Детский сад и семья: аспекты взаимодействия.


Детский сад и семья: аспекты взаимодействия.
В настоящее время российское дошкольное образование переживает важный период. Вступивший в силу закон "Об образовании в Российской Федерации" № 272-ФЗ и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) дошкольного образования со всех сторон четко прописал роль семьи в жизни своих детей и указал преимущественное право родителей на их обучение и воспитание. Закон об образовании в статье 44 впервые определил ответственность, права и обязанности родителейзавоспитаниеребенка.  В связи возникла необходимость по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного учреждения (далее ДОУ) с семьей, с целью создания единого образовательного пространства "семья + детский сад». Перед ДОУ встают новые задачи, которые предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытуюобразовательнуюсистему.Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ может решаться втрехнаправлениях:- работа с педагогами дошкольного учреждения по организации взаимодействия с семьей, ихознакомлениессистемойновых форм работы с родителями;- повышениепедагогическойкультурыродителей;-вовлечение родителейвдеятельностьДОУ. Основныезадачидетскогосадавработессемьей:- установить партнерские, деловые отношения с семьей каждого воспитанника;- объединить усилия для развития и воспитания детей; - создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов между педагогами ДОУ иродителями;- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.Принципы взаимодействияДОУсродителями:1)доброжелательныйстильобщения;2)индивидуальныйподходккаждомуродителю;3) сотрудничество, не «над» родителем, а «вместе» с ним;4) привлечение родителей к подготовке и участию мероприятиях детского сада.Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей:- положительный эмоциональный настрой всех участников образовательного процесса на совместнуюработупоразвитиюивоспитаниюдетей;-учетиндивидуальностикаждоговоспитанника;- помощь родителям в выборе направления в развитии и воспитании ребенка;- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения между родителями;- возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье;- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений;- открытость и доступность детского сада для родителей;- сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;-участие родителей в создании развивающей среды;- выявление проблем в развитии, обучении и воспитании ребенка. Функции ДОУвработессемьей:1) ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательного процесса в ДОУ;2)психолого-педагогическоепросвещениеродителей;3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;4) помощь особо нуждающимся семьям в воспитании детей;5) взаимодействие родителей с социальными партнерами детского сада;6) тесное контактирование родителей со специалистами учреждения.В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации совместного семейного досуга. ФормыиметодыработыДОУссемьей:
- Клуб по интересам- "Круглые столы" по разнообразной тематике;- собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование;- интервьюривование родителей на определенные темы;- тематические выставки;- консультации специалистов;- издание тематического журнала для родителей;- спортивные встречи и досуги, олимпиады по сезонам;- телефон доверия для родителей
- организация почты для родителей;- конкурс « Дружная семья»;- семейные проекты "Наша родословная"; «Герб и флаг нашей семьи» и другие;- открытые занятия для просмотров родителей;- создание портфолио семьи.Важные моменты при организации работы:а) все материалы для ознакомления и изучении родителями должны быть эстетически оформлены;б) содержание материалов должно регулярно обновляться, иначе родительский интерес к этой информации быстро угаснет;в) оформление материалов должно быть выполнено не стандартно, а так, чтобы привлечь внимание родителей: на цветной бумаге, с картинками, с рисунками и поделками детей, с фотографиями воспитанников;г) тема и содержание материла должно исходить из запроса родителей.Работа с родителями - это процесс общения с разными людьми, который не всегда проходит гладко, а порой даже тяжело. И конечно, проблемных ситуаций и конфликтов не избежать. В современном обществе родители, отдающие свой детей в детский сад – сложная категория. Конфликты между родителями из-за детей, их претензии к воспитателям по любым вопросам, жалобы педагогов на безактивность родителей, нежелание родителей прислушиваться к рекомендациям воспитателей, часто отсутствие авторитета педагогов у родителей создают проблемы в установлении контакта с семьей.Сегодняшние родители порой невнимательно относятся к консультации специалистов учреждения: психолога, логопеда, врача и других. Что же тогда говорить о воспитании детей? Большинство родителей считают себя грамотными в вопросах воспитания и развития своих детей, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимают во внимание опыт и образование педагогов. Поэтому с самых первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении руководитель детского сада должен поддерживать авторитет своих педагогов, постоянно подчеркивать их знания, умения, имеющийся опыт, творческие способности и т.д. Как можно повысить авторитета педагога:- торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или за другие педагогические заслуги;- оформить красивое поздравление ко дню рождения педагога;- организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;- оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений, их грамотами за определенные заслуги.Вывод.
Важным моментом в предупреждении и разрешении проблемных и конфликтных ситуаций является установление личного контакта, как руководителя дошкольного учреждения, так педагога с родителями, ежедневное информирование воспитателем родителя о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации.Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному, с применением разных интересных форм и методик. Очень важно избегать при этом формализма. Чтобы грамотно спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому сначала провести анализ социального состава родителей, их настроя к детскому саду, ожиданий от пребывания ребенка в ДОУ. Проведение анкетирования, индивидуальных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее более эффективной. Вопрос работы с семьей всегда был и остается важным в работе дошкольного учреждения. Ведь именно тесное сотрудничество с родителями, качественное интересное взаимодействие с ними, работа в тандеме дадут самые положительные результаты в плане воспитания и развития наших детей.