красное встречать!
Мы расскажем всему свету,
Что весны уж больше нету,
Лето жаркое пришло,
По земле идет оно!
Маша: а я еду навестить своего друга Мишу, он в лесу живет, вы пойдете со мной?
Ведущая: Конечно ,пойдем только, как мы туда доберемся?
Маша: да, уж (чешет затылок) на мой самокат мы все не поместимся, а поехали на трамвае!
Дети: поехали!
Песня-танец «Трамвай» ( звучит музыка)
Маша: вот мы и приехали в лес, здесь на полянке мишка живет. А где же домик? (дети показывают на домик)
Там медведь наверно спит
Мишка, мишка выходи
В гости мы к тебе пришли.
Маша: Миша! Ты опять спишь?
Ну, ты спишь, что - ли?
Ведущая:
Разоспался наш Мишутка, разбудить его не шутка
В руки бубен мы возьмем
С ним сейчас играть начнем.
Игра на бубнах.
Маша: вот был бы здесь телефон, посмотрите вот и он (достает телефон)
Набираю номерок (звонок телефона, не дозванивается)
Ничего себе занавесился… (забегает в дом и выталкивает медведя в наушниках) .
Медведь: (выходит, пританцовывая, поёт вслух): Я - Мишка Гуми-Бер (снимает наушники, удивленно)
- А вы кто такие и зачем ко мне пожаловали?
Маша: (расталкивает детей) Это я твоя подружка! Ты что не узнал что ли?
Медведь: Что случилась малютка?
Маша: Нет весны, настало лето,
Много красок, много света
Вот прекрасная пора,
Любит лето детвора!
Медведь: Вот так новость принесла,
И гостей мне привела,
Говоришь, настало лето?
Значит пчелы рядом где-то,
Если пчелы, есть и мед!
Кто его мне соберет?
Ведущая: Мишке, меду соберем,
И в бочонке принесем.
А сейчас мы покружимся
В пчелок быстро превратимся.
Подвижная игра «Медведь и пчелы».
(Дети стоят за ульем; медведь идет к улью и поет)
Медведь: Я, мишка - косолапый,
Я по лесу иду,
Хочу я очень меду,
А ульев не найду!
Ах, где же эти пчелы,
Где прячут сладкий мед,
Жужалок и кусачек
Я отгоню от сот!
Пчелки-дети: этот улей-домик наш (грозят пальчиком)
Уходи медведь от нас (машут руками)
(медведь уходит в сторону и присаживается, прикрывая голову лапами, пчелки летают вокруг цветка)
Пчелки-дети:
Вот мы пчелки-золотые,
Видим издали цветок,
На поляну прилетаем,
Собираем мы медок -
Ж-ж-ж (наклоны к цветку)
Медведь: Я сейчас побегу,
Пчелок всех я догоню!
(Дети убегают за улей)
Маша: Посмотри, а вот и мед,
Поделились пчелы – вот!
Ты мишутка не сердись,
В круг скорее становись.
Танец с мишкой.
Вот как мишка толстый пляшет (переваливаются с ноги на ногу).
Вот как лапами он машет (машут руками).
А ребята все вокруг,
Каблучками тук, да тук! (топают ногами).
Долго мишенька плясал (переваливаются с ноги на ногу)
Поскользнулся и упал! Бух! (приседают)
Ну – ка, мишенька, вставай! (зовут руками)
И опять плясать давай (хлопают)
Вот как мишка толстый пляшет (переваливаются с ноги на ногу)
Вот как лапами он машет (машут руками)
А ребята все вокруг,
Каблучками тук, да тук! (топают)
Медведь: поплясал я детвора,
На рыбалку мне пора.
Ведущая: Вот рыбёшку мы поймаем,
С ней немножко поиграем.
Подвижная игра «Рыбалка»
(звучит музыка «Три желанья»)
Дети ловят рыбу сачком и переносят в ведро.
Ведущая: вот прозрачная водица,
Ну-ка, кто там в ней резвится?
Медведь: рыбки, рыбки там резвятся
И уплыть от нас стремятся.
Маша: здесь одна, а там другая
Вот так шустрая какая.
Дети отдают рыбу медведю.
Медведь: порыбачил, поплясал.
Ох, ребята я устал,
Я на бревнышко пойду -
Посижу и отдохну (садится, дремлет)
Маша: (видит кучу песка, восхищаясь) .
Ох, ребята, вот это гора песка,
Не гора, а горище просто!
Что это интересно тут Миша припрятал,
Наверное, секретки какие-нибудь от нас.
(шепчет) Пойдемте, посмотрим. Я так люблю всякие секреты.
Раз, два, три, четыре, пять,
Секреты будем мы искать.
Дети с Машей крадутся к куче песка.
Игра «Поиск секретов»
Ведущая: этим летом, этим летом,
Все отдало солнце детям,
Теплый лучик на конфеты,
Краски лета на портреты,
Светлый, радостный денек,
Для игры ребят в песок.
(дети роют песок, находят сюрпризы игрушки)
Танец - импровизация «Разноцветная игра».
(звучит музыка)
Медведь: (от шума просыпается)
Ох, вы, ребятишки,
Непоседы, шалунишки.
Все секретики нашли,
Видно вы не зря пришли!
Ведущая: ну, а нам пора прощаться,
В группу нашу возвращаться.
Медведь: Вот спасибо ребятня,
Вы так порадовали меня!
В своем лесу таком чудесном,
Давно не видел я ребят,
С вами весело смеялся,
Поиграл, покувыркался,
Шлю я вам большой привет:
Много вкусненьких конфет.
До свидания пока!!!
Маша: пока ребята !!!
Дидактические игры
1. Н\игра с пуговицами «Медведица и клубки»
Цель: Учить медвежонка, разложить пуговицы на клубки ниток.
соответствующие пуговицы на цветные круги -клубки двух размеров.
2. Н\игра с прищепками «Шапка для Мишутки
Цель: Развиваем мелкую моторику закрепляем цвет.украсим бубон на Мишкиной шапке разноцветными прищепками.
3. Д\и «Подбери по величине – «Три медведя»
Цель: Закрепляем знание о величине.
4. Р\речи: «Назови правильно»
Цель: Учить называть, что нарисовано, развиваем речь.
5. Р\р «Кто что кушает?»
Цель: Называем животных на картинке и находи , что кушает медведь и т. д.
6. Х\тв «Дорисуй лапы»
Цель: Учить детей рисовать лапы - овалы.
7. Р\р « Где чей домик?»
Цель: Ориентировка на листе бумаги: « Где спрятался медведь?»
Ориентировка в пространстве « Я спрячу, а ты поищи»
Цель: Развиваем зрительное внимание «Ищем медведя (предлоги « за», «на», «под»).
9. Д\Игра: « Угадай, чей детёнышь?»
Цель: развиваем память внимание, речь. Называем правильно животных.
10. Д\игра : «Кто лишний?» «Семья медведей»
Цель: Учить находить лишнего зверя. Развивать речь ,память.
11. Д \игра «Уложи трёх медведей в кровати»
Цель:: Учить находить кровать по величине самого большого медведя -папу — в самую большую кровать, медведицу -маму — в кровать поменьше, а медвежонка— в самую маленькую кровать.
Ориентировка на листе бумаге: « Найди медведя».
Цель: Учить находить медведя по элементам тела: Ухо выглядит из за куста, лапа из-за дерева и т. д.
Сказки про медведя
Цель: Познакомить детей с народным творчеством, передать настрой каждой сказки, доставить детям радость. Приучать детей сопереживать за героев.
1. Русская народная сказка «Колобок.»
2. Русская народная сказка «Теремок»
3.Русская народная сказка «Три медведя»
4. русская народная сказка «Маша и медведь»
5.Русская народная сказка «Три медведя»
6.Русская народная сказка «Рукавичка»
7.Сказка Сутеева: «Яблоко»
Цель: Известная сказка Виктора Сутеева учит детей добру и справедливости. Образ медведя поможет деткам понять, что в случае сложной ситуации нужно обращаться за помощью к старшим.
8 .Рассказ Бианке « Купание медвежат»
Цель: Рассказ повествует детям о заботе мамы медведицы о своих медвежатах, как она их любит. Купание доставляет медвежатам радость.
О. Иванова «Мишка косолапый»
Цель: передать хорошее настроение.
Стихи о медведе.
Мишка лапою мохнатойНе спеша малину рвёт.Ходит, ищет косолапыйСладкий и душистый мёд.
Мишка очень любит мёдСвежий, из пчелиных сот
Мишка лапою мохнатойНе спеша малину рвёт.Ходит, ищет косолапыйСладкий и душистый мёд.
Он бы с пчёлкой подружилсяЭтим лакомством разжилсяТолько пчелы вот бедаС ним не дружат никогда
Вышел из лесу медведь,Начал топать и реветь.- Чем ты, мишка, огорчён?- Мне приснился страшный сон,Видел девочку Алину -В роще съела всю малину!
Медведица ласково сына качает.Малыш веселится. Малыш не скучаетОн думает, это смешная игра,Не зная, что спать медвежатам пора. Пчелы гонятся за Мишкой.Жу - жу -жу, не будь воришкой!Мёда нашего не трогай,Проходи своей дорогой!"Мишка мчится без оглядки,Лишь в траве мелькают пятки.Вместо мёда будут шишкиНа носу воришки мишки.
Как, на горке - снег, снег,И под горкой - снег, снег,И на ёлке - снег, снег,И под ёлкой - снег, снег.А под снегом спит медведь.Тише, тише... Не шуметь. Мишка косолапый по лесу идёт,Шишки собирает,песенки поёт.Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.Мишка рассердился и ногою - топ!
Мишка, мишка косолапый,Тихо по лесу бредёт,Ищет сладкую малину,Ищет , ищет, не найдёт.Вдруг увидел много ягодИ тихонько зарычал.Подошли к Мишутке дети,Он им ягоды отдал Спит медведь в своей берлоге,Не будите по тревоге,Коль проснется рано он,Будет очень, очень зол.Ведь зимой привык он спать,Лапу  теплую сосать,Лишь когда придет весна,Мишке будет не до сна.
Загадки про медведя
Цель: Учить детей слушать текст и понимать о чём загадка ,развивать память ,внимание.
Маленькие глазки,
Кругленькие ушки,
Шубка бурая на нём,
Самый сильный хищник он!
Ответ: Медведь Косолапая походка,
Голова его огромна,
Любит мёд он бескорыстно,
Вы узнали это …
Ответ: Мишка
Хищник опасный,
Рычит он ужасно,
Бурый, огромный,
Вразвалочку ходит!
Ответ: Медведь Он коричневый, лохматый.Угадайте -ка, ребята,Кто, построив тёплый дом,
Спит всю зиму в доме том?
(Медведь)
Косолапый и мохнатый,Греет он в берлоге лапы.Летом любит погулять
Любит он малину, мёдЧеловека страх берёт,Если станет он реветь,Потому что он – (медведь). Бурый он и косолапый, Ловит рыбу мощной лапой.А ещё он любит мёд!Кто сластёну назовёт?(Медведь)
В бурой шубе меховойПчёлок рой над головой.Лапой в улей да в роток –Любит лакомка медок.(Медведь) Косолапый он и бурый.Если мёда нет – понурый.Любит сызмала реветь,Потому что он …(Медведь)
Вперевалку зверь идет По малину и по мед. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны.(Медведь) Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, Ну-ка, кто же назовёт? (Медведь)
Кто позабыв тревоги,Спит в своей берлоге? (Медведь) Летом гуляет,Зимой отдыхает. (Медведь)
Мой белый брат во льдах живётИ рыбу ест морскую, А я люблю пчелиный мёдИ ягоду лесную. (Медведь) Он коричневый, лохматый.Угадайт -ка, ребятаКто, построив тёплый дом
Спит всю зиму в доме том? (Медведь)
Летом ходит без дорогиВозле сосен и берёз,А зимой он спит в берлоге,От мороза прячет нос. Он в берлоге спит зимойПод большущею сосной,А когда придёт весна,Просыпается от сна.(Медведь) Зимой спит,Летом - ульи ворошит. (Медведь)  Он зимой в берлоге спит,Потихонечку храпит,А проснётся, ну реветь, Как зовут его? - … (Медведь) 
INCLUDEPICTURE \d "http://xn--80aaiflkn.su/wp-content/uploads/2014/04/%D0%A1%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B81.png" \* MERGEFORMATINET
  
 
 
INCLUDEPICTURE \d "http://xn--80aaiflkn.su/wp-content/uploads/2014/04/%D0%A1%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B81.png" \* MERGEFORMATINET
    
       
Физкультминутки про медведя
Физкультминутка «Мишка»
Топай, мишка,  (топаем ногами)Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши )Приседай со мной, братишка,  (приседаем)Лапы вверх, вперед и вниз,  ( движения руками )Улыбайся и садись.
Физкультминутка «Три медведя»
Три медведя шли домой             Дети шагают на месте вперевалочкуПапа был большой -большой.         Поднять руки над головой, потянуть вверх.Мама с ним поменьше ростом,      Руки на уровне груди.А сынок — малютка просто.         Присесть.Очень маленький он был,            Присев,   качаться  по-медвежьи.С погремушками ходил.               Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.Дзинь -дзинь, дзинь -дзинь.            Дети имитируют игру погремушками.
«Мишка»Мишка вылез из берлоги,Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)Чтоб скорей набраться сил,Головой медведь крутил. (Вращение головой)Наклонился назад, вперёд (Наклоны туловище)Вот он по лесу идёт Ходьба)Мишка до пяти считаетМишка гири поднимает (имитирующее упражнение «поднимаем гири»)
«Мишки по лесу гуляли»
Мишки по лесу гуляли,  (идём вперевалочку)Мишки ягоды искали.Вот так, вот так  (ставим одну руку на бочок – это «корзинка»)Мишки ягодки искали.Сладку ягодку малинкуПоложили всю в корзинкуВот так, вот так.  (собираем ягоды и складываем в «корзинку»)Положили всю в корзинку.Как малинкой угостились,Все на травке развалились.Вот так, вот так  (гладим себя по животику)Все на травке развалились.А потом Мишки плясалиЛапки кверху поднималиВот так, вот так. (выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх
«Мишка по лесу гулял»
Мишка по лесу гулял
И детишек он искал. ( Ходит в перевалочку)
Долго -долго он искал,
Сел на травку, задремал. ( Садится и спит)
Стали деточки плясать, (Дети веселятся.)
Стали ножками стучать:
Миша, Мишенька, вставай,
И ребяток догоняй! (Дети убегают от медведя, он их догоняет)
Физкультминутка «Медвежонок»
Медвежонок, медвежонок, своей лапкой помаши, (Машите рукой)
Медвежонок, медвежонок, лапкой ушко почеши. (Дотрагиваетесь до уха)
А потом на барабане, медвежонок, поиграй. (Стучите по ногам)
Медвежонок, медвежонок, доброй ночи, засыпай! (Кладёте голову на руки и закрываете глаза)
Физкультминутка «Мишка с куклой» Мишка с куклой громко топают,
Громко топают, посмотри (Громко топаем)
И в ладоши звонко хлопают
Звонко хлопают, Раз, два, три! (Хлопаем в ладоши.)
( Повторяем стишок два раза)

Физкультминутка «Бродят медведи»
Ходят по лесу медведи, Беспокойные соседи Ходят - бродят, ищут мёд –
Голод спать им не даёт. (Идём,переваливаясь с ноги на ногу)
У ручья медведи бродят,
Лапой рыбу они ловят. (Ручку поднимаем вверх – ловим рыбу)
Сами вкусно поедят
и покормят медвежат. (Подносим руку ко рту)
Уходят в берлогу медведи,
И этому рады соседи. (Идём,переваливаясь с ноги на ногу)
Медведи поспят до весны,
Приснятся им сладкие сны. (Садимся и кладём руки под щёчку - спим).

Подвижные игры.
Цель: учить детей выполнять действия по тексту, запоминать текст, проговаривать текст и побуждать соблюдать правила игры; упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга.
1.« Мишка спит»
2.«Медведь и добрые зайчата»,
3.«У медведя во бору»,
4.«Мишка косолапый»,
5.«Грибы для медведя»
6. « Шишки для мишки.
7. «Кто быстрее соберет».
Работа с родителями
Беседы :Что читать детям о медведях.
Домашние задание: Рассказы о медведях..
«Мой мишка», « Где живёт медведь?»
Оформление альбома : Дикие животные.
Мишка косолапый.
Презентация - оформления рассказов о медведе.
Конкурс поделок: «Чей домик?», « Кто в домике живёт?»
Перспективный план работы
по реализации проектной деятельности
Совместная деятельность
1. Беседы на темы «В гости к нам пришёл Медведь».
« Мишка заблудился. Ит.д.
2 .Русская народная сказка «Маша и Медведь»,
«Ягодки для Миши»ит.д.
3. Аппликация без наклеивания «Шишки для Мишки».
4. Игра: «Поможем Медведю »
5. Экспериментирование «Тропинка для медведя» (фасоль и манка.)
6 .Утренняя гимнастика, динамическая пауза, физкультминутки
7 .Чтение, знакомство с произведениями о медведе.
-Русские народные сказки«Маша и медведь» ит.д.
-Рассказы «Купание медвежат»
8. Пальчиковые игры «Мишка косолапый», «Разноцветная лужайка».
9. Подвижные игры: «Мишка спит», «У медведя во бору».
10. Дидактические игры : «Подбери бочонок».
Занятия: «В гости по сказкам»
12.Лепка «Мишкины друзья»
13. Комплексно –тематическое занятие «Мишка-топтыжка».
14. Рассматривание картины «Купание медвежат»
15. Итоговое развлечение «Маша и медведь».
Литература:
1. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Издательство Мозаика-Синтез, Москва 2015.
2. В.А,Деркунская. Проектная деятельность дошкольников.Центр педагогического образования, Москва. 2012 г.
3. В.В.Гербова. Развитие речи в детском саду (вторая группа раннего возраста). Издательство Мозаика-Синтез, Москва 2016.
4. В.В.Гербова, Н.П.Ильчук. Книга для чтения в детском саду и дома 2 – 4года; Москва Оникс, 2015 г.
5. Журнал «Детский сад будущего. Галерея творческих проектов» № 4 (37), май 2016 г.
6. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 11, 2016 г.
7. И.А.Лыкова. Цветные ладошки. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет. 2017г.