Разработка урока к рассказу Александра Ивановича Куприна «Куст сирени»

Создание сценария буктрейлера к рассказу
Александра Ивановича Куприна «Куст сирени»

1. Автор проекта: Нартикоева Евгения Викторовна, Кемеровская область, город Ленинск-Кузнецкий, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Гимназия 12». 2. Предмет: литература. 3. Класс: 8 4. Тема урока: Создание сценария буктрейлера к рассказу А.И.Куприна «Куст сирени» 5. Цель урока: создание сценария буктрейлера к рассказу А.И.Куприна «Сирень»
6. Задачи урока:
Образовательные: познакомить школьников с творчеством писателя А.И.Куприна. Научить школьников высказывать своё отношение к художественному произведению, правильно оценивать настроение произведения, отбирать лексический материал для создания буктрейлера.
Развивающие: развивать монологическую речь учащихся; умение отбирать и обобщать материал.
Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к любви, взаимопонимание, творческий интерес к обсуждению собственной работы и работ товарищей.
7. Планируемые образовательные результаты:
учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание;
конструировать сценарий буктрейлера;
словесно передавать свои эстетические впечатления;
оформлять буктрейлер в соответствии с требованиями.
8. Содержание урока:
Использование ИКТ на уроках даёт новые возможности в преподавании: делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным; позволяет не только вызвать интерес школьников к уроку, но и значительно активизирует деятельность учащихся; способствует развитию познавательной деятельности; позволяет работать самостоятельно, используя Интернет-ресурсы; формирует творчески мыслящую личность; помогает в обучении и развитии одарённых детей.
Например, к данному уроку ученики получили предварительные задания: используя Интернет, найти материал о рассказе А.И.Куприна «Куст сирени», подобрать иллюстрации к этому рассказу, составить вопросы по рассказу «Куст сирени».
Оформление доски
Запись темы урока
Оборудование:
мультимедийный проектор,
слайды с изображением сирени,
репродукция картины П.П. Кончаловского «Сирень»,
запись романса С.В. Рахманинова «Сирень».
Ход урока:
I. Организационный момент. Подготовка к новой теме. Актуализация мыслительной деятельности.
1. Прослушивание романса С.В. Рахманинова «Сирень».
- Вы прослушали романс Рахманинова и наверняка уже догадались, что сегодня на уроке речь пойдёт о сирени.
- Обратитесь к толковым словарям и дайте определение сирени.
(Значение слова Сирень по Ефремовой:
Сирень – 1. Кустарник или дерево семейства маслинных с душистыми лиловыми или белыми цветками, собранными в грозди.
2. Цветок, гроздь цветков такого кустарника или дерева.
Значение слова Сирень по Ожегову:
Сирень – крупный садовый кустарник семейства маслиновых с лиловыми, белыми или розовыми душистыми соцветиями).
- Обратите внимание на репродукцию картины П.П. Кончаловского «Сирень» (на слайде). Это действительно красивый цветок. А какие приметы связаны с сиренью?
(В России с сиренью повсеместно связан обычай "искать счастье". Он заключается в поиске цветка с пятью лепестками. Это и есть счастье. Его надо вырвать из соцветия и съесть).
Итак, мы с вами затронули тему счастья. Как эта тема перекликается с рассказом Александра Ивановича Куприна «Куст сирени»?
(Главные герои: Верочка Алмазова и её муж, Николай Евграфович Алмазов, благодаря кустам сирени обретают счастье)
III.Анализ текста.
- Почему рассказ назван «Куст сирени»?
(Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение).
- Какие проблемы рассматриваются в рассказе? (Проблемы счастья, упорства, любви, взаимопонимания, поддержки друг друга).
-Чему учит рассказ?
(Трудности способен преодолеть сильный, упорный, целеустремленный человек. Из трудного положения всегда можно найти выход. За счастье нужно бороться. Счастье нужно создавать своими руками).
IV. Сообщение темы, цели и задач урока - Мы с вами говорили о сирени, о счастье, о замечательном рассказе А.И. Куприна «Куст сирени». Какие чувства у вас вызвал этот текст?
- Какой действенный способ привлечения читательского внимания мы с вами рассматривали на предыдущих занятиях? (буктрейлер). Сегодня я предлагаю вам создать сценарий буктрейлера к рассказу А.И.Куприна «Куст сирени».
- Вспомним основные этапы создания буктрейлера.
Первый этап: выбор книги для рекламы.
Второй этап: создание сценария к буктрейлеру.
Третий этап: выбор средств для создания буктрейлера и программная реализация – процесс создания буктрейлера с помощью программных средств.
Четвертый этап: Экспертиза.
V. Создание сценария к буктрейлеру.
Мы уже выбрали книгу и автора, поэтому сразу приступаем ко второму этапу.
Второй этап: Создание сценария к буктрейлеру (определить вид (жанр) буктрейлера, продумать сюжет и написать текст).
Вид буктрейлера - Предлагаю вам создать неигровой (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.); атмосферный (передающий основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции) буктрейлер.
Сюжет - это основа вашего видеоролика, то из чего он будет состоять. Важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы непременно читателю захотелось узнать, что же будет дальше. А узнать, что будет дальше можно, если прочтешь книгу. Поэтому к написанию текста сценария нужно подходить продуманно. Взвешивать каждое предложение. Видеоролик не должен быть длинным, не более 3 минут, так как это оптимальное время, чтобы удержать внимание зрителя - потенциального читателя.
Перед вами текст рассказа «Куст сирени», а на слайде примерный план сценария.
Название, автор
Почему её надо прочесть?
О чём книга?
Для кого?
Какие эмоции вызывает?
- Понятно, что эта примерная форма сценария, наиболее доступная на начальном этапе создания буктрейлеров. Сейчас я вам предлагаю по данному плану составить сценарий к буктрейлеру по рассказу «Куст сирени».
Предлагаю вам активно поработать над сценарием. Вы можете добавлять свои пункты, менять их местами, что-то убирать. На всё у вас 10 минут.
Работаем в группах по 4 человека.
VI. Презентация сценариев, обсуждение, взаимопроверка.
Примерный сценарий
Название - Рассказ «Куст сирени»
Автор - Александр Иванович Куприн
Почему её надо прочесть?
Чтобы узнать:
Нужно ли бороться за своё счастье?
Можно ли найти выход из трудного положения?
Можно ли создать счастье своими руками?
О чём книга?
Это рассказ о доброй, отзывчивой, любящей женщине.
Об упорстве, выносливости и огромной вере в свои силы.
О чудесной силе любви.
Для кого?
Для взрослых и детей
Какие эмоции вызывает?
Книга вызывает умиление и улыбку, симпатию к героям
VII. Работа с листами самооценки.
Ребята, перед вами листы самооценки. Заполните их.
Лист самооценки
1.Фамилия. Имя.
2.Класс.
3.Название темы: Создание сценария буктрейлера к рассказу А.И.Куприна «Куст сирени».
4.Я знаю типы буктрейлеров
5. Я знаю этапы создания буктрейлеров
6. Я могу составить план и выделить ключевые слова
7.Я могу написать по образцу сценарий буктрейлера
8. Что у меня получается лучше всего
9. Над чем стоит работать
VIII. Домашнее задание: Выполнить 3 этап создания буктрейлера. Подготовиться к 4 этапу (экспертизе буктрейлера). IX. Итог урока
получилось ли у вас строить устное и письменное высказывание;
конструировать сценарий буктрейлера;
словесно передавать свои эстетические впечатления;
оформлять буктрейлер в соответствии с требованиями.
интересна ли вам такая форма работы?