Конспект логопедического занятия с детьми с ФФНР на тему «Закрепление произношения звука [Ц] в связной речи»


КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
с детьми с фонетико-фонематическим
и фонематическим недоразвитием речи
Тема «Закрепление произношения звука [Ц]
в словах, предложениях»
Учитель-логопед МБДОУ
«Детский сад №2 «Солнышко»
Усеинова С. С.
Цели занятия: закреплять навык автоматизации звука [Ц] в слогах, словах, навыки словообразования, навыки звукового анализа; продолжить учить образовывать существительные суффиксальным способом; развивать артикуляционную и мелкую моторику, зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление; воспитывать усидчивость, навыки самоконтроля.
Оборудование: индивидуальные зеркала, текст стихотворения, предметные картинки, схематическая картинка со стрелками, дидактическая игра «Четвертый лишний», мяч.
Ход занятия
Оргмомент1. Подготовка детей к занятию.
2. Сформулировать тему занятия.
Основная часть
1. Актуализация опорных знаний.
Логопед: Прослушайте слова, выделите в них первый звук.
Слова: цепь, цыпленок, циркуль, цапля (звук [Ц]).
2. Подготовительные артикуляционные упражнения.
A) Упражнения для языка
Б) Упражнения для губ.
– «Покусаем губы». Втягивание губ внутрь рта с плотным прижатием их к зубам, покусать губы,
– «Улыбка». Растягивание разомкнутых губ в улыбку.
– «Бублик». Округленные губы вытянуть немого вперед.
В) Дыхательные упражнения,
– Выполнить ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
3. Пальчиковая гимнастика.
Тучка
Тучка солнце повстречала,
Поочерёдное сжимание в кулак («тучка») и разжимание (пальчики растопырены – «солнышко») ладоней обеих рук.
Погостить его позвала.
«Приглашающий» жест пр.рукой. Показать ладошку лев.руки (пальчики растопырены «солнышко»)
«Нет!» - ей солнышко в ответ.
Погрозить указ. пальцем прав. руки.
Тучка закрывает свет.
Соединить кулачок пр. руки («тучка») с ладошкой лев. руки (пальчики растопырены – «солнышко»)
4. Закрепление правильной артикуляции звука Ц.
Логопед с детьми вспоминают артикуляцию звуков [ц].
Будем стараться произносить звук [ц] и помним, что губы растянуты в улыбке, между зубами небольшая щель, кончик языка за нижними зубами, а воздушная струя при этом выходит с большим напором.
Изолированное произношение звуков хором и индивидуально.
– Как звучит песенка кузнечика? (Ц-ц-ц-ц)
5. Развитие фонематического восприятия.
Я буду читать вам веселый стих, а вы, как только услышите слово со звуком [ц], хлопните в ладоши, поймайте звук.
Цыпленок
Из яйца, как из пеленок,
Вышел маленький цыпленок.
Поглядел на белый свет
И сказал цыпленок: «Нет,
Я обратно не ходок –
Солнце ярче, чем желток!
Для меня, для молодца,
Белый свет белей яйца!»
- Молодцы! Все звуки поймали.
Игра «Эхо». Дети отраженно за логопедом повторяют слоги:
Ца – цо – цу – цы цо – це – ца – цуЦы – це – цу – цо цу – ца – цо – цыЦва – цву – цвы – цво цвы – цву – цво – цваЦма – цмы – цму – цмо цму – цма – цмы - цмо6. Автоматизация звука Ц в словах.
Дидактическая игра «Назови ласково». Логопед показывает картинки.
- Внимательно посмотрите на картинки и назовите их ласково. Например, так: платье – платьице.
Картинки: окно, одеяло, кресло, масло, мыло, зеркало, дерево.
7. Определение места Ц звука в словах.
- Внимательно послушайте слова и определите где находится звук [ц] в словах: в начале, в середине или в конце.
Слова: цапля, пинцет, овца, цепь, палец, лицо, сцена, цифра.
8. Физминутка.
Игра с мячом «Новое словечко». Существительное преобразовать в прилагательное. Например: дерево – скамейка, сделанная из дерева, какая? - деревянная.
Бумага, яблоко, железо, глина, металл, пластмасса, шерсть, кожа, песок, картон, стекло, кирпич.
9. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
- Рассмотри внимательно картинки. Назови их, скажи, какая картинка лишняя, объясни почему.
1539240934720-38109899655334016510153924073660 15963901035685158115109283515773407366010096516510
38671510261601596390107378511049017780164401581280 110490121666015773401092835-23495933451420495208280

10. Рефлексия.
Логопед: Какие виды работ вам больше понравились? Какие задания показались вам трудными?
Итог занятия
С каким звуком мы работали? Дайте характеристику звука [ц]. Чему вы научились на занятии?