Рабочая программа по внеурочной деятельности Читай, думай, твори


Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Направление: художественно-эстетическое и научно-познавательное
Наименование программы: «Читай, думай, твори»
Классы 3- 4 (9-10 лет)
Срок реализации: 2 месяца
Разработчик: Садакова Дарья Андреевна.

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Читай, думай, твори» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Читай, думай, твори», рассчитанная на реализацию в течение 2-х месяцев, структурирована в соответствии с художественно-эстетическим и научно-познавательным направлениями, которые обеспечивают творческое развитие, формирование и развитие познавательной потребности младших школьников.
Программа внеурочной деятельности «Читай, думай, твори» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры, которые обеспечивают развитие творческого потенциала младшего школьника.
Данная программа предназначена для реализации в 3- 4 классах средней общеобразовательной школы. Основными методами реализации программы являются метод морфологического анализа, метод проекта, моделирование, анализ, синтез.
Общая атмосфера на занятиях создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе. Все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются и в итоге обсуждения приходят к правильному решению.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по развитию творческого потенциала «Читай, думай, твори» на базе начального общего образования является:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
СанПиН 2.4.2.1178 02 «Гигиенические требования к режиму учебно- воспитательного процесса»;
Цели и задачи.
Цель программы внеурочной деятельности – возможность младшим школьникам проявить себя, раскрытие потенциальных возможностей, творчески раскрыться в области литературы, изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательная:
научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в литературе;
научить слушать, видеть, понимать и анализировать художественные произведения;
научить креативно решать поставленные проблемы;
научить методам и приёмам создавать новые, собственные художественные произведения;
Воспитательная:
воспитывать у детей любовь к литературе, трудолюбие, уважение к своим коллегам, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
Развивающая:
развивать природные способности и задатки младших школьников, которые помогут одержать успех в деятельности;
развивать любовь к созданию чего-нибудь собственного, оригинального, нового;
развивать в детях ряд компетенций:
- ИКТ- компетенцию;
-общекультурную;
-коммуникативную;
-социально-трудовую;
-информационную;
-учебно-познавательную;
-компетенцию личностного самосовершенствования;
-творческую.
развивать творческий потенциал младшего школьника.
Содержание программы.
Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на развитие творческого потенциала и саморазвития, необходимого для социального благополучия личности.
Учебная нагрузка определенна из расчета 2 часа в неделю (8 учебных недель). Таким образом, общий объем занятий по программе составляет 16 часов.
Участники: младшие школьники (ученики 3- 4 класса), родители и педагоги.
Основные формы реализации:
проблемно-ценностная дискуссии;
этические беседы;
тематические диспуты;
досугово-развлекательные акции школьников;
коллективно – творческое дело;
совместное образовательное творчество детей и взрослых;
выставки в классе, школе;
Программа «Читай, думай, твори» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время два раз в неделю.
Планируемые результаты.
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым знаниям и умениям;
понимание предложений и оценки педагога, родителей и сверстников;
понимание роли творчества в современном мире;
понимание причин успеха и неудач;
умение адекватно оценивать результаты своей творческой деятельности;
преодолевать трудности с помощью педагога и одноклассников;
устойчивый интерес к новым способам реализации своего творческого потенциала;
понимание чувств человека.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
ставить и решать задачи своей деятельности;
планировать этапы и последовательность реализации поставленных целей и задач деятельности;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
анализировать ошибки и пути их преодоления;
адекватно воспринимать оценку педагога, родителей и сверстников;
учитывать выделенные педагогом ориентиры;
уметь самостоятельно работать с новым произведением.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
осуществлять поиск информации для выполнения собственной деятельности с использованием дополнительной литературы и сети Интернет;
высказывать свои мысли и идеи в устной и письменной форме;
ориентироваться на разные способы решения творческой задачи;
анализировать, выделять главное;
проводить сравнения, классификацию по разным критериям, обобщать;
строить рассуждения об объекте;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
работать в группе;
учитывать разные мнения;
формулировать свое мнение;
договариваться, приходить к общему мнению;
контролировать действия партнеров;
владеть монологической и диалогической формой речи.
Содержание программы
3-4 класс (16 часов)
Знакомство с миром книги (1ч)
Книга. Структура и элементы книги (обложка, переплет, форзац, фронтиспис, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрации, содержание, словарь оглавление). Правила пользования книгой. Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра).
Такая разная литература (2 часа)
История детской литературы. Виды изданий детской литературы:
литературно-художественные (сборники, собрания сочинений, содержащие все популярные жанры);
справочные (словари, энциклопедии);
деловые издания (игры, развлечения);
научно-популярные (книги о различных науках, достижениях человечества, ученых, написанные понятным для детей языком);
изоиздания (панорамные книги, раскраски, плакаты, карточки, комиксы, которые предполагают визуальное получение информации).
Жанры детской литературы: сказки, басни, стихи, былины, рассказы, повести, поэмы, роман, фэнтези. Ваши любимые книги (1ч)
Детские книги. Выступления детей о любимых книгах.
Создаём свою книгу (2ч)
Выбор вида издания, жанра, содержания, оформления книги.
Работа над книгой (9ч)
Работа над содержанием: создание сюжета, образа главных и второстепенных героев, места действия. Обсуждение оформления: иллюстрации. Распределение по группам: писатели, художники, монтажеры. Работа в группах. Макет книги. Обсуждение и утверждение макета. Выпуск авторской книги.
Презентация электронной книги (1ч)
Презентация готовой книги. Школьная выставка.
Тематическое планирование

п/пНаименование раздела программы Тема занятия Количество часов Цели занятия, характеристика деятельности Методическое обеспечения занятия,
ИКТ
1. Знакомство с миром книги Книга. Структура и элементы книги 1 Знакомство учителя со школьниками. Рассказать об особенностях структуры книги, правилах пользования книгой. Презентация, выставка книг
2. Такая разная литература История детской литературы 1 Познакомить с историей детской литературы.
Узнать о каких авторах детской литературы знают школьники.
Познакомить детей с видами изданий детской литературы. Какие виды преобладают в их жизни. Презентация
3. Жанры детской литературы 1 Обсудить с детьми жанры детской литературы. Презентация
4. Ваши любимые книги Ваши любимые книги 1 Дети рассказывают друг другу о своих любимых произведениях, книгах, авторах. Детские книги
5. Создаём свою книгу Наша книга 1 Познакомить детей с целями и задачи дальнейшей работы. Обдумать идеи предстоящей работы. 6. Наша книга 1 Выбрать вид издания, жанр, идею, содержание книги. 7. Работа над книгой Работа над содержанием 1 Создать образ главного героя. Презентация учителя
8. Работа над содержанием 1 Создать сюжет произведения. Выбрать название. Презентация учителя
9. Работа над содержанием 1 Создать образы второстепенных лиц. Презентация учителя
10. Работа над оформлением 1 Обсудить оформление. Презентация учителя
11. Работа в группах 1 Распределить по группам: писатели, иллюстраторы, монтажеры.
Организовать работу каждой группы. Компьютер, бумага, карандаши, фломастеры, краски.
12. Работа в группах 1 Каждой группе работать над своей частью книги:
Писатели - грамотно писать текст произведения;
иллюстраторы – составить иллюстрации к книге;
монтажеры- составить макет книги. Компьютер, бумага, карандаши, фломастеры, краски.
13. Работа в группах 1 Каждой группе работать над своей частью книги:
Писатели – грамотно писать текст произведения;
иллюстраторы – составить иллюстрации к книге;
монтажеры- составить макет книги. Компьютер, бумага, карандаши, фломастеры, краски.
14. Обсуждение и утверждение макета 1 Обсудить и утвердить окончательный макет книги.
Текст произведения, иллюстрации.
15. Выпуск авторской книги 1 Составить книгу. Компьютер, сканер,текст произведения, иллюстрации.
16. Презентация готовой книги Презентация готовой книги 1 Представить книгу одноклассникам, ученикам школы. Готовая электронная книга, компьютер, проектор.