Урок математики в 6 классе (класс МЧС) по теме Умелые действия с рациональными числами

Урок математики в 6 классе (класс МЧС) по теме:

«Умелые действия с рациональными числами»

Цели урока:
Образовательные: повторение, закрепление, обобщение и систематизация знаний по теме «Сложение, вычитание, умножение и деление положительных и отрицательных чисел»
Развивающие: развитие познавательного интереса учащихся на основе деятельностного подхода и межпредметных связей, развитие внимания, логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, применять ранее полученные знания в других учебных ситуациях.
Воспитательные: содействие формированию нравственных понятий «помощь, взаимопомощь», создание условий для воспитания коммуникативных навыков, трудолюбия, чувства товарищества, уважения к профессии «спасатель».

Результаты урока:
Предметные: уметь выполнять все действия с положительными и отрицательными числами
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, высказывать свои предположения по ходу действий в зависимости от поставленных задач, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и комментировать речь других, ориентироваться в своей системе знаний.
Личностные: проявлять любознательность и заинтересованность в обобщении темы, уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности, формировать коммуникативную компетентности в общении с одноклассниками.
Тип урока: обобщающий, деятельностного подхода в обучении.
Формы работы обучающихся: работа индивидуально, индивидуально с привлечением помощи, в парах, в группах.

Сдача рапорта. ( Класс! Становись! Равняйсь! Смирно! Товарищ учитель! 6а класс на урок математики готов. По списку – 24 человека, налицо - человек. Рапорт сдавал командир класса )
Учитель: Вольно!
Командир: Вольно!





Ход урока:
Организационный момент.
Ребята, у нас сегодня открытый урок. К нам пришли гости. Давайте покажем им, как мы готовились к встрече?
Кто сегодня рано встал? – Поднимите руку.
Портфель с вечера собрал? – Покажите большим пальцем вверх.
На урок не опоздал! – Три раза кивните головой.
Всем в школе «Здравствуйте!» сказал. – Погладьте себя по голове.

Актуализация знаний обучающихся (мотивация, целеполагание, постановка учебной проблемы).
У каждого обучающегося на столе лежит стикер с написанным числом (33; 17; 9; 4; 8; 95; -34; -17; -8; -33; -1; -105; -8,5; 0,25; -1,25; -1,75; 2 13 EMBED Equation.3 1415; 113 EMBED Equation.3 1415).
Посмотрите на число, постарайтесь запомнить свое число до конца урока!
На доске фото «рука».
Выйдите к доске и прикрепите свои стикеры, те, у кого написаны натуральные числа.
Выйдите к доске и прикрепите свои стикеры, те, у кого написаны числа, противоположные натуральным.
Ноль относится к натуральным числам или к числам, противоположным натуральным? (ни к каким)
Как называют вместе натуральные числа, числа, противоположные натуральным и ноль? (целые).
Выйдите к доске и прикрепите свои стикеры, те, у кого написаны дроби (положительные и отрицательные).

По какому принципу числа разделены на красные и черные? (положительные и отрицательные)

Догадайтесь, почему я ноль прикрепила именно на этот палец? (это безымянный палец и ноль не относится ни к натуральным, ни к числам, противоположным натуральным)

Почему ноль выделено особенным цветом? (ноль не является ни положительным, ни отрицательным числом).
Как называют вместе целые и дробные числа? (рациональные числа)


Устная работа.
Решить примеры.
-17 + 9 = -8 Есть такой ответ на доске?
-1 – 0,25 = - 1,25
- 8,5
· 4 = - 34
17 : 8 = 2 13 EMBED Equation.3 1415 = 2,125
Почему я вам предложила решить четыре примера? (умеем выполнять с рациональными числами четыре действия).
В тетради записываем тему урока «Умелые действия с рациональными числами»
Сегодня наши буквы – у, м, л, д, с, т, в. Что мы будем делать?

Обобщение знаний и способов действий, контроль.
Задание 1. (индивидуально)
Подсказки на доске!
-40 + 7 = - 33
Найти разность -5 и -100. (-5 – (-100) = -5 + 100 = 95)
Найти произведение 113 EMBED Equation.3 1415 и (-1). ( -1 13 EMBED Equation.3 1415 или – 1,75)
На какое число надо разделить 48, чтобы получить минус 6? (-8)
Если перемножить 5 положительных и 8 отрицательных чисел, то получим отрицательный результат? (нет)

Вашему вниманию предоставляю отрывок мультфильма. Как бы вы назвали этот мультфильм? (сила единства, единение, помощь, взаимовыручка, взаимопомощь).
Почему на фото к нашему уроку я выбрала руку? (рука помощи)

Задание 2. (в парах)
Расшифруйте пословицу.
(-1; 2)
(-1; 0)
(3; 0)
(1; 3)

(-1; 2)
(-1; 0)
(3; 0)
(1; 3)
(3; 0)




д
р
у
г

д
р
у
г
у





(-2; 0)
(0; 0)
(-4; 0)
(0; 0)
(1; 3)
(0; 4)
(2; 0)
(1; -2)
_





п
о
м
о
г
а
т
ь







(-1; 1)
(0; 4)
(1; 1)
(0; 0)
(-3; 0)

(1; 0)
(0; 0)
(2; 1)
(-1; 2)
(0; 4)
(2; 0)
(0; 4)

з
а
к
о
н

с
о
л
д
а
т
а


Друг другу помогать закон солдата.
Как эта пословица относится к профессии «спасатель»? (спасатель всегда приходит на помощь).
Нет такого горя, чтобы не считаться!
Крик о помощи – для нас имеет вес
(из песни «Мы спасатели» группы «Уральские спасатели» Уральского института ГПС МЧС России, г. Екатеринбург)
Как эта пословица относится к вам как ученикам? (ученики тоже должны помогать друг другу)
Какими качествами должен обладать человек, готовый всегда прийти на помощь другим? (внимательность, уважение к людям, чувство товарищества, доброта, смелость, уверенность в себе, ответственность, активность, умение оценивать свои возможност
·и, умение принимать решение и др.). Упражнение «Мы все »

Физминутка
Настало время восстановить тонус. Если понятие положительное, то тянем руки вверх, а если отрицательное – вниз. Встали, распрямили все спинки. Начали
глубина реки
высота горы
прибыль
доход
убыток
жара
мороз
счастье
горе
школьная оценка 5
школьная оценка 2
Надеюсь, что у вас будут только положительные оценки!










Задание 3. (индивидуально, но с привлечением помощи)
Задача (сложный вариант)
Бережливый хозяин должен хорошо знать как размер своего имущества, так и свои долги. И вот однажды ростовщик решил посчитать, с прибылью для себя или с убытком он прожил этот месяц? Если:
Первый человек отдал ему 32,4 лиры своего долга;
Второму он дал в долг 50% этих денег;
На строительство башни он пожертвовал 30,8 лир;
Третий вернул 17,6 лиры;
И последняя сделка принесла ему доход 10 лир.

Решение. 32,4 – 16,2 - 30,8 + 17,6 + 10 = 13 (лир)
Ответ: ростовщик прожил месяц с прибылью 13 лир
Задача (легкий вариант).
Бережливый хозяин должен хорошо знать как размер своего имущества, так и свои долги. И вот однажды ростовщик решил посчитать, с прибылью для себя или с убытком он прожил этот месяц? Если:
Первый человек отдал ему 26 лир своего долга;
Второму он дал в долг 50% этих денег;
На строительство башни он пожертвовал 60 лир;
Третий вернул 40 лир;
И последняя сделка принесла ему доход 20 лир.

Решение. 26 – 13 – 60 + 40 + 20 = 13 (лир)
Ответ: ростовщик прожил месяц с прибылью 13 лир

Информационная справка
ЛИРА ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
·
·
·
·, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Libra)   название валюты в ряде стран. В настоящее время является национальной валютой Турции.
Электронная энциклопедия Википедия

РОСТОВЩИК (moneylender)    лицо, которое занимается денежными ссудами, помимо  организаций, имеющих специальные полномочия для предоставления денег взаймы (банки, страховые компании и др.). Закон о потребительском кредите требует, чтобы все ростовщики были зарегистрированы, получали ежегодно лицензию на право ссужать деньги и указывали подлинную ежегодную процентную ставку, по которой предоставляется заем.
Г.  Бетс, Б.  Брайндли, С. Уильямс и др.  Бизнес. Толковый словарь.






Вопросы учителя для уточнения понимания информационной справки
Если ответ «да», то молчим; если ответ «нет», то хлопаем в ладоши.
Ростовщик – это профессия. (да)
Ростовщик – это бизнесмен. (да)
Ростовщик занимается покупками недвижимости. (нет)
Ростовщик предоставляет деньги в долг под процент. (да)
Синоним слова «ростовщик» - это «процентщик». (да)

У каждого обучающегося есть сигнальная карта. Сигнальная карта – W означает «Требуется механик» т.е в нашем случае помощь одноклассника (из международной системы сигналов бедствия «Земля – воздух»). Три ученика, заранее решившие задачу, оказывают помощь одноклассникам. В свободное от помощи время находят соответствие карточек «сигнал - его значение» (магнитами на доске).

Задание 4. (по группам)
Обучающиеся делятся на группы: 1-я – те, у кого на стикерах были написаны натуральные числа, 2-я – те, у кого на стикерах были написаны числа, противоположные натуральным и 3-я – те, у кого дроби. В каждой группе учитель назначает роли:
Число 33 – работник, число 95 – помощник;
Число -34 – работник, число -105 – помощник;
Число -1,75 – работник, число 113 EMBED Equation.3 1415 – помощник;
Работник вначале в своей группе готовится вместе с другими членами группы по предложенному заданию, помощник при этом молчит и следит за дисциплиной в группе.
Потом работник и помощник переходит в другую группу.
Работник выполняет в новой группе предложенное задание, помощник может помогать, члены группы контролируют правильность выполнения задания, обсуждают и ставят отметки работнику и по возможности помощнику.
Группа «Натуральные числа»


Фамилия, имя
Отметка

Работник



Помощник




Задание.
Правило сложения двух чисел с разными знаками. (УСТНО)
-8 · 5 =
-16 : (-4) + (-51) : 3 =

Группа «Числа, противоположные натуральным»
Задание.
Правило сложения двух чисел с одинаковыми знаками. (УСТНО)
-15 : (-3) =
-14 : (-7) + (-45) : 3=

Группа «Дроби»
Задание.
Правило сложения двух чисел с разными знаками. (УСТНО)
21 : (-7) =
-12 : 2 + 56 : (-2) =

Домашнее задание
№ 385 (а – г) или №386 (а, б) по действиям
Выставление отметок.
Подведение итогов. Рефлексия.
Я вам предлагаю сигнальную карту сегодняшнего урока. Предложите, что можно в нее дополнить?
Пользуясь этой картой назовите
основные мысли, которые вы вынесли с сегодняшнего урока;
действия, на которые подталкивают эти мысли;
Какой этап урока у вас лично вызвал наибольшие положительные эмоции? Прикрепите на то место сигнальной карты свой стикер с числом.











Спасибо за урок!