Конспект урока по литературе на тему Одна из страниц детских воспоминаний. По повести Л.Н. Толстого Детство (глава Ивины)

Урок литературы в 7 классе

Тема: Одна из страниц «детских воспоминаний». По повести Л.Н. Толстого «Детство» (глава «Ивины»).

Детство – самая счастливая пора.
Л.Н. Толстой

Можно презреть, наказать, помочь,
но мучить нехорошо, стыдно, нельзя.
Это ожесточает человека. Надо быть
милосердным.
В. Железников

Не следуй за большинством на зло,
и не решай тяжбы, отступая по боль-
шинству от правды.
Исход.23.2.

Цели и задачи урока:
Помочь учащимся разобраться в идейном содержании повести.
Подвести их к мысли, что жестокость равно разрушительна и для тех, на кого она направлена, и для тех, кто ее совершает.
Учить детей защищать чувство человеческого достоинства.
Сделать вывод о роли детства в жизни человека и о том, как извлекать уроки.

План урока:
Рассказ о Л.Н. Толстом. Л.Н. Толстой и его повесть «Детство».
«Детство – самая счастливая пора» ?
«Темные пятна на страницах детских воспоминаний» - глава «Ивины»:
вопрос лидерства (образ Сережи);
Иленька Грап и мальчики (анализ эпизода).
Надо быть милосердным.
«Детство – самая счастливая пора» !


Ход урока :
Л.Н. Толстой и его повесть «Детство».
- Расскажите, пожалуйста, о нашем замечательном земляке Л.Н. Толстом. (Звучат сообщения детей)
- Сегодня у нас завершающий урок по повести Л.Н. Толстого «Детство». Поделитесь своими впечатлениями.
Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» была написана в 1851 – 1856 годах. Интересно, что при первой публикации повести «Детство» редактор изменил название – «История моего детства». Лев Николаевич был категорически не согласен и прислал письмо главному редактору журнала «Современник» Н.А. Некрасову с возражениями, где в частности были такие слова: «Кому интересна история моего детства!»
- Как вы думаете, почему автор настаивал на своем варианте? Что изменилось при смене названия?
Главный герой трилогии Николенька Иртеньев. От его лица и ведется рассказ.
- Что вы можете сказать о герое?
(во многом автобиографичный образ; это искренний, наблюдательный, чувствительный мальчик; он любит всех, кто его окружает; добро в его сердце всегда побеждает, он честно анализирует свои поступки)

«Детство – самая счастливая пора» ?
Л.Н. Толстой считал, что «детство – самая счастливая пора».
- Согласны ли вы с мнением писателя? Почему?
(один мальчик ответил, что он не может судить объективно, «потому что другого в жизни мы пока ничего не знаем»)
- Что значит «счастливая»? Подберите синонимы к данному слову. (записываем на доске, выбираем лучшие, более подходящие)
- Можно ли слово «счастливая» в данном предложении заменить словами «безоблачная», «беспроблемная»?
Некоторые из взрослых думают, что и в детстве есть много проблем. И проблемы эти особенно трудны: ведь человек сталкивается и с радостью, и с болью впервые. И порой забавная игра незаметно переходит в серьезные взрослые проблемы, решать которые приходится самим детям.

«Темные пятна на страницах детских воспоминаний» - глава «Ивины»
Сегодня мы обратимся к главе «Ивины» из повести Л.Н. Толстого «Детство».
- Кто такие Ивины?
- Кто из Ивиных особенно нравился Николеньке? Почему?
(зачитать портрет Сережи)
- Насколько велико было влияние Сережи на Николеньку? Осознавал ли Сережа свою власть? Приведите примеры.
- О чем сожалеет рассказчик?
(в детстве хотелось стать взрослым, а теперь многое видится в ином свете)
- Что произошло, когда дети играли в разбойников?
- За что Сережа рассердился на Николеньку?
(он боялся показаться слабым)
- Что вы больше всего цените в людях, которые занимают позицию лидера. Вожака группы? Каким, по-вашему, должен быть настоящий лидер группы ребят?
(Записи в тетрадях и на доске: «Настоящий лидер - ). Составление обобщенного портрета настоящего вожака, который может повести за собой людей.

- К компании детей присоединился Иленька Грап. Кто это?
- Что произошло в детской? (чтение или пересказ эпизода)
- Как вы думаете, когда игра перестала быть игрой?
- Как можно распределить «роли» в группе мальчиков: вожак (лидер), преследователи, жертва? Проследите реакцию участников эпизода с Иленькой на все случившееся.
- Почему автор употребляет слово «жертва»? Какой смысл он вкладывает в это слово?
- Чем объясняются поступки детей?
- Еще раз обратитесь к описанию Иленьки Грапа. Оно дается и в детском восприятии Николеньки, и в понимании выросшего Иртеньева. Что изменилось в оценке событий?
- Почему, вспоминая этот эпизод своего детства, рассказчик называет его «темным пятном на страницах детских воспоминаний»?
Иногда бывает очень легко поддаться общему настроению, царящему в группе твоих приятелей. Гораздо труднее в такой ситуации контролировать свои поступки, думать об их последствиях, о том, не принесут ли они страдания другим.

Надо быть милосердным.
Современных писателей тоже интересует тема ответственности за свои поступки. Посмотрим фрагмент из фильма Р. Быкова по повести В. Железникова «Чучело». (Просмотр фрагмента сожжения чучела).
- Опишите чувства, переживаемые вами в процессе просмотра эпизода.
- Сравните, как восприняли сожжение чучела ребята, и как отнеслась к этому Лена. Почему?
Обратимся к эпиграфам к нашему уроку, записанным на доске. Объясните слово «милосердие».
Вывод, к которому приходят ребята после чтения и обсуждения эпиграфов: Какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности!

«Детство – самая счастливая пора» !
- Почему, несмотря на «темные пятна на страницах детских воспоминаний», повесть Л.Н. Толстого «Детство» оставляет светлое чувство?
(Автор считает, что уже в детстве мы познаем добро и зло. Важно научиться вовремя осмыслить и сделать правильный выбор. Переживая эти неприятные моменты, человек взрослеет, учится принимать правильные решения.)

Мнение Л.Н. Толстого, В. Железникова и других русских писателей перекликается со словами Священного Писания, записанными в Притчах, 22. 6
Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет.


Домашнее задание.

Прочитать повесть В. Железникова «Чучело». Ответить на вопросы:
Почему Лену не приняли одноклассники? Изменилось ли их отношение после?
Что потерял город с отъездом Лены Бессольцевой? (символика повести)
15