Конспект урока музыки во 2 классе на тему Снегурочка-весенняя сказка Н.А.Римского — Корсакова!


Урок музыки во 2 классе.
Методическая справка
Урок задуман в форме экскурса в оперу Римского – Корсакова «Снегурочка» и преследует высокие гуманистические цели: воспитание оптимистического видения мира, любви к природе, к людям, к родному фольклору. Одним из центральных оказывается вопрос: «Что есть чудо?». Чудесная музыка Римского – Корсакова, пьеса Островского «Снегурочка», русская народная музыка самым благоприятным образом способствуют беседе на выше обозначенные темы. Показателем эффективности урока является атмосфера радости, творчества, увлеченности, дружеская обстановка и положительные эмоции.
Урок проводится во 2 классе по программе «Музыка» В.Алеева, Т.Кичак. На изучение темы «Снегурочка» - весенняя сказка Н.А.Римского – Корсакова» в программе отводится 2 часа (3 четверть, уроки №8№9). На предыдущем, первом уроке, ребята познакомились (учебник «Музыка» 2 класс страницы 72-75) с биографией композитора, содержанием (либретто) оперы «Снегурочка», слушали и анализировали фрагменты оперы: «Вступление», «Песня и пляска птиц», разучивали песню «Ласточка».
В рамках подготовки ко второму уроку дети самостоятельно изучают материал, не предусмотренный программой, чтобы получить полное представление о личности и творчестве композитора Н.А.Римского – Корсакова, о взаимосвязи его музыки с природой, о народном мелосе, звуковой изобразительности и сказочной фантастике в опере «Снегурочка».
Урок дает учителю весьма полную информацию об усвоении учебного материала, о развитии творческих способностей детей и о навыках самостоятельной работы.
Задачи
Учить:
отличать музыку вокальную от инструментальной;
на примере музыки Н.А.Римского – Корсакова познакомить ребят с понятием «Опера».
Развивать:
способствовать развитию детского воображения;
развивать у детей познавательный интерес.
Воспитывать:
воспитывать любовь к природе, к классической музыке;
Оборудование и материалы
Портрет Римского – Корсакова;
Карточки с заданием «Раздели слова на две группы»;
Статья «Посещение театра» по числу детей в классе. В качестве домашнего задания;
Пьеса Островского «Снегурочка»;
Презентация «Снегурочка».
Музыкальный материал
Слушание:
«Вступление» к опере «Снегурочка» Н.А.Римский – Корсаков;
«Песня и пляска птиц» Н.А.Римский – Корсаков;
«Первая песня Леля» Н.А.Римский – Корсаков;
Пение:
« Светит солнышко» слова В. Орлова, музыка А.Ермолова/
Ход урока
Слайд №1
Звучит музыка «Вступление» к опере «Снегурочка» Н.А.Римского - Корсакова, учитель загадывает ребятам загадку:
Она в сапожках белыхИ в шубке голубойБукет снежинок спелыхПриносит нам с тобой.Белым-бела до поясаРоскошная косаИ теплые-претеплыеЛучистые глаза.В прозрачных льдинках шапочкаИ варежки на ней.Нам свет и радость даришь ты,Любимица детей! Учитель:
Ребята, кто же эта «любимица» детей?
Дети:
Снегурочка.
Учитель:
А что вы знаете о Снегурочке?
Дети:
Снегурочка в сказках внучка Деда Мороза;
Снегурочка из русской народной сказки;
Русский писатель Островский написал книгу (пьесу) «Снегурочка»;
Родиной Снегурочки принято считать город Кострому; Слайд №2
Композитор Римский – Корсаков сочинил оперу «Снегурочка», в опере она дочь Мороза и Весны;
Учитель:
Что мы знаем об этом композиторе? Слайд №3
Дети:
Композитор – сказочник;
Морской офицер;
Собирал и записывал русские народные песни;
Сочинил 15 опер.
Учитель:
Слово «Опера» нам знакомо? Что оно означает? Слайд №4
Дети:
Опера – музыкальный спектакль с участием певцов, хора и симфонического оркестра.
Учитель предлагает ребятам работу с карточками:
Внимательно прочитай слова и раздели их на две группы:
Опера, оркестр,
Снегурочка, хор,
Лель, Весна,
Увертюра, Мороз.

Выполняя работу, ребята приходят к выводу о том, что слова на карточке можно разделить:
на группу слов, терминов, связанных с оперой, как с жанром музыки. (Опера, оркестр, хор, увертюра);
и имена героев оперы «Снегурочка» композитора Римского - Корсакова. (Снегурочка, Лель, Весна, Мороз). Слайд №5
Учитель:
А знаете ли вы, что о сочинении оперы «Снегурочка» никто не знал, потому, что Римский – Корсаков сочинял оперу тайно. У композитора была толстая книга из нотной бумаги, и он записывал в нее в виде набросков приходившие в голову музыкальные мысли, которые и стали основой оперы. Близкие Николая Андреевича были немало удивлены, узнав об этом. Премьера оперы состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге. Слайд №6 С тех пор она остается одним из самых любимых публикой творений композитора. А для самого композитора не было лучше образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства, чем царство берендеев, с его мудрым правителем. Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка». Как вы думаете, почему?
Дети:
Потому что все любят сказки и чудеса, даже взрослые;
Сказочная Снегурочка – это любимый персонаж, который привлекает и детей, и взрослых.
Герои этой истории разные, интересно сочинять музыку, которая передает характер, настроение и даже голоса героев;
В сказке – русская природа, композитор любил природу России;
Чтобы получилось быстро и красиво нужно вдохновение. Когда у меня есть вдохновение, я рисую, и мои рисунки получаются красивыми. Наверное, у композитора было вдохновение.
Учитель:
А сейчас послушайте три фрагмента из оперы «Снегурочка» и скажите, которые из них вам знакомы?
Звучат фрагменты «Вступление», «Первая песня Леля», «Песня и пляска птиц». Ребята слушают музыку и приходят к выводу о том, что фрагменты «Вступления» и «Песня и пляска птиц» им знакомы, а «Первая песня Леля» на уроке звучит впервые. Слайд №7
Учитель:
Музыка, которая вам не знакома фрагмент оперы «Снегурочка», а называется этот фрагмент «Песня Леля». Послушайте её вновь и ответьте на вопрос: «Отчего так грустна «Песня Леля?»
Дети:
В песне поётся о сиротинке – девушке, поэтому и поёт Лель грустно;
В жизни каждого человека бывают не только радости, но и печали, об этом и поёт в своей песне Лель.
Учитель предлагает ребятам поиграть в игру «Правда – не правда», которая сделает доступным и интересным анализ «Песни Леля». Слайд №8
Учитель:
Что случится со Снегурочкой в конце сказки?
Дети:
Она растает.
Учитель:
Снегурочка растаяла. Огорчает нас это или радует? Слайд №9
Дети:
Огорчает, жаль Снегурочку;
Радует, потому, что наступает весна, греет солнышко, значит не за горами лето!
Учитель:
Гибель Снегурочки не может омрачить праздник Солнца. Мороз теряет власть над Весной - Красной. Ярило - Солнце вновь будет светить над страной берендеев, и на их земле воцарится мир и благоденствие. Солнце согревает, радует, разукрашивает землю. Так пусть же оно будет не только на небе, но и в каждом сердце - ведь только горячее сердце может любить и дарить радость другим! Слайд №10