Мечта разыскивает путь (По феерии А.С.Грина «Алые паруса»). Вопросы любви, добра, человечности в повести.


Урок литературы в 8 классе Учитель Малькова Елена Владимировнаг. Дмитров 2014 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЧЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «В ожидании чуда…» (По феерии А.С.Грина «Алые паруса»). Тренируйте воображение И лелейте мечты. А.Грин ТЕМА УРОКА: Образовательная: способствовать формированию интереса к чтению произведений А.С.Грина, формировать умение анализировать прочитанное произведение, обучать анализу текста, отрабатывать умение выделять в тексте главное, формулировать ответы на поставленные вопросы .Развивающая: совершенствовать навык выразительного и художественного чтения прозаического текста; развивать умение составлять монологическое высказывание.Воспитывающая: воспитывать интерес к художественному слову, нравственные качества: любовь к ближнему, добру и красоте, веру в мечту ЦЕЛИ УРОКА: Технологии: дифференцированное обучение, ИКТ, технология развития критического мышления, игровые технологии.Материалы и оборудование:тексты повести А.С.Грина«Алые паруса»;тетради по литературе;аудиозапись песни «Алые паруса»;ТСО: персональный компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку; раздаточный материал: кроссворд; портрет А.С. Грина; плакат с изображением корабля;выставка иллюстраций к произведению. Нет сказок, причудливее жизни. Г.Х. Андерсен Методы работы: метод творческого чтения, эвристический.Опережающее индивидуальное задание:задание по группам: 1 группа - составить литературный портрет Ассоль (девочки);2 группа - составить литературный портрет Артура Грея (мальчики).Как сделать чудо своими руками?Проблемные вопросы - Зачем человеку мечта?- Как достичь своей мечты?- Почему не все мечты сбываются ? Учебные вопросы I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (0,5 МИН.)ЦЕЛЬ: ВКЛЮЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЛИЧНОСТНО - ЗНАЧИМОМ УРОВНЕ. Деятельность учителя Доброжелательное приветственное слово учителя. Проверка учителем готовности обучающихся к уроку, наличия учебных принадлежностей, текста повести «Алые паруса», рабочей тетради и раздаточного материала. Деятельность учеников У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Включение учащихся в деятельность.Проверка готовности рабочего места II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (3,5 МИН.)ЦЕЛЬ: АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ УСВОЕНИЯ НОВОГО. Деятельность учителя -Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с повестью А.С. Грина «Алыепаруса» и начали анализировать это произведения. А сейчас мы с вами проверим знание текста, над которым будем работать на уроке, разгадав кроссворд.(Кроссворд, приложение 1) Деятельность учеников Весь класс работает самостоятельно. Запись в рабочих листах.Учащиеся обмениваются работами для взаимопроверки, сверяют ответы с решением на слайде. Оценивают работы друг друга. 7  Э 4 3  г  р  е й  К  л 2  а  с  с  о  л  ь  п 5  е  ф 8 1  Г  р  и  н  е  в  с  к  и й  Л  н  е 6  П  е  т  р  о  г  р  а  д  р  н  и  г  я  р  е  н III. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА (1 МИН.)ЦЕЛЬ: ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. Деятельность учителя Сегодня на уроке мы продолжим работу над повестью А.Грина «Алые паруса», обратимся к образу Ассоль и Грея и подумаем над вопросом: способен ли человек совершать чудеса своими руками? Ребята, внимательно посмотрите на тему урока и попробуйте сформулировать задачи, которые вам придётся решать в течение урока. -А эпиграфом к уроку являются слова А.Грина Тренируйте воображение и лелейте мечтыПостарайтесь не забыть об этих словах в течение нашего урока, мы обязательно к ним вернёмся в конце урока. Деятельность учеников Учащиеся записывают дату и тему урока в тетрадь.-Определить, почему повесть называется «Алые паруса», что такое чудо, надо ли верить в чудеса.Учащиеся записывают эпиграф. IV. ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ (1,5 МИН.)ЦЕЛЬ: ПОМОЧЬ ВЫЯВЛЕНИЮ ЧУВСТВА, КОТОРОЕ ВОЗНИКЛО ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ Деятельность учителя Александра Грина называли «последним романтиком». Его романтизм - это способность творить чудеса своими руками, это вера в мечту, в свои алые паруса, это умение любить. «Алые паруса» - любимая книга множества юных мечтателей. -Какие ваши впечатления от прочтения книги?-Да, эта повесть о мечте, о людях красивых и необычных, отличающихся особой душевной организацией. Повесть эта напоминает сказку, герои которой живут, творя добро. Деятельность учеников Учащиеся делятся своими впечатлениями VI. АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА (3,5МИН.) ЦЕЛЬ: ПОМОЧЬ УЧАЩИМСЯ ОПРЕДЕЛИТЬ ТЕМУ, ИДЕЮ И СПЕЦИФИКУ ЖАНРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Деятельность учителя -О чём эта повесть?-Какова тема, идея произведения?(См. эпиграф).-Сам автор определил жанр своего произведения как феерия. Что же такое феерия? (приложение 2)-Как через кластер отразить содержание текста? Деятельность учеников Ответы учащихся.( О том, что надо уметь мечтать и стремиться к мечте).Тема: секрет человеческого счастья. Идея: в порыве к счастью человек способен своими руками совершать чудеса.)Учащиеся читают толкование слова «феерия» на листах, помещенных на доске.Учащиеся отмечают, что по отношению к феерии подходит толкование : феерия –волшебное сказочное зрелище.Учащиеся составляют кластер феерия КЛАСТЕР «АЛЫЕ ПАРУСА» феерия сказочная добрая помогает открывает учит чудо сказка надо верить в мечту Деятельность учителя Ребята, что такое мечта?-Найдите синонимы к слову мечта.Что такое чудо?Что такое сказка?Давайте посмотрим как значение этих объясняется в толковом словаре С. И.Ожегова.( приложение 2)-Давайте составим словосочетания со словом мечта. Какие художественно-выразительные средства вы можете отметить? - Что называется эпитетом? -Какую роль играют эпитеты в художественном произведении? -Представьте, что в нашем языке нет эпитета. Мы не имеем возможности описать словесно какой-то предмет или явление. Представили? И сразу станет понятно, зачем нужны эпитеты. Скучным, серым и однообразным был бы наш язык без эпитетов. Деятельность учеников Ответы учащихся (Мечта-это то, о чём человек мечтает).(Чудо- это что –то волшебное).(Сказка-это повествование с элементами волшебства).-Ответы учащихся(Заоблачная мечта, призрачная мечта, далёкая мечта, сказочная мечта , мечта всей жизни, уснувшая мечта, предаваться мечтам).-Эпитеты.-Дают определение.(Эпитет –образное определение)-Ответы учащихся( придают художественную яркость речи; обогащают содержание высказывания, выделяют характерную черту предмета или явления; оценивают предмет или явление; помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру. V. Словарная работа (2 мин.)Цель: развитие умения применять теоретические сведения на примере художественной литературы. VI.АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПОДГОТОВЛЕННЫХ ГРУПП (7МИН.)ЦЕЛЬ: ВЫЯВИТЬ ОБЩЕЕ В СУДЬБАХ АССОЛЬ И ГРЕЯ. РЕЗУЛЬТАТОМ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ СТАНОВИТСЯ. Деятельность учителя -Облик Ассоль удивителен. Работая в группах, вы собрали материал об Ассоль. Выберите выступающего от вашей группы, расскажите о главной героине. А остальные ребята заполняют таблицу, включая в нее собранную информацию о героях.-Похожа ли жизнь героини на сказку?-Почему в Каперне не любили Ассоль и Лонгрена?-Какую роль сыграла встреча с Эглем?-Итак, Ассоль росла среди чудесных игрушек, искусно сделанных отцом. Слушала его рассказы, в которых переплетались действительность и фантазия, предсказание Эгля подготовило рождение мечты девочки, мечты, которой она была верна всю свою жизнь. В том, что Ассоль и Грей встретились, есть немалая заслуга самой героини: она поверила в чудо, сберегла свою мечту и осталась верной своей мечте. Деятельность учеников Учащаяся представляет работу своей группы (презентация «Образ Ассоль»). Запись собранной информации в таблицу.-Ответы учащихся ( Ассоль до встречи с Греем вряд ли похожа на сказочную. Безрадостное полуголодное существование, неприятие окружающих, единственный лучик счастья для Ассоль – это добрый отец, с которым она любила проводить долгие вечера, слушая рассказы о море. Жители Каперны не любили Ассоль и её отца потому, что они были не похожи на всех.Эгль предсказал будущее Ассоль,она поверила в то, что он ей сказал) «Дельфины» ФИЗКУЛЬТМИНУТКА(3 МИН.) ЦЕЛЬ: СНЯТЬ НАПРЯЖЕНИЕ, СМЕНИТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ VI. АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГРУППАМИ СВОИХ ГЕРОЕВ ПОВЕСТИ ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА( 10 МИН.)ЦЕЛЬ: ВЫЯВИТЬ ОБЩЕЕ В СУДЬБАХ АССОЛЬ И ГРЕЯ. РЕЗУЛЬТАТОМ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ СТАНОВИТСЯ СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА Деятельность учителя -А теперь обратимся к образу Артура Грея. Каким его увидела вторая группа?-Как воспринял историю Ассоль Грей? Почему он поверил в мечту, а не злобной сплетне жителей посёлка?-Не забудьте, ребята, что самое главное мы записываем в таблицу.-Итак, Грей. «Он родился капитаном, хотел быть им и стал им». Шел к цели со «стиснутыми зубами и побледневшим лицом». Понял одну «нехитрую истину»: она в том, «чтобы делать так называемые чудеса своими руками» Опираясь на таблицу ,определите общие и отличительные черты Грея и Ассоль.-Итак. Мы рассмотрели образы главных героев Ассоль и Грея. Составьте синквейн. Деятельность учеников Ответ учащегося второй группы (презентация «Образ Грея»)Ответы второй группы (Он необычный человек, живёт для того, чтобы осуществить мечту).Учащиеся заполняют таблицу.Ответы учащихся. (Ассоль-дочь бывшего матроса, а теперь ремесленника, мастерившего игрушки; главная черта в характере - ожидание прекрасного; она живёт в ожидании чуда. Грей-богатый наследник старинного рода, обречённый жить по заранее известному плану; главное в характере - способность к решительным действиям, нежелание терпеть чужую боль и страдания; своими руками сотворил чудо. -Общие черты: доброта, романтизм, мечта, умение любить)-Учащиеся составляют синквейн. Ассоль Грэй 1. Происхождение, социальная принадлежность . Родилась в маленькой рыбачьей деревушке Каперне в бедной семье моряка, который рано овдовел. Родился в огромном фамильном замке, принадлежал к старинному аристократическому роду. Но он «родился с живой душой, совершенно не склонной продолжать линию фамильного начертания» . 2. Воспитание . Мать прощала сыну все. Отец видел его редко. Артур «мог ездить на любой лошади, брать в замок любую собаку, рыться в библиотеке, бегать босиком и есть, что ему вздумается». Из замка удалили детей служащих, изолировав мальчика от «низкого общества» . 3. Образование, занятия . Отец научил ее читать и писать, девочка помогала ему мастерить и носить в город игрушки для продажи. Она «любила читать, но и в книге читала преимущественно между строк, как жила». Когда она шила, «маленькие руки работали прилежно и ловко» . Читал «те книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана».«Отделка щенка под капитана» состояла в том, что «в течение года он познакомился с навигацией, практикой, кораблестроением, морским правом, лоцией и бухгалтерией» . 4. Поступки . Выждав рассвет, высматривала корабль с алыми парусами; молилась, лепеча утром: «Здравствуй, Бог!» — а вечером: «Прощай, Бог!»; была уверена, что и собака могла бы заговорить, «не будь у нее тайных причин молчать»; здоровалась и разговаривала с деревьями, цветами и насекомыми; убедила угольщика, что и его корзина может «зацвести» . На картине «вынул гвозди из окровавленных рук Христа»; плеснул «горячей жижей» на кисть руки, чтобы узнать, как больно Бетси; отдал все деньги из копилки девушке на свадьбу; в 15 лет тайно покинул дом, став юнгой; мастерски вязал «на рею парус»; купил 2000 метров алого шелка на паруса . 5. Авторская оценка . «Очарование»; «живое стихотворение» . «Он родился капитаном, хотел быть им и стал им». Шел к цели со «стиснутыми зубами и побледневшим лицом».Понял одну «нехитрую истину»: она в том, «чтобы делать так называемые чудеса своими руками» . СИНКВЕЙН1.СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ2.ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ3.ТРИ ГЛАГОЛА4.ФРАЗА( ИЗ 3-4 СЛОВ), ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ ГЛАВНОЕ4.ФИЛОСФСКИЙ СИНОНИМ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ Ассоль Добрая, романтичная. Верить, ждать, любить. Жила в ожидании чуда. Мечта. Грей Романтичный, добрый. Мечтать, плыть, любить. Своими руками сотворил чудо. Романтик. VII. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ(7 МИН.)ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ, УМЕНИЯ ВЫДЕЛЯТЬ В ТЕКСТЕ ФРАЗЫ, ПОМОГАЮЩИЕ РАСКРЫТЬ ИДЕЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Деятельность учителя -Зачитайте эпизод встречи Грея с Ассоль.-Была ли встреча Ассоль с Греем случайной? -Да, встреча не была случайной: Грей сделал всё, чтобы эта встреча состоялась и была именно такой, о какой мечтала Ассоль (девушка, «которая не может, не должна иначе выйти замуж, как только таким способом»). А стала ли встреча счастливой для Ассоль и Грея можно понять из слов самого Грея: «Что до меня, то наше начало - моё и Ассоль - останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь.-Выразительное чтение финальной сцены повести (со слов «некоторое время «Секрет» шёл пустым морем» до слов «Теперь мы отойдём от них, зная, что им нужно быть вместе одним».-Как вы думаете, почему А.Грин паруса окрасил в алый цвет?-Как эпиграф урока связан с образом алых парусов? -Что хотел сказать своим произведением А.Грин?-Молодцы. Нужно быть верным своей мечте, нужно делать чудеса своими руками, приносить счастье людям, а это сделает счастливыми нас самих. Деятельность учеников -Учащиеся зачитывают эпизод встречи Грея и Ассоль.-Ответ учащихся (Встреча не была случайной, их судьбы в детстве очень похожи, они понимают, любят всё живое на земле, добры, бескорыстны, оба верят в любовь).-Ответы учащихся (Алый цвет парусов-это воплощение мечты в жизнь, это символ любви, отражения духовного мира Ассоль и Грея. Ассоль всегда верила в свою мечту, поэтому и сбылась её мечта, а Грей помог ей в этом ). + презентация о мечте-А.Грин хотел сказать, что в порыве к счастью человек способен своими руками совершать чудеса.) VIII. РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГ УРОКА.(4МИН.) Деятельность учителя -А теперь вернёмся к эпиграфу нашего урока: Верьте в чудеса И лелейте свою мечту.-Как вы считаете, можно ли эти слова отнести к каждому из нас? Почему? Что должен сделать человек, чтобы стать счастливым?-Романтиками называют мечтателей, искателей приключений, склонных идеализировать людей, приукрашивать действительность, не терпящих однообразия и скуки, идущих против общепринятых представлений о жизни. Пусть не было Каперны, Грея и Ассоль, не было корабля с алыми парусами - всё это было и будет, пока на земле живут замечательные люди-романтики, умеющие так любить, так мечтать. Так верить в исполнение мечты! - Ответьте на проблемный вопрос, который прозвучал в начале урока: способен ли человек совершать чудеса своими руками?Грин уверял, что корабль рано или поздно приходит к каждому, кто умеет мечтать, кто всем сердцем, всем своим существом верит, что мечты не могут не сбыться. Видите ли вы этот корабль? Если да, то вполне возможно этот корабль идёт к вам, несёт на своих алых парусах исполнение вашей мечты.-У вас на столах лежат кусочки парусов, сейчас каждый из вас на обратной стороне напишет своё самое заветное желание. Эти паруса мы прикрепим к нашему кораблю. Верьте в чудеса, и они обязательно исполнятся! Деятельность учеников Ответы учащихся.(Конечно, можно. Если человек умеет мечтать, то его мечта осуществится. Человек должен воплотить свою мечту в жизнь ,и тогда он будет самый счастливый). -Ответы учеников.Учащиеся прикрепляют паруса к нарисованному на плакате кораблю под аудиозапись песни «Алые паруса». IX. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК ЗА УРОК (1 МИН.)УЧАЩИЕСЯ ОЦЕНИВАЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДНОКЛАССНИКОВ.X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1 МИН.) – ПО ВЫБОРУ.-НАПИСАТЬ ПИСЬМО ОДНОМУ ИЗ ГЕРОЕВ ФЕЕРИИ.- ПИСЬМЕННЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС: «О ЧЁМ ЗАСТАВЛЯЕТ ЗАДУМАТЬСЯ ФЕЕРИЯ «АЛЫЕ ПАРУСА» А.ГРИНА? Ребята, надо верить в чудеса! Когда-нибудь весенним утром ранним Над океаном алые взметнутся паруса, И скрипка пропоет над океаном. Не три глаза, ведь это же не сон. И алый парус, правда, гордо реет В той бухте, где отважный Грей нашел свою Ассоль, В той бухте, где Ассоль дождалась Грея. С друзьями легче море переплыть И есть морскую соль, что нам досталась. А без друзей на свете было б очень трудно жить И серым стал бы даже алый парус. Ребята, надо верить в чудеса! Когда-нибудь весенним утром ранним Над океаном алые взметнутся паруса, И скрипка пропоет над океаном.