Внеклассное чтение. Юрий Яковлев « Рыцарь Вася»


Внеклассное чтение
Ю. ЯКОВЛЕВ «РЫЦАРЬ ВАСЯ»
Учитель начальных классов
Кондратюк Татьяна Николаевна.
Цель: учить ориентироваться в тексте; осмысливать мотивы и последствия поступков мальчиков, чувства и переживания главного героя произведения; применять высказывание к характеру героя; почувствовать, что хотел сказать автор своим произведением.
Задачи:
Раскрыть психологический характер мальчика;
Совершенствовать умения анализировать поступки литературных героев;
Развивать творческое воображение. Связную речь учащихся, навыки выразительного чтения.
Ход урока
Введение в тему. Стадия вызова. Прием «Мозговой штурм»
Мужество – это обладание серединой  между страхом и отвагой.
                                                                                       Аристотель
Как вы понимаете это высказывание?
Чтение стихотворения учителем.
Когда-то в средние векаПовсюду жили рыцари.И жизнь была их нелегкаВ железной амуниции.Гордились рыцари собой,Мечами и доспехами.Играли рыцари с судьбойИ на турниры ехали.Но вот полтыщи лет назадНе стало их на свете.Но так лишь только говорят –Я не согласен с этим.
– С чем, ребята, не согласен автор стихотворения? А вы как считаете?
– Такие понятия, как «рыцарь», «рыцарский поступок», исчезли в наши дни из повседневной жизни?
– Кто из вас знает, кого в прошлом называли рыцарями? (можно использовать метод мозгового штурма: ваши ассоциации, связанные со словом «рыцарь»)
(записывается на доске, или открывается на заранее написанных табличках, или выдается каждой группе)
– Вам выданы карточки со словами, относящимися к слову «рыцарь». Ваша задача, используя данные слова, составить рассказ о рыцаре.
смелый, отважный воин, прошедший специальную подготовку, всегда собранный и подтянутый. железные доспехи, шлем с забралом, копьё, меч, щит. умение скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом          Внешние и физические данные
держит данное слово, вежливый, готов выручить друга из беды, заступиться за слабого и обиженного,благородно и возвышенно относится к женщине   духовные начинания
– В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи, были вооружены копьём и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В семь лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом. Кроме военных наук, мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливым, выручать друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине.
Кто же такой рыцарь? Зачитаем справку из словаря.
Читает ученик: Рыцарь – это слово немецкое, Ritter, т.е. всадник, самоотверженный, благородный человек, в средние века – феодал, тяжеловооружённый конный воин. Он получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах. (Обращаем внимание на картинку с изображением рыцаря)
Благородство – высокая нравственность, самоотверженность и честность.
– Какого же человека мы называем рыцарем в наши дни?
Ученики: В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в его груди бьётся благородное сердце.
II. Работа над новым материалом.
Где вы можете узнать о рыцарях? (Из книг)
Хорошая, настоящая книга, как верный друг, готовый прийти на помощь в любую минуту, только надо суметь её грамотно прочитать и правильно понять.
«Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонёк, - когда грустно и одиноко. Творчество писателя – такой дом. Мой дом – мои книги, - писал Ю. Яковлев, - а мои герои – люди, для которых читатель переступает порог моего дома». «Я буду очень рад, - говорит писатель, приглашая, нас в гости, - если ты, мой читатель, на этот раз застал в моём доме своих старых добрых знакомых…».

Итак, писатель Юрий Яковлев приглашает нас, читателей, в свой дом – в книгу. Она называется «Рыцарь Вася»
– Вас ничего не удивило в названии рассказа, ничего не показалось необычным, странным? (имя рыцаря)
– А какие имена носили рыцари?
Ученики: Ричард, Айвенго, Дон Кихот и др.
– Можно уже по названию рассказа определить, о каком времени пойдёт речь? Увидим ли мы рыцарские турниры, во время которых устраивались соревнования в воинском мастерстве?
Ну, а теперь начнем читать и проверим, кто же угадал сюжет рассказа.
III. . Чтение рассказа и аналитическая работа над текстом.
Чтение рассказа учителем.
Стадия содержания. Анализ художественного произведения.
-Ребята, угадали ли мы о чем этот рассказ?
-Где происходит действие рассказа?
– Давайте определим, что рыцарское прячется в Васе. Для этого мы проведём исследование, в ходе которого, я думаю, найдём ответ на вопрос.
Какими словами описывает автор внешний вид мальчика, зачем использует обороты: мешковатый мальчик, слон в фарфоровой лавке, благородный рыцарь.
Ученики: «… куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги…все считали, что причина его полноты – обжорство… вместо прекрасного рыцаря снова возникал мешковатый мальчик с круглым толстым лицом, на котором краснели три бугорка»
– Что ещё можно о нём сказать?
-Что такое «тюфяк»?
-Почему именно так называет нашего героя автор?
-Как вы думаете, что хотел этим показать автор?
Ученики: «Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени – он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул. И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него всё валилось из рук, всё не ладилось. Одним словом, тюфяк.»
-Какой мир придумал себе мальчик? А в каком мире он жил?
-О чём мечтал Вася?
Ученики: «Он мечтал о подвигах, а его жизнь проходила однообразно и буднично.»
-Когда рушились его мечты? Что возвращало его к действительности?
-Как относились к нему дома? В школе? Почему?
-Докажите, что и дома и в школе видели не видели внутреннего мира мальчика.
-Какие глаголы использует писатель, рассказывая о работе Васи у доски?
Ученики: «Он плёлся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он сопел так, словно в руке у него был не мелок, а тяжёлый камень, который без конца опускал и поднимал. Он думал… медленно и тяжело…»
-Портрет рыцаря перед нами появляется? (Нет) Почему?
-Где и когда Вася чувствовал себя хорошо? (в музее, в мечтах)
-Чего ждал Вася от окружающих? (поддержки)
-А в свой адрес слышал:
Ученик: Мама кричала: «Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!»
Ученик: «Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал: «На такого толстого никакие доспехи не налезут"
Ученик: «Ребята смеялись…»
Ученик: «… у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место»
Ученик: «На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать…»
Ученик: «Зал засмеялся…»
Внешне Вася совсем не похож на рыцаря. А какой поступок позволяет нам судить о нём как о рыцаре? (спасение малыша)
-Как это произошло?
-Что двигало Васей, когда он совершал этот поступок?
-Давайте словами из текста подтвердим самоотверженность, смелость Васи.
Ученик: «Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был тюфяк и не догадался этого сделать. Он посмотрел на замёрзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.Ученик: Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд. Лёд слегка прогнулся, но не треснул. Вероятно, у берега он был крепче.»Ученик: «А тюфяк шагал по льду. Он не слышал криков. Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить и слова.Ученик: Около полыньи на льду образовалась лужа. Он дошёл до края и, не раздумывая, выставил одну ногу вперёд. Ботинок сразу зачерпнул воду. Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лёд может треснуть, и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном. Но это не остановило его. Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде…Ученик: Тюфяк схватил малыша за руку,…наконец, первоклассник очутился на льду. Он шёл, вцепившись в своего спасителя. Зубы его стучали. А по лицу текли слёзы»
- Действительно ли Васю можно назвать тюфяком?
Ученики: «Нет, тюфяк не способен спасти человека.
- Ваше отношение к этому герою?
Ученики: «Скромный, благородный, способный на мужественный поступок.
Оцените поступок Васи.
– Как вы считаете, эти слова Васи вносят сомнение в его мечту стать рыцарем?
Ученик: Неожиданно он подумал, что если бы на нём были тяжёлые рыцарские доспехи, то лёд сразу бы проломился и он не сумел бы спасти пацана»
Как автор мотивировал поступок героя? Докажите.
А какие слова подтверждают, что Вася продолжает жить своей мечтой?
Ученик: «Он с трудом протиснулся за парту – сдвинул её с места, – а когда начался урок, взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке по арифметике стал рисовать рыцаря»
В этом рассказе есть герой и антигерой. Как вы думаете, кого можно назвать героем, а кого антигероем? Объясните свою точку зрения.
Сделайте вывод, кто такой антигерой?
Как вы оцениваете поступок Димы Ковалёва, который «присвоил себе» спасение малыша?
Прав ли Вася, что промолчал? Докажите.
Ученик: «В душе Вася, конечно, огорчился, но он не показывал своё огорчение, а даже порадовался за друга". В конце концов, он и сам поверил, что Димка герой, и захлопал, когда все захлопали. Ведь рыцари совершают подвиги не ради славы, а ради спасения.
Ученик: «Герой рассказа Вася совершает подвиг, но не хвастается этим, а скорее испытывает радость за то, что со спасённым им мальчиком всё в порядке.
Что – нибудь изменилось после случившегося?
Ученик: «Нет. «Он с трудом протиснулся за парту, сдвинул её с места…и в тетрадке по арифметике начал рисовать рыцаря». Он по – прежнему мечтал о рыцарстве, хотя сам был настоящим рыцарем.
Вывод. Немного грустно после чтения этого рассказа. Жалко Васю, который не может самоутвердиться в жизни, жалко ребят, которые на хотят и не могут рассмотреть в своём товарище благородного человека. И вместе с тем есть уверенность, что внутреннее рыцарство Васи когда – нибудь будет раскрыто и оценено по – заслугам.
Групповая работа над портретом Васи с последующим обсуждением
- Как известно, все мы родом из детства. Яковлев внимательно вглядывался в каждого подростка: « Вот идет мальчишка, человечек, а вглядишься – уже готовый, сформировавшийся человек». Мог бы писатель так сказать о герое произведения «Рыцарь Вася» Васе Рыбакове?
- А что нам, читателям, помогает сформировать наше отношение к герою? (поступки, портрет героя, художественные приемы, используемые автором).
Задание: выбрать из произведения слова, характеризующие отношение к герою окружающих людей, автора, самооценку героя.
Окружающие Сам Вася Автор
1. «Тюфяк» (одноклассники)– Какие этому доказательства? 2. Обжора (одноклассники) 3. «Слон в фарфоровой лавке» (мама) – Понимаете ли смысл этих слов? 4. Толстяк (друг) - Ненавидел себя за неподходящую для рыцаря внешность. - А каким вы представляете себе рыцаря? (рисунки, подготовленные к уроку)   В груди его билось благородное сердце рыцаря. - Что, в отличие от одноклассников, видел в своем герое автор? - О чем мечтал мальчик? (защищать слабых и обиженных)
Отношение автора к своему герою.
Как относится автор к герою? Докажите.
Если автор прямо не говорит о своем отношении к героям, не высказывает своих мыслей, как мы поймем, для чего написано это произведение.
О чем хотел рассказать писатель читателям, и главное – чему хотел научить?
Чем вам интересно это произведение?
Чему же нас учит рассказ Юрия Яковлева?
Размышление над концовкой рассказа
- Согласны ли вы с таким концом? Нет ли внутреннего протеста?
Ученик: «Произошла несправедливость: школа не узнала настоящего героя.
- Может быть, именно Димка – герой вчерашнего происшествия?
Ученик: «Не ступил бы на лед, трус, лгун, сродни подлецу.
- Прав ли Вася, что смолчал о лжи?
Ученик: «С одной стороны, скромность. С другой, когда он вырастет, поймет, что изобличить ложь, остановить подлеца, пока еще маленького, – это тоже подвиг, поступок.
- А теперь я раскрою секрет: произведение написано в 1967 году!
- Состарилось ли оно?
- Какие произведения не стареют? ( Те, где автор поднимает вечные вопросы, заставляет задуматься об истинных ценностях.)
IV. Заключительное слово учителя.
– Действительно, наряду с внешней красотой существует духовная красота, и именно о ней писали и пишут, говорили и говорят лучшие люди мира.
Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри. Ф. Купер.
Никакая внешняя прелесть не сможет быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. В. Гюго.
Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. Фалес.
Вывод: - Вы у меня умницы всё знаете и понимаете. Но вы всегда должны помнить о том, что если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Поэтому человек чести всегда смотрит вперёд, он никогда не останется позади. »Нужно быть внимательным к окружающим, чтобы уметь рассмотреть за внешней неказистостью богатую душу, – вот к чему призывает автор.
Я желаю вам идти только вперёд. И дарю вам песню. Если эта песня вам знакома, то подпевайте.Если ждёт тебя дорога в неизвестный край,На прощанье у порога думы не гадай,Слово доброе послушай и совет прими:В этом мире гибнут души – ты свою храни,Ты свою храни.Если ждёт тебя дорога в неизвестный край,Не суди упавших строго, лучше поднимай.Помощь есть у всех у Бога, ты к нему взывай,Если ждёт тебя дорога в неизвестный край,В неизвестный край.- Урок закончен.V. Домашнее задание:
Ответить письменно на вопросы на карточке:
Прочитайте еще раз произведение. Разбейте его на части.
Озаглавьте каждую часть.
На что обратили внимание при повторном чтении рассказа?
Какие новые качества героев появились во второй части, после спасения мальчика. Они подтвердили уже известные?
Зачем автор описывает окружающий мир (речку, линейку)?
Почему одноклассник уговаривает Васю пойти домой? Действительно ли он заботился о здоровье Васи?
Какова дальнейшая судьба Васи?
Используемая литература
1. Рассказ Ю.Яковлева «Рыцарь Вася»
2. В.А. Лазарева “Уроки литературного чтения в современной начальной школе” М, Педагогический университет “Первое сентября” 2010 г.
3. portfolio.1september.ru/work.php?id=561547
4festival.1september.ru/articles/591377/.