Конспект урока по МХК «ЭПОХА ИЩЕТ СВОЁ ЛИЦО…»

Урок

ТЕМА: «ЭПОХА ИЩЕТ СВОЁ ЛИЦО...»

Форма урока: урок-лекция. Организация многоуровнего общения.

Цель: выявление своеобразия живописи Проторенессанса.

Задачи:
Углубление и расширение понимания учащимися образа человека, характерного для эпохи Ренессанса.
Представление о своеобразии творческого метода Джотто.
Развитие у учащихся способностей к анализу выразительных средств.

Схема урока:
Вводная часть. Начало великого поворота.
Тест на классификацию.
Общая характеристика искусства Джотто.
Знакомство с понятием «сценическое единство» на примере фрески Джотто «Избиение младенцев».
Анализ фрески Джотто «Поцелуй Иуды» (сценическое единство, джоттовский мотив, светотень, глубина пространства).
Самостоятельный анализ учащимися фрески Джотто «Избиение младенцев».
Знакомство учащихся со своеобразием живописи Раннего Ренессанса: Мазаччо.
Тест на классификацию.
Ход урока
Начало искусства эпохи Возрождения, в сущности, совпадает с началом великого поворота искусства к человеку. Этот великий поворот наблюдается в тот период, который именуется в науке Проторенессансом (конец XIII- XIV вв.). По-новому ощущать мир - значило по-новому его видеть. Средневековое искусство не передавало и не стремилось передать живые и мёртвые формы, движение и покой, вещественную тяжесть и плотность, глубину и объёмность пространства. Этому надо было учиться.
Великим преобразователем искусства ещё при жизни был признан Джотто: он вводит в живопись трёхмерное пространство, световоздушную среду, но самое главное, его религиозные образы настолько очеловечены, что обладают глубочайшей полнотой душевной жизни человека.
Диапозитив или репродукция фрески Джотто «Избиение младенцев», капелла дель Арена в Падуе. Джотто располагает фрески ровными рядами, заключая в прямоугольники; в сущности, это картины, в которых соблюдается сценическое единство, что позволяет воплотить образ личности в её отношении к окружающему миру и, в первую очередь, к окружающим людям.
Диапозитив или репродукция фрески Джотто «Поцелуй Иуды» - один из самых трогательных образов человека, созданных Джотто. Величественная фигура Христа занимает центральное место среди сбившейся толпы воинов и учеников. Слева к Христу подходит Иуда, чтобы его поцеловать, - по этому знаку воины узнают Христа и берут его под стражу. Сцена полна напряжённого драматизма. Иуда вытягивает губы, чтобы поцеловать Иисуса. В ответ на это Христос смотрит ему прямо в глаза пристальным и многозначительным взглядом. Это едва ли не первое и едва ли не лучшее в истории искусства изображение безмолвного поединка взглядов. Проникновенный взгляд Христа раскрывает глубочайшие недра человеческой души. Профиль Иисуса отличается соразмерностью пропорций античной скульптуры. Джотто поднимается до вершин классической красоты.
Задание: фреска «Избиение младенцев» - определить, какие особенности творческой манеры Джотто можно выделить (необходимый ответ:
сценическое единство; 2) джоттовский мотив (пристально взирающие друг другу в глаза люди); 3) светотень; 4) намечается глубина пространства - при необходимости возможно повторение задания на основе какой- либо другой фрески Джотто.
Достижения Джотто дали мощный импульс для развития итальянской живописи.
Диапозитив или репродукция фрески Мазаччо «Изгнание из рая». Ранний Ренессанс, флорентийская школа.
Мазаччо подобен Джотто. Он жил на столетие позже. Его фрески, капелла Бранки, стали художественной школой для живописцев того времени; созданные им образы насыщены таким глубоким чувством материального бытия, что зритель буквально физически ощущает силу их воздействия. Например, смотря на фреску Мазаччо, зритель чувствует стыд и горе, которое испытывают Адам и Ева, представляет, как они, не видящие, но ощущающие над своей головой ангела, который направляет их шаги, уходят из рая в изгнание. Паоло Учелло, страстью которого была перспектива, и Фра Филиппо Липпи, самый обаятельный и великий живописец до Леонардо, после смерти Мазаччо стояли во главе флорентийской школы, воспитывая вкус публики и обучая молодых.
Видеоряд: 1. Учелло «Битва при Сан Романо». 2. Фра Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем и ангелами».
Тест на классификацию. Выделить произведения Проторенессанса: 1. Леонардо да Винчи «Мадонна Литта». 2. Корреджо «Отдых на пути в Египет». 3. Рафаэль «Сикстинская мадонна». 4. Джотто «Сон Иоакима». 5. Чимабуэ «Мадонна с младенцем».
Правильный ответ: 4 и 5.

Домашнее задание:
Работа с репродукциями. Описание с элементами анализа какой-либо фрески Джотто.
Опережающее задание. Ознакомиться с биографией и этапами творческого пути Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, используя детскую энциклопедию по искусству или какие-либо другие источники.

Вопросы к теме:
Что не передавало и не стремилось передать средневековое искусство?
Что вводит в живопись Джотто?
Что такое «джоттовский мотив»?
Назвать представителей флорентийской школы живописи Раннего Ренессанса?

15