Взаимодействие школы и семьи по формированию навыков здорового образа жизни


Горловская специальная общеобразовательная школа-интернат І – ІІ ст. №16
МОН ДНР
Выступление на методическом объединении воспитателей
«Взаимодействие школы и семьи по формированию навыков здорового образа жизни»
Подготовила:
Воспитатель – Таушканова Ю.С.
Горловка - 2017
Свое выступление мне хотелось бы начать словами Антона Семеновича Макаренко (№2)
Воспитывает все: люди, вещи, явления.
Но прежде всего и больше всего – люди.
Из них на первом месте родители и педагоги.
А.С.МакаренкоВсе родители стремятся к тому, чтобы их ребенок был счастлив. Считают, что жизнь удалась, если у детей все прекрасно. И очень страшно представить, что из этих милых человечков могут вырасти плохие люди. Мы так устроены, что всегда верим в лучшее. И поэтому необходимо видеть конечную цель воспитания, что возможно при осознании необходимости единства усилий семьи и школы в воспитании и развитии учащихся. Без учета мнения и помощи родителей, без участия самих детей воспитатель этого сделать не сможет.
Я, как молодой и недостаточно опытный воспитатель, не перевоспитываю родителей, но могу содействовать благоприятным условиям личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание.
Задачи, которые я ставлю перед собой: (№3)
Изучение семьи и установление контактов с членами ее семьи для формирования активной жизненной позиции родителей и учащихся.
Приобщение родителей к участию в жизни школы.
Изучение и обобщение лучшего семейного опыта.
Привитие навыков здорового образа жизни.
Для изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей учащихся и их родителей я использую комплекс традиционных методов диагностики: (№4)
- наблюдение;
- беседа;
- диагностика «Рисунок семьи».
- материалы детского творчества (рисунки, поделки); Ну и , конечно же, тесная связь с учителем Анной Анатольевной, которая всегда расскажет и поможет.
Диагностика показала, что в нашем 1-Б классе,(№5) воспитательные возможности семей разные и интересы у них тоже разные. Поэтому я стараюсь использовать различные формы работы с родителями:
- организовано дежурство родителей по уборке кабинета,
- принимают участие в подготовке праздников,
- участие в конкурсах (рисунки, поделки),
- помощь в оформлении кабинета.
- беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания. (№6,7)
Но сейчас именно на последней задаче «Привитие навыков здорового образа жизни» я хочу остановиться более детально. (№8)О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью.
Поэтому школа должна стать “школой здорового образа жизни” детей, (№9)где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность) носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребёнку. Основная задача воспитателя (общая с родителями) создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому. Поэтому на первое место в своей работе я выношу проблемы физического и психического здоровья учащихся, поскольку именно от качества здоровья ребёнка зависят успехи в учёбе и уровень его общего развития.
Свою  работу   по   формированию  у учащихся навыков здорового образа жизни я строю в тесном контакте с родителями. (№10)
Мы учим детей заботиться о своем здоровье, воспитываем у детей стремление быть здоровыми. Главное в формировании здорового образа жизни, это не слова, а практический результат. Поэтому повышение уровня культуры здоровья учащихся и их родителей я вижу   в том, чтобы развить у них такие практические умения, как: (№)
1) составление рационального режима дня;
2) организация правильного питания;
3) выполнение в семье и в школе утренней зарядки и комплексов упражнений для коррекции осанки, зрения и т.д.;
4)проведение профилактических мероприятий в осеннее - зимний период (витаминизация пищи, закаливание). (№11)
Мы стараемся формировать навыки личной гигиены, тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки, знать и называть части тела. Для усвоения гигиенических навыков я использовала дидактические игры как «Лекарственные растения», «Кукла Маша принимает гостей», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Большое внимание в работе с детьми уделяется формированию навыков самообслуживания. Рассматривая одежду, объясняем, для чего надеваем носки, колготки, шарф, шапку, варежки. (№12)
Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности. Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: «Трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным».В нашей группе сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Я стараюсь создать эмоционально благополучную атмосферу (Девиз: всегда с улыбкой). (№13)Со своими учениками я постоянно провожу дыхательную гимнастику,-самомассаж-пальчиковые игры - специальные корригирующие упражнения.
Основные правила укрепления здоровья — постепенность, систематичность, учёт индивидуальных особенностей, ритмичность. Уточнить и глубже осознать изученное ранее помогает возвращение к этому вопросу в беседах «Если хочешь быть здоров — закаляйся», «Твои успехи в укреплении здоровья», «Откуда берутся болезни», «Для чего нужна зарядка». Беседуя с детьми, я обращаю внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Также учу быть осторожными при контакте с незнакомыми людьми, с бездомными животными, обучаю основным правилам безопасного поведения на улицах.Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не имеют ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей.
Конечно, я-не волшебник, а только учусь. Но я прилагаю все усилия, чтобы мои воспитанники были здоровы.
Быть здоровым – это здорово! (№14)
Благодарю за внимание. (№15)