Технологическая карта Людвиг-Ван-Бетховен детям


№ и название этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1 Орг. момент Вход в класс под музыку «веселая, грустная»
Здравствуйте, ребята. (входят под музыку)
Эмоционально настраиваются на урок. 2 Актуализация знаний и базовых умений
Бетховен «Веселая, грустная» (повторное слушание и анализ музыки)
Табличка
«фортепьяно»
Табличка
«Концерт» У каждого человека может быть то или иное настроение: весёлое или грустное, спокойное или встревоженное. Улыбнулось тебе солнышко, и хочется улыбнуться ему в ответ. Поругала мама за какую-нибудь провинность или сломалась любимая игрушка, и настроение становится грустным, печальным.
Музыка обладает волшебным свойством - она может передавать любое настроение человека, выражать разные чувства, переживания - нежность, волнение, грусть и радость.
Давайте, еще раз прослушаем это произведение и ответим на вопрос какой характер музыки?
Прислушайтесь, настроение музыки одинаковое?
(Прослушивают.) 
Какой сейчас характер мелодии?(можете воспользоваться словарем эстетических эмоций)
1Сейчас музыка звучит весело, беззаботно, шутливо.
2 сейчас мелодия загрустила, зазвучала печально.
3 Грусть прошла, и снова хочется улыбаться и шалить.
Как можно назвать это сочинение?
Давайте еще раз прослушаем данное произведение и ответим на вопрос сколько частей в связи со сменой настроения музыки?
Но для начала давайте вспомним какие формы бывают в музыке?
Одночастная форма- это произведения в котором мелодия повторяется.
Двухчастная это такие произведения 2 части разные по характер или песни с припевом.
Трехчастная форма такие произведения где все три части разные по характеру.
Давайте определим какая в этом произведение форма.
Правильно трехчастная форма, Автор использовал именно эту форму для того чтобы сравнить настроения веселья и грусти и показать как с помощью музыкального инструмента это можно передать.
Какой инструмент исполняет данное произведение?
Произведение исполняет музыкальный инструмент это фортепьяно.
А вы знали название фортепиано образовано от двух итальянских слов форте и пьяно, которыми в музыкальной грамоте обозначают громкую или тихую игру действительно на фортепьяно хорошо звучит и громкая и тихая музыка
Фортепьяно был самым любимым инструментом великого немецкого композитора Людвига Ван Бетховена.
А что вы знаете о Бетховене?
Какой он по национальности?
В каком веке жил?
Он очень много написал музыкальных произведений для фортепьяно более 60 мелких пьес для фортепиано и 5 концертов для фортепиано.
Концерт- это публичное исполнение
 музыкальных произведений
Давайте повторим по руке -концерт Сравнивают речевые и музыкальные интонации.
Определяют жизненную основу музыкальных произведений.
Распознают и эмоционально откликаются на выразительные и
особенности музыки.
Применяют средства музыкальной выразительности при анализе прослушивания музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
Сейчас музыка смешная и веселая
Сейчас грустная
Опять веселая
Выявляют настроения и чувства человека, выраженные в музыке.
Веселая, грустная
3 части:веселая-грустная-веселая
Различают особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы.
Трехчастная форма
Пианино
Понимают выразительные возможности фортепиано в создании различных музыкальных образов.
Немецкой национальности
18
Концерт Личностные:
Сориентированы на творческое выполнение работы, особое отношение к сделанному.
Регулятивные:
Умение осознавать задачу, принимать её.
Умение воспринимать и выполнять поставленную задачу.
Умение доказывать свою точку зрения.
Умение строить предположения.
Познавательные:
Умение выдвигать гипотезу и обосновывать ее.
Умение анализировать информацию.
используют новый материал в работе
Коммуникативные:
Умение активно использовать речевые средства
Умение воспринимать речь собеседника.
Умение оформлять свои мысли
Предметные:
Вспоминать средства музыкальной выразительности
3 Постановка учебной задачи Людвиг Ван Бетховен очень любил детей и написал эту музыку для детского искусства, для юных музыкантов, обучающих игре на инструментах.
Так, давайте узнаем, когда жил и работал композитор.
Бетховен родился в 18 веке, в Германии.
У него было очень трудное детство отец Бетховена был музыкантом и пьющим человеком, он стал первым учителем композитора. Он превращал каждое занятие в издевательство над маленьким Бетховеном, когда отец возвращался домой он будил маленького мальчика и заставлял его играть на музыкальных инструментах, если что-то маленький мальчик неправильно исполнил отец бил его по пальцам и так было пока все не прозвучало идеально. Так в возрасте 11 лет
Бетховен становиться помощником органиста, на него постепенно перекладываются обязанности по содержанию семьи. Ведь его отец был плохим семьянином, а его братья росли. Необходимо было помогать матери.
В 19 лет Бетховен начинает работать придворным музыкантом(работал при дворе у знатных, богатых вельмож) чтобы прокормить семью
Бетховен покорял любителей музыки не только своими песнями но и импровизацией.
Импровизация это музыкальная пьеса, которая сочиняется тут же, когда исполняется, то есть сочиняются на ходу. В нотах эта пьеса не пишется Представьте себе сел музыкант за инструмент и сразу заиграл свои сочинения. Невероятно сразу сочинять и исполнять
В 27 лет композитор полностью теряет слух, но это не останавливает его и он продолжает сочинять музыкальные произведения,
Сохранились его «разговорные тетради», куда друзья Бетховена записывали для него свои реплики, на которые он отвечал либо устно, либо в ответной записи.
А вы знали что перед тем, как начать работу и написать очередное произведение, Бетховен брал огромный таз с ледяной водой и окунал туда свою голову, это ему придавало вдохновения.
Бетховен любил детей и сочинил для них множество мелодий.
Тема нашего урока «Людвиг-Ван-Бетховен детям»
Давайте вспомним в каком веке родился Бетховен?
А в какой стране?
Какой любимый музыкальный инструмент?
Что такое импровизация?
Скажите а вы знаете почему к имени и фамилии Бетховена обязательно прибавляется элемент ван? Ведь полное имя звучит так Людвиг ван Бетховен?
Элемент ванн пришел в Европу из Голландии. Он обозначает что предки Бетховена тоже были родом из Голландии.
Гениальный композитор сделал эту фамилию бессмертной ведь у нас в стране, наверное, нет человека который не знает кто такой Бетховен и его знаменитую музыку его Лунную сонату или песню «Сурок». Знакомятся с жизнью и творчеством композитора
18 веке
В Германии
Фортепьяно
музыкальная пьеса, которая сочиняется тут же, когда исполняется, то есть сочиняются на ходу
Личностные:
Имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы
Регулятивные:
Умение прогнозировать  результат. 
Умение строить предположения.
Умение формулировать тему урока
Познавательные:
Умение выдвигать гипотезу и обосновывать ее.
Коммуникативные:
Умение активно использовать речевые средства
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Предметные:
Знакомиться с композитором
4 Знакомство с темой урока
Картина «Савояр с сурком» (анализ репродукции)
Табличка
«Шарманка»
Бетховен
«Сурок»
(слушание и анализ музыки)
Табличка
«Бас»
Бетховен «Сурок» (слушание в исполнение дискант + хор)
Табличка
«Дискант» Ребята, сейчас вашему вниманию я представлю картину известного художника Антуана Ватто а называется она «Савояр с сурком»
Что вы видите на переднем плане картины?
Как он одет?
Правильно (показывать)
Какие действия он выполняет?
На заднем фоне деревня.
Ватто с помощью темных красок подчеркивает одиночество мальчика, стоящего на фоне холодного утреннего неба.
А в руках он держит шарманку.
Кто-нибудь знает что такое шарманка?
Шарманка - это такой старинный музыкальный инструмент. 
Давайте повторим по руке «шарманка».
Ватто написал эту картину слушая трогательное произведение Бетховена
Давайте закроем глазки и представим себе, ребята, старую немецкую улицу, на который выступает мальчик-шарманщик. Прослушиваем, а потом поговорим о музыке и литературном тексте
По разным странам я бродилИ мой сурок со мною,И весел я, и счастлив был,И мой сурок со мною!
О чем поется в этой песне?
Трудное детство композитора отразилось в его сочинениях. По преданию
каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками, бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах и на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами, часто сопровождая свои выступления пением под шарманку.
Название этого произведения сурок.
Он играет на своем музыкальном инструменте повторяющую мелодию, а рядом с ним примостился забавный зверек- сурок, который странствует вместе с шарманщиком и помогает ему зарабатывать на жизнь, веселя зрителей
Ребята, а кто являются исполнителем этой песни?
Правильно в музыке мужской голос называется басом он имеет самый низкий диапазон голоса.
А сейчас мы прослушаем музыкальное произведение, ваша задача найти общие у этих двух произведений и различное
Слушают
Что общего?
Правильно мелодия, а какая песня более мягкая и нежная?
А по чему вам так показалось?
Вот главное отличие этих произведений - исполнители
Да, потому что мужской голос то есть Бас звучит как то грубо, жестко. А детские голоса мягко , а вы знаете как называются детский голос?
Дискант- это высокий детский певческий голос.
Давайте повторим по руке Дискант.
Так давайте повторим что общего у этих произведений.
Различное? Мальчика
на переднем плане стоит юноша одет в скромную, удобную одежду,
в руках держит ящик на который сидит сурок.
анализируют художественно-образное содержание.
Сопоставляют содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов.
Про то что мальчик странствует вместе с сурком.
Мужчина
Сравнивают музыкальные произведения разных исполнителей.
Сопоставляют музыкальные образы в звучании различных исполнителей
Мелодия одна и таже
Вторая
Вторую песню поет детские голоса.
Закрепляют термин Дискант
Повторяют по руке.
Общая мелодия и текст.
Различные исполнители. Регулятивные:
Умение осознавать задачу, принимать её.
Умение воспринимать и выполнять поставленную задачу.
Умение доказывать свою точку зрения.
Познавательные:
Умение выделять существенную информацию из загадки,
Умение выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку.
Умение использовать предметные заместители, а также умение понимать изображения и описывать изобразительными средствами увиденное и свое отношение к нему.
Коммуникативные:
Умение активно использовать речевые средства
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Предметные:
Узнавать для себя что-то новое
5 Микроитог С каким композитором мы сегодня познакомились?
Какие его произведения слушали?
Кому он посветил эти музыкальные произведения?
В каком веке он родился?
В какой стране?
Какой инструмент у него был любимый?
Что такое импровизация?
Кто был первым учителем композитора?
Людвиг-Ван-Бетховен
«Веселая, грустная» и «Сурок»
Детям
18 веке
Германии
Фортепьяно
Импровизация – это музыкальная пьеса, которая сочиняется тут же, когда исполняется, то есть сочиняются на ходу
Отец Познавательные:
Умение выдвигать гипотезу и обосновывать ее.
Умение сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;
Коммуникативные:
Умение активно использовать речевые средства
6 Физ.минутка Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлопхлопки над головойМы топаем ногами, топ, топвысоко поднимаем колениКачаем головойголовой вперед назад подвигатьМы руки поднимаем, мы руки опускаемруки поднять, опуститьМы низко приседаем и прямо мы встаемприсесть и подпрыгнутьРуки вниз, на бочок.Разжимаем- в кулачокРуки вверх и в кулачокРазжимаем на бочок Личностные:
Положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
Регулятивные:
Умение воспринимать и выполнять поставленную задачу.
7 Вокально-хоровая работа
Переход:
Шаинский и Энтин "Антошка"
(слушание и анализ текста)
Носов и Шаинский "В траве сидел кузнечик"
(слушание)
Вступительное слово (Информация о композиторе)
(Портрет Кабалевского).
Кабалевский "Школьные годы".
(слушание)
Кабалевский
"Кто дежурный"
(слушаем и анализ музыке и литературного
текста 1 куплет)
Д. Кабалевский
"Кто дежурный" (разучивание 1 куплета по фразам) Теперь мы знаем, что Людвиг- Ван- Бетховен написал много песен для детей.
А каких вы знаете детских композиторов?
Ребята, всем известна такая песня "Антошка" (фоно- запись), а написал эту песню Владимир Шаинский и Юрий Энтин. О чем поется в этой песни ?
Антошка представляется нам веселым, рыжеволосым мальчуганом не желавший капать картошку, Энтин срисовал этот образ с ученика который на все вопросы отвечал, тем что этого им не задавали и они этого не проходили.
А песню"В траве сидел кузнечик" все знают ?
(фоно - запись). А написал эту песню композитор Шаинский и Носов.
А вы знаете, из какого мультика эта песня? Эта песня из мультика Незнайка на луне.
Давайте повторим по руке каких новых детских композиторов
мы сегодня узнали : Шаинский и Энтин, а какую песню они написали? "Антошка", Шаинский и Носов песня "В траве сидел кузнечик"
Сегодня я бы хотела познакомить вас с еще одним детским композитором Кабалевским Дмитрием Борисовичем который написал много песен для детского исполнения и просто слушания.
Дмитрий Борисович Кабалевский- детский композитор родился в Москве в 20 веке. Дмитрий Борисович всю жизнь проработал в школе учителем, тем самым объясняется почему у него так много песен о школе Например таких как : "Школьные годы"(фоно- запись)- прослушиваем.
О чем поется в этой песни?
А вы знали что эта песня была написала к фильму "Школьные годы" в котором показывались обычные но веселые школьные будни таких же детей как вы.
Мы сегодня будем разучивать песню Кабалевского "Кто дежурный"
Давайте прослушаем песню и вы подумаете какой характер у этой песни. Примите позу слушателя. (Дети слушают запись и отвечают на вопросы учителя)
- Какой характер у этой песни, можете воспользоваться словарем эстетических эмоций
Композитор написал эту песню в таком характере что бы придать ученикам уверенности, желание идти в школу с хорошим настроением
-Кто исполняет эту песню?
-А мы уже знаем как в музыке называется детский высокий голос - как он называется-
Смотрите как исполнителям удается с помощью веселых, резких интонаций передать радость школьных дней.
О чем же поется в этой песни?
Зачитать текст
Кто дежурные? мы дежурные,
Самые дежурные, лучшие дежурные.
Мы дежурим первый раз, прибираем свой класс
Замечательный класс получается у нас
Композитор написал эту песню воодушевленный советскими учениками как им нравиться убирать свой класс, что бы у них был самый лучший в школе класс.
Вы же уже большие и знаете что нужно держать свой класс в чистоте и порядке, верно?
-Кто сопровождает пения?
Правильно и мы сегодня выяснили, что фортепьяно отлично передает громкий и звонкий характер песен.
Теперь давайте разучим первый куплет песни по фразам. Напоминаю о позе исполнителя Спинки выпрямили, сядьте прямо, ручки на колени
Прослушайте как исполняется первый куплет песни
(учитель поет мелодию первого куплета песни)
Разучиваем первую фразу (фраза законченная музыкальная мысль) давайте повторим по руке "Кто дежурные? Мы дежурные"(учитель исполняет мелодию первой фразы 2 раза, возможно обратить внимание на интонацию
-вопросительная "Кто дежурный" и утвердительная "Мы дежурные" и тянем букву у - дежурные)
По необходимости проговариваем текст фразы по руке
Поем первую фразу по кивку моей головы.
Дала тон- кивком головы показываю начало пения
Анализирую пение детей исправляю неверное пение.
Ребята вы спели не стой интонацией
-Повторяю фразу несколько раз (по необходимости)
-Показываю вторую фразу"Самые дежурные, лучшие дежурные". (учитель исполняет мелодию второй фразы 2 раза, обращая внимание на конец "самые дежурные лучшие дежурные" интонация идет вверх "самые" исполняется слитно- плавно)
-По необходимости проговариваем текст фразы по руке
-Поем вторую фразу по кивку моей головы
Даю тон, кивком головы показываю начало пения.
-анализирую пение ребят вы слова "самые"- спели отрывисто а надо плавно (показываю)
-Повторяю фразу несколько раз.
-А теперь давайте споем первую и вторую фразу вместе (повторяю текст по руке). А теперь повторите со мной (повторение по руке )
-Играю 2 фразы вместе
-Показывают третью фразу"Мы дежурим в первый раз, прибираем свой класс" (учитель исполняет мелодию третьей фразы 2 раза обращая внимание на согласные в конце фразы"в третьей раз, свой класс" )
-По необходимости проговариваю текст фразы по руке.
-Поем третью фразу по моему кивку готовы.
Даю так, кивком готовы показываю начало пения.
-Анализирую пение, делаю соответствующие замечания. Исправляю неверное пение, ребята вы спели неправильный звук в слове-
Прибираем
-Повторяю фразу несколько раз
-Показываю четвертую фразу «Замечательный класс, получается у нас» учитель исполняет мелодию четвертой фразы обращая внимания на то , что в слогаз замечательный и получается есть логические ударение
-Поем четвертую фразу по моему кивку головы.
Даю тон, кивком готовы показываю начало пения
-теперь давайте споем 1-ый куплет
-Сейчас я спою полностью весь куплет (играю и пою)
Теперь я повторю текст по руке (повторяю текст по руке) теперь все вместе.
-повторяем при необходимости текст
-Поем весь 1 куплет. Даю тон кивком головы показываю начинаю пения
-давайте еще раз споем примите позу исполнителя.
Хорошо а сейчас давайте споем как на концерте, встаем (исполняется под фоно-запись с дирижированием )
-Я буду дирижировать, на вступление начну дирижировать двумя руками с кивком головы
-А сейчас поделимся первый ряд будет задавать вопрос «кто дежурный» а второй и третий отвечать «Мы дежурные» затем поем все вместе начинаем со слов «самые дежурные»
-Давайте попробуем по руке
-Исполняем под фоно запись
Теперь добавим движения,
Первый ряд будет задавать вопрос и показывать вопрос руками(показ учителя)
А остальные отвечать и показывать на себя
(показ учителя)
-Итак, давайте исполним Струве и тд.
Как ребята просят Антошку капать картошку.
Да
Нет
Повторяют по руке.
О школьнике, который приходит в школу
Задорная, веселая, звонкая и дт.
Детский хор и детский голос
Дискант
Ребята поют о том что они дежурные хорошие дежурные и у них получается лучший класс.
Верно
Фортепьяно
Разучивание 1-го куплета по фразам
-применяют позу слушателя
Слушают исполнения учителя
Повторяют по руке
Воспринимают определенную фразу.
Воспринимают речь учителя.
Проговариваем текст по руке учителя, настраиваются на тональность, поют первую фразу
Исправляют неверное при пении.
Воспринимают речь учителя.
Проговаривать текст по руке учителя.
настраиваются на тональность, поют вторую фразу
Исправляют неверное при пении
Повторяю текст по руке
поют 2 фразы слитно
воспринимают речь учителя
настраиваются на тональность, поют третью фразу
Исправляют неверное при пении
настраиваются на тональность, поют четвертую фразу
Слушают учителя и запоминают
Повторяют текст по руке
настраиваются на тональность, поют весь куплет
Встают и исполняют весь куплет
Исполняют песню по ролям
Исполняют песню с ритмическими движениями Личностные:
- Имеют мотивацию
к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат.
- Положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
Регулятивные:
-Умение вносить  необходимые дополнения  и изменения в план действий.
-Умение осуществлять контроль, коррекцию, регуляцию своей деятельности при выполнении учебной задачи.
Познавательные:
-Умение ориентироваться в системе своих знаний: отличать новое от уже известного.
Коммуникативные:
-Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками:
-Умение слушать и слышать учителя
8 Итог урока Итак, какая тема сегодняшнего урока?
С какими композиторами мы сегодня познакомились?
Какие произведения мы сегодня слушали?
«Людвиг-Ван-Бетховен детям»
Бетховен и Кабалевский
Бетховен «Веселая, грустная»,»Сурок»
Кабалевский «Кто дежурные» 9 Рефлексия Закончите (устно) предложения
1).Я сегодня на уроке _____ .
2).Больше всего мне понравилось_________ .
3).Самым интересным сегодня на уроке было_______ Заканчивают предложения 10 Домашнее задание Прослушать и устно проанализировать два музыкальных произведения Людвига-Ван-Бетховена, которые он посветил детям Записывают домашнее задание 11 Выход из класса Выход из класса под музыку сурок Выходят из класса под музыку.