Роль кукольного театра в развитии творческих способностей у детей раннего возраста


Роль кукольного театра в развитии творческих способностей у детей раннего возраста
Ранний дошкольный возраст – благоприятный период всестороннего развития ребёнка. В 1,5-3 года у детей начинают развиваться все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение и речь. Поэтому кукольный театр является самым эффективным средством гармонического развития ребёнка.
Что такое театр? Это зрелище, которое ребёнок созерцает, получая массу эмоций. А в дальнейшем он сам может стать активным участником действия. Можно выделить следующие функции, которые выполняет кукольный театр:
развивающую – развивает психические процессы
обучающую – обогащает информацией об окружающем мире
коммуникативную – устанавливает эмоциональный контакт
Дети, поступающие к нам в детский сад, очень маленькие, они не имеют жизненного опыта, всего боятся. И наша задача – наладить с ними контакт. В этом как никто помогают именно театральные куклы и мягкие игрушки. Внося их на занятия и манипулируя ими, мы постепенно начинаем выстраивать цепочку: кукла – игра – кукольный театр. Ведь игрушка для малышей – это друг, партнёр по общению.

В детском саду имеется много видов театров: настольные, плоскостные, магнитные, пальчиковые.

В большинстве своём эти театры используются в учебной и досуговой деятельности воспитателями. Он рассказывает детям сказки, иллюстрируя их театром. В возрасте 2-2,5 лет дети сами обыгрывают знакомые сказки.

Любой кукольный спектакль приносит огромное удовольствие детям. Ведь кукла для ребёнка – близкий друг, а если она оживает у него на глазах, поёт, смеётся, танцует – это зрелище превращается в настоящий праздник. Надо видеть глаза детей, которые смотрят с интересом на происходящее, сопереживая или веселясь.
Однако нельзя рассматривать кукольный спектакль только как развлечение. Кукольные театр – искусство синтетическое, он воздействует на малышей целым комплексом художественных средств. При показе спектакля применяется художественное слово, наглядный образ – куклы, декоративное оформление и музыка. Во время представления дети не пассивные зрители, а активные участники: они поют песни, вступают в диалог с персонажами, играют и танцуют с ними. Используя такой контакт, дети лучше воспринимают увиденное, получают первые творческие уроки.

В первом полугодии все праздники и досуги строятся на кукольных представлениях. Иногда мы выводим «живого» персонажа, но дети по-разному реагируют на это, бывает, что пугаются, а некоторые, наоборот, с интересом общаются.
Все кукольные представления, которые мы показываем детям, имеют разную художественную направленность: «Сказка про Снеговика и его друзей» - это дружба и взаимовыручка; «Сказка про зайчонка Стёпу» и «Как котёнок Мурзик маму искал» - тема семьи и мамы; «Как мы лечили петушка» - здоровьесбережение; «Колобок на новый лад» - поучительная история. А представления театра мягкой игрушки: «Как Мишка готовился встретить Новый год», «Любимые игрушки», «Зимние забавы» дают возможность малышам тесного общения с персонажами, порой на уровне тактильного контакта.
Считаю, что использование кукольного театра в повседневной жизни и на праздничных представлениях формируют у ребёнка эстетический вкус и эмоциональные творческие потребности.