Экскурсия в кабинет биологии для младших школьников


Экскурсия в кабинет биологии на тему:
«Таинственный мир – Биология»
Цель: познакомить младших школьников с такой школьной дисциплиной, как «биология» и объектами её изучения; вызвать интерес к данной дисциплине.
Оборудование: гербарии различных растений, коллекции насекомых, влажные препараты животных, конечности копытных, биологические муляжи и модели, лабораторное оборудование, микроскопы и готовые микропрепараты, видеофрагменты о живой природе, мультимедийная презентация, мультимедийное оборудование, фото - выставка «Домашние животные». Экскурсия совершается в форме путешествия.
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас в кабинете биологии. Сегодня мы расскажем вам, что такое биология, что она изучает, чем интересна эта наука. БИОЛОГИЯ (от греческих слов «биос» — жизнь, «логос» — наука, учение). 
Наука о живой природе.
Она изучает все живые организмы на Земле, их особенности строения и условия проживания. Поэтому изучить её, используя только учебник и тетрадь, невозможно. Лучше изучить любой объект природы можно, только увидев его, потрогав, может быть, даже понюхать. Для этого необходимы специальные наглядности. Сегодня мы с Вами познакомимся с основными наглядными пособиями и методами, используемыми при изучении биологии. Для этого совершим путешествие в мир биологии.
Первая станция «Гербарная». Здесь вам покажут гербарии разных растений.
Гербарий – это натуральный объект растительного происхождения в засушенном виде, прикрепленный на бумагу. Гербарии используются на уроках биологии в разных классах. По ним можно изучать строение листьев, корня, стебля, цветка. По гербариям изучается многообразие растительного мира, их условия произрастания и т.д. Демонстрация гербариев разных растений.
Вторая станция натуральных объектов. Натуральные объекты делятся на живые и фиксированные. Живые в нашем кабинете – это комнатные цветы, которые можно использовать при изучении строения листьев, стебля, цветка растений, а также для приготовления некоторых микропрепаратов для рассмотрения под микроскопом и для постановки опытов. Также у нас имеются различные фиксированные натуральные объекты, например коллекции насекомых. Скелеты позвоночных животных, внутренние органы млекопитающих на примере крысы, внешнее строение пресмыкающихся на примере гадюки и т.д. Не выходя за пределы кабинета, можно погрузиться на дно океана, познакомиться и подружиться с подводным миром. Аскариды паразитируют в организме человека и позвоночных животных, поэтому мы должны знать, как они выглядят, и какой вред они могут нам принести. (Демонстрация натуральных объектов)
Третья станция «Модельная». Здесь Вы увидите муляжи и модели живых организмов или их органы, изготовленные из различных материалов, в основном пластмассы. Муляжи и модели копируют не только строение того или иного натурального объекта, но, чаще всего, и его размеры. Исключением являются микроскопические объекты, например, модель ДНК.
Демонстрация муляжей овощей и фруктов, моделей цветков растений разных семейств, скелет человека. Можно встретить здесь даже и доисторических мужчин, которые не дадут заскучать современным девушкам. Но это ещё не всё...
Четвертая станция «Микроскопическая»
Ребята, у нас на столах стоят микроскопы, они уже настроены, старшеклассники вам в этом помогли, давайте вы сейчас разделитесь на группы «Рассчитайся на 1,2,3» Первые номера идут в лабораторию «Удивительный мир растений», вторые в лабораторию «Человек высшая ступень в эволюции» и третьи в «Животные от одноклеточных к многоклеточным».
Лаборатория «Удивительный мир растений»
1.Спирогира - нитчатая водоросль, которая образует на наших водоемах тину.
Хроматофор - спиралевидный. Хлорофилл – пигмент зелёного цвета.
Фотосинтез - образуется в органических веществах на свету.
2.Хвоя сосны - видоизмененный лист сосны, приспособление к умеренному климату, где среднее количество осадков, поэтому они приспособлены экономить воду
3.Митоз корешка лука - деление клеток на разных фазах: профаза, метафаза, анафаза и телофаза. Рост корня в длину.
Лаборатория «Человек высшая ступень в эволюции»
1.Нервные клетки – звёздчатой формы, образуют головной мозг, спинной мозг, нервы.
Проводят нервные импульсы, обеспечивая согласованную работу всех органов.
2. Кровь человека – соединительная ткань, состоит из эритроцитов (красные клетки), гемоглобин, транспортирует О2
3.Ворсинки кишечника – выстилают тонкий кишечник, осуществляя всасывание питательных веществ в кровь.
4.Яйцеклетка – женская половая клетка, в ней много запасных питательных веществ, за счёт которых питается зародыш, после оплодотворения.
«Лаборатория Животные от одноклеточных к многоклеточным»
1.Эвглена зеленая – одноклеточное животное, является переходным звеном между растениями и животными. Так как по способу питания является миксотроф. Способна к автотрофному типу питания за счёт наличия хлоропластов. Фотосинтез происходит на свету. В темноте же вследствие его невозможности эвглена зелёная питается гетеротрофно. Длительное пребывание в малоосвещённых местах приводит к «обесцвечиванию» зелёного тела эвглены: хлорофилл в хлоропластах разрушается и эвглена приобретает бледно-зелёный или вовсе прозрачный цвет. Однако при возвращении в освещённые места у эвглены вновь начинает иметь место автотрофное питание. Эвглена перемещается с помощью жгутика.
2.Вольвокс – колониальное животное, является переходным звеном между одноклеточными и мноклеточными животными. В прудах и озерах можно найти плавающие в воде зеленые шарики диаметром до 1 мм. Каждый шарик состоит из множества клеток (больше тысячи), похожих по строению на эвглену зеленую. Клетки имеют грушевидную форму и 2 жгутика, соединены между собой цитоплазматическими мостиками.
3.Гидра – кишечнополостное животное, тело состоит из двух слоев клеток: энтодермы и эктодермы. Внутри единственная полость тела кишечная. Гидра обитает в стоячих водоёмах и реках с медленным течением. Она прикрепляется к водным растениям или грунту. Длина тела гидры составляет 1—20 мм. Это одиночный малоподвижный полип.
4.Циклоп – веслоногий рачок, c длиной тела 1—5,5 мм, имеющих непарный лобный глазок, из-за которого они и получили своё название. Сердце у них отсутствует. Обитают обычно у дна пресноводных водоёмов, и лишь немногие — в толще воды. Циклопы — хищники. Сами служат пищей многим рыбам и малькам. Могут служить промежуточными хозяевами паразитических червей (ришты, широкого лентеца и других).
Пятая станция «Мультимедийная» (просмотр видеофрагмента о живой природе)И последняя станция «Игровая».
Слушай внимательно: дерево это
Всем замечательно. Только лишь летом
Пух его лёгкий повсюду летает
И, зачастую, дышать нам мешает. (Тополь.)
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Береза)
Из цветков душистых гроздь
К нам в окно стучит, как гость.
Мы окошко распахнём
Аромат весны вдохнём. (Сирень.)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Лист его – Канады знак.
Дерево зовётся как? (Клён.)
Ветер дул что было сил –
Только их не погасил.
Долго дождик моросил –
Тоже их не погасил.
И теперь доволен сад,
Что на всех ветвях подряд
Искры сладкие горят! (Вишня.)

Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей,
А сушёная в запас
От простуды лечит нас. (Малина.)

Плод у травки – сложный,
Да притом и ложный.
А то, что в нём ложное, –
Вкуснее, чем пирожное. (Многолетнее растение – клубника.)
Ягоды – не сладость,
Зато глазу – радость,
И садам украшение,
И дроздам угощение.(Рябина.)

Последний этап экскурсии – рефлексия.
На этом наша экскурсия закончилась. Всего вам доброго! Я Вас жду через 1,5 года на уроках биологии.