Логопедическое занятие по автоматизации звука Р в словах и предложениях


Рыбалка
ЦЕЛИ: Образовательные: * Уточнять и обогащать словарный запас по теме “Рыбы”. * Закрепить представление о твердости и мягкости согласного звука “Р”. * Совершенствовать навык составления рассказа по сюжетной картинке полными предложениями. Коррекционные: * Продолжать учить четко произносить “Р” в словах и в предложениях. * Развивать фонематический слух и восприятие, фонематический анализ и синтез слов. * Продолжать развивать общую и мелкую моторику, правильное речевое дыхание. * Развивать внимание и память. Воспитательные: * Воспитывать умение преодолевать трудности. * Воспитывать бережное отношение к природе. ОБОРУДОВАНИЕ: Сюжетная картинка “На рыбалке”, “рыбки”, “удочка”. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Организационный момент. Приветствие. Пальчиковая гимнастика. Упражнение: “Скажем друг другу: здравствуй, друг!”. (Дети парами здороваются друг с другом при помощи пальчиков, прикладывают ладошки и говорят: “Здравствуй пальчик, здравствуй пальчик”. Условие: каждый пальчик одного ребенка должен коснуться пальчика другого, мизинец с мизинцем, указательный с указательным и т.д.) II. Основная часть. 1. Стихотворение “РЫБКА И РАК”. а) дети слушают логопеда, б) читают сами в) отвечают на вопросы. (При ответе на вопросы и чтении логопед обращает внимание на правильное и четкое произношение звука “Р” в словах). РЫБКЕ РАК - НИ ДРУГ, НИ ВРАГ. РЫБКЕ ВРЯД-ЛИ СТРАШЕН РАК. РЫБКЕ СТРАШЕН ЧЕРВЯЧОК, ЧТО НАСАЖЕН НА КРЮЧОК. - О ком идет речь в этом стихотворении? (О рыбке и раке) - Где живут рыбки и рак? (В реке, озере, море, пруду) - Чего боится рыбка? (Червячка на крючке) - А кто насаживает на крючок червячка? (Рыбак) 2. Объявление темы занятия. - Сегодня мы будем говорить о рыбах и рыбаках. - Что такое рыба и кого называем рыбаком? (Ответы детей) Игра: “СЛОВА-РОДСТВЕННИКИ” - Подберите и назовите родственные слова к слову “Рыба”. РЫБА- рыбак, рыбачья лодка, рыболов, рыбачить, рыбье место, рыбный суп. 3. Игра “РЫБОЛОВ”. (На полу разбросаны “рыбки” – фигурки из бумаги и скрепки, на них крупно написаны слова: рыба, жабры, брюшко, карась, икра, чешуя, мальки, щука, пескарь, плавники, дети при помощи “удочки” - ручка, веревочки и магнитика “ловят” слова). - “Поймайте” “рыбки” со словами на звук “Р” и прочитайте их. (Дети “ловят” и четко проговаривают слова со звуком “Р”: рыба, жабры, брюшко, карась, икра, пескарь ). - В каких словах нет звука “Р”? (чешуя, мальки, щука, плавники ) - На какие еще две группы можно разделить эти слова? (название рыб и частей тела рыб). - Назовите эти две группы (рыба, карась, мальки, щука, пескарь и жабры, брюшко, икра, чешуя, плавники ). - По какому признаку мы можем еще разделить данные слова? (на слова, где звук “Р” звучит твердо - это рыба, жабры, икра и мягко- это брюшко, карась, пескарь). - Объясните, почему? (согласный звук смягчают “Ь” знак и буква “Ю”) (При выполнении задания логопед постоянно следит за правильным и четким произношение звука “Р” в словах, каждый ребенок повторяет все слова, четко и утрированно проговаривает заданный звук). 4. Физкультминутка. А) Упражнение на развитие общей моторики: “РЫБКА” (координация речи с движением тела и рук). РЫБКА ПЛАВАЕТ В ВОДИЦЕ, РЫБКЕ ВЕСЕЛО ИГРАТЬ. (дети показывают туловищем и руками, как плавают рыбки) РЫБКА, РЫБКА, ОЗОРНИЦА, (грозят пальчиком) МЫ ХОТИМ ТЕБЯ ПОЙМАТЬ. (изгибают туловище, оказывают, РЫБКА СПИНКУ ИЗОГНУЛА . как плавают рыбки). КРОШКУ ХЛЕБНУЮ ВЗЯЛА, РЫБКА ХВОСТИКОМ МАХНУЛА, (снова показывают туловищем и РЫБКА БЫСТРО УПЛЫЛА. руками как “плывет” рыбка). Упражнение выполняем до 3-х раз Б) Дыхательная гимнастика: “ДЫШИМ КАК РЫБЫ” - Покажите, как и чем дышит рыба в воде (Жабрами) (вдох носом- выдох ртом). А как и чем дышит рыба без воды? (Ртом) (вдох ртом – выдох ртом) Как дышит рыба, когда опять попала в воду? (Жабрами) (Вдох носом - выдох ртом) Как правильно нужно дышать? (Делать вдох носом - выдох ртом) (Вдох носом – выдох ртом). Упражнение выполняем до 3-5 раз. 5. Пословица. Как Вы понимаете пословицу: “БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА”? (Только когда человек трудится, работает, то у него все получит, он все добьется). 6. Сюжетная картинка “НА РЫБАЛКЕ” . Составьте рассказ по сюжетной картинке. Опорные слова: рыболов, рыба, река, лодка, ерш, пескарь, удача, “Ловись рыбка большая и маленькая”. Примерный текст рассказа: Рома и Сергей – рыболовы. Они пошли рыбачить на речку. Сели в лодку и поплыли по реке. Мальчики закинули удочки с червячками на крючках и стали ждать. Рома повторял: “Ловись рыбка большая и маленькая”. Сергей поймал пескаря, а Рома - ерша. Удачная была рыбалка! Логопед при затруднении помогает дополнительными вопросами. 7. Скороговорка. РЫБУ ЛОВИТ РЫБОЛОВ, ВЕСЬ В РЕКУ УПЛЫЛ УЛОВ. (Читают вначале медленно, проговаривая четко и утрированно звук “Р” , затем быстро, еще быстрей). III. ИТОГ. О чем мы сегодня говорили? (О рыбе, о рыбалке). Какие названия рыб вы узнали? (Ерш, пескарь, карась). Какой звук мы продолжаем учиться правильно и четко произносить? (Звук “Р”)

































15