Урок литературного чтения на тему Законы докучной сказки


МБОУ «Пригородная СОШ»

Открытый урок литературного чтения в 1А классе по теме «Путешествие по огородам Бабы Яги. Докучные сказки»
Учитель: Бойко Татьяна Фёдоровна
г. Ульяновск Законы докучной сказки. "Сказка про сороку и рака"
Класс: 1УМК: Перспективная начальная школаПед. технология: развивающее обучение с деятельностным подходом по Петерсону.Предмет: Литературное чтениеТема урока: Законы докучной сказки. "Сказка про сороку и рака"Предметные цели урока: ознакомление с особенностями (законами) докучной сказки; развитие умения составлять самостоятельно докучную сказку.Метапредметные цели урока:
1) Регулятивные: развитие навыка целеполагания; развитие навыка взаимоконтроля;формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; формирование умения выполнять самооценку своей работы на уроке.2) Познавательные: развитие навыка анализа (работа со схемами); формирование умения постановки и формулирования проблемы (третий этап урока); развитие навыка осознанно и произвольно строить речевые высказывания; формирование навыка знаково-символического моделирования (8 этап урока); развитие навыка переработки полученной информации: делать выводы в результате совместной работы всего класса.3) Коммуникативные: развитие навыка планирования учебного сотрудничества с одноклассниками (при работе в парах); развитие навыка внимательно слушать и понимать речь других (7 этап урока).Личностные цели урока: формировать навык оценки поведения как своего, так и товарища; формировать навык корректной и справедливой критики в адрес партнёра по работе на уроке (9 этап урока).
Ход урока
I.Мотивация к учебной деятельности (Чтение учителем стихотворения)
Поднялось над лесом солнцеИ в дорогу нас зовёт.С Мишей, Машей за околицуНа чудесный огород.
-Куда опять мы отправляемся? ( На огороды Бабы Яги.)
Мишу и Машу сопровождает Учёный Кот. В прошлый раз он использовал волшебные предметы (шапку-невидимку и сапоги-скороходы) для помощи детям, а сегодня на уроке нам нужно самим проявить находчивость и смекалку, чтоб пробираться по огородам Бабы Яги к волшебному лесу. Нам потребуется пропуск, отгадаем ребусы (слайд 4).
100л ?ист
(стол) (комната) (ам) (зубы) (канава) (аист)
Прочитайте первую букву каждого слова, чтоб узнать это слово (сказка)
II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
-Кто же нас не пропускает? Отгадайте:
Кто ни прикасается, за того цепляется. (Репейник.)
– Смотрите, знакомый знак. (Слайд «Репейники». В огородах Бабы Яги мы повстречали того, кого можно обозначить вот таким знаком: (на слайде нарисовать три колючие улыбающихся головы репейника, соединённые между собой по кругу стрелочками)-Почему они нас не пропускают? (Любят рассказывать и слушать докучные сказки)-Кто может объяснить, что значит "докучная сказка"? (Слайд8 . «Докучная, докучливая сказка-коротенький рассказ, без большого смысла, конец которого опять переходит в начало, и повторяется одно и то же» (Даль В.И. «Толковый словарь»)
-А какой из этих знаков, которые показывает Учёный Кот, можно назвать законом докучной сказки? (РАБОТА В ПАРАХ) (на центральной доске заранее под цифрами нарисованы схемы:1.по кругу три двусторонние стрелочки2.по кругу четыре двусторонние стрелочки, но посередине на них поочерёдно нарисованы:на первой кружок, на второй звёздочка, на третьей кружок, на четвёртой звёздочка.3.круг (отчёты пар)
III.Выявление места и причины затруднения:-В чём у вас возникло затруднение? Что вы не знаете? (- ...)-Какую цель поставим перед собой на уроке? (- Узнать законы докучной сказки и какой схемой их можно изобразить)
IV.Построение проекта выхода из затруднения1)-Чтобы узнать законы докучной сказки, Учёный Кот советует прочитать репейникам "Сказку про сороку и рака" (Чтение по цепочке сказки в учебнике на стр. 8).2)-Учёный кот решил вам немного помочь и принёс законы докучной сказки. Но! Я сейчас прочитаю закон, а вы в паре обсудите, какой из знаков подходит к этому закону.-Итак, законов Учёный Кот принёс три:1.докучная сказка бесконечная(обсуждение в паре - отчёты пар => запись на доске напротив схемы № 3 "бесконечная")2. элементы докучной сказки повторяются(обсуждение в паре - отчёты пар => запись на доске напротив схемы № 2 "повторяется")3. сюжет сказки (то, что в ней происходит) движется по кругу(обсуждение в паре - отчёты пар => запись на доске напротив схемы № 1 "по кругу")
1. Знак «Сюжет сказки движется по кругу».
2. Знак «Элементы сказки повторяются». 3. Знак «Сказка бесконечная».
V.Реализация построенного проекта-Докажите, что сказка про сороку и рака - докучная, используя при доказательстве эти законы (см.на доске).(Спрашивать по желанию)
VI.Первичное закрепление с проговариванием1) -Рассмотрите внимательно в учебнике на странице 8 рисунок (Слайд11)
-Какой из законов докучной сказки подходит к этому рисунку и почему? (- второй закон, т.к. сюжет повторяется: "И так без конца"; третий закон, так как по кругу)2) -А какой из законов докучной сказки помогает легко её запомнить? Почему?(- первый закон, так как повторяется бесконечно)
Физкультминутка.
Я на скрипочке играю
-Тили-тили-тили. (Ученики имитируют игру на скрипочке.)
Скачут зайки на лужайке
-Тили-тили-тили. (Прыжки на месте.) (Повторить 2–3 раза.)
– Миша заметил, что эта физминутка напоминает докучную сказку. А вы заметили?
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(РАБОТА В ПАРАХ: -Старший Репей попросил Машу и Мишу рассказать докучную сказку, а Маше ничего в голову не идёт, придётся их выручать (чтение учителем задания для Машиной и Мишиной сказки в учебнике на стр.9): 1 человек сочиняет Машину сказку и рассказывает её соседу, а второй - Мишину и тоже рассказывает её соседу)(Текст задания: "Пусть героями Машиной сказки будут Белочка и Дятел. Белочка сидит на сосне и щёлкает орешки. Дятел долбит ствол сосны; А героями Мишиной сказки пусть будут Медведь и Пчела. Медведь лезет по липе за мёдом. Пчела жужжит и отгоняет его от дупла с мёдом.")
Чтение сказки по ролям.
Учитель обращает внимание на ритм докучной сказки. Например:
– Белочка сидит на сосне и щелкает орешки: щелк-щелк.
– Дятел долбит ствол сосны: тук-тук.
– Белочка щелкает: щелк-щелк, щелк-щелк.
– Дятел все долбит: тук-тук, тук-тук... И так без конца
Чтение сказки по ролям.Например:
– Медведь лезет по липе за медом: выше и выше.
– А Пчела жужжит и отгоняет: вж-ж, вж-ж.
– Медведь лезет да лезет, все выше и выше.
– А Пчела жужжит.
– Медведь лезет: выше, выше.
– А Пчела жужжит, жужжит: вж-ж, вж-ж. И так без конца
VIII. Включение в систему знаний и повторение
-Некоторые ребята из нашего класса нашли или сочинили докучные сказки, послушаем:
Шел я как-то через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее на мост:
– Пусть ворона сохнет.
Шел опять я через мост,
Глядь – ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее под мост:
– Пусть ворона мокнет. (И опять начинать все сначала, пока не надоест.)
«Мы с тобой шли?» – «Шли». – «Кожух нашли?» – «Нашли». – «Я тебе его дал?» – «Дал». – «Ты его взял?» – «Взял». – «Так, где же он?» – «Что?» – «Да кожух!» – «Какой?» – «Мы с тобой шли?..» и так без конца.
Лечу я в космос на ракете, чтоб узнать,
Кто живёт на другой планете.
Лечу, лечу - не долечу.
Сказку снова рассказать хочу.
Рассказать тебе сказку про Красную Шапку,
Как она к бабушке пошла, телефон нашла.
Села, позвонила и дальше пошла, и так без конца
Жил – был Жук, у него был ноутбук,
Чтобы в игры играть.
Сказку снова рассказать?
Домашнее задание № 4 в рабочей тетрадке на стр. 6.(Текст задания: "Помоги Маше и Мише избавиться от надоедливых и приставучих репейников. Нарисуй картинку к сказке Маши про Белочку и Дятла или к сказке Миши про Медведя и Пчелу. Рисуй так, чтобы стало понятно, что эта сказка - докучная".)
IX. Обобщение изученного.
– Репейники остались довольны Машей и Мишей и вашей работой, ребята. Репейники заслушались докучными сказками так, что перепутали слоги в словах, которые хотели вам сказать. ДЕ ДО ДОБ ТИ РО РОЙ ГИ
Кот ученый знает, что все слова начинаются на Д. Переставьте слоги и прочитайте. (Доброй дороги, дети.)
Маша считает, что репейники многому нас научили. Кто согласен с Машей? Чему мы научились? Что узнали?
X. Рефлексия учебной деятельностиДети отмечают, понравилось ли им знакомство с докучными сказками:"+" – понравилось
"-" - не понравилось
"?" - не очень понравилось (или показывают смайлики)
(Попросить ребят дать устную оценку своей деятельности на уроке и работе соседа по парте, так как на уроке проводилась работа в паре. Отвечают ребята по желанию.)
-От Учёного Кота за работу дети награждаются детскими книжками.