Родительское собрание на тему Как воспитать у ребёнка любовь к чтению

Родительское собрание.

Тема: «Как воспитать у ребёнка любовь к чтению».

Подготовила:
учитель начальных классов
ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная
школа-интернат о. Муром»
Опарина Ирина Владимировна.
Цель: создание условий для осмысления родителями важности семейного чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка.
Задачи:
Осмысление важности приобщения ребенка к систематически осознанному чтению.
Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.
Освоение родителями приемов развития техники, осознанности чтения и интереса к нему.
Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.

ХОД СОБРАНИЯ.
I. Вступление.
«Прощайте, друзья!» - сказал, глядя на свою библиотеку, Пушкин, когда привезённый после дуэли домой и положенный в своём кабинете, он узнал от доктора о том, что жизнь его в опасности.
- Может ли кто – нибудь из нас так обратиться к книгам?
Хотели бы вы, чтобы книги стали друзьями ваших детей?
Меняются времена, идеалы, нравственные ценности. Изменилось ли отношение к книге? Нужна ли сейчас книга ребёнку, взрослому?
Какова роль книги в настоящее время? (учить, воспитывать, времяпровождение)
Как относились к книгам в вашей семье?
На Руси детскую книгу сравнивали с материнским молоком, ключом, открывающим двери в сокровищницу мудрости, с лестницей, ведущей к вершинам образования.
II. Чтение основной учебный предмет и общеучебный навык.
В нашей школе предмет называется чтение и развитие речи. Задачи предмета на каждом этапе различны.
Программные требования к навыку чтения: осознанное, правильное, выразительное, целыми словами.
Проводятся уроки внеклассного чтения с целью формирования интереса к книге и положительного отношения к самостоятельному чтению.
III. Педагогическая ситуация.
(ситуация инсценируется учащимися 5 класса)
Родитель: (входит в учительскую)
Кому это я тут понадобился? (обводит взглядом учителей)
Учитель: Здравствуйте, Иван Иванович. (встаёт навстречу)
Я учитель вашего сына. Я пригласила вас, чтобы посоветоваться, как помочь Пете преодолеть трудности по чтению.
Родитель: Извините, вы – учитель. Я отдал вам своего сына, вы его и учите. Чтение – это ваша работа. Я со своей справляюсь и никого на подмогу не зову.
Учитель Охотно верю. Однако воспитание вашего сына, это не только моё дело, но и ваше. Школа не всегда может
Родитель: А я могу? Работаю с утра до ночи. Моё дело кормить, а ваше – воспитывать!
Согласны ли вы с такой позицией? Почему? (Это наша общая задача)
IV. Что значит «уметь читать»?
Умеет ли читать ваш ребёнок?
Какой смысл вы вкладываете в понятие «уметь читать»? (широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитывать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя)
Пока ребёнок маленький в основном он слушатель, взрослые читают ему книжку. Но ребёнок пошёл в школу, и родители вздыхают с облегчением: теперь сам будет читать.
Но читать так, чтобы получать удовольствие от прочитанного, сопереживать героям, уметь задуматься над текстом ребёнок пока не может.
Можно ли ребёнка назвать настоящим читателем? (нет, не каждый взрослый им является)
Сможет ли ребёнок самостоятельно вырасти в читателя с большой буквы? (без помощи взрослого не справится с этой задачей)
V. Результаты анкеты.
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
1 Есть ли у тебя дома твои детские книги?
2 Ты любишь их читать или рассматриваешь картинки?
3 Что ты любишь больше: читать или слушать?
4 Читают ли в вашей семье книги вслух?
5 Хвалят ли тебя родители, когда ты читаешь?
6 Какую книгу ты недавно читал дома, с кем ты её читал?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
1 Есть ли у вас дома детская библиотека?
2 Как вы отбираете для неё книги?
3 Какие книги любит ваш ребёнок?
4 Какие формы работы с книгой вы используете?
(самостоятельное чтение, чтение вслух, чтение взрослых для детей, рассматривание книг, беседа по прочитанному, иллюстрирование, посещение библиотеки, совместная покупка книг и др.)
5 Как вы формируете круг детского чтения?
Мы часто оставляем ребёнка один на один с книгой. Все дети любят слушать чтение и не следует развивать у них ненависть к книгам. Надо помочь им переступить эту трудную для них ступеньку.
VI. Воспитательная среда.
Необходимо руководить чтением детей. И это руководство должно быть личностно направленным.
Для ребёнка необходимо создать зону ближайшего развития, обеспечить книжное окружение «на вырост».
Задача первого этапа – развить интерес, внимание к книге на столько, чтобы ребёнку хотелось читать самому.
Эффективно чтение – рассматривание, чтобы ребёнок систематически узнавал новые книги. Именно знание рождает интерес – это первый закон общения. Взрослый обеспечивает общение с книгой, чтобы она «заговорила».
Без своевременной поддержки может возникнуть боязнь чтения как процесса и даже устойчивое нежелание читать.
«Громкие чтения.» , т. е. чтение вслух, в семье, обеспечивают всем читающим единство книжных интересов, так как общие переживания, размышления, споры над книгой сближают.
Взрослый читает книгу вместе с ребёнком, а не наоборот.
Какую книгу ребёнок читает с большим интересом – домашнюю или библиотечную?
Требования к книгам для начинающих читателей (выступление школьного библиотекаря)
VII. Какие приёмы помогут сформировать интерес ребёнка к чтению.
(обсуждение)
-громкие чтения;
-видеть читающих родителей;
-прерванное чтение;
-чтение с обсуждением;
-видеть любовь к книге в семье;
-работа с иллюстрацией;
-посещение библиотеки;
-чтение на ночь.
Часто ли ребёнок видит вас с книгой в руках?
Интересуетесь ли вы впечатлениями детей о прочитанных книгах?
VIII. Опыт семейного воспитания.
Выступление родителя. (Имеется домашняя библиотека, небольшая, но в ней любимые книги сына, много стихов. Эти книги читают в семье вместе. Ребёнок с удовольствием рассказывает о прочитанных книгах.)
IХ. Анализ техники чтения учащихся класса.
Выступление логопеда.
Х. Советы.
Памятка для родителей.
1. Читайте детям вслух.
2. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием.
3. Почаще берите детей с собой в библиотеку.
4. Подпишитесь на журналы для ребёнка.
5. Выделите специальное место для чтения.
6. В доме должна быть детская библиотека.
7. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории.
8. Пусть дети самостоятельно составят сборник своих любимых стихов.
9. Разгадывайте с детьми кроссворды.
10.Пусть дети читают младшим братьям и сёстрам, друзьям и родственникам.
11. Поощряйте чтение вслух, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
12. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
13. Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения, тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.
14. Читайте детям вечером, перед тем как им уснуть.
ХI. Итог.
От нас, взрослых, зависит, каким читателем станет ребёнок.


Литература для учителя:
Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. СПб.: Респекс, 1996.
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М.: Ось – 89, 2003.
Сонин В.А. Психологический практикум: Задачи, этюды, решении. – М., 1998.
Н.И.Дереклеева. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
Калейдоскоп родительских собраний. Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
Н.И.Дереклеева. Родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004.
Л.И.Саляхова. Родительские собрания: 1-4 классы. – М.: Глобус, 2007.
25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя. В.П.Шульгина.– Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
Н.А.Максименко. Дарите детям любовь. – Волгоград: Учитель, 2006.
Литература для родителей по детскому и семейному чтению:
Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., 1984.
Гладких Л.П. Воспитание сказкой
Иванова С.Ф. Введение в храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. – М., 1994.
Ильин И.А. Путь духовного обновления. О национальном воспитании. – М., 1993.
Ильин И.А. Духовный смысл сказки. – М.: Лепта, 2000.
Крячко А.А. Сказка в домашнем театре. – М., 2003.
Пришли мне чтения доброго Хрестоматия для семейного чтения. – М.,  2001.
Русские поэты – детям. – М., 1980.
Ушинский К.Д. Родное слово. – Новосибирск, 1994.









13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 115