Педагогическое эссе на тему «Учитель — это не просто профессия, но и образ жизни».


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Восточно-Казахстанская область
ГУ «Отдел образования Бородулихинского района»
КГУ «Коростелевская средняя школа»

Педагогическое эссе
«Учитель - это не просто профессия, но и образ жизни».
учителя русского языка и литературы
в казахских классах
С.Б.Сулейменовой

с.Коростели
Всё началось с детства и школы. А школа – прежде всего учитель.
Учитель. И этим словом вспоминаешь учителей, которые помогли тебе стать человеком. Интерес к этой профессии я начала испытывать ещё в школьные годы. Моим любимым занятием было оказывать помощь своей маме-учительнице дома, а в школе учителю русского языка в оформлении, проведении игр и даже уроков с младшими школьниками во вторую смену. И глаза ребят, которые смотрели на меня и ждали чего-то нового и интересного, помогли мне сделать окончательный выбор профессии. А примером для подражания в выборе профессии учителя были, в первую очередь, моя мама-Самойлова Нина Александровна , как назвал её в своём очерке «Үлкен жүректі ұстазым менің ..» «Учитель с большим сердцем» известный казахстанский писатель-прозаик , её ученик Оралхан Бокей ,и, конечно же , мой учитель русского языка и литературы Дроздовская Кира Михайловна, которая привила нам, детям из далёкой сельской деревеньки Чингистай , что у подножия Алтайских гор, любовь к великому языку- языку Пушкина и Толстого. С большим уважением и трепетом я вспоминаю учителей нашей школы и понимаю, что быть учителем непросто. Сколько труда и терпения нужно было им, чтобы из маленьких непослушных мальчишек и девчонок выросли стремящиеся к своей цели молодые люди.
И вот я – учитель. Учитель - это не просто профессия. Это образ жизни. Это огромная ответственность перед государством, обществом и прежде всего - перед учеником. Каждый день я ощущаю любопытный и любящий взгляд своих учеников и верю, что, на моих уроках за партами сидит будущее нашего государства. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже. По воле обстоятельств трудовую деятельность я начала учителем казахского языка и литературы в русской аудитории. И в течении последних четырех лет я преподаю русский язык и литературу в казахских классах. И в том, и в другом случае мои дети изучают второй для них язык. Я в них развиваю навыки слушания, чтения, говорения, письма, так необходимых для общения в бытовой, учебной, социокультурной и официально-деловой сферах жизни.
Порой, сидя в тишине за компьютером, задумываешься, и сколько разных мыслей тебя посещает. Сегодня – это обычный урок, завтра- открытое мероприятие, а ещё вчера-просто приятное общение со своими учениками. Я живу и дышу своей работой, я получаю огромное удовлетворение от того, что делаю. А если задуманное получается, и мои коллеги дают высокую оценку, то у меня за спиной «вырастают крылья», которые придают мне еще больше уверенности.
Я научилась слушать и слышать своих коллег, брать пример с интересных людей, верить в то, что у меня все получится. А еще я поняла, что совсем неважно сколько лет ты проработал в школе, главное, насколько качественно ты это делаешь. В наше время ценностью педагогического мастерства являются инновации в обучении, стремление двигаться вперед и не останавливаться на достигнутом. Поэтому стараюсь повысить свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, организованных ИПК .
После прохождения курсов мне представилась огромная возможность улучшить свою практику. На своих занятиях я применяю инновационные методики и технологии воспитания и обучения. Разрабатываю уроки таким образом, чтобы максимально повысить учебную мотивацию ребёнка, развить его любознательность. Внедряя в учебный процесс «Новые подходы», я с огромным удовольствием наблюдаю за тем, как происходит процесс саморегуляции у учащихся, как им нравиться работать в паре, в группе сменного состава общаясь друг с другом. Для начала мне пришлось стать рефлексивным практиком так, как этого требовали изменения в преподавании. Каждый урок я начинаю с создания коллаборативной среды, благодаря этому мои ученики стали более раскованными, доброжелательными, они научились «правильно» оценивать свою работу на уроке и работу своих одноклассников. С каждым днем я становлюсь увереннее в себе от осознания того, что инновационные подходы работают. Применяя коллективные формы работы и различные стратегии, мне удается сделать уроки не только интересными, но и еще продуктивными, я стараюсь научить рационально использовать время на уроке, развивая при этом критическое мышление. Конечно не обойтись и без трудностей, но путём проб и ошибок всегда нахожу верное решение, которое способствует созданию «ситуации успеха» моих учеников.
Постоянное самообразование, повышение квалификации, владение современными информационными технологиями, разносторонние интересы – это пути профессионального роста учителя. Если у педагога есть тяга к познанию и самосовершенствованию, то он сможет повысить свое мастерство и профессионализм.
Учитель обязан быть личностью, чтобы воспитать личность. И учитель для ученика – это образец, пример, которому он следует. Поэтому педагог, как носитель культуры, нравственных ценностей общества, не должен забывать об этом.
Каждому учителю необходимо также помнить заповеди:
- уважай в ученике человека, личность;
- постоянно ищи возможности саморазвития и самосовершенствования;
- передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях.
В заключение хочется вспомнить слова великого русского писателя Льва Николаевича Толстого:
«Если учитель имеет любовь только к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».
В моей педагогической деятельности эта замечательная мысль великого писателя-классика является путеводной звездой.