Сюжетные игры на уроках физкультуры


«Сюжетные игры на уроках физической культуры».

Г.Н. Байраков
МКОУ «Полтавская ООШ»

В учительской деятельности, приступая к работе с самыми маленькими школьниками, необходимо ставить перед собой три задачи.
Во-первых, уроки физической культуры в начальных классах должны быть интересными и содержательными.
Во-вторых, проводить их нужно с оптимальной нагрузкой, на соответствующем эмоциональном уровне, с использованием богатого арсенала современных методов и приемов обучения двигательным действиям, с учетом возрастных особенностей и заинтересованности детей. В-третьих, в начальных классах необходимо наиболее широко использовать разнообразные активные формы обучения, преодолевать шаблон и формализм в работе, добиваться высокой результативности и воспитательного потенциала каждого урока, придерживаться общего направления современного педагогического процесса глубины мысли и содружества с детьми.

Осуществить эти задачи во многом помогают сюжетные игры, которые применяются как на уроках, так и на внеклассных занятиях. Сюжетные игры и имитационные упражнения отвечают возрастным особенностям младших школьников, их склонностям к подражанию, копированию действий человека и животных.
Игровой метод придает учебно-познавательному процессу привлекательную игровую форму с введением в нее одного или нескольких игровых элементов. Ими являются: игровой сюжет, имитация, ролевые ситуации, соревнования с соблюдением определенных правил игры для достижения поставленной цели. Игра становится тем доступным средством, которое способствует более быстрому овладению знаниями, умениями и навыками по предмету «Физическая культура».
Однако не следует превращать игру только в дидактическое упражнение. Удачно подобранный сюжет и имитационные упражнения к нему содействуют снижению утомляемости, вносят в урок эмоциональное оживление, настраивают ребят на продуктивную работу. В процессе игры дети знакомятся с окружающей средой, приобретают определенные жизненные навыки, учатся преодолевать трудности, проявляют активность, смелость, решительность, настойчивость и дисциплинированность.
Размещение учащихся в зале или на площадке должно быть таким, чтобы обеспечить надлежащие условия для выполнения двигательных действий и соблюдения техники безопасности.
Сюжетные игры должны воспитывать у детей чувство коллективизма, любовь к родной природе, желание узнать о своем крае. На одном из уроков мы провели игру-соревнование, напоминающую в миниатюре Всесоюзную спартакиаду школьников. Каждый, защищая честь своей республики, не только мечтал о победе, но и старался соблюдать правила честной спортивной борьбы. Состязания прошли исключительно эмоционально и внесли свой вклад в интернациональное воспитание школьников.
Участвуя в сюжетных играх, дети имитируют определенные явления или события, выступают в роли взрослых. Это помогает развитию у детей инициативы, находчивости. Когда игры проводятся под музыку, они развивают у ребят музыкальный вкус, приучают к ритмическим, четким движениям, содействуют формированию правильной осанки.
Сюжетные игры способствуют лучшему усвоению программного материала по физической культуре. В ходе их дети закрепляют навыки выполнения строевых команд, движений руками и ногами в различных направлениях, в лицевой и боковой плоскости, наклонов вперед, назад, в стороны, ходьбы, бега, метания. В играх используют большие и малые мячи, скакалки, гимнастические палки, обручи.
При прохождении раздела «Лыжная подготовка» дети должны научиться построению с лыжами в колонну по одному, соблюдая определенный интервал, поворотам на месте с лыжами и на лыжах, ходьбе скользящим шагом с палками и без них, подъему ступающим шагом и спуску в основной стойке. В сюжетных играх многие из этих упражнений можно разучить путем имитации на спортивной площадке или в зале еще задолго до появления снежного покрова.
Упражнения, предусмотренные учебной программой для освоения элементов легкой атлетики (прыжки в высоту, в длину, прыжки из круга в круг и пр.), можно имитировать, как срывание яблок в саду, доставание в прыжке веток деревьев или летящего воздушного шарика и т. п.
Учебной программой предусмотрено метание малого мяча с места и с разбега в горизонтальную и вертикальную цель, на дальность. В сюжетных играх можно имитировать метание гранаты во вражеский дот, бросать снежки, штурмуя снежную крепость, и т. д.

Таким образом, исходя из выше изложенного, педагогическая ценность сюжетных уроков состоит и в том, что перед учителем во время игры раскрывается характер ребенка, развивается творчество детей, повышаются активность и интерес к занятиям.

Литература:
1. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт,  1998.
2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории  и методики физического воспитания 2001г.
3. Школьникова  Н.В.,  Тарасова  М.В.  Я иду на урок. Книга для учителя физической культуры 1- 6 классы.  Издательство «Первое сентября» 2002 г.
4. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя, Москва, 1998.
5. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре  1-4  класс, Москва «Вако» 2006


15