КТП по окружающему миру в 4 классе по системе Занкова



ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Развёрнутое календарно - тематическое планирование.
Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В. Занкова рассчитана на 68 часов - 2 часа в неделю (34 недели).
Используется следующий учебно-методический комплект:
Н.Я. Дмитриева, К.Н. Казаков. Учебник: Окружающий мир. 4 класс в 2-х частях. Издательский дом «Фёдоров» Издательство «Учебная литература» 2013 г.
Н.Я. Дмитриева. Рабочая тетрадь по окружающему миру. Издательский дом «Фёдоров» Издательство «Учебная литература» 2013 г.
Человек и окружающий мир (21 час)
Универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– интерес к познанию окружающего мира;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу, способу решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха к учебной деятельности;
- осознание своей гражданской идентичности;
- понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
-ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- этические чувства- стыда, вины, совести как регулятора морального поведения;
- понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– принятие ценностей природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивацией учения;
- способности к самооценке на основе критериев учебной деятельности;
- ориентация на реализацию гражданской идентичности в поступках;
- ориентация на искусство как значимую часть человеческой жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем , одноклассниками;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действий;
- вносить необходимые коррективы в исполнение действий на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
Обучающийся получит возможность научиться:
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнении как по ходу его реализации, так и в конце действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве;
- пользоваться знаково-символическими средствами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты –тексты;
-анализировать изучаемые объекты с выделение существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составления целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- устанавливать аналогию.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире, о себе, при возможности с помощью инструментов ИКТ;
- строить логические рассуждения, включающие установления причинно-следственных связей;
- проводить анализируемые изучаемые объекты под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов интернета;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;
- строить рассуждения, включая установления причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации в соответствии с учебной ситуацией;
- допускать возможность существования разных точек зрения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в собственной деятельности;
- адекватно воспринимать и передавать информацию в заданной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать другое мнение и позицию, стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации в сотрудничестве необходимую помощь.
Тема урока Кол-во часов Элементы содержание Предметные результаты Вид контроля Возможные виды деятельности обучающихся МТО Дата
план факт
Человек и окружающий мир (21 час)
1.Сфера разумной жизни. Условия современной жизни.
1 Установить связи между человеком, миром, созданным им, и природой Цивилизация, лента Проведение анализа и сравнений учебного иллюстрационного материала, старых и современных вещей.
Обсуждение изменений, произошедших в жизни древнего и современного города.
Работа с лентой времени: сравнение скорости познания мира в разные исторические периоды.
Сравнение удаленности разных событий по отношению друг к другу.
Классификация объектов окружающего мира.
Составление рассказа на основе представленной схемы времени Описывать объекты окружающего мира, выделять существенные и несущественные признаки.
Устанавливать аналогии между современными и устаревшими предметами быта и техники.
Знать, на основе какого события принято делить историю на два основных периода: до н.э. и н.э.
Определять влияние деятельности человека на окружающую при роду.
Понимать деление исторического времени на периоды: Древнейший мир, Древний мир, Средние века (Средневековье), Новое время, Новейшее время Составление рассказа на основе схемы Проведение анализа и сравнения учебного иллюстрационного материала, старых и современных вещей. Обсуждение изменений, произошедших в жизни древнего и современного города.
Работа с лентой времени: сравнения скорости познания мира в разные исторические периоды.
Сравнение удаленности разных событий по отношению друг к другу.
Классификация объектов окружающего мира. Составление рассказа на основе представленных схем. Иллюстрационный материал. 05.09 2.Первопро-ходцы в науке. Техника и человек 1 Значение достижений в области науки и техники для
жизни современного человека.
Возникновение экологических проблем
Сравнение, классификация транспортных средств.
Осуществление сбора информации о развитии науки и техники, истории возникновения технических устройств, окружающих человека.
Характеристика личностных качеств, помогающих делать открытия в науке.
Составление тематической экспозиции. Обсуждение значения технического прогресса Объяснять влияние промышленности и техники на природу.
Осуществлять классификацию объектов по самостоятельно выделенным основаниям.
Называть транспортные средства, технику, используемую в быту, на различных производствах.
Располагать основные технические изобретения в хронологической последовательности (от наиболее старого к новому).
Знать правила безопасного использования электрических приборов Сравнение, классификация транспортных средств.
Осуществление сбора информации о развитии науки и техники, история возникновения технических устройств, окружающих человека.
Составлять тематические экспозиции.
Обсуждения значения технического прогресса. Таблицы, раздаточный материал, использование материала сайта Википедия 08.09 3.Трудный путь становления медицины.
1 Лекарственные растения
Познакомить детей с особенностями лечения людей в древности ,с лекарственными растениями и их свойствами. ОБЖ. Первая помощь при травмах
Моделирование различных ситуаций, в которых человек попал в беду и ему нужна медицинская помощь.
Работа с текстом: сравнение уровня медицинской помощи в Древнем мире и сегодня Понимать значение понятий «медицина», «здоровье», «болезнь», «врач».
Извлечение информации из познавательного текста.
Называть телефоны экстренной медицинской помощи.
Объяснять необходимость бережного отношения к здоровью Моделирование различных ситуаций, в которых человек попал в беду и ему нужна медицинская помощь.
Работа с текстом: сравнение уровня медицинской помощи в Древнем мире и сегодня.
Иллюстрации 12.09 4.Клетка – основа строения и роста
живых организмов.
1
Что вы знаете о своем организме? Строение и функции клетки. Рассматривание клетки под микроскопом
Различение (опознавание) на рисунках различных клеток.
Схематичная зарисовка строения клетки (ядро, оболочка, цитоплазма).
Рассматривание готовых микропрепаратов при помощи микроскопа (под руководством учителя) Знать строение клетки и зарисовывать ее схематично.
Понимать, что клетка является основой строения и роста всех живых организмов.
Различать клетки тканей человека (костная, мышечная, нервная, эпителиальная) Различие, опознание на рисунках различных клеток.
Схематическая зарисовка клетки ( ядро, оболочка, цитоплазма).
Рассмотрение готовых микропрепаратов при помощи микроскопа Микроскоп, образцы для изучения, раздаточный материал. 15.09 5.Рост и развитие организма человека.
Режим дня в его жизни.
1 Расположение в хронологической последовательности фотографий в разные периоды развития человека.
Анализ внешних изменений, происходящих с человеком, выявление причин и следствий.
Сравнение условий труда людей различных специальностей и их режима дня. Составление режима дня.
Обсуждение и оценивание режима дня одноклассников Понимать причину роста живых организмов.
Осознанно выполнять режим дня.
Объяснять необходимость соблюдения человеком режима дня и его влияние на здоровье Составление режима дня Расположение в хронологической последовательности фотографий в разные периоды развития человека.
Анализ внешних изменений, происходящих с человеком, выявления причин и следствий.
Сравнения условий труда людей различных специальностей и их режима дня.
Составление режима дня.
Обсуждение и оценивание режима дня одноклассников. Фотографии разных периодов развития человека 19.09 6.
Лекарствен-ные растения. Проверочная работа по теме: "Человек и мир, созданный им". 1 Работа с гербарным материалом, текстом учебника и справочными материалами: знакомство с лекарственными растениями и их целебным действием; составление перечня лекарственных растений для лечения простуды и расстройства желудка, которые могут пригодиться в походе.
Изготовление гербарного образца «Лекарственное растение» под руководством учителя.
Изучение лекарственных растений на пришкольном участке Узнавать и называть 3–5 местных лекарственных растений (на выбор ученика).
Знать основные правила сбора, сушки и применения изученных лекарственных растений Проверочная работа Работа с гербарным материалом, текстом учебника и справочными материалами, знакомство с лекарственными растениями и их целебными свойствами для лечения простудных заболеваний и расстройств желудка, которые могут пригодится в походе.
Изготавливать гербарные образцы.
Изучение лекарственных растений на пришкольном участке. Гербарий, справочный материал. 21.09 7.
Средневеко-вье. Практичес-кая работа: определение по карте географического положения Западной Европы и характеристика ее природных условий 1 Работа с картами: определение географического положения Западной Европы и характеристика ее природных условий.
Работа с иллюстрациями и текстом: описание внешнего вида, условий жизни и занятий людей средневекового города. Обсуждение условий жизни средневековых рыцарей (с приведением примеров из литературных произведений, кинофильмов, художественных произведений).
Формулирование «правил» рыцарского поступка Называть интервал времени, именуемый Средневековьем.
Кратко характеризовать природные условия Западной Европы.
Называть страны Западной и Восточной Европы. Уметь работать с картами, иллюстрациями для получения необходимой информации. Называть главные события, произошедшие в период Средневековья на Руси Практическая работа Работа с картами: определение географического положения Западной Европы и характеристика ее природных условий.
Работа с иллюстрациями и текстом : описание внешнего вида, условий жизни и занятости людей средневекового города.
Обсуждать условия жизни средневекового рыцаря.
Формулирование «правил» рыцарского поступка.
Карты, иллюстрации. 26.09 8.Осанка человека. 1 Определение признаков правильной осанки человека.
Обсуждение вопросов: как осанка и жестикуляция человека влияют на восприятие этого человека другими
людьми; важна ли красивая осанка для девочек и мальчиков; одинаковые ли упражнения они должны делать.
Разработка серии физических упражнений для поддержания правильной осанки Объяснять взаимозависимость между осанкой и здоровьем человека.
Называть признаки правильной осанки.
Использовать различные упражнения для формирования правильной осанки Определять признаки правильной осанки.
Обсуждение вопросов: как осанка и жестикуляция человека влияет на восприятие этого человека другими людьми; важна ли красивая осанка для мальчиков и девочек; одинаковые упражнения они должны делать.
Разработка серий физических упражнений для поддержания правильной осанки. Иллюстрации правильной осанки. 01.10 9.Скелет человека.
1 Работа с иллюстрациями и текстом учебника: распознавание и называние на рисунках и муляжах основных костей скелета человека.
Определение значения гибкости позвоночника.
Обсуждение результатов измерения роста утром и вечером Называть основные отделы, составляющие скелет человека.
Уметь проводить измерения и оформлять результаты.
Понимать значение позвоночника в организме человека Работа с иллюстрациями и текстом учебника: распознавать и называть на рисунках и муляжах основные кости скелета человека.
Определить значение гибкости позвоночника.
Обсуждение результатов измерения роста утром и вечером. Иллюстрации, рисунки и муляжи основных костей скелета человека 03.10 10.Скелет человека
(продолжение).
Оказание первой помощи при травмах.
1 Работа с иллюстрациями и текстом учебника: распознавание на рисунках и муляжах основных костей черепа, грудной клетки, конечностей
человека; определение их назначения.
Обсуждение разных травм на основе иллюстрационных материалов.
Составление алгоритма действий при оказании первой помощи человеку, получившему травму Понимать взаимосвязь между строением разных отделов скелета и их функции.
Характеризовать строение конечностей человека.
Определять подвижные и неподвижные сочленения костей и их значение.
Знать правила поведения при получении травмы, оказания первой помощи при порезах, ушибе, травме конечности (вывихе, переломе) Работа с иллюстрациями и текстом учебника: распознавание на рисунках и муляжах основных костей черепа, грудной клетки, конечностей человека: определение их назначения.
Обсуждение разных травм на основе иллюстрационных материалов.
Составления алгоритма действий при оказании первой помощи человеку, получившему травму. Иллюстрации, рисунки, таблицы и муляжи основных костей черепа , грудной клетки и конечностей человека. 05.10 11.Мышцы тела. Практичес-кая работа: анализ и сравнение работы мышц сгибателей и мышц разгибателей на примере руки; наблюдение за работой мышц рук при нагрузке тяжестью. 1 Работа с иллюстрациями: распознавание разных мышц на рисунке (с. 39 учебника), анализ строения мышечной клетки (с. 22).
Сравнение особенностей строения и функций клеток костной и мышечной тканей.
Практическая работа: анализ и сравнение работы мышц-сгибателей и мышц разгибателей на примере руки; наблюдение за работой мышц рук при нагрузке тяжестью.
Обсуждение результатов практической работы Объяснять назначение мышц в организме.
Понимать зависимость развития костно-мышечной системы от занятий спортом.
Уметь на основе наблюдения делать выводы Практическая работа Работа с иллюстрациями: распознавание разных мышц на рисунке с.39. анализ строение мышечной клетки.
Сравнение особенностей строения и функций клеток костной и мышечной тканей.
Практическая работа: анализ и сравнение работы мышц-сгибателей и мышц-разгибателей на примере руки; наблюдение за работой мышц руки при нагрузке тяжестью.
Обсуждение результатов практической работы. Иллюстрации мышц и мышечной ткани 10.10 12.Начало Нового времени.
1 Работа с текстом учебника: знакомство с эпохой Возрождения.
Анализ репродукций картин художников эпохи Возрождения: определение сюжета картины, ее настроения.
Нахождение существенных различий в написании картин.
Выявление достижений науки и культуры (изобретение огнестрельного оружия, печатного станка, появление первых печатных книг, изменение облика городов), особенностей новой культуры Использовать тексты, иллюстрации в целях получения нужной информации.
Определять эпоху Возрождения как этап развития человечества.
Называть 2–3 имени великих художников эпохи Возрождения (на выбор ученика).
Понимать значение основных достижений науки и культуры эпохи Возрождения для дальнейшего развития человеческого общества Работа с текстом учебника : знакомство с эпохой Возрождения.
Анализ репродукции картин художников эпохи Возрождения : определений сюжета картин, её настроение.
Нахождения существенных различий в написании картин.
Выявление достижений науки и культуры, особенностей новой культуры. Репродукции картин эпохи Возраждения. 12.10 13.
Расширение знаний
о Земле. Практичес-кая работа: нахождение на картах и глобусе параллелей и меридиан.
1 Нахождение на картах и глобусе параллелей и меридиан.
Работа с градусной сеткой (системой координат) на примере игры «Морской бой».
Работа с картой: обсуждение маршрута путешествия Колумба.
Нахождение необходимой информации в справочном материале учебника.
Моделирование ситуации: представление себя членом команды Колумба, столкнувшимся с трудностями на
незнакомой земле Показывать на карте и глобусе параллели и меридианы.
Пользоваться градусной сеткой (системой координат)
Характеризовать значение путешествия Колумба.
Называть имя великого мореплавателя – Христофора Колумба.
Соотносить дату открытия Америки с веком и отмечать на ленте времени Практическая работа Нахождение на карте и глобусе параллелей и меридиан.
Работа с градусной меркой на примере игры «Морской бой».
Работа с картой: обсуждение маршрута путешествия Коломба.
Нахождение необходимой информации в справочном материале учебника.
Моделирование ситуации : представление себя членом команды Коломба, столкнувшимся с трудностями на незнакомой земле. Карты, глобус, справочный материал. 17.10 14.
Кругосветное путешествие Магеллана. Практичес-кая работа: маршрут кругосветного путешествия Магеллана; описание рельефа Южной Америки. 1 Работа с картой: обсуждение маршрута кругосветного путешествия Магеллана, нахождение Магелланова пролива; описание рельефа Южной Америки.(исследование0
Нахождение информации в справочном материале учебника Характеризовать значение кругосветного путешествия Магеллана.
Уметь по карте и тексту учебника составлять описание маршрутов великих географических открытий.
Отмечать на ленте времени историческое событие Практическая работа Работа с картой: обсуждение маршрута Магеллана, на прохождение маршрута Магелланова пролива: описание рельефа Южной Америки.
Нахождение информации в справочном материале учебника.
Карта, справочный материал. 19.10 15.Природа Нового света.
1 Установление связи между живой природой и климатическими условиями Северной Америки.
Сопоставление природы России и Северной Америки.
Работа со справочным материалом учебника.
Составление экспозиции из собранного иллюстрационного материала «Природа Северной Америки» Находить на карте географические объекты Северной Америки.
Объяснять причины природного разнообразия Северной Америки.
Сравнивать животный и растительный мир Северной Америки и России.
Обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой.
Сравнивать природные зоны разных материков Установление связи между живой и неживой природой и климатическими условиями Северной Америки.
Сопоставления природы России и Северной Америки.
Работа по справочным материалом учебника.
Составления экспозиции из собранных иллюстраций «Природа Северной Америки». Справочный материал, карта 24.10 16.Развитие науки. Устройство Вселенной.
1 Обсуждение строения Солнечной системы.
Выделение существенных признаков Солнца, Луны, Земли и какой-либо планеты Солнечной системы.
Извлечение необходимой информации из справочного материала учебника.
Создание макета или рисунка Солнечной системы Оценивать влияние открытия Коперника на развитие наук и будущее человечества.
Пользоваться справочниками и дополнительной литературой.
Выделять существенные признаки Солнца, Луны, Земли.
Применять полученные знания при изготовлении макета или рисунка Обсуждение строений Солнечной системы.
Выделение существенных признаков Солнца, Луны, Земли и какой-либо планеты Солнечной системы.
Извлечение необходимой информации из справочного материала учебника.
Создание макета или рисунка Солнечной системы. Иллюстрации солнечной системы, справочный материал. 26.10 17.Законы природы.
1 Извлечение необходимой информации из познавательного текста учебника.
Моделирование ситуации запуска ракеты с Земли и Луны.
Изучение характера падения на землю легких (перышко) и тяжелых (камешек) предметов.
Формулирование вывода Проводить несложные наблюдения в окружающей среде.
Понимать значение открытия Ньютоном закона всемирного тяготения.
Находить причины различных явлений в окружающем мире и делать выводы Извлечение необходимой информации из познавательного текста учебника.
Моделирование ситуации запуска ракеты с Земли на луну.
Изучение характера падения на землю легких и тяжелых предметов.
Формулирование выводов Работа с материалами сайта Prezentacii.com 7.11 18.Открытие невидимого мира.
1 Работа с иллюстративным материалом учебника.
Знакомство с устройством микроскопа.
Рассматривание на рисунках и готовых микропрепаратах (с помощью учителя) микроскопических организмов (по выбору учителя) Понимать роль личности в открытиях и изобретениях научной техники.
Иметь представление о назначении микроскопа, называть его основные части.
Проводить наблюдения с помощью простейшего лабораторного оборудования Работа с иллюстрационным материалом учебника.
Знакомство с устройством микроскопа.
Рассмотрения на рисунках и готовых микропрепаратов микроскопические организме. Микроскоп, рисунки микроскопических организмов, иллюстрации. 9.11 19.Победа над эпидемиями. Правила предупреждения распространения инфекционных заболеваний
1 Извлечение необходимой информации из познавательного текста учебника.
Обсуждение путей распространения инфекционных болезней.
Формулирование правил предупреждения распространения инфекционных заболеваний Иметь представление о понятиях «инфекция», «вакцинация».
Объяснять значение для человечества открытия Дженнера.
Называть 1–2 болезни, против которых детям делают прививки.
Характеризовать пути распространения различных инфекций.
Знать правила предупреждения распространения инфекционных заболеваний Извлечение необходимой информации из познавательного текста учебника.
Обсуждения путей распространения инфекционных заболеваний.
Формулирование правил предупреждения распространения инфекционных заболеваний. Справочный материал, иллюстрации детских болезней. 14.11 20.Правила здорового
образа жизни. Составление правил личной гигиены.
1 Работа с текстом и иллюстрацией в учебнике.
Сравнение традиций соблюдения личной гигиены разных народов.
Составление правил личной гигиены.
Коллективное обсуждение значения закаливания для здоровья человека Характеризовать своими словами значение понятий «гигиена», «закаливание».
Знать основные правила личной гигиены.
Приводить примеры способов закаливания Работа с текстом и иллюстрациями учебника.
Сравнение традиций соблюдения личной гигиены разных народов.
Составления правил личной гигиены.
Коллективное обсуждение значений закаливания для здоровья человека. Иллюстрации. 16.11 21.
Особенности кожного
покрова. Правила пребывания человека на пляже и во время зимних прогулок
1 Рассматривание кожного покрова: обсуждение результатов наблюдения за кожей, определение строения и функций кожи.
Работа с текстом.
Формулирование правил ухода за кожей, а также правил пребывания человека на пляже и во время зимних прогулок Характеризовать значение кожи.
Использовать знания о строении и функциях кожи для сохранения и укрепления здоровья Рассмотрение кожного покрова: обсуждение результатов наблюдения за кожей, определение строения и функций кожи.
Работа с текстом.
Формулирование правил ухода за кожей, а также правил пребывания на пляже и во время зимних прогулок. Микроскоп, образцы для изучения. 21.11 Преобразования в России (10 часов)
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– интерес к познанию окружающего мира;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу, способу решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха к учебной деятельности;
- осознание своей гражданской идентичности;
- понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
-ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- этические чувства- стыда, вины, совести как регулятора морального поведения;
- понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– чувства прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образами мировой и отечественной культуры;
- внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов.
- ориентации на реализацию основ гражданской идентичности в поступках;
- способность к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этических требований;
- ориентация на искусство как значимую часть человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживание им, выражающегося в поступках направленных на помощь и обеспечения благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкций учителя;
– выполнять действия (в устной форме), опираясь на заданный учителем или одноклассниками ориентир;
– осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя, а в некоторых случаях и самостоятельно;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
– принимать участие в групповой работе.
- вносить необходимые коррективы в исполнении действий на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленном на наглядно-образном , словесно-образном и словесно- логических уровнях;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- осуществлять констатирующий контроль по результату и способу действий;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнении в конце действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе;
– кодировать информацию в знаково-символической или графической форме;
– проводить сравнение (последовательно по
нескольким основаниям; наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление);
– проводить классификацию изучаемых объектов;
– осуществлять действие подведения под понятие
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить логические рассуждения, включающие причинно-следственные связи;
- обобщать на основе выделения сущности связи.
- устанавливать аналогию.
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации
в справочной литературе и дополнительных источниках;
– записывать фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать модели и схемы для решения учебной задачи;
- осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
- выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи;
- строить рассуждения, включая установление причинно-следственных связей;
- осознанно владеть общими приемами решения учебной задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– строить монологические высказывания о объектах;
– использовать в общении правила вежливости;
– допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении;
– строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, использовать речь
для передачи информации.
- задавать вопросы.
- формулировать собственное мнение и позицию.
- договариваться и приходить к общему решению в собственной деятельности, а также в ситуации столкновения интересов.
- контролировать действие партнера.
- адекватно воспринимать и передавать информацию.
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать позицию других люде, отличную от собственно;
- задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнеров в сотрудничестве при выработке собственного решения в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- достаточно точно, последовательно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
- осуществлять взаимоконтроль и оказывать необходимую помощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
22.
(1)
Россия при Петре I.
1 Знакомство с личностью царя Петра I.
Сравнение детства царевича Петра и современного школьника.
Работа с иллюстрациями и текстом учебника, исторической и географической картами.
Поиск дополнительной информации в справочниках и энциклопедиях.
Обсуждение причин войны со Швецией Знать имя выдающегося государственного деятеля – царя Петра I.
Понимать, какое значение для России имел выход в открытое море.
Использовать для поиска нужной информации текст и карты Знакомство с личностью Петра 2.
Сравнение детства царевича Петра и современного школьника.
Работа с иллюстрациями и текстом учебника, историческими и географическими картами.
Поиск дополнительной информации в справочниках и энциклопедиях.
Обсуждение войны со Швецией. Исторические и географические карты, иллюстрации. 23.11 23.
(2)
Строительство Санкт-Петербурга.
1 Знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга на основе иллюстративного, текстового материала и электронных ресурсов.(исследование)
Участие в выполнении коллективной компьютерной презентации «Город Петра» Узнавать и называть 1–2 достопримечательности Санкт-Петербурга.
Характеризовать особенности расположения города.
Соотносить исторические события с датами, располагать на ленте времени.
Знать исторический промежуток времени, когда Санкт-Петербург был столицей России (1712–1918) Знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга на основе иллюстрационного, текстового материала и электронных ресурсов.
Участие в коллективной компьютерной презентации «Город Петра». Фотографии Санкт-Петербурга, иллюстрации Работа с материалами сайта Википедия 28.11 24.
(3)
Пётр I: царь и человек.
1 Обсуждение изменений в жизни российского народа, произошедших благодаря указам Петра I.
Работа с текстом учебника.
Выявление значения упрощения алфавита и введения арабских цифр.
Сбор занимательных историй о жизни Петра I (на основе работы с дополнительными источниками информации) Иметь представление о преобразованиях Петра I.
Оценивать влияние преобразований Петра I на жизнь народа и страны Обсуждение изменений в жизни российского народа, произошедших благодаря указам Петра 1.
Работа с текстом учебника.
Выявление значений упрощения алфавита и введении арабских цифр.
Сбор занимательных историй из жизни Петра 1 Справочный материал, портрет Петра 1. 30.11 25.
(4)
Становление российской науки.
М.В. Ломоносов –
Великий русский учёный.
Практичес-кая работа: определение состава и свойств гранита и известняка.
1 Практическая работа: определение состава и свойств гранита и известняка; оформление полученных данных в таблице.
Работа с текстом учебника: знакомство с основоположником русской науки М.В. Ломоносовым.
Ознакомление с работой ученых и учебными заведениями своего региона.
Знакомство с условными обозначениями полезных ископаемых на карте (с. 140– 141).
Нахождение на карте месторождений полезных ископаемых в своем регионе Различать свойства гранита и известняка.
Характеризовать М.В. Ломоносова как выдающегося российского ученого.
Проводить исследования и практические работы.
Оформлять полученные результаты в таблицу
Узнавать условные обозначения полезных ископаемых на карте.
Называть крупные месторождения полезных ископаемых Практичес-кая работа Практическая работа: определения состава гранита и известняка; оформление полученных данных в таблице.
Работа с текстом учебника : знакомство с основоположником русской науки М.В.Ломоносова.
Ознакомление с работой ученых и учебными заведениями своего региона.
Знакомство с условными обозначениями полезных ископаемых на карте. Нахождение на карте месторождений полезных ископаемых в своем регионе. Коллекция горных пород и полез ископаемых, карты полезных ископаемых. 05.12 26.
(5)
Минералы.
1 Ознакомление с горными породами и минералами.
Работа с текстом учебника: рассматривание и сравнение образцов полезных ископаемых: твердых, жидких, газообразных.
Обсуждение использования человеком в разные периоды истории природных материалов.
Работа с лентой времени и сравнение с традиционной лентой времени Иметь представление о разнообразии полезных ископаемых.
Приводить примеры полезных ископаемых (минералов).
Сравнивать и различать твердые, жидкие и газообразные минералы.
Понимать значение свойств полезных ископаемых и их использования в промышленности и сельском хозяйстве Ознакомление с горными породами и минералами.
Работа с текстом учебника: рассмотрение и сравнение образцов полезных ископаемых: твердых, жидких и газообразных.
Обсуждения использование человеком в разные периоды истории природных материалов.
Работа с лентой времени и сравнение с традиционной лентой времени. Коллекция горных пород и минералов. Лента времени. 7.12 27.
(6)
Кладовая недр Земли. Практичес-кая работа: изучение и сравнение свойств песка и глины.
1 Практическая работа: исследование свойств известняка и гранита, представление полученных данных в таблице (проведенный ранее опыт).
Обсуждение процессов разрушения горных пород и выявление их причин.
Практическая работа: изучение и сравнение свойств песка и глины.
Формулирование вывода, опираясь на полученные данные.
Работа с текстом учебника Иметь представление о происхождении известняка и гранита.
Описывать внешний вид природных объектов, сравнивать их.
Формулировать выводы по полученным результатам опытов.
Уметь ставить цель практической работы, планировать ход работы и оценивать ее результаты.
Понимать и обнаруживать непрерывность изменений, происходящих в природе.
Перечислять 2–3 названия драгоценных минералов (на выбор ученика) Практичес-кая работа Практическая работа: исследование свойств известняка и гранита, представление полученных данных в таблице.
Обсуждение процессов разрушения горных пород и выявление их причин.
Исследовательская работа: изучение и сравнение свойств песка и глины.
Формулирование выводов, опираясь на полученные данные.
Работа с текстом учебника. Коллекция известняка и гранита. 12.12 28.
(7)
Руды металлов и горючие полезные
ископаемые.
1 Практическая работа: изучение свойств металлических предметов.
Формулирование вывода.
Работа с иллюстрациями в учебнике: знакомство с разными рудами и образованием горючих полезных ископаемых.
Узнавание полезных ископаемых в коллекциях.
Составление рассказа о нефти от ее добычи до готовой продукции по схеме (с. 120).
Обсуждение правил безопасного поведения при пользовании газовой плитой Приводить примеры руд и горючих ископаемых (на выбор ученика), понимать их значение в народном хозяйстве.
На примере образования полезных ископаемых устанавливать связь между живой и неживой природой.
Составлять рассказ по схеме.
Понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения при пользовании газовой плитой Практическая работа: изучение свойств металлических предметов.
Формулирование выводов.
Работа с иллюстрациями учебника: знакомство с разными рудами и образованием горючих полезных ископаемых.
Узнавать полезные ископаемые в коллекции.
Составлять рассказ о нефти и её добычи до готовой продукции по схеме.
Обсуждение правил безопасного поведения при пользовании газовой плитой. Коллекция металлических предметов, иллюстрации горючих полезных ископаемых. 14.12 29.(8)
Добыча полезных
ископаемых.
1 Обсуждение результатов практической работы «Образование кристаллов соли».
Работа с картой: обозначение крупнейших месторождений полезных ископаемых. Обсуждение особенностей профессии геолога, выявление черт характера Понимать значение понятий «геология», «геолог».
Называть черты характера, помогающие людям разных профессий добиваться успеха. Иметь представление о том, как добывают полезные ископаемые.
Осознавать ценность природы и нести ответственность за ее сохранность Обсуждение результатов практической работы « Образование кристаллов соли.
Работа с картой: обозначение крупнейших месторождений полезных ископаемых.
Обсуждение профессий геолога, выявление черт характера. Карта месторождений полезных ископаемых. 19.12 30.
(9)
Русское военное искусство.
1 Знакомство с личностями великих полководцев – А.В. Суворовым, Ф.Ф. Ушаковым, М.И. Кутузовым.
Поиск познавательной информации о них в различной справочной литературе (в т.ч. в сети Интернет).
Обсуждение хода Отечественной войны 1812 года и значения победы русского народа над Наполеоном Понимать значение понятий «полководец», «отечественная война».
Знать имена великих российских полководцев.
Иметь представление об Отечественной войне 1812 года, называть противника России в этой войне.
Соотносить исторические события с местом на ленте времени.
Характеризовать значение для России побед, одержанных полководцами А.В. Суворовым, Ф.Ф. Ушаковым, М.И. Кутузовым Знакомство с личностями полководцев
А.В.Суворовым, Ф.Ф.Ушаковым, М.И.Кутузовым.
Поиск познавательной информации о них в различной справочной литературе.
Обсуждение хода Отечественной войны 1812года и значение победы русского народа над Наполеоном. Портреты великихполковод-цев, справочная литература. 21.12 31.
(10)
План местности.
Проверочная работа по теме: "Преобразо-вания в России"
1 «Чтение» плана Бородинского сражения.
Описание помещения при помощи плана местности.
Практическая работа: составление простейшего плана местности на примере классной комнаты или территории двора Характеризовать значение понятия «план местности».
Находить отличия между планом местности и физической картой.
Соотносить увеличение карты с ее масштабом.
Определять назначение плана местности и уметь им пользоваться Проверочная работа «Чтение» плана Бородинского сражения.
Описание помещения при помощи плана местности.
Практическая работа: составление простейшего плана местности на примере классной комнаты или территории двора. Экскурсия по Белому Яру. Карта «План местности», план Бородинского сражения, таблица, раздаточный материал. 09.01 Мир человека в Новое время (27 часов)
32.
(1)
Северные земли России.
1 Прослеживание по карте маршрута экспедиций В. Беринга.
Определение и описание природных зон, по которым проходили экспедиции В. Беринга.
Работа с учебником и картой.
Поиск в различных справочных изданиях информации об исследователях Крайнего Севера Оценивать черты характера человека, необходимые исследователям Крайнего Севера.
Использовать карты для описания маршрутов путешественников Прослеживание по карте маршрута В.Беринга.
Определение и описание природных зон , по которым проходили экспедиции В.Беринга.
Работа с учебником и картой.
Поиск в различных справочных изданиях информации об исследованиях Крайнего Севера. Карта, справочная литература 11.01 33.
(2)
Открытие Австралии.
1 Работа с текстом и картами учебника.
Обсуждение географического положения, климатических условий и природы Австралии.
Выявление причин уникальности природы Австралии.
Поиск дополнительной информации Иметь представление об особенностях природы Австралии.
Узнавать на иллюстрациях представителей австралийской фауны Работа с текстом и картой учебника.
Обсуждение географического положения, климатических условий и природы Австралии.
Выявление причин уникальности природы Австралии.
Поиск дополнительной информации. Карта, дополнительная литература. 16.01 11.01
34.
(3)
Открытие Антарктиды.
1 Определение по контурам названия материков.
Описание по карте местоположения и природных условий Антарктиды.
Сравнение полярных областей Северного и Южного полушарий.
Ознакомление с современными исследованиями Антарктиды и их значением для науки.
Моделирование ситуации: с какими трудностями сталкиваются мореплаватели на пути к Антарктиде и при освоении ее «земли».
Работа со справочным материалом учебника Называть имена первооткрывателей Антарктиды – Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.
Описывать климатические условия Антарктиды, называть представителей ее фауны.
Сравнивать Арктику и Антарктику: находить сходства и различия.
Понимать значение исследования Антарктиды для человечества в целом Определять по контурным названиям материков.
Описывать по карте местоположения и природных условий Антарктиды.
Сравнение полярных областей Северного и Южного полушарий.
Ознакомление с современными исследователями Антарктиды и их значением для науки.
Моделирование ситуации: с какими трудностями сталкиваются мореплаватели на пути к Антарктиде и при её освоении .
Работа со справочным материалом учебника. Контурные карты, справочный материал. 16.01
35.
(4)
Дальний Восток России. Природа гор.
1 Сравнение природных зон тундры и субтропиков России.
Составление по карте рассказа о географическом положении и рельефе Уссурийского края.
Работа с текстом и иллюстрациями в учебнике: знакомство с флорой и фауной Уссурийского края.
Обсуждение причины уникальности природы этого края.
Находить на карте изучаемые географические области.
Сравнивать природные зоны России.
Называть представителей (по 3–4 примера) флоры и фауны Уссурийского края.
Понимать причину уникальности этого края.
Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранность. Сравнение природных зон тундры и субтропиков России.
Составление по карте рассказа о географическом положении Уссурийского края.
Работа с текстом и иллюстрациями учебника: знакомство с флорой и фауной Уссурийского края.
Обсуждение причины уникальности природы этого края. Карта, иллюстрации. 18.01 36.
(5)
Природа гор 1 Находить и показывать на карте России горы.
Определение по интенсивности окраски на карте высоких и низких гор.
Фиксирование на рисунке вертикального расположения природных зон в горах или изготовление макета
горы.
Сравнение последовательности распределения природных зон на равнине и в горах; обсуждение причин этого явления Называть части горы.
Характеризовать расположение природных зон в горах.
Объяснять причину их вертикального расположения.
Обнаруживать простейшие взаимосвязи в природных зонах между живой и неживой природой.
Сравнивать последовательность расположения зон в горах и на равнине.
Сравнивать особенности труда и быта людей, живущих в горах и на равнинах Находить и показывать на карте России горы.
Определять по интенсивности раскраски на карте высоких и низких гор.
Фиксировать на рисунке вертикального расположения природных зон в горах или изготовление макета гор.
Сравнение последовательности расположения природных зон на равнине и в горах; обсуждение причин этого явления. Карта 23.01 37.
(6)
Расы человека.
1 Работа с иллюстрациями: определение расы изображенных людей; выявление их принадлежности к географической территории.
Обсуждение нравственных норм и взаимоотношений между людьми разных рас и национальностей.
Проверка и обобщение знаний, полученных при изучении темы «Разнообразие при роды Земли» Называть основные расы человека и их главные признаки.
Проявлять уважение к людям разных национальностей, их верованиям, обычаям, культуре.
Оценивать характер взаимоотношений между разными народами Работа с иллюстрациями: определение расы изображенных людей; выявление их принадлежности к географической территории.
Обсуждение нравственных норм и взаимоотношений между людьми разных рас и национальностей.
Проверка и обобщение знаний , полученных при изучении темы «Разнообразие природы России». Иллюстрации Работа с материалами сайтов ЕКЦОР и Википедия, 25.01 38.
(7)
Развитие науки и техники в XIX–XX веках.
1 Составление рассказа по рисунку «Развитие промышленности и транспорта в XIX–XX веках».
Обсуждение изобретений, подсказанных природой.
Поиск дополнительной информации об изобретении паровоза, самолета или другого вида транспорта Осуществлять классификацию объектов окружающего мира.
Различать прошлое и настоящее, ориентироваться в историческом времени.
Сравнивать производительность ручного и механизированного труда.
Характеризовать значение парового двигателя как главного технического изобретения Составление рассказа Составление рассказа по рисунку «Развитие промышленности и транспорта в 19-20 веках».
Обсуждение изобретений, подсказанных природой.
Поиск дополнительной информации об изобретение паровоза, самолета или другого вида транспорта. Дополнительная литература. 30.01 39.
(8)
Новые знания о человеке.
1 Работа с текстом: отбор информации по заданной теме, обобщение информации.
Поиск дополнительной информации об ученых, изучающих органы тела человека.
Обсуждение новых достижений в области медицины Иметь представление о великих русских ученых И.П. Павлове и И.М. Сеченове.
Иметь представление о современных достижениях медицины подготовить сообщения об одном из органов чувств
Работа с текстом: отбор информации по заданной теме, обобщение информации.
Поиск дополнительной информации об ученых, изучающих органы тела человека.
Обсуждение новых достижений в области медицины. Справоч-ный материал, схема. 01.02 40.
(9)
Нервная система.
1 Обсуждение и оценивание сообщений учеников об органах чувств.
Анализ работы нервной системы и способа получения информации головным мозгом.
Работа со схемой в учебнике: соотнесение органов чувств и отделов головного мозга.
Обсуждение значения сна для человека Иметь представление о нервной системе: головном и спинном мозге, органах чувств.
Оценивать высказывания одноклассников.
Понимать, что головной мозг – центр управления работой всего организма.
Соблюдать правила безопасного поведения.
Осознавать необходимость здорового образа жизни (прогулки на свежем воздухе, хороший сон, легкий ужин) Обсуждение и оценивание сообщений учеников об органах чувств.
Анализ работы нервной системы и способа получения информации головным мозгам.
Работа со схемой в учебнике: соотнесение органов чувств и отделов головного мозга.
Обсуждение значений сна для человека. Схема, таблицы, раздаточ-ный материал. 06.02 41.
(10)
Кровь.
Правила оказания первой помощи пострадавшему при поверхностном ранении кожи
1 Работа с иллюстрацией и текстом в учебнике: выявление функций крови в организме человека.
Изучение состава крови.
Сравнение знаний о крови до и после изучения темы.
Распознавание на рисунках клеток крови.
Ознакомление с правилами оказания первой помощи пострадавшему при поверхностном ранении кожи Понимать значение крови в организме человека и опасность больших ее потерь.
Уметь оказывать первую помощь при поверхностном ранении кожи.
Объяснять необходимость обеззараживания ран Работа с иллюстрациями и текстом учебника: выявление функций крови в организме человека.
Изучение состава крови.
Сравнение знаний о крови до и после изучения темы.
Распознавание по рисунку клеток крови.
Ознакомление с правилами оказания первой помощи пострадавшему при поверхностном ранении ран. Иллюстра-ции08.02 42.
(11)
Путь крови в организме. Практичес-кая работа: измерение частоты сердечных ударов в спокойном состоянии и после приседаний.
1 Работа с иллюстрацией (с. 35 учебника): изучение кровеносной системы и работы сердца.
Практическая работа: измерение частоты сердечных ударов в спокойном состоянии и после приседаний.
Формулирование вывода.
Знакомство с выделительной системой организма.
Сравнение работы органов выделительной системы с работой легких Объяснять значение физических нагрузок на сердце.
Называть органы кровеносной системы.
Иметь представление о значении сердца, знать его местоположение в организме.
Понимать, как клетки организма получают питательные вещества и кислород.
Обнаруживать взаимосвязи между системами органов.
Осознавать организм человека как единое целое.
Осознавать необходимость физических упражнений для укрепления сердца и всего организма.
Называть органы выделительной системы организма человека Практичес-кая работа: 13.02 43.
(12)
Россия в начале ХХ века.
1 Работа с текстом учебника: извлечение информации о важных исторических фактах, соотнесение их с лентой времени.
Поиск необходимой информации в дополнительной литературе, справочных изданиях, интернет-ресурсахИметь представление об основных исторических событиях, произошедших в первой половине ХХ века.
Ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах прошлого и настоящего Работа с текстом учебника: извлечение информации о важных исторических фактах , соотнесение их с лентой времени.
Поиск необходимой информации в дополнительной литературе, справочных изданиях, интернет – ресурсах. Дополни-тельная литература, интернет – ресурсы. 15.02 44.
(13)
Великая Отечественная война
1 Знакомство с ходом Великой Отечественной войны (героические сражения, великие полководцы).
Работа с историческими картами: сравнение карты Европы до и во время ее оккупации гитлеровскими захватчиками.
Составление плана рассказа по тексту Называть даты начала, завершения Великой Отечественной войны.
Иметь представление о ходе Великой Отечественной войны, о советских полководцах.
Иметь представление о героических сражениях Великой Отечественной войны (оборона Брестской крепости, битва под Москвой и др.) Творческое задание:
Подготовить
сообщение о герое
Великой Отечественной войны Знакомство с ходом Великой Отечественной войны.
Работа с историческими картинами: сравнение карты Европы до и во время её оккупации гитлеровскими захватчиками.
Составление плана рассказа по тексту.
Историчес-кие картины, работа с материалами сайтов ЕКЦОР и Википедия 22.02 45.
(14)
Великая Отечественная война (продолжение).
1 Представление сообщений о героях Великой Отечественной войны.
Обсуждение роли мирного населения в борьбе с врагом.
Определение значения победы российского народа над фашизмом Уметь представлять свое сообщение классу, участвовать в обсуждении сообщений одноклассников.
Понимать значение героической победы советского народа над фашизмом.
Осознавать роль мирного населения страны в борьбе с врагом Творческое
задание: найти материалы,
посвященные подвигу российского народа в Великой Отечественной войне Представление сообщений о Великой Отечественной войне.
Обсуждение роли мирного населения в борьбе с врагом.
Определение значений победы российского народа над фашизмом.
Дополни-тельная литература, работа с материалами сайта Википедия 27.02 46.
(15)
Подвиг российского
народа в Великой
Отечественной войне
(подготовка презентации, выставки) 1 Работа с различными информационными источниками: художественными текстами, иллюстрациями, фильмами о войне.
Обработка информации, полученной от людей старшего поколения – бабушек, дедушек.
Составление коллективной выставки или компьютерной презентации «Никто не забыт, ничто не забыто» Оформлять результаты исследовательской работы. Уметь представить их классу.
Описывать подвиги русского народа в Великой Отечественной войне, называть ее героев (2–3 имени).
Ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах.
Иметь представление об истории и выдающихся людях родного края Творческое
задание: подобрать материал о жизни,
культуре и традициях белорусов Работа с различными информационными источниками: художественными текстами, иллюстрациями, фильмами о войне.
Обработка информации, полученной от людей старшего поколения – бабушек, дедушек.
Информа-ционные источники, художест-венные тексты, иллюстра-ции, фильмы о войне. 01.03 47.
(16)
Беларусь.
1 Поиск дополнительной информации о странах, принимавших участие во Второй мировой войне.
Работа с картой: определение местонахождения государства Беларусь, характеристика ее границ.
Анализ природных условий Беларуси, ознакомление с ее культурой.
Сравнение языка, традиций, образа жизни людей Беларуси, Украины и России Называть 2–3 страны, участвовавшие во Второй мировой войне.
Использовать при обсуждении темы подобранный материал.
Характеризовать природные условия Беларуси.
Определять на карте местонахождение Беларуси, называть и показывать на карте ее столицу.
Осознавать связь между российским, белорусским и украинским народами.
Иметь представление о природном заповеднике – национальном парке Беловежская Пуща.
Называть 1–2 памятника древнерусской архитектуры, находящихся на территории Беларуси (города Полоцк, Витебск, Туров) Творческое
задание: подобрать интересный материал о жизни,
культуре и традициях британцев Поиск дополнительной информации о странах, принимавших участие во Второй мировой войне.
Работа с картой: определение местонахождения Беларусь, характеристика её границ.
Анализ природных условий Беларуси, ознакомление с её культурой.
Сравнение языка, традиций, образа жизни Беларуси, Украины и России.
Дополни-тельная литература, карты. 06.03 48.
(17)
Великобритания.
1 Работа с картой: определение местонахождения Великобритании.
Извлечение информации из текста учебника.
Обсуждение сведений о достопримечательностях Великобритании Характеризовать природные условия Великобритании.
Определять на карте местонахождение Великобритании, называть и показывать на карте ее столицу.
Называть достопримечательности Великобритании. В ходе урока использовать подготовленную информацию задание: подобрать интересный материал о том, как передавали информацию в древности и сейчас Работа с картой: определить местонахождения Великобритании .
Извлечение информации из текста учебника.
Обсуждения сведений о достопримечательностях Великобритании.
Карта, фотографии достопримечательнос-тей . 13.03 49.
(18)
Век научных открытий.
Правила безопасного поведения при просмотре телевизора, пользовании компьютером, сотовым телефоном.
1 Участие в обсуждении результатов научно-технических достижений в ходе развития общества.
Выявление положительных и отрицательных последствий стремительного развития науки и техники для человека, природы.
Приведение примеров.
Выделение главной мысли из текста учебника.
Объяснение противоречия: уменьшение размеров технических устройств, которыми пользуется человек, и значительное расширение жилищного массива (например, многоэтажные дома в городах) Сравнивать условия жизни людей в прошлом и настоящем.
Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи.
Выделять главное в тексте.
Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения безопасного поведения (в частности при просмотре телевизора, пользовании компьютером, сотовым телефоном) Участвовать в обсуждении результатов научно-технических достижений в ходе развития общества.
Выявление положительных и отрицательных последствий стремительного развития науки и техники для человека, природы.
Приведение примеров.
Выделение главной мысли из текста учебника.
Объяснения противоречий: уменьшение размеров технических устройств, которыми пользуется человек, и значительное расширение жилищного массива. Иллюстра-ции, справочный материал. 15.03 50.
(19)
Проверочная работа по теме: "Россия в XX веке".
Охрана природы.
1 Извлечение информации о заповедниках России и охраняемых видах растений и животных из текста учебника и справочной литературы.
Обсуждение взаимоотношений человека и природы.
Анализ зависимости благополучия человека от состояния природы и необходимости беречь и защищать ее.
Фиксирование информации в форме таблицы Определять характер взаимоотношений человека и природы.
Находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.
Характеризовать негативное влияние человека на природу.
Знать и соблюдать правила поведения человека на природе.
Иметь представление о способах защиты человеком природных ресурсов.
Уметь фиксировать информацию в форме таблицы Проверочная работа Извлечение информации о заповедниках России и охраняемых видах растений и животных из текста учебника и справочной литературы. Обсуждение взаимоотношений человека и природы.
Анализ зависимости благополучия человека от состояния природы и необходимости беречь и защищать её.
Фиксировать информации в форме таблицы. Иллюстра-ции заповедников России, фотографии животных и растений, справочная литература. 51.
(20)
Органы дыхания человека. Практиче-ская работа: измерение и фиксация объемов грудной клетки при вдохе и выдохе.
1 Работа с текстом и иллюстрациями в учебнике: определение органов дыхания, составление по рисунку рассказа
о прохождении воздуха через носовую полость.
Практическая работа: измерение и фиксация объемов грудной клетки при вдохе и выдохе, формулирование вывода.
Обсуждение проблемы загрязненности воздуха.
Моделирование ситуации по организации очистки загрязненного воздуха в городах.
Составление правил здорового образа жизни Называть органы дыхательной системы.
Характеризовать ее значение для
работы организма.
Объяснять, почему загрязненный
воздух и курение вредны для дыхательной системы человека.
Моделировать ситуации по организации очистки загрязненного воздуха в городах.
Понимать необходимость здорового образа жизни Практическая работа Работа с текстом и иллюстрациями учебника: определение органов дыхания, составление по рисунку рассказа о прохождении воздуха через носовую полость.
Исследовательская работа: измерение и фиксация объемов грудной клетки при вдохе и выдохе, формулировать выводы.
Обсуждение проблемы загрязненности воздуха.
Моделирование ситуации по организации очистки загрязненного воздуха в городах.
Составление правил здорового образа жизни. Иллюстра-ции, таблица, раздаточ-ный материал, метр. 52.
(21)
Растения – природные очистители
воздуха.
Комнатные растения.
1 Составление при помощи учителя «паспорта» комнатных растений, произрастающих в классе и дома, с опорой на подготовленные сообщения.
Уход за комнатными растениями Называть 2–3 вида комнатных растений (по выбору ученика).
Объяснять значение растений в природе.
Описывать действия по уходу за
комнатными растениями.
Собирать, оформлять информацию на заданную тему, представлять ее в виде сообщения.
Участвовать в обсуждении сообщений одноклассников проект "Паспорт" комнатных растений Составление при помощи учителя «паспорта» комнатных растений, произрастающих в классе и доме, с опорой на подготовленные сообщений.
Уход за комнатными растениями. Иллюстра-ции растений. 53.
(22)
Сельское хозяйство. Животноводство.
1 Работа с текстом и иллюстрациями в учебнике: выделение главного в тексте, извлечение необходимой информации,
распознавание сельскохозяйственных животных Приводить примеры сельскохозяйственных животных, характеризовать их ценность для человека.
Называть продукты, получаемые
в сельском хозяйстве сообщение или презентацию о работе животноводческой фермы Работа с текстом и иллюстрациями учебника: выделение главного в тексте, извлечение необходимой информации, распознавание сельскохозяйственных животных. Иллюстра-ции, фотографии животных. 54.
(23)
Сельское хозяйство.
Растениеводство.
1 Представление сообщений (или презентаций): обмен собранной информацией и обсуждение полученных знаний.
Распознавание сельскохозяйственных растений.
Соотнесение продуктов животноводства и растениеводства с различными отраслями промышленности.
Обсуждение проблемы развития растениеводства в вашей местности Приводить примеры сельскохозяйственных растений, в т.ч. возделываемых в своей местности.
Называть отрасли растениеводства.
Представлять классу подготовленное сообщение (или презентацию) Представлять сообщение : обмен собранной информацией и обсуждение полученных знаний.
Распознавание сельскохозяйственных растений.
Соотносить продукты животноводства и растениеводства с различными отраслями
Промышленности.
Обсуждение проблемы развития растениеводства в вашей местности. Дополни-тельная литература, иллюстрации растений 55.
(24)
Состав пищи.
1 Определение содержания питательных веществ и калорийности пищи, срока ее годности по этикетке продукта.
Выявление при помощи справочных таблиц суточного потребления воды и продуктов питания, содержание в продуктах витаминов Осознавать необходимость правильного питания для работы организма.
Различать вещества, составляющие основу пищи (белки, жиры, углеводы).
Характеризовать значение витаминов.
Называть 3–4 важных витамина (на выбор ученика) и объяснять их
значение для организма Определять содержание питательных веществ и калорийность пищи, срок её годности по этикетке продукта.
Выявление при помощи справочных таблиц суточного потребления воды и продуктов питания, содержание в продуктах витаминов. Этикетки разных продуктов, справочная таблица. 56.
(25)
Органы пищеварения.
1 Работа со схемой и текстом в учебнике: распознавание по рисунку органов пищеварительной системы и их функций.
Знакомство с правилами ухода за полостью рта.
Обсуждение необходимости соблюдения гигиены полости рта, регулярного посещения стоматолога.
Проведение гигиены полости рта Называть органы пищеварительной системы.
Характеризовать значение отдельных органов пищеварения для
работы организма в целом.
Иметь представление о строении
зубов, их видах и назначении.
Понимать необходимость гигиены
полости рта.
Уметь правильно чистить зубы Работа со схемой и текстом учебника: распознавание по рисунку органов пищеварительной системы и их функций.
Знакомство с правилами ухода за полостью рта.
Обсуждение необходимости соблюдения гигиены полости рта, регулярное посещение стоматолога. Схема, рисунки органов пищеваре-ния. 57.
(26)
Переработка пищи в организме.
Правила здорового
питания.
1 Работа с текстом учебника: извлечение необходимой информации о продвижении пищи по органам пищеварения,
анализ полученных сведений и составление схемы «Дорога бутерброда».
Обсуждение необходимости правильного питания.
Составление правил здорового питания Определять назначение отдельных
органов пищеварительной системы в процессе пищеварения.
Объяснять, что такое «аппетит».
Участвовать в составлении схемы
«Дорога бутерброда».
Знать и соблюдать правила здорового питания Дополни-тельная литература, раздаточный материал. 58.
(27)
Сохранение здоровья – важнейшая
задача для жизни человека (урок-обобщение).
Контрольная работа по теме: "Мир человека в новое время" 1 Выполнение в группе учебного проекта «Будь здоров!».
Подготовка сообщения (при возможности презентации) и его защита (краткое публичное выступление).
Обсуждение и оценивание качества выполнения собственной работы и работ одноклассников Характеризовать своими словами
значение понятий «здоровье»,
«здоровый образ жизни», «системы органов».
Объяснять, что все органы в организме составляют единое целое.
Называть изученные системы органов.
Осознавать, что режим дня, правильное питание, гигиена и физкультура укрепляют здоровье.
Знать, какие вредные привычки
разрушают здоровье человека Контроль-ная работа Работа с текстом учебника: извлечение необходимой информации о продвижении пищи по органам пищеварения, анализ полученных сведений и составление схемы::
«Дорогой бутерброда».
Обсуждение необходимости правильного питания.
Составление правил здорового питания. Дополни-тельная литература Современная Россия (10 часов)
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебных задач;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата;
– понимание оценок учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (стыда, вины и совести) на основе анализа поступков одноклассников
и собственных поступков;
- осознание своей гражданской идентичности, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину;
- принятие установки на здоровый образ жизни;
- чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образами мировой и отечественной культуры.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учеб
ной задачи;
– адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства сопричастности к наследию России и гордости за свою Родину и народ;
– компетенция в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- моральное сознание, способности к решению моральных проблем на основе позиции учета партнера в общении;
- осознание эстетических представлений и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатия как осознание понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителем, товарищами, родителей и других людей;
– осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя, а в некоторых случаях и самостоятельно;
– принимать участие в работе группами, парами;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при работе с нагляднообразным,
словеснообразным и словеснологическим
материалом в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действий , актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнении как по ходу его реализации , так и в конце действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе;
– кодировать информацию в знаково-символической приведенной в учебной литературе;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи;
– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений;
- строить логические рассуждения, включающие причинно-следственные связи;
- обобщать на основе выделения сущности связи;
- подводить анализируемые изучаемые объекты под понятия разного уровня;
- устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– самостоятельно осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации
в открытом информационном пространстве;
– самостоятельно формулировать выводы
на основе сравнения, обобщения;
- анализ объекта по нескольким существенным признакам;
– проводить сериацию объектов;
– делать эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать участие в работе парами и группами, используя при этом речевые и другие
коммуникативные средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации;
– корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения;
– строить понятные для партнера высказывания;
– договариваться, приходить к общему решению;
– адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;
– контролировать свои действия в коллективной работе;
– использовать в общении правила вежливости;
- задавать вопросы;
-контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своих действий;
- адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.
Обучающийся получит возможность научиться:
– принимать другое мнение и позицию;
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– с учетом целей коммуникаций достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информации;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнером;
- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
59.
(1)
Человек и общество.
Работа с ранее собранной информацией (данными портфолио): с родословным древом, со сведениями о жизни и занятиях предков.
Фиксирование информации о себе.
Обсуждение развития человечества от рода к современному цивилизованному обществу, характера взаимоотношений людей в различных социальных группах.
Выявление значения государства в развитии общества Называть членов своей семьи, описывать роли каждого в совместной жизни.
Осознавать, что любовь, внимание и помощь являются важным условием в жизни каждой семьи.
Описывать свои обязанности в семье, свои увлечения.
Сравнивать жизнь в современном обществе и обществе древних людей.
Объяснять, какое значение имеет существование государства для жизни общества Работа с раннее собранной информацией: с родословным древом, со сведениями о жизни и занятиях предков.
Фиксировать информацию о себе.
Обсуждение развития человечества от рода к современному цивилизованному обществу, характера взаимоотношений людей в разных социальных группах.
Выявление значения государства в развитии общества.
Дополни-тельная информация 60.
(2)
Россия – наша Родина.
Обобщение сведений о нашей стране.
Определение времени в различных часовых поясах России, обсуждение причин этого расхождения.
Обсуждение, какими способами можно добраться из одной точки России в другую, в чем преимущество каждого способа передвижения в данной территории Называть столицу России.
Характеризовать географическое положение России, ее климатические условия, природные богатства, многонациональность.
Называть крупные реки России.
Определять время в различных временных поясах России.
Устанавливать взаимосвязь географического положения местности и наиболее удобного транспорта на ее территории Обобщение сведений о нашей родине.
Определение времени в различных часовых поясах России, обсуждение причин этого расхождения.
Обсуждение, какими способами можно добраться из одной точки России в другую, в чем преимущество каждого способа передвижения в данной территории. Карта поясов РФ 61.
(3)
Москва – столица
России.
Распознавание на фотографиях и рисунках достопримечательностей столицы.
Составление компьютерной презентации «Путешествие по Москве» или написание небольшого сочинения
«Москва – столица России» Обобщать ранее полученные знания о Москве как столице нашего государства.
Называть достопримечательности столицы (на выбор учащегося).
Уметь письменно оформлять полученные впечатления, участвовать в обсуждении написанных работ сообщение о традициях и
культуре какого-либо народа России Распознавать на фотографиях достопримечательности столицы.
Составление компьютерной презентации «Путешествие по Москве» или написание небольшого сочинения «Москва – столица России». Фотографии, иллюстра-ции, дополни-тельный материал. 62.
(4)
Устройство государственной власти.
Записывание полной и сокращенной формы названия нашего государства, обсуждение значения слов, образующих его название.
Работа с картой: изучение деления территории России на административные единицы.
Определение месторасположения своего населенного пункта.
Обсуждение значения и смысла главного закона России – Конституции.
Работа со схемой «Государственная власть Российской Федерации» (с. 105): описание различных ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной) с опорой на текст в учебнике Воспроизводить полное и сокращенное название нашего государства.
Объяснять значение слов, образующих его название.
Называть главный закон государства.
Называть президента Российской Федерации.
Характеризовать значение конституции для существования общества.
Иметь представление об основных правах и обязанностях граждан, в т.ч. детей.
Называть компоненты государственной власти России, объяснять их назначение и взаимодействие Творческое
задание: подобрать интересный
материал о своем крае Записывание полной и сокращенной формы названия государства, обсуждение значений слов, образующих его названия.
Работа с картой: изучение делений территории России на административные единицы.
Определять месторасположения своего населенного пункта.
Конститу-ция63.
(5)Символы и праздники России.
Работа с иллюстрационным материалом: распознавание флага и герба Российской Федерации, регионов нашей страны, символов власти других стран.
Коллективное исполнение гимна России.
Работа с календарем: определение государственных, народных, семейных и профессиональных праздников Узнавать флаг и герб России, называть ее столицу.
Воспроизводить наизусть слова гимна России.
Объяснять назначение государственных символов России.
Осознавать, почему важно уважать символы власти своего государства, гордиться историей своего народа, знать своих предков.
Называть государственные праздники России Обсуждение значения и смысла главного закона России – Конституции.
Работа со схемой «Государственная власть Российской Федерации: описание различных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной) с опорой на текст в учебнике.
Герб, флаг, гимн РФ. 64.
(6)
Родной край – часть
России Определение на карте территориального расположения своего края, его административного центра.
Использование на уроке собранного детьми краеведческого материала.
Составление коллективной презентации «С чего начинается Родина?» Называть адрес своего проживания.
Указывать на карте местоположение своего города или села.
Знать, на территории какого района, республики (области, края) он (оно) находится.
Описывать природные условия своей местности, профессиональную занятость его населения.
Характеризовать памятные даты в истории своего края.
Называть имена земляков, прославивших свою Родину Работа с иллюстрационным материалом: распознавание флага и герба Российской Федерации, регионов нашей страны, символов власти других стран.
Коллективное исполнение гимна России.
Работа с календарем : определение государственных, народных, семейных и профессиональных праздников.
Карта поясов РФ 65.
(7)
Итоговая комплексная контрольная работа Контроль и оценка знаний за учебный год Определять на карте территориального расположение своего края, его административного центра.
Использование на уроке собранного детьми краеведческого материала.
Составление коллективной презентации « С чего начинается Родина.
66.
(8)
Народы России, их культура и традиции.
Оценивание характера взаимоотношений людей с позиции развития этических чувств, доброжелательности, понимания чувств других
людей, уважительного отношения к людям любой национальности.
Подготовка выставки «Культура и традиции народов России – достояние государства» Называть народы, проживающие в своей местности и на территории России.
Знать имена великих российских писателей, художников, композиторов, ученых.
Объяснять, почему важно передавать народные традиции от поколения к поколению.
Осознавать необходимость культурных и духовных ценностей для развития человека, общества Творческое задание: написать
небольшое сочинение «Мой друг (моя подруга) другой национальности» Оценивание характера взаимоотношений людей с позиции развития этических чувств, доброжелательности, понимание чувств других людей, уважительное отношение к людям любой национальности.
Подготовка выставки: «Культура и традиции народов России – достояние государства»
Фотографии, иллюстра-ции, справочный материал. 67.
(9)
Человек в современных условиях. Моделирование ситуации: как найти незнакомую информацию, как себя вести в незнакомом месте. Коллективное обсуждение вопросов: «На что человек должен тратить свое свободное время?», «Умеешь ли ты отдыхать?».
Моделирование ситуации: как найти незнакомую информацию, как себя вести в незнакомом месте (в путешествии, поездке в незнакомый город, в кассе на вокзале, на почте и т.д.) Осознавать, почему темп современной жизни так отличается от темпа жизни наших предков.
Объяснять, как технические устройства позволяют человеку экономить время.
Называть разные источники получения информации Коллективное обсуждение вопросов: «На что человек должен тратить свое время?», « Умеешь ли ты отдыхать?».
Моделирование ситуации: как найти незнакомую информацию, как вести себя в незнакомом месте.
Дополни-тельный и раздаточный материал. 68.
(10)
Нравствен-ные нормы
жизни. Духовное богатство человека
Обсуждение вопроса «Как мы себя ведем, когда на нас смотрят другие люди и когда мы одни?».
Выполнение коллективного проекта «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Работа со справочным материалом учебника.
Участие в обсуждении вопросов: «Что такое духовное богатство человека?», «Помогает ли духовность выживать человеку и обществу в трудные моменты жизни?» Характеризовать своими словами значение понятий «нрав», «нравственность».
Соблюдать основные правила поведения в общественных местах.
Характеризовать своими словами значение понятий «достояние», «духовность».
Описывать внутреннее достояние каждого человека (здоровье, память, различные умения и таланты, чувство радости жизни и т.д.).
Называть качества человека, позволяющие ему быть хорошим другом Следовать инструкции по выполнению заданий. Проверка, обобщение и систематизация знаний по изученным темам. Фрагменты клипов о нравственности.