Методическая разработка открытого урока по развитию речи Подготовка к сочинению-описанию по картине Ю.Ракши


918845289560Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Александровская СШ»
00Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Александровская СШ»
1352551691640Урок по развитию речи в 8 классе
Подготовка к сочинению-описанию
по картине Ю.Ракши
«Проводы ополчения»
1000000Урок по развитию речи в 8 классе
Подготовка к сочинению-описанию
по картине Ю.Ракши
«Проводы ополчения»
51085755983605Тишкова Светлана Алексеевна
Учитель русского языка
и литературы
Стаж: 23 года
00Тишкова Светлана Алексеевна
Учитель русского языка
и литературы
Стаж: 23 года
21793209386570с Александрово
2017 г
00с Александрово
2017 г
16605254326890Номинация:
Организационно-внедренческие разработки
00Номинация:
Организационно-внедренческие разработки
-7099301983105005011420735711000
Открытый урок по развитию речи
Подготовка к сочинению-описанию по картине Ю. Ракши
«Проводы ополчения»
Цель: развитие речи учеников, расширение их словарного запаса, обучение описанию картины, научить характеризовать человека с точки зрения поступков, поведения, характера, развивать орфографическую зоркость, познакомить учащихся с групповым портретом.
Методические приемы:
беседа по вопросам,
словарная работа,
устное сочинение (характеристика героев картины).
Ход урока
1.Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения по картине Ю.М.Ракши, которая называется «Проводы ополчения». Мы должны проанализировать образы героев, описать внешность, их действия с помощью эпитетов, сравнений, выделить наиболее важное, интересное. Работа предстоит интересная, творческая, но трудная, так что удачи нам всем!!!!
2.Как вы думаете, какой теме посвящена эта картина? (Вопросы к классу, ответы на них учащихся: Защите Родины).3.Правильно, защите Родины – это ключевое слово, а давайте найдем синонимы к слову Родина - Отечество, Отчизна, родная сторона, родной край, Россия, Русь (записываю слова на доске). Замечательно, хорошо, многие поэты, писатели, художники, композиторы создавали свои произведения о Родине. Кого вы можете назвать? (Есенин, Репин, Паустовский). Таким художником был и Ю.М.Ракша. Давайте узнаем о нем и его творчестве.
4.Сообщение ученицы Карины Мальковой о художнике.
(Родился в 1937 году, скончался в 1980, учился во ВГИКе, много ездил по стране, был на БАМе, делал зарисовки, а картины писал уже в Москве, где жил). Самая известная его картина - триптих «На поле Куликовом».
5.Ребята, какое слово вам незнакомо? Триптих! Давайте посмотрим значение слово в Толковом словаре:
1.Складная икона с 3 створками;
2.Произведение изобразительного искусства из 3 картин, объединенных одной идеей, темой.
6.Действительно, картина состоит из 3 частей и посвящена Куликовской битве. (3 слайд, где все 3 части). А теперь давайте вспомним события тех минувших дней…
7.Сообщение ученицы Даши Жакиной о Куликовской битве.
(Слушаем и записываем в черновик какие-то интересные сведения).
8.Теперь внимательно рассмотрим все 3 части: левая часть называется «Благословление».
Вопрос ученикам: Как вы думаете, что означает это слово?
Правильно, напутствие, доброе слово на дело, на помощь. Кого мы видим на этой картине?
Обратим внимание на лица: о чем думает князь, Сергий Радонежский?
(Лица внимательные, серьезные, сосредоточенные).(Слайд 4).
9.Центральная часть называется «Предстояние». Что означает это слово (ответы учеников). Обратимся к Толковому словарю: ( устар) - процесс действия, от глагола предстоять.
10.А что предстоит героям? О чем думает сам князь Дмитрий, а богатырь Пересвет о чем задумался? Ребята, еще хочу обратить ваше внимание на то, что здесь мы можем увидеть портрет и самого художника (за правым плечом князя), который изобразил себя в образе одного из воинов.
11.Полководческий гений князя Дмитрия заключался в том, что он решил перейти реку Оку на тот берег, где были уже враги, по правилам того времени, так воевать было нельзя, потому что в случае неудачи отступать было некуда. А что это значило – или побеждать, или умирать, помощь невозможна, еще и поэтому плач стоит над Русью (Слайд 5(переправа) и 6 (слова из Летописи).Читает ученик.
12.3 часть называется «Проводы ополчения». Вот над этой частью мы с вами и будем работать. Перед нами групповой портрет – это характеристика несколько лиц.
13.Выясняем значение слова по Толковому словарю: «Ополчение» - военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии на добровольных началах. (Ученики ищут значение слова)
14.Слова пишу на доске:
триптих, предстояние, благословение, ополчение.
15. Вопросы учителя по картине:
Кто привлекает ваше внимание среди героев? Почему?
Какая женщина привлекает наше внимание?
Чем она отличается от остальных героинь картины?
16.Перед нами княгиня Евдокия – жена князя Дмитрия. А как вы думаете, почему княгиня среди простых женщин? Что их объединяет? (Ответы учеников: она пришла провожать мужа, и уже неважно, крестьянка или княгиня).
17. На кого мы еще обращаем внимание:
- женщина в черной одежде. А что символизирует черный цвет? Правильно, черный цвет – цвет горя, беды, траура. Значит, женщина кого-то уже потеряла и провожает с надеждой, что родные вернуться живыми.
18.А молодая женщина без головного убора, ведь так не принято ходить на Руси, почему, как вы думаете? (Наверное, очень спешила и не успела даже накинуть на голову платок).
19.А дети, почему мальчик опустил голову? А мать, княгиня, обнимает его за плечо. Из-за чего, как вы думаете? (Он – опора матери, защитник, потому что остался в доме единственным мужчиной).
20.А девочка улыбается, она слушает жалейку (дудочку), еще не понимает, какое горе обрушилось на всех!
21.А как вы думаете, ребята, старик с клюкой, какой наказ он дает воинам? О чем их просит?
22. Когда вы смотрите на картину, вы не удивляетесь тому, что воины изображены нечетко, расплывчато, как бы в тумане? Из-за чего? (Ответы учеников: не они главные герои, а женщины, которые вышли их провожать, объединены общей бедой, одним горем, а воинам еще предстоит страшный бой, и неизвестно, все ли вернуться живыми!)
23.Давайте обратим внимание на время суток, когда разворачиваются события: день только начинается, солнышко едва выглянуло и осветило стены крепости, день будет яркий, теплый, летний, только радоваться, строить, работать, а не воевать – художник использует прием контраста: противопоставление яркого дня горькому событию!
Краски тоже яркие, свежие, голубое небо, темно-синяя река и здесь же черный цвет горя!
24.Что мы с вами еще не обсудили?
25.Почему именно проводы, а не саму битву показал художник? Кого-то вам жалко из героев? Почему? (ответы учащихся).
26.А теперь давайте составим план, по которому будем писать сочинение. Напоминаю, что план сложный:
I. Вступление (С чего вы начнете сочинение?).II. Основная часть (Кто из героев привлек ваше внимание, кого вы будете описывать).
III. Заключение (Впечатление от картины).
Ребята составляют план, я проверяю. (10 минут на работу).
27.Давайте проверим, что получилось.
(Ребята читают план, мы исправляем в случае необходимости).
28.А теперь сравниваем с планом, который составила я. Если сходство есть, значит, вы все верно поняли и сумеете написать интересное, увлекательное сочинение.
29.А закончить наш урок я бы хотела строчками великого русского поэта Н.А. Некрасова:
Покажет Русь, что есть в ней силы,
Что есть грядущее у ней.
30.Как вы понимаете эти слова? (ответы учеников).
Да, хочется надеяться, что будущее у Руси, России есть.
31.Итоги урока: сочинение написать, в субботу сдать, оценки за выступление и работу на уроке тем ученикам, которые