Тема: Экологическая викторина по озеру Байкал. 4 класс. Ознакомление с окружающей действительности.


4 класс, урок «Ознакомление с окружающей действительностью.
Тема: Экологическая викторина по озеру Байкал.
Цели: Учить ребят проявлять сообразительность, умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.
В занимательной форме активизировать знания учащихся по экологии родного края, стимулировать их познавательную активность.
Развивать связную речь, знания о свойствах, признаках предметов и явлений. Совершенствовать речь школьников, их мышление, творческие способности, воображение, культуру чувств.
Прививать любовь и гордость за свой край.
Оборудование: фильм о Байкале, «Звуки леса», звуки шторма, колесо (Поле Чудес) для викторины, вопросы на карточках, чёрный ящик, две призовые шкатулки, подарочный ящик, медали клуба «Нерпенок», Устав клуба на плакате, предметные картинки с изображением тайги, животных.Ход урока.
I. Организационный момент. Представьте, что мы с вами пошли в лес. На доске (лес). Саша взял транзистор и включил звук на полную мощность, Денис магнитофон, Маша потерялась и громко кричит, Коля поёт песни громко, Вася свистит на весь лес.
– Что случится с обитателями леса от громкого шума? (ответы детей: птицы улетят с гнезд и яйца остынут, мать – птица убежит от птенцов и они погибнут. Пчёлы, шмели и жуки не смогут подняться в воздух из-за громкого колебания воздуха) Игра : «Кто тише войдёт в лес?» (тихая посадка за парты).
II. Психологическая разрядка.
– Как уставшего, раздраженного человека превратить в бодрого и спокойного? (надо его поместить в естественный природный шум. Бормотание листвы, журчание ручья, плеск волны, голоса птиц и жужжание пчёл, стрекот кузнечиков полностью излечат человека). – Я предлагаю нам всем излечиться. Закрыли глаза и слушаем. (Включаю звуки леса).
III. Обобщающая беседа по теме «Байкал» и просмотр видеоролика.
- Как называется наш край? (Сибирь)
- Что у меня на доске висит? (карта Иркутской области)
- Обратите внимание, какая большая Иркутская область. Её площадь в 1,5 раза больше Франции, самого крупного государства Западной Европы, в 3 раза больше Великобритании и в 2 раза больше соседней Бурятии.
- Что это на карте отмечено , синим цветом? (озеро Байкал)
- Сегодня у нас будет обобщающий урок по теме «Байкал», проведем мы его в форме викторины.
Цели, которые мы себе поставим на урок: закрепить полученные знания об озере Байкал, животных и растениях Сибири.
IV. Прогулка по озеру Байкал.
- Закрыли глаза, посчитали до трех (показ видеоролика)
- Что из увиденного вам больше всего запомнилось и почему?
V. Экологическая викторина.
Дети выходят в центр класса, крутят барабан и куда показала стрелка, из того сектора берут билет с вопросом. Читают его и отвечают.
Вопросы:
Сколько лет Байкалу?
Какова глубина озера?
Что такое «шорох» на Байкале?
В каком месяце замерзает Байкал?
Когда Байкал бывает красным?
В честь какого дерева назван у нас поселок на берегу озера?
Что такое эндемики и эпишура?
Почему озеро Байкал называют морем?
Почему в Байкале такая чиста вода?
Какая самая многочисленная рыба на Байкале?
Какой тюлень водится в Байкале?
Кто такой «Хубунок»?
Какая живородящая рыба водится в Байкале?
Какой самый сильный ветер на Байкале?
Какая рыба не имеет чушуи?
В честь какого ветра назван поселок на берегу Байкала?
Какая птица водится у нас в темнохвойных лесах? И которая во время пения ничего не слышит?
Кто жених Ангары?
Что такое шаман-камень?
Как называется лес, где растут одни сосны? Ели?
На какой глубине Байкала есть жизнь?
Зачем нужны заповедники? И какой заповедник на Байкале ты знаешь?
Что такое рифы?
Когда нельзя ловить омуль и почему?
Какое из сибирских животных имеет клыки?
Чем отличается белка – летяга от обыкновенной белки?
Кто рассеивает кедровые орешки по земле байкальской? Какие птицы?
Какая птица ходит по дну озера?
Какая рыба состоит из одного жира?
Сколько минут может находиться под водой нерпа?
Какую рыбу ест нерпа и сколько килограммов в день?
Кто был влюблен в Сарму?
Сколько рек втекает в Байкал? Сколько вытекает из него?
Кроме этих вопросов есть сектора: Музыкальная пауза, если выпадает этот сектор, то включаются звуки шторма или звуки леса или голоса птиц и животных, а дети должны угадать. Кто или что издает этот звук?
Сектор «Черный ящик». Дети достают веточки с деревьев и определяют? к какому дереву относится ветка.
Сектор: загадки художника. На доске расположены деревья, а за ними спрятаны животные, которые водятся только в Сибиркой тайге6 лось, олень, кабарга, соболь, куница, медведь, волк, барсук и т.д. Дети должны найти животное и рассказать о нём.
Сектор: вопрос-загадка. Учитель даёт описание птицы или животного, а ученик должен догадаться о каком животном идет речь.
Сектор: приз. Идут торги с учеником на конфеты или закрытую шкатулку с призом. В ящике с призом лежат: фотографии животных и игрушки зверей.
VI. Обобщающая беседа.
- Как вы думаете, кто виноват в загрязнении рек, озер, ручейков? Чем мы можем помочь?
- Обратите внимание на билеты с вопросами. Кто на билетах нарисован? Нерпенок предлагает вам вступить в детский клуб по защите природы. А клуб так и называется « Нерпенок». Кто согласен, поднимите руки.
- Каждый клуб имеет свой устав, которого должны придерживаться все члены клуба.
- к доске выходит один ученик и зачитывает устав клуба.
Устав.
Радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением!
2. Охраняй чистоту вод, заботься о колодцах и родниках.
Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.
Учись понимать природу, стань её другом и защитником!
Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное!
Изучай природу – ты её частица!
На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми!
– Кто согласен с уставом, поднимите руки (единогласно).
– С этого момента, вы стали членами клуба «Нерпенок», вам вручаются медали – эмблемы клуба. Я вас поздравляю. Теперь на вас лежит большая ответственность. Вы не просто ученики, а защитники природы.
Итог урока. На этом викторина по Байкалу завершена. Всем спасибо за правильные ответы и хорошие знания своего края.