Тема: И. ГАМАЗКОВА «КТО КАК КРИЧИТ?». И. ГАМАЗКОВА, Е. ГРИГОРЬЕВА «ЖИВАЯ АЗБУКА» 1 класс

Тема: И. Гамазкова «Кто как кричит?». И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука»
Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития читательского интереса; речевых умений, творческих способностей, памяти и мышления; научить анализировать произведения.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение выразительно читать текст стихотворения по книге и наизусть, использовать приём звукописи при изображении различных героев.
Личностные: положительное отношение к урокам литературного чтения и умение оценивать своё отношение к учебному процессу; представления об общих нравственных категориях.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам.
Регулятивные: умение различать способ и результат действия, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативные: умение формулировать ответы и задавать вопросы по тексту произведения, участвовать в диалоге, передавать характер героя и изобразить его с помощью жестов, мимики.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: алфавит; карточки-ребусы; карточки с загадками; фотографии и рисунки с изображением животных; кроссворд; энциклопедия о животных.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Личностные УУД: развитие положительного отношения к учебному процессу и адекватное представление о школе.
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Отмечает отсутствующих.
II. Актуализация знаний.
Коммуникативные УУД: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать мнение партнёра.
Чтение стихотворений.
– Стихотворение М. Бородицкой «Разговор с пчелой» прочтите по ролям.
Учащиеся парами читают стихотворение И. Гамазковой «Кто как кричит?». Работа по заданиям учебника на с. 17, повторение понятия «рифма».
III. Постановка цели урока.
Познавательные УУД: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, понимать знаки, символы.
Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу.
Разгадайте ребусы:
а) б)

(Алфавит.) (Азбука.)
– Что такое алфавит?
– Что такое азбука?
– Сколько букв в алфавите?
– В каких случаях пригодится знание расположения букв в алфавитном порядке?
– Как же образовались слова алфавит и азбука?
– Буква «А» похожа на перевернутую вниз рогами голову быка. Бык на языке древних воинствующих народов Аравии назывался алеф. Вторая буква алфавита была похожа на дом. Дом назывался бет. Алефбет – это название состоит как бы из двух склеенных первых букв древней азбуки. Во время своих путешествий слово «алефбет» всё время изменялось и дошло до нас как «алфавит».
Но у нас есть для него и второе название – азбука. А оно откуда? По-древнерусски первая буква алфавита называлась аз, вторая – буки. Вот и получилось аз-буки, или азбука. А слово букварь означает «собрание букв», равно как словарь – собрание слов.
Сегодня на уроке мы продолжим чтение произведений на тему «Жили-были буквы».
IV. Изучение нового материала.
Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения; осуществлять самостоятельную оценку правильности выполненных действий, вносить коррективы.
1. Отработка техники чтения.
– Прочтите чистоговорку:
Ра-ра-ра – Кате спать пора.
Ро-ро-ро – на полу стоит ведро.
Ры-ры-ры – летают комары.
Ри-ри-ри – на ветке снегири.
– Прочтите гласные на одном выдохе:
а-у-и ы а-э-о-у о-а-ы-у
2. Чтение стихотворения И. Гамазковой, Е. Григорьевой «Живая азбука».
Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание произведения по его названию и ключевым словам, сравнивать произведения и героев.
– Прочтите фамилии авторов.
– Прочтите название стихотворения.
– Рассмотрите иллюстрации.
– Как вы думаете, о чем расскажет это стихотворение?
Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение, остальные ученики подбирают пропущенные слова.
– Сравните это стихотворение со стихотворением «Кто как кричит?». Что в них общего?
– Чем эти два стихотворения отличаются?

Физкультминутка
Вороны
Вот под ёлочкой зелёной
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар! (Громко.)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар! (Громко.)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар-кар-кар! (Тихо.)
Учащиеся повторяют движения за учителем.
3. Игра «Подбери рифму».
Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством учителя).
Учитель называет слово, а ученики подбирают к нему слова, согласующиеся по звучанию.
Упала (молчала, читала, кричала).
Бочка (почка, кочка, ночка, дочка).
На окне (на стене, во дворе, на траве, на заре).
V. Итог урока. Рефлексия.
Личностные УУД: умение оценивать усвоение знаний и своё поведение на уроке.
Регулятивные УУД: уметь самостоятельно оценивать правильность выполненных действий и вносить коррективы в действие с учётом характера сделанных ошибок.
– С произведениями каких авторов мы познакомились на уроке?
– Какое стихотворение понравилось больше?
– Трудно или легко вставлять пропущенные слова?
Внеурочная деятельность: подобрать материал об одной из букв алфавита (стихотворения, картинки с изображением предметов, загадки).










Рисунок 715