Выступление на родительском собрании на тему Копилка семейных трудностей


ТЕМА: КОПИЛКА СЕМЕЙНЫХ ТРУДНОСТЕЙ
ХОД ЗАНЯТИЯ
I.Приветствие участников.Здравствуйте уважаемые родители. Спасибо что нашли время и пришли на наше собрание.
Перед тем как начать основную работу давайте с вами немного поиграем.
Похлопайте те, у кого карие глаза
Похлопайте те, у кого темные волосы (светлые)
Похлопайте те, кто сегодня улыбался
Похлопайте те, кто радуется плохой погоде
Похлопайте те, у кого сейчас хорошее настроение
Похлопайте те, кто считает, что его семья дружная
Похлопайте те, у кого в семье несколько детей
Похлопайте те, кто любит своих детей
II. Основная часть.
Все мы любим своих детей, поэтому, сегодня мы рассмотрим каковы причины трудностей, бывают у ребенка и постараемся найти решения как помочь нашим детям. Семья играет главную роль в воспитании ребенка и то, как близкие будут относится к нему, зависит его состояние. Роль семьи в воспитании ребенка может носить как положительный, так и отрицательный фактор. Вы можете нанести ему либо вред либо принести пользу, все зависит от вас.
УПРАЖНЕНИЕ «ШЕСТЬ ПЛАТОЧКОВ».
Цель: способствовать осознанию родительского опыта, особенностей повседневных отношений с ребенком.
Инструкция: Приглашается один доброволец, который будет играть роль ребенка. Затем рассказывается следующая история: Ты мой ребенок. Мы спешим с тобой в школу. А ты очень энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов ребенок
- Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты. - Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой! Перестань глазеть! – я тебе отвечаю. (Завязываю глаза платочком)
Мы бежим дальше, и я встречаю по дороге свою подругу и быстро обмениваюсь с ней последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь: - Мама, а кто такой дядя Юра? - Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши! (Завязываю платочком уши)
Я прощаюсь с подругой, и мы с ребенком бежим дальше. - Мам, а меня Машка ждет в детском садике, которая… - Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот! (Завязываю платочком рот)
Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Я кричу: - Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки! (Завязываю руки платочком)
Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на неё. - Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (Завязываю платочком ноги)
Ребенок начинает хныкать. Я кричу на неё: - Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (Завязываю платком сердце).
Краткий итог и обсуждение. Спросить у «ребенка» и участников, какой платок хочется развязать в первую очередь и почему? Что чувствовал и о чем думал «ребенок» на протяжении всего действия? Вот в какое состояние мы вгоняем своего ребенка, преследуя благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от мамы и папы, да и от других людей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?
- Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, - это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку (обнять «ребенка»). Когда ему будет достаточно, он сам отойдет. При этом ни в коем случае вы не похлопывайте по спине, не поглаживайте мол «все пройдет».
Психологи рекомендуют обнимать своего ребенка несколько раз в день: 4 раза – необходимо просто для выживания, а для хорошего самочувствия, интеллектуального развития – 12 раз в день.
Причины трудностей у детей.
Многие родители испытывают беспокойство в отношении своего ребёнка, волнуются за поведение подросших детей. Причины могут быть следующие.
  1) Причина первая – борьба за внимание. Непослушание - это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание ребенку нужно для его эмоционального благополучия.
 2) Причина вторая – Борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.
 3) Причина третья – желание мщения. Ребенок может мстить:
    - за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами.
    - за унижение друг друга членами семьи;
    - за развод и появление в семье нового члена семьи;
    - за несправедливость и невыполнение обещаний;
   4) Причина четвертая – неверие в собственный успех. Причинами неверия могут стать учебные неудачи, взаимоотношения в классе и с учителем, низкая самооценка.
Родительская любовь – источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребенку в любом возрасте с любовью и вниманием.
Хочется обратить ваше внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают внутреннее спокойствие и здоровье ребенка. Это эмоции разрушения: гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания: боль, страх, обида.
Положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, уважают, принимают.
Психологи рекомендуют не употреблять выражения:Я тысячу раз говорил тебе...Сколько раз надо повторять...О чем ты только думаешь...Неужели трудно запомнить...Ты становишься...Ты такой же, как...Отстань, некогда мне...
Почему Лена (Катя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет...  И употреблять чаще:Ты у меня самый умный (красивый и т.д.)...Как хорошо, что у меня есть ты...Ты у меня молодец...Я тебя очень люблю...Спасибо тебе...Без тебя я бы не справился...
Не знаю, что бы я без тебя делал (а)
УПРАЖНЕНИЕ «ЧАША»
- Посмотрите на эту чашу, представьте, что это душа ребенка, Душа ребенка это полная чаша. И сейчас будет зависеть от вас, какими качествами заполнится эта чаша.

990600169545
Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?) У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу.)

- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?
- Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…
Задумаемся над словами Л.Н. Толстого: “Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!”
УПРАЖНЕНИЕ «СТАКАНЫ»
Цель: с помощью метафоры обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка
Материал: три стакана с водой, чайная ложка, золотой порошок, ком земли.
Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них - это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, в которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.
Итак, возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания.
Во второй стакан бросим кусочек земли и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.
В третьей стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.
Вывод: Так происходит и в воспитании вашего ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении? Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения то ребенок начинает так же отвечать и нам. Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности. И я вам всем желаю чтобы ваш ребенок всегда выглядил именно так, с золотой душой.
И закончить мое выступление мне бы хотелось стихотворением:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Рекомендации родителям:
Создание благоприятной семейной атмосферы
Помните: оттого, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Время для ночного отдыха каждому ребенку требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», «Чем сегодня занимался?», «Как дела в школе?». Радуйтесь успехам ребенка.
Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Ребенок должен чувствовать, что он любим.