Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука Ш в словах и предложениях. День рождения Кроша

Технологическая карта урока

Учебный предмет
Логопедическое занятие

Класс
1

Тип урока
урок открытия нового знания


Технология построения урока
проблемно-диалогическая


Тема урока
Автоматизация звука: «ш» в словосочетаниях и предложениях. «День рождения Кроша»

Цель урока
Создание условий для овладения обучающимися знаниями о звуке и букве Ш
для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных)

Основные термины, понятия
Звук, буква, согласные звуки, слоги, лексическое значение слова, предложение

Задачи
Образовательные:
Упражнять произношение звука в словах, предложениях: в прямых и обратных слогах, умение характеризовать звук.
Упражнять в определении наличия и место звука Ш в словах.
Закрепление акустико-артикуляционной характеристики звука Ш.
Совершенствовать навыки чтения
Развивающие:
Способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторик.
Создавать условия для развития фонематических процессов.
Развивать познавательные интересы посредством ИКТ и дидактических игр.
Способствовать повышению самооценки, эмоциональной устойчивости.
Повышать учебную мотивацию (снижение уровня тревожности и негативных эмоций путём использования ИКТ);
Формировать процессы самоконтроля в самостоятельной деятельности.
Развивать графические навыки,
Коррекционные:
Расширять словарный запас путем практического усвоения новых слов
Развивать фонематический слух, зрительно-двигательную координацию, внимание, память, процессы анализа и синтеза.



Планируемый результат

Предметные знания
Согласный звук и буква Ш
Образ буквы Ш
Понятия «звук», «буква», «слово», «предложение»

Учебно-языковые умения:

- уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка.
Речевые умения:
Соотносить звук с буквой, которая его обозначает; использовать в активной речи термины звук, буква.
Выделять звук в слове, находить его положение.
Читать слоги и слова различной структуры.
Объяснять лексическое значение слова.
Группировать и различать по признаку
Контролировать правильное речевое дыхание
Закрепить графомоторные навыки написания буквы Ш
Личностные УУД:
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- работать по предложенному плану
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в компьютерной программе «Компьютерный тренажёр- практикум»
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме;
-- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.



Организация пространства

Формы работы
Ресурсы


Индивидуальная







Технические средства обучения:
ноутбук

Электронные пособия:
Дидактические пособия, созданные при помощи «Конструктора картинок»,ООО «Мерсибо» 2014.
Варченко В.И., Клетнова Л.И., Ларина А.Б., Назарова Г.А. «Компьютерный практикум для проведения ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ в начальной школе»- Калининград: Кибер Сфера», 2010.

Раздаточный материал:
Картинки, шарик Су-Джок для проведения массажа, профиль звука Ш, опорные схемы для артикуляционной и фонетической характеристики звука, карточки «Собери слово из букв», «Собери слово из слогов» , для чтения.


Технология изучения

Этапы урока
Формируемые умения
Слайды,
видеофрагмент
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Самоопределение к деятельности.
Познавательные:
-Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций
-формирование умения обобщать по признакам
- -соотносить артикуляцию со звуком;
- знать отличия согласных звуков от гласных
- Формирование умения ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- читать слоги и слова
- оперировать понятиями «звук», «буква», «слово»,
--выделять звук Ш в начале, в середине, в конце слова;
- Подбирать схемы к словам,

Регулятивные:
- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
--осуществлять самоконтроль;

Коммуникативные:
- формирование умения слушать и понимать речь других;
- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
-формирование умения оформлять свои мысли в устной форме
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные
-Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
- формирование умения устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.




















Придумано кем то просто и мудро При встрече здороваться Доброе утро! Доброе утро! Улыбчивым лицам!
-Доброе Утро нашим гостям!






Отвечает на вопросы.


.














Постановка учебной проблемы






















Игрушка (картинка) Кроша
3. Выделение звук Ш на слух
Логопед дает инструкцию:
Послушай чистоговорку. Догадайся, какой звук мы будем с тобой повторять.
Наш шалун малышка Крош
На зайку-крошку он похож.
С каким звуком мы сегодня будем работать?
О ком говорится в чистоговорке?
Кто такой Крош? (показ игрушки)
Почему его назвали Крош? Похож на зайчика. Чем он похож на зайчика?

Где слышится в слове звук Ш в слове «Крош»?

.



Отвечает на вопросы, формулирует тему занятия.


Отвечает на вопросы, Потому что он крошечный, маленький .
У него длинные заячьи уши.



Актуализация опорных знаний


Профиль звука



Опорные схемы для артикуляционной характеристики звука
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Опорная схема для характеристики звука



















Слоговые дорожки
2.Работа с профилем.
1.Посмотри в зеркало и произнесите звук: «ш».
Расскажи как произносится звук
2.В каком положении находятся губы, при произнесении звука Ш?
3.Где находится язычок?
4.покажи рукой, какой язык
5. Струя воздуха.
4. Характеристика звука Ш.
Дай характеристику звуку.
1.Какой это звук согласный/ гласный?
2.Какой звук мягкий / твердый?
3.Звонкий или глухой?
4.Кружком какого цвета мы его обозначаем?

Ты справилась с заданиями?
Крош доволен?
Сегодня мы отправимся в гости Крошу.
У него сегодня день рождения.
Чтобы добраться до домика надо пройти по дорожкам.
5.Произнесение слогов 
Прочитай слоги по дорожкам
Ша, Какой 1 звук в слоге? 2 звук?
шо,шу,аш,
Какой 1 звук . 2 звук? ош,уш,
Ты справилась с заданиями?
Крош доволен?


Самостоятельно определяют положение губ Дает артикуляционную характеристику звука
Губы вытянуты вперед
Вверху за зубами
в форме «чашечки».
Края прижаты к верхним зубам.
Струя воздуха теплая.


Дает фонетическую характеристику звука
Согласный.
Твёрдый.
Глухой.
Синим.



Открытие новых знаний


Введение в тему, постановка проблемы
Предметные
- читать слоги и слова
- оперировать понятиями «звук», «буква», «слово»,

познавательные:
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации;

регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;




Картинка «дом кроша»
зеркало


















Карточки:
2143
юНаш
раш-Ба
Лосяш





6.Артикуляционная гимнастика.
"Бублик"
Дом у Кроша красивый с круглыми окошками, как бублик. Покажи, какие круглые окошки.
"Блинчик"
Сегодня у Кроша день рождение и он печет блинчики для друзей. Покажи, какие блинчики.
"Чашка"
К блинам Крош приготовил сладкий чай и налил его в чашечку. Покажи, какую чашечку.
"Подуй на чай"
Чай очень горячий-подуй на него.
- К Крошу на день рождения придут его друзья. Ты узнаешь их имена, выполнив задания.
7. Упражнение "Собери слово из букв".
8. Упражнение "Составь слово из слогов"
9. "Прочитай"
Ты справилась с заданиями?
Крош доволен?
-Крош приготовил для друзей угощение.
-Назови, что приготовил Крош. (плюшки, ватрушки, сушки, конфеты)
10. Найди лишнее слово.
Почему оно лишнее?

Ты справилась с заданиями?
Крош доволен?


Выполняет упражнения по инструкции и по памяти


















Собирает слово из букв
Составляет слово из слогов
Читает слово на карточке





Называет картинки на экране и находит лишнюю.



Применение новых знаний






Карточка "Горка"
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Карточка с прописными буквами


Компьютерный практикум
«Звуки и буквы»-51
2. «Обучение грамоте»-24
После чаепития друзья вышли на улицу.
11.Физминутка:
Чем они могли заняться?
Какие зимние развлечения ты знаешь?
Назови и покажи их.

Сначала они решили покататься с горки.
Крош, покатился а ты называй картинки.
12.Горка "Назови картинки."
13. Обведи по точкам.
Потом пошли кататься на коньках. Давай прокатимся вместе с ними и пропишем букву.
Какую букву ты написала?
Решили они поиграть в хоккей. Назови картинки и скажи, что им нужно для игры в хоккей?

Помоги Крошу забить шайбу в ворота, вставь буквы.
14. Игра "Найди и вставь букву в слово"
«Найди букву Ша среди других букв»
«Укажи где стоит буква Ша»
«Укажи картинку со звуком Ш»

Ты справилась с заданиями?
Крош доволен?


Называет зимние развлечения и имитирует их
Кидают снежки
Катаются на лыжах, на коньках
Убирают снег лопаткой



Называет все картинки на карточке

Обводит на карточке прописную букву Ш


ША



Выполняет на компьютере самостоятельно задания: находит картинки со звуком Ш,
Находит букву Ш,
подставляет букву Ш в слово, тренируется в чтении слогов и слов.






15. "Составь предложения"
На день рождения друзья подарили Крошу подарки?
Угадай, кто что подарил.
Я начну, а ты продолжи..
Нюша подарила
Ты сказала предложение.
Сколько слов в предложении? Посчитай.

Давай вспомним чистоговорку с начала урока.
Я начну, а ты мне помогай.
Наш шалун малышка Крош
На зайку-крошку он похож.
А теперь ты начинай, а я буду помогать.
Ты справилась с заданиями?
Крош доволен?
Выполняет задание по инструкции.




Рефлексия
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
-давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем

.





16. Итог.
- Вот и подошло к концу наше путешествие.
У кого был сегодня день рождения?
-Кто приходил в гости?
-Что они подарили?
-С каким звуком мы сегодня работали?

- Ты сегодня справилась со всеми заданиями?
-что у тебя получалось?
Над чем нужно работать?
- А Крош доволен твоими ответами?

Домашнее задание.
Прописать букву Ша, прочитать чистоговорки, выучить стихотворение.


Отвечает на вопросы, самостоятельно






Самостоятельно формулирует свои трудности, над чем ещё надо поработать.



15