Конспект урока по математике для 5 класса: Деление с остатком.



п/пЭтапы урока
(Время этапа) Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание Планируемые результаты
1. Организационный
(2 мин)
Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Мозговой штурм.
- Кто быстрее сосчитает?
Детеныш голубого кита выпивает за день 200 л молока. Сколько молока выпьет такой малыш за месяц (30 дней)?
В древности корабли приводились в движение с помощью весел. Так, на египетском корабле было 12 гребцов, на финикийском - на 30 больше. Сколько гребцов было на финикийском корабле?
Почему я вам задала такие вопросы? О китах, о кораблях? А где всё это можно увидеть: корабли, китов?
-Правильно, мы отправимся в путешествие по морям и океанам.
Поднимите руку те, кто уверен в себе и готов к путешествию
Те, кто хочет отправиться в путешествие, но не уверен в себе
Те, кому тревожно и они не хотят путешествовать
- Наш класс уже поделён на две команды, которые отправляются в путь на двух яхтах:
«Смелые» и «Отважные». Начнём подготовку. Надо спустить парусник на воду, но для этого надо сначала проверить умеем ли мы быстро и точно считать. Все наверное, видели как быстро и проворно плавают мальки, мелкие рыбёшки. Отвечают на вопросы:
6000л
42ч
В море.
Морское путешествие.
Оценивают свое настрой на урок
Слайд № 1
Слайд №2
Слайд №3
Рефлексия
Регулятивные УУД:
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определение степени успешности своей работы
Коммуникативные УУД:
- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать
Познавательные УУД:
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
2.
Устный счет (4 мин)
Цель этапа: формировать навыки быстрого устного счёта, основанные на таблице умножения; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе. «Весёлые примеры».
83 - 39=
44:4=
11*7=
77+23=
100:100=
1 * а =
а : а =
18:1 =
19*11=
209:0=
-Молодцы с заданием справились, парусник на воде. Нужно поднять паруса и в путь. Для этого мы запишем в бортовые журналы - наши тетради дату, классная работа.
- Молодцы, паруса подняты. В путь! По морю – океану идём мы дальше в путь. Нас ждёт пора открытий. Но вдруг у нас на пути появляются пиратские парусники.
Мы их можем обойти, если решим задачи. Ребята устно решают, поднимают руку, отвечают.
44
11
77
100
1
а
19
209
на нуль делить нельзя!
Слайд №4
Слайд №5
Коммуникативные УУД:
- управление поведением партнера, коррекция действий партнера
Познавательные УУД:
- логические: установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения3. Постановка учебной задачи (4 мин)
Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог, с опорой на предыдущие знания о составе слова, планирование работы Создание проблемной ситуации.
Каждой команде выдаётся задача:
1. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 2 таблетки 3 раза в день в течение 12 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
2. Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?
Капитаны запишите решение задач на доске.
-Молодцы, команды пиратов обошли, с задачками справились, не дали больным умереть, и тонущим утонуть. Помогите и мне: назовите тему этого урока.
Тема для вас новая?
А что вы помните из начальной школы по этой теме?
Мы сегодня отправились в морское путешествие. А зачем люди отправляются в путешествие?
-Вот и мы сегодня повторим деление с остатком, закрепим ранее изученное и узнаем что-то новое по этой теме. Решают задачу, сталкиваются с проблемой
2*3*12=72
72:10=7(ост 2)
Ответ: 8 упаковок
750+25=775
775:70=11(ост5)
Ответ: 12 шлюпок
Формулируют тему урока
«Деление с остатком»
Нет, изучали в младших классах.
Ученики вспоминают.
Узнать что-то новое, интересное.
Содержа-тельная рефлексия
(осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы)
Слайды 6,7
Слайд № 8
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы
- формирование общего приёма решения задач как универсального учебного действия;
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные УУД:
- целеполагание
Личностные УУД:
- интерес к изучению математики
4.

Работа по теме урока (10 мин)
Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, знакомство с алгоритмом деления числа с остатком развития умений находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному вывода способа действия с информацией Сделаем запись в бортовые журналы:
Образец записи деления с остатком на доске:
23 : 4 = 5 (ост. 3)
23 – делимое
4 – делитель
5 – неполное частное
3 – остаток.
- Ребята, записывать примеры на деление с остатком можно и столбиком.
_ 23 4
20 5
3
Итак, в числе 23 содержится 5 раз по 4 да ещё 3.
23= 4*5+3
Так как же мы сможем найти делимое? Записывают.
Записывают
Записывают
Формулируют правило. Слайд № 9
Слайд №10 5. Физкультминутка
(1 мин)
Цель: создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации Половина путешествия у нас позади, и вы уже засиделись, давайте сделаем причал и разомнёмся. Встаем, делаем физкультминутку вместе с елочкой.
Выполняют движения
Слайд №11
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать
Познавательные УУД:
- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование
6. Исследовательская работа Хорошо. Молодцы! Дальше плывём! В путь!
Впереди опасность. Ребята вы знаете, что это?
Что это такое?
Нам нужно его обойти, решить все примеры на нём и сделать очень важный вывод.
16:5= 3 (ост.1)
28:5= 5 (ост.3)
83:5= 16 (ост.3)
42:5= 8 (ост.2)
11:5= 2 (ост.1)
34:5= 6 (ост.4)
47:5= 9 (ост.2)
99:5= 19 (ост.4) 13:4= 3 (ост.1)
27:4= 6 (ост.3)
83:4= 20 (ост.3)
42:4= 10 (ост.2)
11:4= 2 (ост.3)
34:4= 8 (ост.2)
47:4= 11(ост.3)
97:4= 24 (ост.1)
Команда «Смелые» решает левый столбик,
а команда «Отважные» правый столбик.
Ответы капитаны запишут на доске.
Ребята, посмотрите на примеры и посмотрите на остатки. Какой вывод можно сделать?
Сравните делитель с остатками.
Если остаток равен нулю, то говорят, что делимое делится на делитель без остатка или нацело. Садятся за парты.
Айсберг.
Айсберг – это ледяная глыба, плывущая в море.
Решают, записывают.
Остаток всегда меньше делителя.
Слайд № 12
Слайд № 13 7. Первичное закрепление (8 мин)
Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности - Чтобы успешно вернуться домой, нужно нам закрепить наши знания
№534 (устно)
№533
Два ученика по три примера одновременно у доски, остальные в тетрадь.
Практическая работа в командах
-Разделите конфеты, лежащие у вас в вазочках поровну между собой.
Запишите получившиеся выражение в тетрадь: 11 : 5 = 2 (ост.1).
Хорошо, молодцы, конфеты скушаете на переменке. Объясняют
Выполняют задания Две вазочки с 11 конфетами. Познавательные УУД:
- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
8. Домашнее задание (2 мин)
Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание - Ну вот и подошло к концу наше путешествие.
А дома нам нужно закрепить свои знания, чтобы еще лучше и правильнее считать.
Выучить все правила с.81
Стр. 84, № 550.
Найти применение темы «Деление с остатком» в художественной литературе (сказки, истории, стихи и т.д.), в музыкальных (песнях), в мультфильмах. Записать название и эпизод с делением. Записывают в дневники Слайд №14 9. Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин)
Цель: Создание условий для рефлексии -Огромное трудолюбие и тяга к новым знаниям помогла нам сделать новые открытия на этом уроке.
- Я на уроке научился…- Я умею … - Я могу научить других…
На доске:
Урок полезен, все понятно.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.Еще придется потрудиться.Да, трудно все-таки учиться!
- Прикрепите себя к той строчке, на которой вы себя ощущаете! Продолжают предложения.
Прикрепляют человечков Фигуры человечков и магниты Регулятивные УУД:
-оценка, самооценка
собственной деятельности на уроке