Методическая разработка О чем рассказала награда

JазаKстан РеспубликасыныS білім ж‰не Cылым министрлігі
Министерство образования и науки республики Казахстан
Павлодар техника-экономикалыK колледжі
Павлодарский технико-экономический колледж








ПРОЕКТ

ТЕМА: «О чём рассказала награда»












Авторы: Военно-патриотический клуб «Поиск»
Павлодарского технико-экономического
колледжа


Руководитель: преподаватель-организатор НВП
Бойков Николай Геннадьевич



Павлодар - 2016
Содержание

Введение .. 3-4

Этапы реализации проекта 5-6

Описание проекта 7-11

Заключение .. 12-13

Приложение . 14

Список источников и используемой литературы 15































Введение

В последние годы упал престиж службы в Вооружённых Силах Республики Казахстан. На вопрос: «У кого родители служили в Армии?» - откликнулись всего несколько человек из группы, а остальные даже не знают. Кто расскажет учащимся о службе в армии? У нас не осталось почти в живых ни одного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – родственника, участника Великой Отечественной войны кто мог бы рассказать своим правнукам о служении Родине. Где хранятся семейные реликвии? Что они смогут «поведать» подросткам? Узнают ли о них вовремя потомки: кем семья гордиться? За что сохраняют они верность, любовь, уважение прадедам?

У всех нас есть семейные альбомы. Листая их, мы видим старые фотографии, с которых смотрят на нас наши прабабушки и прадедушки, молодые, улыбающиеся, строгие, суровые, грустные и серьезные. В их глазах надежда, что их жизнь, их подвиги и страдания не были напрасными. Это поколение, которое прожило трудную, яркую, героическую жизнь. И мы должны сохранить уважение к памяти наших предков, и мы никому не позволим принизить их подвиг.

Во многих семьях, в самых заветных шкатулках хранятся военные реликвии - ордена и медали, добытые в тяжелых боях. И как больно сейчас видеть эти ордена, политые кровью, в альбомах коллекционеров, на рынках и базарах. И как страшно видеть, с какой легкостью расстаются молодые с военными наградами своих дедов и прадедов, продавая их скупщикам, обменивая на побрякушки. Цена каждой такой награды не имеет денежного выражения. Это цена нашей национальной гордости, чести, достоинства.
У подростков наглядно - образное мышление, поэтому создание положительных образов предполагается создавать с умения читать информацию с ярких интересных для них предметов – орденов, медалей, орденских книжек, благодарственных писем, военных билетов, фотографий из семейных альбомов.
Вопрос проекта: О чём рассказала награда?

Цель проекта:
- воспитание учащихся на боевых и трудовых традициях нашего народа;
- через поиск и изучение семейных реликвий приобщиться к продолжению традиций, связанных с жизнью Родины, семьи;
- собрать материалы для Музея Славы об участниках Великой Отечественной войны.

Гипотеза: 

Исследуя семейные реликвии (ордена, медали, письма, фотографии, воспоминания, публикации, документы), мы можем познакомиться с жизнью прадедов, участвовавших в Великой Отечественной войне. Составить их боевой путь по фронтовым дорогам, узнать: какими они были.

Задачи:

- научиться правильно, определять задачу и ставить вопросы;
- научиться извлекать информацию из исторических источников, семейных архивов;
- научиться пользоваться информационными системами Интернет, справочной литературой, энциклопедиями;
- научиться анализировать и обобщать, оформлять, хранить собранную информацию;
- учиться эффективному социальному взаимодействию.
Вид проекта: групповой

Тип проекта: социально – значимый

Сроки реализации проекта: декабрь 2015 года - апрель 2016 года

Социальное взаимодействие проекта:
- члены военно-патриотического клуба «Поиск» Палодарского технико-экономического колледжа;
- родители учащихся и члены семьи;
- участники событий Великой Отечественной войны;
- ветеранские организации города Павлодара;
- Павлодарский областной историко-краеведческий музей имени Г.Н. Потанина, Музей Воинской Славы.
План реализации проекта «О чём рассказали награды»

Дата
Этапы проекта.
Содержание мероприятий проекта.
Методы исследования
Участники проекта

Подготовка к проекту

декабрь
Определение участников проекта
Опрос
Преподаватель НВП


Анкетирование для участников проекта
Анкетирование
Преподаватель НВП, родители, учащиеся


Работа с родителями учащихся
Беседа
Преподаватель НВП, родители, учащиеся


Составление рассказа на тему: «Боевая летопись моей семьи»
Самостоятельная работа
Родители, учащиеся


Знакомство с материалами документальных кинофильмов по теме ВОВ
Исследование исторических источников
Библиотекарь, преподаватель истории, преподаватель НВП, сотрудник музея, учащиеся

Погружение в проект. Организация деятельности

январь
Прослушивание и обсуждение песни «Прости меня, дедушка!..» - постановка проблемных вопросов
Беседа
Преподаватель НВП, родители, учащиеся


Презентация работы учащейся Жумабаевой о своем прадеде Жумабаев Ситкасе Ахтарсеевич
Беседа
Учащаяся Жумабаева, Преподаватель НВП


Определение учащимися целей и задач проекта (с помощью преподавателя).
Определение проблемы
Преподаватель НВП,
учащиеся


Принятие правил работы в группе. Знакомство с критериями оценивания в группе.
Выбор форм и способов деятельности, презентации.
Преподаватель НВП,
учащиеся

Деятельный этап

Февраль - март
Знакомство с основными сражениями и битвами ВОВ
Исследование исторических источников
Библиотекарь, преподаватель истории, преподаватель НВП, сотрудник музея, учащиеся


Знакомство с энциклопедической, справочной, художественной литературой; материалами документальных кинофильмов по теме ВОВ
Исследование исторических источников
Библиотекарь, преподаватель истории, преподаватель НВП, сотрудник музея, учащиеся


Поиск и исследование исторических источников
Поиск, отбор, презентация материалов
Преподаватель НВП, сотрудник музея, учащиеся


Знакомство с наградной системой СССР
Поиск, отбор, презентация материалов
Преподаватель НВП, сотрудник музея


Поиск и изучение семейных реликвий, их копирование (сохранение)
Оценка и самооценка деятельности, презентация материалов
Преподаватель НВП, учащиеся, родители


Конференция для родителей
Конференция, презентация
Преподаватель НВП, учащиеся, родители

Пост проектный этап

апрель
Подготовка и проведение мероприятия, посвященного Дню Победы «Боевым награждается орденом»

Преподаватель НВП, музыкальный руководитель, заместитель директора по УВР, учащиеся


Публикация материалов проекта
Исследование вновь появившихся материалов
Преподаватель НВП, учащиеся





1 месяц проекта декабрь 2015 года. Подготовка к проекту

Анкетирование членов военно-патриотического клуба и их родителей.

Просмотр документальных фильмов членами клуба «Оборона Брестской крепости», «Оборона Москвы», «Оборона Ленинграда» и «Битва под Сталинградом».

Самостоятельная работа, составление рассказа и презентации на тему: «Боевая летопись моей семьи».
Анкета для участников проекта (родители)

п/п
Вопрос
Да
Нет
Не знаю

1
Есть ли в вашей семье участники Великой Отечественной войны?
(если да, то перечислите их)




2
Есть ли в вашей семье участники трудового фронта?
(если да, то перечислите их)




3
Награждены ли ваши деды ветераны?
(если да, то перечислите их награды)




4
Рассказывали Вам родные и близкие о ваших дедах ветеранах?




5
Есть ли в вашей семье живые ветераны войны и участники трудового фронта?




6
Могут ли они сегодня рассказать о своем участие в Великой Отечественной войне?




7
Хранятся в вашей семьи вещи (награды, удостоверения, военные билеты, благодарственные письма, письмо, очерки, газеты, фотографии) ветеранов?
(если да, сможете ли вы предоставить временно их для проведения исследования и копирования)




8
Сможете ли Вы участвовать в нашем проекте?




Анкета для участников проекта (учащиеся)

п/п
Вопрос
Да
Нет
Не знаю

1
Знаете ли Вы основные битвы и события Великой Отечественной войны?




2
Знаете ли Вы основные даты Великой Отечественной войны?




3
Знаете ли Вы героев СССР Павлодарской области?
(если да, то перечислите известных вам героев)




4
Знаете ли Вы какими орденами и медалями награждались воины во время войны?
(если да, то назовите награды)




5
Есть ли в вашей семье участники Великой Отечественной войны?
(если да, то перечислите их)




6
Есть ли в вашей семье участники трудового фронта?
(если да, то перечислите их)




7
Награждены ли ваши прадеды ветераны?
(если да, то перечислите их награды)




8
Рассказывали Вам родные и близкие о ваших прадедах ветеранах?




9
Есть ли в вашей семье живые ветераны войны и участники трудового фронта?




10
Могут ли они сегодня рассказать о своем участие в Великой Отечественной войне?





Итоги 1 месяца проекта:

Анкетирование подтвердило, что учащиеся проявляют интерес к событиям Великой Отечественной войны (смотрят фильмы, интересуются у родных и близких, некоторые читают художественную литературу), но не обладают достаточными знаниями, чтобы донести знания до других. Обучающиеся слышали от взрослых, но точно не знают, есть ли в их семьях участники или ветераны Великой Отечественной войны, путают их с родственниками - очевидцами тех событий (например, бабушек и дедушек, которые в детстве перенесли тяготы войны). Поиск материалов затрудняется тем, что не осталось в живых родственников-участников Великой Отечественной войны, или они не могут подросткам ответить на их вопросы (болеют, далеко живут). Выяснилась необходимость привлечения родителей в проект, как хранителей и посредников информации, как помощников при организации и проведение проекта.






2 месяц проекта январь 2016 года. Погружение в проект
Обсуждение песни «Прости меня, дедушка»: что вас взволновало в этой песне? Чему удивилась девочка? Почему она почувствовала себя виноватой перед дедушкой? А у кого из вас была похожая ситуация? У кого в семье хранятся фотографии, награды, воспоминания о родственниках-ветеранах Великой Отечественной войны? Что вы о них знаете?».
Выработка целей и плана проекта: что вы предлагаете сделать для того, чтобы ответить на наш главный вопрос «Что нам могут рассказать награды, фотографии, документы наших прадедов – участников боевых событий Великой Отечественной войны?». Выработка правил работы в группе. Разбивка по группам на определенные участки работы («Историки», «Поисковики», «Биографы» и «Оформители»). Начало выполнения заданий группами. Анализ анкет.
Просмотр документальных фильмов членами клуба «Оборона Кавказа», «Курская Битва», «Оборона Советского Заполярья» и «Освобождение Украины».
Презентация учащимися рассказа о боевой летописи своей семьи.
Участниками проекта произведена разбивка по группам на определенные участки работы («Историки», «Поисковики», «Биографы» и «Оформители») и разработаны самостоятельно и приняты единогласно «Правила работы в группе»:
- Говорить по очереди;
- Активно слушать;
- Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы;
- Вносить предложения и спрашивать, есть ли вопросы;
- Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других;
- Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других;
- Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения;
- Помогать и просить о помощи;
- Давать и просить пояснения;
- Пояснять и оценивать идеи;
- Принимать групповые решения и приходить к единому мнению;
- Подводить итоги обсуждения;
- Приводить убедительные аргументы.

Работа преподавателей, привлеченных к проекту для организации работы групп:

- Консультировать группу для выполнения задания (если это необходимо);
- Распределять роли и работу учащихся (если не смогут сами);
- Вести группу и приводить примеры из собственной жизни;
- Уточнять мнения учащихся;
- Резюмировать и объединять мнения групп;
- Ускорять постепенно занятие, но давать время на обдумывание;
- Будет увлеченным, живым и организованным;
- Создаст непринужденную обстановку;
- Будет комментировать качество работы;
- Предложит недостающее мнение;
- Уточнит сделанные заключения очень аккуратно;
- Оценит все мнения;
- Поможет формировать аргументы;
- Убедится, что все учащиеся говорят и слушают.

Итоги 2 месяца проекта:
1. Учащиеся Граманчук Наталья, Мазунов Дмитрий и Жумабаева Айым принесли документы, фотографии, очерки и статьи о своих родственниках участниках Великой Отечественной войны.
2. Группа «Поисковики», отрабатывали имеющиеся данные с помощью базы данных «ОБД Мемориал» и «Подвиг народа». Если на ветерана имеются наградные листы, приказы о награждение учащиеся сохраняют копию документов. Группой начата работа над презентацией «Боевые ордена и медали».
3. Группа «Историки» отсканировала военные документы, и приступили к поиску материалов о воинской части, где служили ветераны. Ими был составлен боевой путь боевых соединений.
4. Группа «Биографы» имея документы ветерана, материалы, сохраненные группой «Поисковики», собранным материалом о боевом пути дивизий приступили к составлению боевой характеристики ветерана и заполнения учетной карточки ветерана.
5. Группа «Оформители» по имеющимся документам, фотографиям и собранному материалу начали работу над презентациями.
3-4 месяц проекта февраль-март 2016 года. Деятельный этап

Учащиеся дома с родителями собрали имеющиеся в семье документы, фотографии, очерки, статьи. Связались с родственниками, проживающими в других городах и странах СНГ для уточнения данных (фамилия, имя, отчество, точная дата рождения и место рождения, место жительства до войны, время призывав армию).

После получения данных и материалов учащиеся сканировали документы, при необходимости с фотографиями проводили работы в программе PHOTOSHOP для реставрации их.

Группа «Биографы» заполняла карточки на ветеранов войны.

Группа «Историки», приступила к составлению презентации о боевых наградах. Начата работа над презентацией «Боевым награждается орденом».

Итоги 3-4 месяца проекта:

Все учащиеся сделали презентации на своих прадедов ветеранов войны;
Семьи получили возможность вложить в семейные альбомы отреставрированные фотографии;
Учащиеся стали разбираться в ходе боевых действий и могут рассказывать о действии наших войск на разных участках фронтов;
Работа над проектом заинтересовала остальных учащихся колледжа, а также педагогический и технический состав колледжа. Что позволило включить в работу 100% педагогов и значительную часть учащихся.

5 месяц проекта апрель 2016 года. Пост проектный этап

Подготовка сценария к празднованию Дня Победы «Боевым награждается орденом» с включением показа презентации, созданной членами военно-патриотического клуба «Поиск»;

Подготовка знаменной группы для выноса государственного флага Республики Казахстан и Знамя Победы;

Изготовление пригласительных билетов на мероприятие.

Заключение
Работая над проектом мы:
1.  Вспомнили информацию о событиях Великой Отечественной войны.
2.  Закрепили новые полученные знания.
3.  Учились:
- добывать знания новыми способами - через семейные реликвии, справочную и энциклопедическую литературу;
- задавать вопросы и искать ответы;
- пользоваться информационными ресурсами Интернет;
- взаимодействовать в группе;
- контролировать и оценивать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];

- действовать по плану: всё это поможет нам в жизни.

Достигли:
-  запланированного результата,
- выполнили запланированную работу,
- оценили свою деятельность и всей группы,
- обнаружили, что многое узнали и многому научились.
5. Получили
- удовольствие от выполненной работы,
- радость от общения с родными и всеми участниками проекта;
- умение выделять информацию из исторических источников;
- знание, чем дорожит семья, Родина.
Мы ответили на поставленный вопрос: награды рассказали нам о наших прадедах, о славных страницах наших семей, нашей Родины. Наша гипотеза подтвердилась. Мы собрали и презентовали материалы, собранные для проведения мероприятия посвященного Дню Победы и подготовили материал для публикации буклета.


















Приложение (Анкета на участника ВОВ)



1. Фамилия ________________________ Имя ___________________________________
Отчество _____________________________________________________________________
2. Год рождения и место рождения ___________________________________________ _____________________________________________________________________________
3. Когда призван в армию число, месяц, год____________________________________
4. В какие войска призван ___________________________________________________
_________________________________________________________________________
5. Когда, где и проходил обучение ____________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. № в/ч, город, Военный округ и по какой специальности служил до войны_____________
__________________________________________________________________________ ___
7. Период участия в войне (фронт, округ) __________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Воинская специальность во время войны _______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Имеет ранения, контузии______________________________________________________
_____________________________________________________________________________

10. Правительственные награды (медали, знаки, грамоты, благодарности), № приказа, дата _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
11. В каком звание и должности закончил войну____________________________________
_____________________________________________________________________________
12. Участие в Советско-Финской войне, войне с Японией, боевых действий на китайской границе_______________________________________________________________________

13. Домашний адрес и телефон __________________________________________________
_____________________________________________________________________________





Используемые источники:
«Подвиг народа» информационный ресурс, podvignaroda.mil.ru
ОБД Мемориал, obd-memorial.ru
Солдат.ru
Танковый фронт, tankfront.ru
Ордена и медали СССР, mondvor.narod.ru
Категория: операции и сражения Великой Отечественной войны, ru.wikipedia.org
Боевой состав Советской Армии за 1941-1945 гг., teatrskazka.com
Великая Отечественная война 1941-1945, 1941-1945.at.ua
Рабоче-Крестьянская Красная Армия, rkka.ru
Категория: фронты в годы Великой Отечественной войны, ru.wikipedia.org
Хроника войны, victory.sokolniki.com
Великая Отечественная война 1941-1945: Фронты, velikayavoina1941.narod.ru
Справочник «Освобождение городов», soldat.ru
Совинформбюро, soldat.ru


Павлодарская область
город Павлодар
ПАВЛОДАРСКИЙ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КЛУБ «ПОИСК»



15