Разработка урока по биологии на тему Различие в строении клеток эукариот и прокариот (9 класс)


Класс: 9. Дата: 01.02.2017г Предмет: Биология «Общая биология»
Тема: «Различия в строении клеток эукариот и прокариот»
Тип урока: Урок изучения нового материала
Вид урока: Комбинированный
Цели урока: Систематизировать знания о строении и функциях компонентов и органоидов эукариотической клетки.
Проверить умения сравнивать различные типы клетки.
Выявить основные различия между прокариотами и эукариотами.
Воспитывать любознательность, самостоятельность, уважение друг к другу.
Оборудование: Учебник «Биология»А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.; мультимедийный проектор; экран; таблицы “Строение эукариотической клетки”, “Строение прокариотической клетки”, «Клетки простейших».
Дидактический материал: презентация по теме «Углерод», карточки с заданиями, набор индивидуальных заданий для домашней работы.
Ход урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Проверка домашнего задания.
4. Изучение нового материала
V  Итог урока
Приветствие
(слайд №1)
 На протяжении нескольких уроков, мы расширяли знания о строении эукариотической клетки. И сегодня на уроке мы будим говорить о различии в строении клеток эукариот и прокариот.
Сегодня на уроке: (слайд №2)
Систематизируем знания о строении и функциях компонентов и органоидов эукариотической клетки.
Проверим умения сравнивать различные типы клетки.
Выявим основные различия между эукариотами и прокариотами.
3.Но для начала  проверим,  насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих уроков по теме «эукариотическая клетка».
Фронтальный опрос
И сейчас проведем диагностику начального состояния знаний и умений.
Какая клетка называется эукариотической?
Назовите 3 основных компонента клетки?
Давайте вспомним органоиды цитоплазмы. Необходимо будет назвать и показать одномембранные органоиды.
- двумембранные.
- немнмбранные2. Задания по карточкам.
Ученик 9 класса подготовил реферат по теме «Особенности строения эукариотической клетки», а утром обратил внимания на то, что страницы лежат неровной стопкой. Только теперь он вспомнил, что забыл пронумеровать страницы. Колонки с названиями органоидов, с определением их функций были перепутаны. Вся информация не соответствует действительности. Помогите установить соответствие.
А теперь возьмите задание №1, которые лежат у вас на парте. Работая в парах,  вам необходимо будет найти ошибки и их исправить.
На выполнения этого задания дается 2 минуты.
 (слайд №3)
А сейчас проверим правильность выполнения.
3.Таблица «Сравнительная характеристика строения клеток эукариот»
 Мы выделяли общие черты строения, внешне разнообразных клеток. Почему же они, несмотря на такую несхожесть, относятся к эукариотам?
Я читаю признак, а вы характеризуете клетку.
(слайд №4)
4.На нашей планете обитает великое множество самых различных организмов, и все это огромное разнообразие может быть отнесено либо к эукариотами, либо к прокариотам.Особенности, которых надо знать.
Но для начала давайте вспомним, что обозначает термин «прокариоты»
Все прокариоты объединены в царство Дробянки. Относится около 3000 видов организмов. А к эукариотам относится более 2 мил. видов организмов.
Работа с учебником.
Но чтобы достигнуть цели урока вам необходимо познакомиться со строением и жизнедеятельностью покариотической клетки.
Откройте учебник на с.58 и прочтите §2.7.
Работать будем по плану:
Назвать представителей прокариот и место обитания.     (слайд №5)
Особенности дыхания прокариот.  (Слайд №6)
Многие прокариоты — анаэробы, т. е., в отличие от подавляющего большинства эукариот, им не нужен кислород воздуха. С другой стороны, многие прокариоты способны захватывать и использовать для своих нужд азот воздуха, чего не могут эукариотические организмы.
Размножение прокариот. (Слайд №7)
Прокариоты чаще размножаются бесполым путем, а именно делением клетки надвое. Половой процесс, т. е. процесс обмена генетическим материалом, у прокариот встречается значительно реже. Многие прокариоты, например бактерии, в неблагоприятных условиях способны образовывать споры. При этом содержимое бактериальной клетки сжимается, и вокруг него выделяется плотная оболочка. После этого прежняя бактериальная клетка разрушается, и спора выходит наружу. Спора может десятилетиями быть в неактивном состоянии, переноситься водой и ветром. Она не боится высыхания, холода, жары. Убийственным фактором для спор являются прямые солнечные лучи или искусственное облучение ультрафиолетовыми лучами. При попадании в благоприятную среду из споры быстро образуется бактерия.
Споры многих бактерий способны выдерживать 10 минут при температуре 100 С. Высушивание  переносит в течении 100 лет. И по некоторым данным сохранятся жизнеспособными в течении 1000 лет.
Особенности строения прокариотической клетки. (Слайд №8)
Прокариотические клетки обычно очень малы: их размеры не превышают 10 мкм. У них нет ядерной оболочки, и единственная хромосома часто имеет кольцевидную форму и находится непосредственно в цитоплазме клетки. Клетка окружена мембраной, поверх которой у большинства прокариот выделяется защитная клеточная стенка, фиксирующая форму клетки и придающая ей прочность. Внутри прокариотической клетки отсутствуют органоиды, окруженные мембранами, т. е. в ней нет эндоплазматической сети (ее роль выполняют многочисленные выступы клеточной мембраны), нет митохондрий, нет пластид. Рибосомы у прокариот мелкие. Прокариоты часто имеют органоиды движения — жгутики и реснички.
Зная характеристику клеток,  давайте сравним эукариотическую и прокариотическую клетку. (Слайд №9)
В чем вы видите отличия в строении этих клеток?(Слайд №10)
5.Подведем итог урока. Цели, которые ставили в начале урока, достигли?
(Выставление оценок с комментарием, а так же выставлю оценки за тестовые задания)
Домашнее задание.
Знания, которые вы получили на сегодняшнем уроке используйте при выполнении домашнего задания.
Домашнее задание у вас будет на карточках, карточки лежат у вас на парте, посмотрите. Вы должны заполнить таблицу «Основные различия между прокариотами и эукариотами»
(Слайд №11)
 Задания разной степени сложности,  я разрешаю выбрать задания, которые будут соответствовать вашему уровню подготовленности. §2.7.
Спасибо за урок. Отвечают на вопросы учителя
Выполняют задания в парах
Проверка и коррекция ответов
Отвечают на вопросы учителя
Отвечают на вопросы учителя
Отвечают на вопросы, соответствующие пунктам алгоритма
Вспоминают и формулируют цели, которые ставили в начале урока
Список литературы
Учебник «Биология»А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Биология. Справочные материалы. Д.И. Трайтак , 2-ое изд. Москва Просвещение
Биология в таблицах и схемах для школьников и абитуриентов. 2-ое изд.