Урок по музыке Л.В.Бетховен

Краткие тезисы работы
Данный урок относится к тем «Музыкальный образ»

Разработку этого урока можно отнести к ряду моно уроков: один композитор-одно произведение. В ходе урока рассматривается лишь одно произведение, но как много полезного, интересного может вместить в себя умело построенное занятие подобного типа. Обращение к литературному источнику помогает ярче выявить образный строй увертюры в целом. Для этого урока характерна особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно и необходимо, ведь музыка – «язык чувств». Она волнует, вызывает у ребят определенные настроения и переживания. Материал урока позволяет проследить взаимосвязь и взаимовлияние разных видов искусств.
























УРОК МУЗЫКИ В 7 КЛАССЕ
ТЕМА семестра: «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ»
Тема урока: Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховен
Цель: Расширить знания о композиторах классиках, на примере увертюры «Эгмонт» Л.В.Бетховена показать, как в музыке из нескольких образов рождается – обобщенный образ героя
Задачи:
- воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;
- воспитание нравственных, эстетических свойств музыки;
- развитие оригинальности мышления;
Форма урока:


Оборудование: проектор, ноутбук музыкальный центр, фортепиано, мультимедийная презентация
Музыкальный материал: фонохрестоматия для 7 класса, диск с записью симфонии №5, увертюры «Эгмонт» Л.В. Бетховена
Дополнительный материал: Давид «Клятва Горациев», портрет Л.В.Бетховена, И.Гете

Методы:
- беседа
- анализ
- создание проблемно-поисковых ситуаций
- словесные;
- наглядно-слуховые;
- обобщение
- рассуждения о музыке






Только вперед! Только через трудности к победе!
Л.В.Бетховен
Ход урока:

Музыкальное приветствие:
Звучит фрагмент симфонии №5 Л.В.Бетховена
Учитель:
- Знакома ли вам эта музыка?
- Как вы думаете, какой композитор ее сочинил?
- Что характерно для музыки Л.В.Бетховена?
Учитель: Есть в истории имена людей, которые вызывают невольное восхищение и благоговение. К таким людям мира относится великий немецкий композитор Л.В.Бетховен. (Слайд 2)
- Давайте кратко вспомним, что мы знаем о композиторе Людвиге ван Бетховене?

Учитель: А.Луначарский говорил: «Бетховен-герой, Бетховен-проводник, и никогда, я думаю, он не был таким новым, таким необходимым, никогда призывы Бетховена не могли раздаваться с такой силой, как теперь». Как вы понимаете эти слова? (Слайд3)

Учитель: Послушайте, что говорил о Бетховене Ромен Ролан:
«Взгляните на него, на Бетховена, этого тридцатилетнего завоевателя, великого виртуоза, блестящего артиста, салонного льва, которым бредит молодежь, который вызывает восторги на Бетховена, плохие манеры которого терпеливо исправляет добрая княгиня Лихновская, который делает вид, что презирает моду, однако высоко поднимает голову над красивым, белым, трижды закрученным галстуком, и , довольный, гордый( в то же время не совсем спокойный), искоса наблюдает, какое впечатление производит он на окружающих. И в творчестве, и в жизни он достиг того, о чем скромному боннскому юноше и не мечталось. Казалось, ничто не предвещало беды, все говорило о том, что он мог быть счастлив. Но «судьба стучалась в дверь». Это была глухота, которой Бетховен мучался и которой боялся

Учитель: Постоянной спутницей жизни Бетховена была литература. В ней он черпал отдых от житейских забот и огорчений. Образы литературных произведений не раз вдохновляли Бетховена на создание замечательных произведений. Самыми любимыми его авторами были Лессинг, Шекспир, Гете. (Слайд 4)

Учитель:
Мы уже знакомы с произведением этого поэта. Назовите.
Дети: баллада «Лесной царь»
Иоганн Вольфганг Гетте - величайший поэт Германии, один из замечательных мыслителей прошлого, которым гордиться человечество. С юных лет и до глубокой старости Гете был великим тружеником на самых различных поприщах

Выдающийся русский ученый Тимирязев говорил о нем: « Он представляет, быть может, единственный в истории человеческой мысли пример сочетания в одном лице великого поэта, глубокого мыслителя и выдающегося ученого»
Среди литературных произведений Гете очень много баллад, драм, трагедий, среди которых известны «Фауст» и «Эгмонт».

Историческая справка:
В 16 веке произошла освободительная борьба нидерландского народа от жестокого испанского владычества. Во главе испанского народа стоял граф Эгмонт
В 1810 году Бетховен написал музыку к трагедии Гетте «Эгмонт». Им было написано 9 музыкальных номеров, но первым из них была увертюра. Бетховен является основателем жанра симфонической увертюры.

Учитель: Ребята, кому из вас знакомо это слово?
- Если вы затрудняетесь с ответом, вы можете воспользоваться электоронным музыкальным словарем ( один учащийся подходит к компьютеру и в музыкальном словаре находит определение увертюре, все проецируется на экране, учащиеся читают)
Слайд 5
Увертюра ( в переводе с итал. – открытие)– инструментальная вступительная музыка к опере, балету, спектаклю или может быть самостоятельным музыкальным произведением
Слушание увертюры «Эгмонт» Л.В.Бетховена

Учитель: На доске написаны вопросы, слушая музыку, постарайтесь на них ответить

- Как развивается музыка?
- Какие новые образы рождаются в процессе развития музыки?
- какова судьба главного героя?
- Каков итог борьбы?
- Какие музыкальные образы?

Анализ произведения:
Прослушав музыку, дети выявляют основные моменты

(Слайд 6)
Тема вступления – образ столкновения (медленное вступление, в котором две контрастные темы. грозные, властные аккорды сочетающиеся с жалобными интонациями)
Основная часть – образ борьбы
Заключительная часть – образ победы (ликующая)
Все части объединяет – обобщенный образ Эгмонта

Учитель: Мы с вами теперь знаем, что в центре – образ главного героя Эгмонта. Этот образ не только сложен, но и двойственен. С одной стороны, победы, одержанные Эгмонтом на службе королю Филиппу II, высокое положение испанского графа и кавалера ордена «золотого руна»- все, казалось бы, прочно связывало его с испанским двором. А с другой стороны, он любил свой народ и был его любимцем. Эгмонт с легкостью разговаривал с простыми ремесленниками и бедными крестьянами. Люди любили его. Когда вспыхнуло восстание, после некоторых душевных колебаний Эгмонт становиться во главе народа.
Он обращается к народу со словами «За Родину сражайтесь! С радостью отдайте вы жизнь за то, что вам дороже всего: за вольность, за свободу!»

Учитель: Что происходит с графом Эгмонтом?
Дети: Он погибает в этой борьбе. Но нам кажется, что он смело и бесстрашно шел навстречу смерти.
Учитель: Как это показано в музыке?
Дети: Музыка стала звучать тихо, траурно. Такое ощущение, что была пауза.
Учитель: Какие слова повторял граф Эгмонт?
Дети: За Родину! В бой! Сражайтесь!

Учитель: Когда погиб Эгмонт, что происходило дальше?
Дети: в тишине стала возникать и развиваться новая тема, еще непонятная. Но постепенно она расширялась и влилась в ликующую, праздничную, торжественную коду. Народ ликовал, праздновал победу. Нидерландцы отомстили за смерть Эгмонта.

Учитель: Я предлагаю вам посмотреть на экран, где мы видим картину Жана Луи Давида «Клятва Горациев» (Слайд 7)



- Как вы думаете, созвучна ли эта картина увертюре «Эгмонт»?

Учитель: Что обозначают слова Гете «Быть человеком - значит быть борцом» (Слайд8)
Дети: только борьба может принести человеку свободу и счастье.
Учитель: У Бетховена и Эгмонта было много общего, как в жизни, так и в смерти
Послушайте:
«Когда Бетховен умирал, внезапно разразилась страшная буря с градом и метелью. Удар грома потряс комнату, озаренную зловещим отблеском молнии на снегу. Бетховен открыл глаза, угрожающим жестом поднял правую руку со сжатым кулаком. Выражение его лица было страшно. Казалось, он сейчас крикнет: «Я вызываю вас на бой, враждебные силы! Мы победим! Вперед!» Рука упала. Глаза закрылись. Он пал в бою.»

Учитель: Ребята, а как вы считаете, умерли ли вместе с Бетховеном его идеи, идеалы, созданные им образы?
Дети: Нет, не умерли. Нам кажется, что образы и идеалы вечные и бессмертные.
Учитель: Конечно, ребята они бессмертны и живут вдохновляя новые поколения на борьбу и подвиги во имя свободы, справедливости

Учитель: Увертюры Бетховена тесно связаны с идеей сюжетной пьесы и положили начало целой эпохе симфонической музыки - программным увертюрам, поэмам, картинам, которые широко распространились в 19 веке.

Учитель: Ребята, в заключении урока я предлагаю вам составить синквейн на темы:
Л.В.Бетховен
Граф Эгмонт

Д/З если вас заинтересовали биографические сведения из жизни Бетховена его музыка, вы можете составить слайд-шоу или сделать видеофильм.
Рисунок 1E:\Мои рисунки\774px-David-Oath_of_the_Horatii-1784.jpg15