Разработка урока. По страницам феерии А.Грина Алые паруса


РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
7 КЛАСС
ТЕМА: ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. А.ГРИН «АЛЫЕ ПАРУСА» (2 часа)
ЦЕЛЬ: РАЗВИТВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВНУТРЕНННЕМ МИРЕ РОМАНТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ,УКРЕПЛЯТЬ ВЕРУ Ы ЧПОСОБНОСТЬ МЕЧТЫ ИЗМЕНЯТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ,ПОМОЧЬ УАЩИМСЯ ПОСТИЧЬ НРАВСТВЕНННЫЕ УРОКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ВОСПИТЫВАТЬ СПОСОБНОСТЬ «ВИДЕТЬ СЕРДЦЕМ» ОКРУЖАЮЩИЙ МИР И ПОТРЕБНОСТЬ В СОЗДАНИИ ЧУДЕС СВОИМИ РУКАМИ.
ТИП УРОКА: ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, КОМБИНИРОВАННЫЙ, С ЭЛЕМЕНТАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ
ХОД УРОКА:
ЭПИГРАФ
Человек в порыве к счастью
Способен своими руками
Совершать чудеса
К,ПаустовскийОрганизационный момент
Подготовка к восприятию темы урока. Мотивация к учебной деятельности. Вступительное слово учителя
Александр Грин писал: « В моих книгах – моя биография, все краски моей жизни, реальной и романтической. Надо лишь уметь их прочесть».
П. Объявление темы и цели урока.
1. Постановка проблемного вопроса:
- Способен ли человек совершать чудеса своими руками?
2. Запись в тетрадь темы урока.
ІІІ.Работа над темой урока (дифференцированное домашнее задание )Презентация учащихся по фактам из жизни А.Грина
Слово учителя.
В 2016 г. Мы отмечали юбилей книги А.Грина «Алые паруса». Вашему вниманию предоставляется видеоролик о юбилее книги, с которой мы знакомимся на сегодняшнем уроке.
Почему А.Грин название дал своему произведению «феерия»? ( ответ на вопрос учащегося, который работал с толковым словарем иностранных слов).
Давайте вспомним слова из песни:
На маленьком плоту
Сквозь бури, дождь и грозы
Взяв только сны и грезы
И детскую мечту,
Я тихо уплыву,
Лишь в дом проникнет полночь,
Чтоб красками наполнить
Мир, в котором я живу.
Ю.Лоза «Плот»
Серую жизнь писатель наполняет другими красками.
- Презентация учащегося «Символика цвета в произведении А.Грина «Алые паруса».
Слово учителя
Для того, чтобы в конце урока дать ответ на проблемный вопрос, рассмотрим сказочную повесть-феерию в трех аспектах.
- Мир Артура Грэя
- Мир Ассоль- Мир А.Грина
Итак, познакомимся с миром Ассоль.
1 учащийся – сообщение об имени Ассоль.
2 учащийся – ответ на вопрос «Как отец отнесся к мечте Ассоль об алых парусах?»
3 учащийся – принес макет парусника и расскажет оьо «Секрете» - парусном судне.
Слово учителя
- Какие черты характера мы видим в Ассоль? Давайте сделаем вывод о внутреннем мире Ассоль.
Переходим ко второму аспекту – миру Артура Грэя.
- Что мы можем сказать об Артуре Грэе?
- Какой первый серьезный поступок совершает Грэй?
- Как Грэй шел к своей мечте? Какие черты характера проявились в этом?
- Что различало и что объединяло Ассоль и Грэя?
Третий аспект, к которому мы перейдем, хотя мы уже вскользь и говорили о писателе – это образ А.Грина.И чтобы в вашем, ребята, воображении этот образ вырисовался четче, конкретнее, мы выслушаем небольшие сообщения:
1-ый учащийся – портрет А.Грина (внешность).
2-ой учащийся – малоизвестные факты об А.Грине.
Писатель оставил нам карту Гринландии (карта распечатана, висит на доске) Что это зас страна? (сообщение учашегося).
Память о писателе увековечена. Давайте проследим с вами, каким же образом?
1 учащийся – сообщение о бюсте А.Грину, который находится на Родине писателя – в г.Кирове.
2 учащийся -сообщение о скульптуре Ассоль и паруснику в г.Геленджике, поставленной в 2011 г.
3 учащийся – подготовил видеофрагмент вильма «Алые паруса»,,которому в 2011 г. исполнилось 50 лет. (Учащийся рассказывает об актерах и фильме).
4 учащийся – подготовил небольшую презентацию о музее А.Грина в г.Феодосии. Корабль- музей – такого вы нигде не увидите.
5 учащийся - готов рассказать о мюзикле «Алые паруса», с которым зрители познакомились не так давно.
6 учащийся – зачитает нам свои любимые цитаты из афоризмов об А.Грине.
7 учащийся – расскажет нам наизусть понравившееся ему стихотворение В.Грачева «Разрешите приехать к вам в гости».
8 учащийся – под впечатлением прочитанной книги написала электронное письмо другу. Давайте его послушаем.
ІУ. Закрепление и систематизация изученного
9 учащийся - Наш корреспондент провела опрос среди учителей и учащихся школы и свела его результаты. Ученица задалась вопросом:»Надо ли сегодня верить в чудеса?»
-10 учащийся нашла в ютубе и просмотрела видеоролик о проведении в Санкт-Петербурге праздника всех выпускников «Алые паруса».
-11 учащийся – нашел несколько песен, имеющих непосредственное отношение к нашему уроку. ( прослушивание одной из них под гитару в исполнении детей).
У. Итог урока
Слово учителя.
- Ребята, готовясь к сочинению по ЕГЭ. Вы должны будете приводить пример аргумента из литературного произведения. ( задание – на слайде. Запись в тетрадь.)УІ. Рефлексия
- Давайте попробуем закончить предложения и дать ответы на незаконченные предложения ( презентация – на экране).
- А теперь вернемся к 1 слайду презентации и попробуем дать ответ на проблемный вопрос, прозвучавший в начале урока.
-Ребята, верьте в чудеса, и они обязательно к вам придут!
УП. Оценивание.
УШ. Домашнее задание: 1. Изобразить пейзажи моря.. 2. ВКОНТАКТЕ найти детскую организацию «Алые паруса» и рассказать о ней. 3. Написать сочинение на заданную тему, используя подобранный на уроке аргумент.