Потенциалы предмета «Технология» в формировании личностных и метапредметных результатов обучающихся


Потенциалы предмета «Технология» в формировании личностных и метапредметных результатов обучающихся Н.А. Шамшина, начальник отдела воспитательной работы ГБОУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» 23 сентября 2016г. * можно выразить следующими числами: 800.000 квалифицированных инженеров для разных отраслевых сегментов; 25.000.000 рабочих мест, занятых специалистами, готовыми жить и трудиться в условиях высокотехнологичного производства и развития инновационной экономики;Высокий уровень технологической грамотности и технологической культуры населения страны, обеспечивающий не только основу для профессиональной подготовки компетентных и высококвалифицированных работников, но и безопасность, культуру труда и потребления. Потребности экономики и производства страны * ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ОО) ТРАДИЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКАприоритетная установка на передачу знаний и репродуктивные формы их отработкиТрадиционные комплекты и отдельные предметные линии или учебники РАЗВИВАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКАприоритетная установка на развитие личности и активные продуктивные формы работыЗавершенные предметные линии учебников (УМС) объединены в единую учебно-методическую систему на основе принципов развивающего обучения и учебных предметов нового типа развитиеличности * регулятивные коммуникативные познавательные Взаимосвязь всех видов УУД личностные * ЛИЧНОСТНЫЕ:ориентацияценностно-смысловая;в социальных ролях и меж-личностных отношениях МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение:личностное, профессиональное, жизненное Морально-этическаяОриентация на выполнениеморально-нравственных норм;способность к решению моральныхпроблем на основе децентрации;оценка своих поступков Регулятивные:организация деятельности Основы системынаучных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению,преобразованиюи применениюнового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом РЯ Лит ИЯ Мат Е/н Муз ИЗО Тех Физ Соц ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФГОС ООО Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символи- ческих средств, общих схемрешения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие определение границ собственногознания и «незнания» Регулятивные:(управление своей деятельностью)принятие цели, планирование, контроль и коррекция;, оценка Коммуникативные:речевая деятельность;навыки сотрудничества Смыслообразование:мотивация (учебная,социальная); * ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ (ЛИЧНОСТНЫМ, МЕТАПРЕДМЕТНЫМ, ПРЕДМЕТНЫМ) ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ Требования ФГОС ООО к личностным результатам образования Достижение личностных результатов образования в предметной области «Технология» воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде Осознание своей этнической принадлежности на основе изучения культуры своего народа, своего края в процессе выполнения художественно-прикладных изделий и изучения народных ремесел.Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству на основе изучения отечественных достижений в области науки, техники, технологий в историческом и современных аспектах.Формирование уважительного отношения к труду, опыта предметно-практической и проектно-технологической деятельности, выполнения социально значимых объектов труда и проектов.Формирование ответственного отношения к процессу и результатам своего труда, к выполнению своих обязанностей (ролевых функций), как индивидуально, так и в группе.Создание условий для осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования посредством изучения мира профессий, требований рынка труда, путей получения профессионального образования, изучения собственных способностей и склонностей * ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ (ЛИЧНОСТНЫМ, МЕТАПРЕДМЕТНЫМ, ПРЕДМЕТНЫМ) ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ Требования ФГОС ООО к личностным результатам образования Достижение личностных результатов образования в предметной области «Технология» 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; Формирование целостного мировоззрения на современном уровне развития науки, техники и технологий, изучения традиционных и передовых технологий, перспектив их развития и возможностей использования человеком. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, в процессе решения учебно-практических задач и проектной деятельности. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; изучение социальных аспектов взаимодействия человека с техникой и технологиями, социальных технологий. * Требования ФГОС ООО к личностным результатам образования Достижение личностных результатов образования в предметной области «Технология» 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.Развитие эстетического сознания через освоение художественно-творческой и дизайнерской деятельности, декоративно-прикладного искусства и народных ремесел * Требования ФГОС ООО к метапредметным результатам образования Достижение метапредметных результатов образования в предметной области «Технология» 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;   3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; Формирование умения самостоятельно определять цели предметно-практической и проектно-технологической деятельности, ставить и формулировать для себя учебно-практические задачи (конструкторские, технологические, дизайнерские), развивать мотивы и интересы своей познавательной и предметно-практической деятельности.Формирование умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения конструкторских, технологических, исследовательских и других задач в процессе предметно-практической деятельности.Формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами предметно-практической и проектно-технологической деятельности; умения осуществлять самоконтроль своей деятельности в процессе выполнения объектов труда и проектов, соблюдать последовательность выполнения технологических действий; корректировать свои действия в соответствии с условиями деятельности. * Требования ФГОС ООО к метапредметным результатам образования Достижение метапредметных результатов образования в предметной области «Технология» 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;8) смысловое чтение; Формирование умения оценивать соблюдение технологических процессов и действий, свое участие в управлении технологическими процессами.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в предметно-практической и проектно-технологической деятельности.Формирование умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.Формировать умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы, чертежи и графики для решения учебно-практических задач.Смысловое чтение научно-популярных текстов технико-технологической тематики, технической информации. * Требования ФГОС ООО к метапредметным результатам образования Достижение метапредметных результатов образования в предметной области «Технология» 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Формирование умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.Формирование умения осознанно использовать речевые средства, техническую терминологию для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; в процессе планирования, осуществления и регуляции предметно-практической деятельности; владение устной и письменной речью, навыками публичных презентаций.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для предметно-практической и проектно-технологической деятельности; овладение культурой использования в своей деятельности словарей и справочников, содержащих научно-техническую информацию.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. * Изучение предметной области "Технология" должно обеспечить:- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;- совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ * 1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда. Предметные результаты изучения предметной области "Технология" на уровне основного общего образования должны отражать: * Основной целью технологического образования является формирование технологической культуры личности, которая предполагает овладение системой методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей * Под технологической культурой понимается уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой В.Д. Симоненко * Модулями, определяющими сквозное содержание учебного материала в предмете «Технология» являются:Научно-техническая информация и технологическая документация;Технологические процессы и системы;Исследование материалов и структур;Моделирование и конструирование;Методы решения конструкторских и изобретательских задач;Высокие технологии;Управление и контроль за технологиями;Проектирование и выполнение проектов. ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» * Предметная область «Технология» в содержании образования выступает в качестве основного интеграционного механизма, позволяющего в процессе предметно-практической и проектно-технологической деятельности синтезировать естественно-научные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека Потенциалы предмета «Технология» Межпредметные (интегративные) связи технологии с учебными предметами ТЕХНОЛОГИЯ Алгебра, геометрия проведении расчётных операций, графических построений Свойства конструкционных и текстильных материалов, пищевые продукты анализ технологий получения и преобразования объектов живой природы, источники сырья, экологические проблемы трактовка терминов, понятий декоративно-прикладное искусство, основы дизайна Физика Химия Биология изучение материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий изо Иностр. язык Речевое развитие, работа со словарем Русский яз Соблюдение гигиенических норм и безопасных приемов труда в процессе изготовления изделия, приготовления пищи. Культура питания ОБЖ * Именно предмет «Технология» обеспечивает использование самых разнообразных межпредметных связей для их практической реализации в прогрессивные идеи, продукты и услуги, удовлетворяющие потребности человека, общества и государства. Только этот предмет дает возможность реализовать сквозные линии в экономическом, экологическом, правовом, предпринимательском образовании, позволяет обучающимся овладеть навыками преобразования материалов, энергии, информации и обеспечивает успешность семейно-ролевой и профессиональной социализации. В рамках предмета «Технология» обучающиеся получают возможность сконструировать проект своей будущей семейной и профессиональной жизни, овладевая необходимым опытом ведения хозяйства, которого в силу различных причин уже не может обеспечить современная семья.Осваивая региональное содержание предмета, знакомясь с историко-культурным наследием прошлого, с традициями, обычаями, ремеслами народов проживающих в регионе, приобретают знания основ национальной и родовой культуры, без освоения которой невозможно обеспечить становление духовно-нравственной личности, формирование технологической культуры. Потенциалы предмета «Технология» * Предметная область «Технология» является основным средством реализации технологического образования обучающихся и формированием у них одного из направлений общей культуры личности – технологической культуры. Социальное, личностное и когнитивное развитие обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования в предметной области «Технология» реализуется:в процессе усвоения научных (теоретических) и технологических знаний в процессе осуществления предметно-практической и проектно-технологической деятельности; в процессе познания мира техники и технологий, исследования свойств и характеристик материалов, изучения возможностей управления техническими системами и технологическими процессами;в процессе изучения традиций народов России, культурных и национальных особенностей традиционных ремесел и изделий декоративно-прикладного искусства, освоения разных видов художественной обработки материалов и художественного конструирования;в процессе самоопределения обучающихся в трудовой, преобразовательной деятельности, начиная от организации рабочего места до определения профессиональных предпочтений и построения планов профессионального и личностного развития. * Целью создания объединенной издательской группы «ДРОФА» - «ВЕНТАНА-ГРАФ» является интеграция ресурсов ведущих российских издательств и направление их деятельности на создание и продвижение новых поколений учебной литературы, отвечающей не только вызовам электронно-образовательной среды, но и глубинным процессам современного образования в целом.Учебники этих трех издательств, вошли в Федеральный перечень (485 наименований) и зарекомендовали себя как современные и эффективные дидактические средства. Все они будут переданы на экспертизу для включения в ФП 2017 года.   Гуру экономики говорят, что кризис — это время, когда надо вкладываться не в активы, а в смыслы. Те, кто способны вложиться в свои идеи во время кризиса — первые кандидаты на победу. Объединенная издательская группа «ДРОФА» — «Вентана-Граф» — «Астрель» объявила о создании огромного по любым меркам Фонда поддержки инициатив в области развития учебного книгоиздания и образовательной среды в размере 500 млн. рублей, которые в течение трех лет обеспечат глубокое осмысление природы современного учебника и, как надеются создатели Фонда, это приведет к созданию учебников совершенно нового типа, востребованных всеми участниками образовательных отношений. Олег Новиков, руководитель объединенной издательской группы «ДРОФА» — «Вентана-Граф» — «Астрель», сообщил, что процесс осмысления современного учебника и образовательной среды будет проходить под руководством Общественного педагогического совета. * * Линии преемственных УМК по технологии ООО 5 – 9 классы Е.А. Лутцева Базовый уровень М.В. Хохлова, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко «Метод проектов» .Линия УМК под ред. И.А. Сасовой Курсы по выбору «Традиционная линия» Н.В. Синица, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко и др. «Универсальная линия» Линия УМК авторкого коллектива Н.В. Синица, А.Т.Тищенко, В.Д. Симоненко В.Д. Симоненко, О.П.. Очинин и др. * Электронное приложение http://drofa-ventana.ru/ Линия УМК Н. А. Малышево . Технология (1-4) Благодарим за внимание! Контакты для связи:+7 (495) 000 00 00name@drofa.ru Благодарим за внимание! Контакты для связи:+7 (495) 270 13 53shamshina.na@vqf.ru