Разработка урока по биологии на тему Различия в строений клеток Эукариот и прокариот (9 класс)

Урок биологии в 9 классе.
Тема: различия в строении клеток эукариот и прокариот.
Цель урока: установить черты сходства и различия в строении клеток эукариот и прокариот.
Задачи:
- обучающие: расширить знания учащихся о строении бактерий и их значении в природе и жизни человека; выполнить задания на закрепление изученного материала; проконтролировать усвоение материала по теме урока.

- развивающие: развивать познавательную активность учащихся, умение сравнивать, анализировать и делать выводы; способствовать развитию интереса к предмету;

- воспитывающие: воспитывать усидчивость, трудолюбие; прививать чувство коллективизма, умение выслушивать друг друга.

Тип урока:
- по основной дидактической цели: урок изучения нового материала.

Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
+ На протяжении нескольких уроков мы расширяли свои знания о строении клетки. А строение какой клетки мы рассматривали?
- Эукариотической
+ Почему это клетка эукариот?
- т.к. клетка имеет хорошо оформленное ядро.
+ Сейчас мы проверим наши знания о строении эукариотической клетки. Некий ученик 9 класса подготовил утверждения по теме: «Особенности строения эукариотической клетки», а утром он обратил внимание, что страницы лежат неровной стопкой, а некоторые валяются на полу. Только теперь он вспомнил, что забыл пронумеровать страницы. Колонки с названиями органоидов и особенностями их строения были перепутаны. И вся информация не соответствует действительности. Что же делать? Надежда только на вас! Поможем найти ошибки и попытаемся дозвониться до этого ученика. Вы разделитесь на 2 группы: 1 группа – работает с текстом, в котором нужно исправить ошибки. 2 группа – попытается дозвониться этому ученику (игра «Телефон»).
Задание для 1 группы.
Пластиды образуются двумя слоями липидов, в которые погружены молекулы белков. (клеточная мембрана)
Клеточная мембрана – это важнейшая часть клетки. Чаще всего имеет шаровидную или овальную форму. (ядро)
ЭПС участвует в формировании цитоскелета клетки и играет важную роль при её делении. (клеточный центр)
Клеточный центр маленькие пузырьки, содержащие в себе большой набор ферментов, способных разрушать пищевые вещества. (лизосомы)
Рибосомы – это органоид растительных клеток, которые способны самостоятельно размножаться. (пластиды)
Ядро внутренняя полужидкая среда мелкозернистой структуры. Выполняет транспортную функцию. (цитоплазма)

Задание для 2 группы.
Цитоплазма - 1
Клеточная мембрана - 2
Ядро - 3
ЭПС - 4
Рибосомы - 5
Комплекс Гольджи - 6
Лизосомы - 7
Митохондрии - 8
Пластиды - 9

Это органоиды растительных клеток. Они имеют двух мембранное строение.
Образована двойным слоем молекул липидов и молекулами белков.
Внутренняя полужидкая среда мелкозернистой структуры.
Покрыты наружной и внутренней мембраной. Внутренняя мембрана имеет многочисленные складки и выступы – кристы.
Важнейшая часть клетки. Чаще всего имеет шаровидную или овальную форму.
Это небольшие шарообразные органоиды, образованные рибонуклеиновыми кислотами и белками.
Ответ (92-18-35)
+ Давайте проверим, что же у вас получилось. Слушаем первую группу.
(Слайд 1)
+ Теперь посмотрим, какой номер телефона получился у 2 группы.
-
(Слайд 2) + Верный номер выглядит так: 92 – 18 -35
3. Новый материал.
1) Сообщение темы и целей урока.
+ Чем же эукариоты отличаются от прокариот?
- Эукариоты имеют хорошо оформленное ядро, а прокариоты – ядра не имеют.
+ Только ли этим клетки эукариот и прокариот отличаются друг от друга?
-
+ Как узнать?
- Надо сравнить и выяснить эти различия.
+ Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
- Различия в строении клеток эукариот и прокариот.
(Слайд 3) + Тема нашего сегодняшнего урока: Различия в строении клеток эукариот и прокариот.
+ А какова же будет цель урока? Попробуйте её сформулировать.
- Найти черты сходства и различия в строении клеток эукариот и прокариот.
+ Цель нашего урока - установить черты сходства и различия в строении клеток эукариот и прокариот.
2) Сообщение нового материала.
(Слайд 4) + Все прокариоты объединены в царство Дробянки. Всего к этому царству относят около 3000 видов организмов.
(Слайд 5) + Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал голландский натуралист Антони ванн Левенгук. Произошло это в 1676 году. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули». Лишь в 1828 году Христиан Эренберг ввёл в употребление название «бактерии». В 1930-е годы изобрели электронный микроскоп и началось изучение строения бактериальной клетки. В 1937 году Э.Чаттон предложил делить все организмы на прокариот и эукариот.
(Слайд 6) + Скажите, какие группы бактерий выделяют по форме клеток?
-
+ По форме клеток различают несколько групп бактерий: шаровидные (кокки), прямые палочковидные (бациллы), изогнутые в виде запятой (вибрионы), спирально изогнутые (спириллы) и др.
(Слайд 7) + Что может являться средой обитания прокариот?
-
+ Прокариоты живут в воде, воздухе, почве, на теле живых организмов, а так же на теле растений и животных, в том числе и человека, в горячих источниках и в снегах полярных областей. На слайде представлены кожные бактерии, выращенные в чашке Петри.
(Слайд 8) + Кем являются прокариоты по способу дыхания? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр 59.
- Анаэробы – им не нужен кислород воздуха.
+ Оказывается, по способу дыхания бактерии делятся на две группы:
анаэробы – развивающиеся только при отсутствии свободного кислорода и аэробы.
+ В каких условиях будут развиваться аэробы?
- Только при наличии кислорода в окружающей среде.
(Слайд 9) + Как размножаются прокариоты? (Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр 59).
-
+ Прокариоты чаще размножаются бесполым путём, а именно поперечным делением клетки надвое. Этому предшествует самоудвоение молекулы ДНК. При благоприятных условиях деление происходит каждые 20-30 минут. Половой процесс, т.е. процесс обмена генетическим материалом, у прокариот встречается значительно реже. А почкование встречается как исключение.
(Слайд 10) + Когда бактерии образуют споры?
- В неблагоприятных условиях.
+ О спорообразовании у бактерий мы послушаем сообщение.
(Сообщение) - При неблагоприятных условиях цитоплазма бактериальной клетки сжимается, отходит от материнской оболочки, округляется и образует на своей поверхности новую, более плотную оболочку. После этого прежняя бактериальная клетка разрушается и спора выходит наружу. Спора может десятилетиями быть в неактивном состоянии, переноситься водой и ветром. Споры выдерживают 10 минутное кипячение при 100 С, переносят высушивание в течение 100 лет. Убийственным фактором для спор являются прямые солнечные лучи или искусственное облучение ультрафиолетовыми лучами.
+ Напомните мне для чего нужны споры бактериям, т.е. прокариотам?
- В таком состоянии они переносят неблагоприятные условия.
+ А образуются ли споры у эукариот?
- Образуются у грибов.
+ Для чего нужны споры эукариотам?
- Для размножения.
(Слайд 11) + Что изображено на данном слайде?
- клетки
+ На слайде изображены клетки эукариот и прокариот. Давайте сравним строение этих клеток. Для этого вы самостоятельно заполните таблицу в рабочей тетради стр 35 задание 69. В таблице представлены органоиды, напротив которых вы будете ставить знаки + или - в соответствующие графы. Рисунки эукариотической и прокариотической клетки перед вами, работаем.
-
+ Давайте посмотрим, что же у вас получилось. В чём сходство данных клеток? Чем же отличается строение этих клеток?
-
(Слайд 12) + Действительно, в прокариотической клетке отсутствуют:
Оформленное ядро
Пластиды
ЭПС
Митохондрии
Комплекс Гольджи
(Слайд 13) + Прокариотические клетки обычно очень малы: их размеры обычно не превышают 10мкм. У них нет ядерной оболочки. В цитоплазме имеется одна крупная кольцевая двухцепочечная молекула ДНК, длина которой в 700 или 1000 раз превышает длину самой клетки. У прокариот имеются мелкие рибосомы. Их количество достигает около 20 тысяч. Клетка окружена мембраной. Плазматическая мембрана по структуре и функциям не отличается от мембраны эукариотической клетки.
+ А каково строение и функции мембраны эукариот, а соответственно и прокариот?
- Клеточная мембрана образована двойным слоем молекул липидов и молекулами белков. Функции: защитная, обеспечивает форму клеток и их взаимосвязь между собой, избирательно пропускает внутрь клетки необходимые вещества и выводит продукты обмена.
+ У большинства прокариот поверх мембраны выделяется защитная клеточная стенка, придающая ей прочность и защищающая содержимое клетки от воздействия неблагоприятных условий.
+ С помощью чего прокариоты передвигаются?
-
+ Прокариоты часто имеют органы движения – жгутики и реснички.
(Слайд 14) + О роли бактерий в природе и жизни человека нам расскажет .
(Сообщение) – Деятельность бактерий разнообразна и имеет большое значение в природе и жизни человека. Ещё полтора века назад великий французский микробиолог Л.Пастер понял, что без микроорганизмов гниения и брожения жизнь на Земле стала бы невозможной. Почва в основном представлена бактериями гниения. Они разлагают органические остатки (отмершие тела растений и животных) до веществ, которые потребляют растения: углекислого газа, воды и минеральных солей. Чем больше бактерий в почве, тем выше её плодородие.
(Слайд 15) Молочнокислые бактерии превращают молоко в простоквашу и кефир. Они же образуют кислое тесто, разные сорта сыра, квашеную капусту и огурцы. Некоторые бактерии приспособлены к жизни на покровах и в кишечнике животных. Жвачные животные содержат в своих сложных желудках огромное количество бактерий, расщепляющих клетчатку растений. На коже человека обитает немало бактерий, потребляющих органические вещества пота (запах пота – это запах бактериальных продуктов обмена), поэтому необходимо соблюдать правила гигиены. Но больше всего бактерий в содержимом наших кишечников. Существуют бактерии-симбионты.
(Слайд 16) Например, клубеньковые бактерии, образующие клубеньки на корнях бобовых растений. Они свободно живут в почве, но фиксировать молекулярный азот из воздуха могут только в симбиозе с корнями, переводя его в форму, доступную для всасывания растениями. Ещё одним симбионтом из мира бактерий являются сине-зелёные водоросли (цианобактерии), которые входят в состав лишайников.
(Слайд 17) Есть и бактерии-паразиты. Они активно размножаются в организме человека и вызывают очень опасные заболевания. Широко распространена опасная болезнь дизентерия. Дизентерийная палочка, размножаясь в кишечнике, вызывает его сильное расстройство. Близкими возбудителями вызывается сальмонеллёз и брюшной тиф. Все они называются «болезнями грязных рук», но заразиться ими можно и через мух, загрязнённую пищу и воду. Многие бактерии поражают дыхательные пути, и человек заболевает ангиной.
(Слайд 18) К мерам борьбы с возбудителями инфекционных заболеваний относятся: проведение предохранительных прививок, термическая обработка продуктов питания, соблюдение основных гигиенических требований, дезинфекция помещений.

4. Закрепление нового материала.
(Слайд 19) + Что бы закрепить изученный материал, мы с вами поиграем в игру «Вопрос соседу». 1 круг – задаём вопрос соседу справа, 2 круг – вопрос соседу слева. Вам минута, чтобы придумать по два вопроса.
-
+ Следующее задание, которое вы выполните самостоятельно – оцените утверждения. Перед вами 10 утверждений, если утверждение верное, то ставите +, если утверждение ложное, то -.
Все прокариоты объединены в царство Дробянки. (+)
Прокариоты часто имеют органы передвижения – жгутики и реснички. (+)
Клетка прокариот имеет хорошо оформленное ядро. (-)
Прокариоты чаще всего размножаются почкованием. (-)
У прокариот имеются мелкие рибосомы. (+)
У прокариот нет ядерной оболочки.(+)
Прокариоты размножаются с помощью спор. (-)
Пластиды у прокариот отсутствуют (+)
Дизентерия – это болезнь «грязных рук». (+)
Чем больше бактерий в почве, тем больше её плодородие. (+)
(Слайд 20) + А теперь давайте проверим. На слайде представлены ложные утверждения. Оцените свою работу: «5» - 10 верных ответов
«4» - 8 – 9 верных ответов
«3» - 6 -7 верных ответов.
5. Итог урока.
+ Наш урок подходит к концу. Давайте подведём его итог. Напомните мне цель нашего урока. (Слайд 21) Достигли ли мы цели?
-
+ Почему вы так считаете?
-
+ (Оценивание учащихся за работу на уроке)
6. Домашнее задание.
(Слайд 22) Параграф 2.7 на стр 58 – 60 учебника.
Оцените утверждения.
Все прокариоты объединены в царство Дробянки.
Прокариоты часто имеют органы передвижения – жгутики и реснички.
Клетка прокариот имеет хорошо оформленное ядро.
Прокариоты чаще всего размножаются почкованием.
У прокариот имеются мелкие рибосомы.
У прокариот нет ядерной оболочки.
Прокариоты размножаются с помощью спор.
Пластиды у прокариот отсутствуют.
Дизентерия – это болезнь «грязных рук».
Чем больше бактерий в почве, тем больше её плодородие.



Оцените утверждения.
Все прокариоты объединены в царство Дробянки.
Прокариоты часто имеют органы передвижения – жгутики и реснички.
Клетка прокариот имеет хорошо оформленное ядро.
Прокариоты чаще всего размножаются почкованием.
У прокариот имеются мелкие рибосомы.
У прокариот нет ядерной оболочки.
Прокариоты размножаются с помощью спор.
Пластиды у прокариот отсутствуют.
Дизентерия – это болезнь «грязных рук».
Чем больше бактерий в почве, тем больше её плодородие.



Оцените утверждения.
Все прокариоты объединены в царство Дробянки.
Прокариоты часто имеют органы передвижения – жгутики и реснички.
Клетка прокариот имеет хорошо оформленное ядро.
Прокариоты чаще всего размножаются почкованием.
У прокариот имеются мелкие рибосомы.
У прокариот нет ядерной оболочки.
Прокариоты размножаются с помощью спор.
Пластиды у прокариот отсутствуют.
Дизентерия – это болезнь «грязных рук».
Чем больше бактерий в почве, тем больше её плодородие.

Задание для 1 варианта.
Пластиды образуются двумя слоями липидов, в которые погружены молекулы белков.
Клеточная мембрана – это важнейшая часть клетки. Чаще всего имеет шаровидную или овальную форму.
ЭПС участвует в формировании цитоскелета клетки и играет важную роль при её делении.
Клеточный центр маленькие пузырьки, содержащие в себе большой набор ферментов, способных разрушать пищевые вещества.
Рибосомы – это органоид растительных клеток, которые способны самостоятельно размножаться.
Ядро внутренняя полужидкая среда мелкозернистой структуры. Выполняет транспортную функцию.




Задание для 2 варианта.
Цитоплазма - 1
Клеточная мембрана - 2
Ядро - 3
ЭПС - 4
Рибосомы - 5
Комплекс Гольджи - 6
Лизосомы - 7
Митохондрии - 8
Пластиды - 9

Это органоиды растительных клеток. Они имеют двух мембранное строение.
Образована двойным слоем молекул липидов и молекулами белков.
Внутренняя полужидкая среда мелкозернистой структуры.
Покрыты наружной и внутренней мембраной. Внутренняя мембрана имеет многочисленные складки и выступы – кристы.
Важнейшая часть клетки. Чаще всего имеет шаровидную или овальную форму.
Это небольшие шарообразные органоиды, образованные рибонуклеиновыми кислотами и белками.




Сравнение строения клеток эукариот и прокариот.

Органоид
Содержится в клетках


эукариот
прокариот

Ядро



Клеточная мембрана



Цитоплазма



Рибосомы



Митохондрии



Эндоплазматическая сеть



Комплекс Гольджи



Пластиды




Сравнение строения клеток эукариот и прокариот.

Органоид
Содержится в клетках


эукариот
прокариот

Ядро



Клеточная мембрана



Цитоплазма



Рибосомы



Митохондрии



Эндоплазматическая сеть



Комплекс Гольджи



Пластиды




Сравнение строения клеток эукариот и прокариот.

Органоид
Содержится в клетках


эукариот
прокариот

Ядро



Клеточная мембрана



Цитоплазма



Рибосомы



Митохондрии



Эндоплазматическая сеть



Комплекс Гольджи



Пластиды





Сравнение строения клеток эукариот и прокариот.

Органоид
Содержится в клетках


эукариот
прокариот

Ядро



Клеточная мембрана



Цитоплазма



Рибосомы



Митохондрии



Эндоплазматическая сеть



Комплекс Гольджи



Пластиды




Сравнение строения клеток эукариот и прокариот.

Органоид
Содержится в клетках


эукариот
прокариот

Ядро



Клеточная мембрана



Цитоплазма



Рибосомы



Митохондрии



Эндоплазматическая сеть



Комплекс Гольджи



Пластиды




Заголовок 2 Заголовок 315