ДокладПредметно-пространственная среда как условие развитие личности ребенка


СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc355248963 \h 31. Теоретические основы развития личности ребенка PAGEREF _Toc355248964 \h 51.1 Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе PAGEREF _Toc355248965 \h 51.2 Соответствие развивающей среды возрасту детей и требования к формированию и использованию развивающей среды PAGEREF _Toc355248967 \h 91.3 Компоненты и принципы построения развивающей среды PAGEREF _Toc355248969 \h 122. Современные подходы к формированию предметной развивающей среды дошкольных учреждений PAGEREF _Toc355248970 \h 162.1 Целостная модель построения среды PAGEREF _Toc355248971 \h 162.2 Задачи, которые следует учитывать при организации предметно-пространственной среды PAGEREF _Toc355248973 \h 202.3 Особенности формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды PAGEREF _Toc355248974 \h 24Заключение PAGEREF _Toc355248975 \h 31Список использованной литературы PAGEREF _Toc355248976 \h 33Приложение PAGEREF _Toc355248977 \h 35

ВведениеАктуальность. Развитие здорового ребёнка всегда являлось приоритетной задачей психолого-педагогических наук и практики. Сегодня актуальность проблемы воспитания дошкольника, как субъекта детских видов деятельности и поведения, возрастает в связи с интенсивным развитием у современного ребёнка субъективных свойств и качеств, к которым относятся активность, инициативность, наличие интересов и мотивации к избираемым видам деятельности, самостоятельность и стремление сделать так, как задумано самим ребёнком, оценить качество достигнутого результата.
В 21-м веке существенно модифицируются представления об образовании как социальном институте, о его назначении в современном обществе. Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно - ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. В повседневную практику широко внедряется педагогическая импровизация, которая позволяет педагогам самим выбирать формы, методы, приемы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком.
Возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче - воспитанию и развитию ребенка. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов.
Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.
Именно поэтому, важной задачей на сегодняшний день становится осмысление особенностей развивающей среды, которая через свое содержание и свойства влияет на всестороннее развитие ребенка.
Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания. Давно доказано, что успешность обучения в школе в дальнейшем зависит не от наличия знаний у младшего школьника, а от умения самостоятельно их находить и применять.
Среда развития может и должна служить фоном и посредником в взаимодействии взрослого и детей, где ребенок может поделиться с другими своими переживаниями, строить свою жизнь и себя в группе. Эта среда должна быть вторым домом, куда хочется с радостью ходить и оставаться как можно дольше. Необходимо так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя в нем комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе.
Предметно-пространственная среда выполняет по отношению к личности дошкольника информативную функцию, являясь средством передачи социального опыта (поскольку всякий предмет несет в себе определенные сведения об окружающем мире). Предметно-пространственное окружение, воздействуя на эмоциональный мир ребенка, побуждает его к деятельности и ставит в активную познавательную позицию.
Объектом исследования являются личность дошкольника.
Предметом исследования является предметно-пространственная среда.
Цель курсовой работы рассмотреть предметно-пространственная среда как средство развития личности дошкольника.
Задачи нашего исследования можно сформулировать следующим образом:
дать общую характеристику предметно-пространственную среду как условие развития личности дошкольника;
рассмотреть современные подходы к формированию предметной развивающей среды дошкольных учреждений;
раскрыть особенности формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды.
Теоретической и методологической базой исследования послужили работы ученых в области развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая социально-культурное становление дошкольника (О.В. Артамонова, Н.В.Ветлугина, Л.М. Кларина, В.А.Петровский, Л.П.Стрелкова и др.).
Для подтверждения гипотезы о том, что развивающая предметно-пространственная среда является педагогическим условием саморазвития личности дошкольника возникает задача - выявить влияние предметно-пространственной среды на индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие личности; исследовать особенности организации предметно-пространственной среды и ее воздействие на самореализацию личности дошкольника, выработать единые подходы к организации предметно-пространственной среды, определить принципы ее построения.

1. Теоретические основы развития личности ребенка1.1 Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе
Целью нашего исследования является проектирование предметно-пространственной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения с элементами педагогики. В связи с этим необходимо уточнить понятие «среда». Несмотря на необычайно широкое его употребление, понятие «среда» не имеет чёткого и однозначного определения в науке. Как уже отмечалось в самом общем смысле «среда» понимается как окружение.
Д.Ж. Маркович пишет: «Чаще всего под окружающей человека средой подразумевается, так или иначе, совокупность условий и влияний, окружающих человека» [Д.Ж. Маркович 15, С.128]. Предпринятый нами анализ понятий «образование», «культура», вычленение в связи с этим основных концептуальных идей гуманистического подхода в педагогике позволяет нам отрицать некие воздействия «активной» среды («условия», «влияние») на «пассивного» человека. На наш взгляд, в отличие от представлений естественных наук, педагоги используют это понятие не для противопоставления «организм-среда», а для утверждения единства, «срощения» между ними.
Так В.И. Слободчиков, говоря об образовательной среде, утверждает необходимость выстраивать следующий ряд представлений: «среда есть средина», «сердцевина», «связь», «средство», «посредничество». Он пишет:
«Образовательная среда не есть нечто однозначное и наперёд заданное, среда начинается там, где происходит встреча (сретенье) образующего и образующегося; где они начинают совместно её проектировать и строить – и как предмет, и как ресурс своей совместной деятельности; и где между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностными начинают выстраиваться определённые связи и отношения» [В.И. Слободчиков 22, С.56].
В изучении механизмов воздействия среды на личность психологи важную роль отводят «социальной ситуации развития». Л.С. Выготский понимает под ней своеобразное, соответствующее возрасту неповторимое отношение между ребёнком и окружающим его миром. Роль среды состоит в том, что она «…по-своему преломляет и направляет и всякое раздражение, действующее извне к человеку, и всякую реакцию, идущую от человека вовне» [Л.С. Выготский 7, С.56]. Он пытался понять связь развития ребёнка с воздействиями окружающей среды, которые будут зависеть от того, в каких взаимоотношениях со средой находится сам ребёнок, при этом необходимо учитывать изменения в самой среде и в развитии ребёнка.
Л.И. Божович среду определяет как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обусловливающих и динамику развития, и новые качественные образования. Он замечает, что очень важно понять характер переживания ребёнка, включённого в среду, характер его аффективного отношения к среде. Эта позиция Л.И. Божович позволила нам осуществить поиск организации среды, обеспечивающей не только отношение ребёнка к среде, но и его активность в ней. [3, С.116]
Для нашего исследования важно мнение А.Н. Леонтьева, который считал, что среда – это, прежде всего то, что создано человеком. «Это – человеческое творчество, это культура» [13, С.67]. То есть психологическая наука стоит на позиции понимания среды как результата и процесса собственного творческого саморазвития личности.
Чтобы сформировать творческую личность, обладающую познавательными потребностями, способностями самостоятельно моделировать цели, содержание и способы организации своей деятельности, необходима целенаправленная интеграция всех сил общества, требуется экономическое, социально-политическое, духовно-информационное взаимодействие образовательной и окружающей социокультрной среды. То есть необходимо рассмотреть педагогическую категорию «социокультурная образовательная среда», поскольку именно в этой среде осуществляется самоформирование личности, её саморазвитие, в этой среде личность проявляет свою деятельность сущность, отражая себя в мире и мир в себе.
Для нашего исследования важно понимание образовательной среды как совокупности условий и влияний на растущего человека, а также возможностей для его развития, содержащихся в социальном и предметном окружении и его внутреннем, личностном потенциале. В своей работе мы используем понятие социокультурная предметно-пространственная среда дошкольного учреждения, усиливая единство духовно-ценностностного и «вещного» мира в жизни ребёнка. Соединение двух терминов «социокультурная» и «предметно-пространственная» в единое понятие позволяет нам подчеркнуть, что это среда, включающая предметы, вещи, образы, знаки, символы, в которых кристаллизируется и отражается культура и опыт, знания и умения, накопленные человечеством, а также отношения личности к труду, творчеству, миру в целом, заключённые «в предметном мире» [Висангириева Е.Д., Смирнова Н. В. 6, С.21].
Говоря о социокультурной предметно-пространственной среде в рамках нашего исследования необходимо отметить ее педагогический, то есть специально организованный характер, как результат профессиональной деятельности педагогов. На наш взгляд, та или иная среда становится педагогической только тогда, когда «наличное социокультурное содержание» превращается в средство и содержание образования, «собственно образовательную среду» [В.И Слободчиков 22, С.129].
Основываясь на известных теоретических идеях, мы разработали основные коцептуальные положения организации предметно-пространственной среды в условиях преемственности образовательного процесса
Среда является отражением духовной сущности человека. Среда - большой мир, макрокосм, Человек-малый мир-микрокосм.
Среда – результат и стимул выявления и создания культуры, в том числе культуры своего народа или этноса, переплетение разных культур региона, этнографического прошлого своего и других народов, современного социокультурного пласта и взгляд в будущее.
Наша позиция состоит в моделировании социокультурной пространственно-предметной развивающей среды, которая позволила бы ребенку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетическое и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. В нашей педагогической работе социокультурная среда строится в двух пластах: пространственно-предметном и духовно-эмоциональном. Первый пласт – вещественный, материализованный, а второй – духовный, личностный, оценочный, построенный на диалоге общения педагога с ребенком, ребенка с искусством. Из положений Н.А. Ветлугина вытекают основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно-пространственной среды детского сада при условии:
-содержательности и эстетической значимости этой среды;
-целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;
- активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности. [Ветлугина И.А 5, С.62]
Следующая исходная позиция определена демократическими принципами воспитания, его всеобщностью и доступностью. Из этого следует, что оформление и оборудование детского сада, вся его предметно-пространственная среда должна активизировать эти тенденции, не оставляя, однако, без внимания и вопросы индивидуального, личностного подхода к каждому ребенку в коллективе. Это значит, что вся окружающая детей среда должна быть привлекательна, доступна и информативна для всех и для каждого ребенка в отдельности.
Развивающая среда в дошкольном учрежденииМощный обогащающий фактор детского развития - социокультурное окружение и его предметные среды. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, формы занятости старших и содержания семейных досугов.
Детский сад как образовательный центр всегда несет в себе не только заряд "запрограммированной" культуры, но и испытывает влияние культурной ауры микрорайона, села, города, по-разному обогащающих жизнь детей, их опыт деятельности и переживаний. Все эти среды: семейный дом, детский сад, школа, микрорайон, город (село), природные и парковые ландшафты - могут стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности. Сам же детский сад с многообразием помещений, их назначения, характера деятельности людей в них тоже достаточно интересная для ребенка микросреда, которая и должна составлять первые моменты его знакомства с миром.
Базисные компоненты развивающей предметной среды включают не только групповые помещения, но и другие функциональные пространства.
Детское учреждение целиком должно принадлежать детям и взрослым - их воспитателям. Детские учреждения являются своеобразным культурным центром и для родителей, их клубом, в котором они смогут предложить свои таланты и получить удовлетворение своих родительских ожиданий.[2, С.91]
Разнообразные базовые компоненты развивающей предметной среды дают возможность избежать рутины и неформально организовать педагогический процесс. Ведь если ребенок все время занят полезным и интересным делом, это уже большая педагогическая удача. Деятельный, инициативный ребенок может быть только там, где он чувствует себя в теплом, уютном, родном доме, открытом для него, его друзей, воспитателей и родителей. Детям должны быть доступны все функциональные пространства детского образовательного учреждения, включая те, которые предназначены для взрослых.
Существует мнение о специфической субкультуре детства, отличной от мира взрослых и требующей автономии: детские игрушки, детская мебель, детские книжки, детские рисунки — детское видение мира. Это мнение справедливо, но только наполовину. Известный искусствовед Г.Н. Любимова писала, что ребенку для его нормального развития необходимо жить в трех предметных пространствах: сомасштабном действиям его рук (масштаб "глаз-рука"), сомасштабном его росту и сомасштабном предметному миру взрослых. Эту верную мысль подтверждают простой, исторически сложившийся бытовой здравый смысл, теория зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский), сотрудничества взрослого с детьми (Ш.Амонашвили), а также идея о значении когнитивной структуры развития личности ребенка, предполагающей интерес ребенка, выходящий за рамки детской комнаты.
Полноценное развитие ребенка не может происходить только внутри его детского мирка, для него нужен выход в широкий мир, и это мир взрослых. Именно поэтому в образовательном учреждении должны присутствовать все три масштаба предметной среды, в которой действует ребенок.
Это положение относится ко всем базисным компонентам развивающей предметной среды образовательного детского учреждения, об оформлении которых надо тоже позаботиться.
Таким образом, среда становится частью воспитательного пространства, если она воспринимается педагогами как объект педагогического воздействия, средство воспитания. Поэтому воспитательное пространство - это педагогически целесообразно смоделированная среда, благоприятная для личностного и социального развития ребенка.

1.2 Соответствие развивающей среды возрасту детей и требования к формированию и использованию развивающей средыВсе изменения в психологическом содержании деятельности соотносимы с возрастом, имеют ярко выраженную иерархию, что позволяет выстроить психологическое дерево целей развивающей предметной среды детства. Стержень (ствол) этого дерева – возраст ребенка от рождения до 7 лет. Каждый возрастной период (или фаза) имеет свою мотивацию ведущего типа (вида) деятельности. Ее проявление обусловлено как уже имеющимся опытом, так и социальной ситуацией развития, влияние которой может соответствовать возрасту, отставать или опережать его. Обычно социальная ситуация рассматривается как общественные (семейные, образовательные и др.) условия, выступающие данностью, с которой нужно считаться.
Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития:
-во-первых, для детей, которые эти материалы еще не освоили;
-во-вторых, для тех игр и занятий, которые возвращают детей к любимым игрушкам и предметам (пластмассовые и резиновые игрушки, фанерные и картонные плоскостные изображения натуральных предметов для строительных игр, игр с песком, водой и т.д.);
-в-третьих, для создания игровой ситуации, которая в более старшем возрасте почти не представлена игровым материалом, и все эти в прошлом значимые вещи сегодня выступают для детей побочным подспорным материалом. [20, С.101]
В связи с этим можно рекомендовать ориентироваться на такие показатели соответствия среды возрасту детей.
Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность. Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста. Общий вид группы – игровой, яркий, предметный.
В средней группе должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности.
Старшая группа. Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования. Чтобы выполнять функции развития ребенка этого возраста, она должна быть, прежде всего, развитой сама. Ее развитие зависит от игровой среды, которую создадут взрослые. И чем больше на пути у ребенка в этот период развития игры встретится препятствий, тем эффективней будет развитие и ребенка и игры. В старшей группе основные зоны деятельности – познавательная, интеллектуальная, математическая, экологическая, речевая, двигательная, художественная, исследовательская, трудовая, конструкторская в разных ее видах – строительная, техническая, художественная, музыкальная, театрализованная и т.д.
Подготовительная к школе группа близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания. Говоря о проектировании развивающей среды детей подготовительной группы, хочу предупредить желание взрослых превратить эту группу в школьный класс с наглядными пособиями, географическими и историческими картами, схемами и пр. Создавая среду, работая с детьми, всегда надо помнить слова замечательного отечественного психолога А.В. Занкова: «Прежде чем начинать работать с детьми, задайте себе два вопроса: Зачем это ребенку? Сколько ему это будет стоить? Не надо превращать жизнь ребенка в спешку достижений, надо просто бояться интенсифицировать его старение. [А.В. Занкова 17, С.53]
Таким образом, соответствие возрасту ребенка — о, где содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей конкретного возраста и учитывать особенности зон развития, характерные для отдельного ребенка.
Требования к формированию и использованию развивающей среды.К развивающей среде дошкольных учреждений предъявляются требования педагогические, эстетические, гигиенические и экономические. [14, С.32]
Педагогические: соответствие задачам и содержанию «Программы воспитания и обучения в детском саду» и требованиям дошкольной дидактики; общая педагогическая направленность с целью создания наибольшего комфорта; информативность, содержательность, разнообразие, привлекательность и доступность всей предметно-пространственной среды детского учреждения; возможность широкого использования ручного труда и художественной деятельности ребенка и воспитателя.
Эстетические: комплексный подход к оборудованию и окружающей среде помещений; создание эмоционального климата помещения средствами рациональной и красивой планировки, освещения и цветовой отделки; зонирование помещений и художественно-образное, привлекательное решение фрагментов; широкое использование в развивающей среде помещений, высокохудожественных и качественно выполненных помещений станкового, монументально-декоративного и прикладного искусства; разнообразие и эстетическая завершенность уголков природы, композиций из природного материала и озеленение помещений.
Гигиенические: соответствие кубатуры, площади, естественной освещенности, вентиляции и теплоизоляции нормативам и характеру использования помещения; учет психофизиологических особенностей зрительного восприятия и возрастных предпочтений детей при создании разумной и эмоционально насыщенной цветовой среды помещений; прочности, термо- и влагостойкость, не сгораемость, безвредность и отсутствие неприятных запахов покрытий пола, мебели, игрушек.
Экономические: определяются утвержденными сметными нормами затрат на строительство, оформление и приобретение инвентаря и пособий для каждого типа дошкольного учреждения.
Также были выдвинуты и другие требования:
Учет психофизиологических факторов.
Учет градостроительных особенностей.
Функциональная целесообразность помещений.
Обеспечение физических параметров жизни человека.
Раскроем эти требования:
Психофизиологические требования, в равной мере учитывающие запросы личности и коллектива. Поэтому необходимо учитывать ряд психофизиологических факторов. Известно, что люди любят разные краски, что у народов один и тот же оттенок может иметь не одинаковое, часто противоположное толкование, что символические цвета государственных флагов строго регламентированы и с возрастом наблюдаем трансформацию привычек: дети свойственна подвижность, с годами предпочтение отдается смысловым играм.
Учет градостроительных особенностей. Градостроительные требования проявляются в выборе места для постановки здания. Ориентиром здесь служат замечательные пейзажи, уже возведенные архитектурные сооружения. Это требование всегда отличало искусство зодчих. Зодчие используют любую возможность контакта природы и создаваемого интерьера. Внешнее и внутреннее пространство переходят одно в другое, взаимно обогащаются.
Функциональная целесообразность помещения, т.е. полное соответствие своему назначению. Это требование должно подчиняться как объемно-планированное решение, так и конструктивное решение. Функциональные назначения здания определяет требования к освещенности, температуре, звукоизоляции, вентиляции, отоплению, водо- и газоснабжению, канализации. Бытовому оборудованию, теле- и радиофиксации, к отделке помещений и благоустройству здания и др.
Обеспечение физических параметров жизни человека. Изучаются способы ограждения от неблагоприятных условий воздействий климата. Выбирают внешнее очертание, взаимное расположение и конструкцию стен, перекрытий с нужной прочностью, долговечностью, теплоизоляционностью и другими свойствами. Строитель защищает жителя от ветра, стужи, дождя или палящего солнца. [14, С.34]
Таким образом, требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являются обязательными для дошкольных образовательных учреждений.
Итак, мы кратко рассмотрели вопрос выделения компонентов образовательной среды. Для современного педагога важно уметь моделировать разные компоненты образовательной среды, создавать условия для полноценного воспитания и развития учеников.
1.3 Компоненты и принципы построения развивающей средыНаправление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.
Сам термин «развивающая среда» стал очень популярен и используется многими авторами. Однако, понятие «среда» не имеет четкого и однозначного определения в мире науки.
Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле.
Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет).
Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук С.Л. Новоселовой. [Новоселова С.Л. 18, С.36]
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.
В данном случае понятие «предметная среда» выступает в узком смысле своего значения, т.е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир. Предметно - пространственная среда предполагает понимание ее как совокупности предметов, представляющей собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. По словам Леонтьева – главнейшее условие психического развития ребенка – присвоение им общественно-исторического опыта человечества.
Неудивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны развития ребенка.
Таким образом, предметно - пространственная среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства.
Особое значение в дошкольных учреждениях придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Понятие «предметно-игровая среда» является составляющей «развивающей предметной среды».
В методологическом плане интерес представляет «теория возможностей» Дж. Гибсона. Гибсон, вводя категорию возможности, подчеркивает активное начало субъекта, осваивающего свою жизненную среду. Возможность – мостик между субъектом и средой. Возможность определяется как свойствами среды, так и свойствами самого субъекта. Чем больше и активнее личность использует возможности среды, тем более успешно и активно происходит ее свободное и активное саморазвитие. [Гибсон Дж. 8, С.136]
Интересно, что человек для другого человека также выступает как элемент окружающей среды, оказывая на него влияние своими отношениями и действиями.
Таким образом, можно выделить несколько компонентов развивающей среды:
Социальный компонент.
На основе исследований социальных психологов (Е.А. Кузьмин. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов) можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды: [Кузьмин Е. С., Волков И. П., Емельянова Ю. Н. 11, С.72] Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями:
Преобладающее позитивное настроение;
Авторитетность руководителей;
Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;
Сплоченность;
Продуктивность взаимоотношений.
2. Пространственно-предметный компонент
В работе Л.Б. Петровского определены главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка» [Петровский В.А. 19, С.104]:
Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;
Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты;
Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.
3. Психодидактический компонент 
Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития.
Позже на основе анализа исследований В.А. Петровского были сформулированы принципы построения предметно-пространственной среды.
[Петровский В.А. , 19, С.106]
Итак, среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Для того, чтобы грамотно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация. В 1993 году – концепция получила дальнейшее развитие – коллективом психологов и педагогов под руководством В.А. Петровского и С.Н. Новоселовой были сформулированы основные принципы построения предметно-развивающей среды с учетом психолого-педагогических требований.
С.Л. Новоселова подчеркивает, что при создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. [Новоселова С.Л. 18, С.103]
В целом, все программы в дошкольном образовании должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивать:
Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
Эмоциональное благополучие каждого ребенка;
 Интеллектуальное развитие;
Создание условий для развития личности;
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
Взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса.
Основные положения личностно ориентированной модели отражаются в принципах построения развивающей среды.
Характеристика принципов построения предметно-пространственной среды, развивающей личность дошкольника /см. приложение/
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду, необходимо помнить:
—она должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции, но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка;
—необходимо гибкое и вариативное использование пространства.
Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;
—дизайн детского сада ориентирован на безопасность и возраст детей;
—элементы декора должны быть легко сменяемыми;
—в каждой группе должно быть предусмотрено место для экспериментальной деятельности;
—организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы;
—пространство группового помещения должно быть полифункционально;
—цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами;
—при создании развивающего пространства в групповом помещении нужно учитывать ведущую роль игровой деятельности;
—предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Развивающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.

2. Современные подходы к формированию предметной развивающей среды дошкольных учреждений2.1 Целостная модель построения средыПродуманное проектирование целостной модели построения предметно-пространственной среды должно включать три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и изменение во времени. [24, С.58]
К наполнению развивающей среды (предметному содержанию) относятся: игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование.
Следует отметить большое число выпускаемого промышленностью разнообразного и качественного оборудования (сенсорных столов, столов-лабораторий для экспериментирования, эстетически привлекательной и динамичной детской мебели), вызывающего интерес у современных дошкольников и снискавшего одобрение у педагогов и родителей. Но важно не столько их количество, сколько верный выбор и использование в педагогическом процессе.
Дети младшего и старшего дошкольного возраста по-разному воспринимают игрушки, реагируя на их художественный образ, внешние свойства, детали, функциональность. В зависимости от возраста, опыта детей и должно варьироваться наполнение и расположение данных материалов.
Первый шаг в проектировании среды – определение расположения центров в группе детского сада. При этом следует учитывать комплиментарность и взаимообогащение видов деятельности. Традиционно организуют центр игры, центр искусства и творчества, центр грамотности, включающий в себя книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, центр науки (познания), куда входят уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами, центр строительно-конструктивных игр, центр математики (игротека), физкультурно-оздоровительный центр. В ряде случаев в зависимости от возраста детей и вида учреждения оформляют центры кулинарии и ручного труда, манипулятивный центр, центры развития моторики и сенсорного развития.
Модели конкретных центров варьируются исходя из возрастных возможностей дошкольников, требований образовательных программ. Важно, чтобы создаваемые центры строились на основе интеграции содержания и видов деятельности. Желательно предусмотреть возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре по мере необходимости с помощью применения раздвижных перегородок-ширм, переносных матов, легко передвигаемой мебели-трансформера, использования пространствообразующих материалов. Для создания индивидуального комфорта каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство: кроватка со стульчиком, полка в стеллаже, подушечка или коврик на полу. [24, С.57]
Для активизации субъектных проявлений, создания условий для проявления собственного "Я", развития рефлексии и самооценки следует обеспечить возможность демонстрации собственных детских успехов. Важно создать в группе уютную естественную обстановку, гармоничную по цветовому и пространственному решению. Рекомендуется использовать светлые пастельные тона для оформления стен, подбирать мебель естественных оттенков. Желательно, чтобы предметы мебели гармонировали друг с другом, были оформлены в едином стиле. Для активизации эстетических впечатлений можно использовать различные "неожиданные" материалы, пособия: плакатную графику, художественные фотографии, предметы современного декоративного искусства.
Стоит подчеркнуть необходимость создания единого пространства детского сада (гармонии среды разных помещений групп, кабинетов и залов, дополнительных кабинетов (коридоров и рекреаций, физкультурного и музыкального залов, изостудии и театрального зала, "комнаты сказок" и зимнего сада, лаборатории и творческих мастерских, компьютерного класса), участка). Принципиально неверно прилагать усилия только для оформления и организации отдельного помещения (мини-музея, изостудии или лаборатории) или одного из центров.
Не меньше внимания следует уделить обустройству других помещений. Данных правил следует придерживаться и при оформлении пространства участка. Можно использовать некоторые переносные элементы: украшенные разноцветные стойки, рейки, выносные сиденья; элементы декора бассейна, периметра песочницы, ограждений деревьев привлекательными узорами (разноцветными рейками, нарисованными божьими коровками, бабочками, стрекозами). В канун праздников предусматривается украшение здания и прилегающей территории светящимися гирляндами, небольшими букетиками цветных листьев, снежинками и мозаиками на окнах.
В процессе проектирования среды важно продумать варианты ее изменения. Условно можно выделить следующие линии: [12, С.69]
времени (обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение года);
освоенности (с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного);
стратегического и оперативного изменения (по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности).
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ И ИГРОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Идеи относительно проектирования предметно-пространственной среды составляют основу Перечня оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения различных помещений дошкольного учреждения с учетом их функционального назначения, возраста детей и видового разнообразия.
Созданию методических рекомендаций, Перечня оборудования и материалов предшествовала масштабная работа по изучению практики современных дошкольных учреждений. Отличие данных материалов от существующих разработок и пособий в том, что предпринята попытка обосновать модели построения предметно-развивающей среды и составить перечни оборудования и пособий не узконаправленного характера (по видам детской деятельности или возрастам), а одновременно по нескольким линиям, что создает целостное видение особенностей построения предметно-развивающей среды современного детского сада. Для того чтобы подчеркнуть специфику используемого оборудования, обосновать отбор и рекомендации по использованию пособий, компоновка перечней материалов и оборудования осуществлялась одновременно по следующим направлениям:
возрастные группы. Представлены рекомендации по оснащению среды начиная с 1й группы раннего возраста и заканчивая подготовительной группой детского сада, что позволяет более четко очертить линии преемственности в организации и наполняемости среды каждой возрастной группы;
основные направления работы детского сада. Оборудование и материалы компонуются по направлениям развития детей (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое). Отдельным блоком представлена игровая деятельность детей как ведущая и составляющая основу педагогического процесса в дошкольном возрасте;
функциональное назначение помещений детского сада (приведены рекомендации по оснащению и организации групповых помещений (с подробным описанием пространств игровой комнаты, спального помещения, раздевальной, умывальной и туалетной комнат), а также музыкального зала и кабинета музыкального руководителя, физкультурного зала, бассейна, кабинетов психолога, логопеда, медицинского, методического кабинетов, кабинетов дополнительного образования (изостудии, театральной студии, компьютерного класса, экологической лаборатории и др.));
виды дошкольных образовательных учреждений. При описании перечней оборудования, игрушек и материалов выделены инвариантный (минимальный основной перечень, обязательный для дошкольных образовательных учреждений всех видов) и вариативный (дополнительный) перечни. Основной перечень является достаточным для детских садов. Детские сады присмотра и оздоровления, компенсирующего и комбинированного видов, центры развития могут дополнять основной перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов в соответствии с реализуемыми целями и задачами. [12, С.71]
Следует отметить, что в данных рекомендациях представлен своеобразный минимум – нижняя планка разнообразия и количества оборудования и игровых материалов. Понимая различия в материальных условиях дошкольных образовательных учреждений разных регионов, ориентирах построения предметной среды в разных образовательных программах, авторский коллектив стремился создать достаточно реалистичный перечень оборудования и игровых материалов. Опытные педагоги заметят отсутствие в предлагаемых перечнях некоторых широко используемых в практике современных детских садов пособий, материалов, оборудования (например, медиапроекторов, технических приспособлений).
На протяжении последних пяти лет данные методические материалы активно внедряются и апробируются. Содержащиеся в них идеи и основные положения регулярно обсуждаются на семинарах для руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОТБОРА ИГРОВЫХ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ
Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:
-провоцировать ребенка на агрессивное действие;
-вызывать проявление жестокости по отношению к игрушкам и к персонажам игры (людям, животным);
-провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
-вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.
Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:
-остроумность образного решения (дизайн, высокий художественно-эстетический уровень);
-многовариативность;
-обобщенность;
-открытость (возможность придумывать новые задания);
-полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры);
-дидактические свойства;
-разнообразие по уровню сложности;
-возможность применения группой детей;
-использование различных фактур;
-методические рекомендации.
МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ДОЛЖНА ВКЛЮЧАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:
 I. Оборудование помещений для создания развивающей среды
II. Игровые средства и оборудование по основным направлениям развития ребенка:
-оборудование для развития общих движений;
-игровые средства для развития мелкой моторики;
-игровые средства для развития сенсорного восприятия;
-игровые средства для развития мышления;
-игровые средства для развития речи и языка;
-игровые средства для ознакомления с окружающим миром;
-игровые средства для социально-эмоционального развития;
-игровые средства и материалы для творческого развития;
-игровые средства и оборудование для организации сюжетно - ролевой игры.
И, наконец, предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.
Таким образом, если в дошкольном учреждении по каким-либо причинам нет того или иного оборудования, мебели, можно выйти из положения, реально оценив имеющиеся возможности. Конечно, работа по преобразованию предметно-пространственной среды в детском саду необходимая, сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой.2.2 Задачи, которые следует учитывать при организации предметно-пространственной среды
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.
В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.
Цель используемых в работе программ, является – познавательно-творческое развитие ребёнка через присвоение им культурно-исторического опыта, что способствует наиболее полному раскрытию и реализации возрастного потенциала дошкольника, помогает входить в современный, быстро меняющийся мир. [4, С.71]
На каждом возрастном этапе выделены приоритетные образовательные задачи, которые следует учитывать при организации предметно-пространственной среды.
МЛАДШАЯ ГРУППА
Младший возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром. Обеспечение эмоционально положительного самочувствия, накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности – главные задачи этого этапа.
-Обстановка в группе создаётся прежде всего как комфортная и безопасная для ребёнка.
-Малыши плохо реагируют на пространственные изменения обстановки – предпочитают стабильность. Поэтому спланировать пространство нужно ещё до их прихода в детский сад.
-У младших дошкольников активно развиваются различные движения; вместе с тем они ещё плохо координированы, поэтому оборудование целесообразно располагать по периметру группы.
-Для стимулирования двигательной активности необходимо иметь горку со ступеньками и пологим спуском, оборудование для пролезания, подлезания, перелезания, матрас, на котором дети будут прыгать, ползать, лежать.
-Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, которое надо размещать на открытых полках. Оно должно быть внешне привлекательным и ярким. Менять его надо не реже одного раза в неделю. Не выкладывайте сразу все игровые материалы – в этом случае выбор игр затрудняется, а наведение порядка на полках требует слишком много усилий.
-Все игрушки пособия должны быть доступны для ребёнка – это способствует развитию его активности, самостоятельности.
-Для развития мелкой моторики рук нужно в обстановку включать пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие, уже ненужные хозяйственные предметы. Примеряя крышки к коробкам, ребёнок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.
-Малыши проявляют всё более активный интерес к рисованию. Для его поддержания и развития лучше иметь самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Для рисования ладошками целесообразно использовать гуашь с добавлением жидкого мыла.
-В исследовательском «рвении» ребёнок может рвать страницы книг. Чтобы этого не происходило, достаточно внести в группу кипу старых журналов, но разместить их подальше от книжного уголка. Запрет на порчу книг и одновременное разрешение рвать журналы помогут решить эту проблему педагогически верно.
-Очень полезно иметь в группе много зеркал в разных местах. Малыш может видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид.
-Уголок ряженья позволит изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого одновременно.
-Много возможностей для развития детей заложено в игре – экспериментировании. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования (ёмкости для переливания воды, мелкие резиновые и плавающие игрушки, водяные мельницы и др., шарики для пинг-понга, камешки, поролоновые губки). Лучше размещать такой уголок ближе к источнику воды, постелить в этом месте пластиковый коврик, иметь несколько комплектов защитной одежды: халатиков, нарукавников, старых папиных рубашек.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Средний дошкольный возраст – важный этап умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению.
-В развивающей среде активно используется знакомая детям символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывать их вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать можно всё и графически, а не только словесно.
-В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого. Поэтому в группе выделяется место, где ребёнок мог бы выставить свою поделку, работу, украсить ею помещение.
-У детей среднего дошкольного возраста важно накапливать опыт совместного со сверстниками действа, а также развивать познавательные интересы и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в различных видах продуктивной деятельности.
-Предметно-пространственная среда организуется по принципу полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами (два – четыре ребёнка).
-К оформлению игровых мест желательно привлекать самих детей: поклеить обои в кукольной комнате, сделать «продукты» для магазина, придумать символы для кабинета доктора и пр.
-Дошкольники любят как-то обозначить свою игровую территорию. Чтобы избежать конфликтов можно использовать лёгкие ширмы, цветные шнуры, заборчики из кирпичиков, игровые коврики.
-С целью обобщения и углубления опыта познания с окружающим миром в группе организуется «сенсорный центр», где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью органов чувств (музыкальные инструменты, шумовые предметы, картинки, калейдоскопы, флаконы из-под духов – узнавать по запаху и т.д.
-Для поддержания интереса детей к речи желательно иметь в группе технические средства обучения (проигрыватель или магнитофон, диапроектор).
-В среднем возрасте усиливается интерес к познанию себя. Этому может содействовать самостоятельное изготовление и размещение в специально выделенном для этого месте плакатов, подборов иллюстраций, фотографий: «Какой Я?», «Я плачу и смеюсь», «Люди такие разные и такие одинаковые».
СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
При переходе ребёнка в старшую и особенно в подготовительную к школе группу меняется его психологическая позиция: он начинает ощущать себя старшим среди других детей ДОУ. В этом возрасте важно развивать любые проявления «самости» дошкольников: самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Необходимо воспитывать гуманное отношение к природному, предметному и социальному миру. Всё это требует постоянного обращения ребёнка к внутреннему миру и расширения границ мира внешнего.
-Важно поддерживать ощущение такой организации среды, при которой ребёнок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, выяснять их мнение о планируемых действиях по изменению среды, вовлекать в процесс преобразований.
-Пространство группы желательно разбить на полузамкнутые микропространства (в которых одновременно могут находиться трое-шестеро), поставить стеллажи торцом к стенам, хорошо закрепив их.
-Необходимо проанализировать жизненный опыт детей и в соответствии с ним подобрать игровые принадлежности.
-Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись – дети могут самостоятельно выбрать игры.
-Развивающая среда должна включать коробку с бросовым материалом, пластиковой, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и т.п. для изготовления недостающих атрибутов.
-Для становления режиссёрской игры необходимо место для разыгрывания сюжетов (его можно изготовить из большой коробки), набор игрушечных персонажей, бросовый материал и инструменты, а также схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.
-Желательно выделить место для экспериментов с использованием технических средств (микроскоп), в группе оставить оборудование для экспериментирования с шарами, водой, природным материалом.
-Наряду с художественной литературой и в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.
-Для поддержания у дошкольников интереса к школе целесообразно выделить учебную зону. Обстановка в ней должна быть приближена к учебной (столы, расставленные рядами, как парты, школьная доска).
-У ребёнка необходимо развивать представления о собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдения. Например – у каждого своя метка на стене – есть повод для обсуждения: на сколько сантиметров он вырос за месяц, за три месяца, кто растёт быстрее, кто медленнее.
-Нужно записывать, зарисовывать, делать фотообзор тем, обсуждаемых каждый месяц: «Моя семья», «Что я люблю и не люблю», «Мои друзья», «Моя мечта» и др.
-Привлекает старших дошкольников и возможность изменить внешний вид. Для этого в группу вносят краски для грима, парички из ниток, детали одежды для взрослых (шляпа, галстук, длинная юбка, солнце защитные очки, шаль, капитанская фуражка и т.п.).
-В группе специальное место отводится для игротеки, в которой находятся дидактические, развивающие и логико-математические игры.
-Неплохо иметь игры, в которых дети конструируют эмоциональные проявления людей, например «Конструктор эмоций» (набор деталей из которых составляется лицо человека. Ребёнок «набирает» лицо человека и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, составляет творческий рассказ о полученном изображении.) [2, С.78]
Таким образом, в детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно-пространственной среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив.
Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
2.3 Особенности формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей средыДошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой.
Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенку как субъекта познавательной деятельности. До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению. [10, С.127]
Успешное решение проблемы формирования познавательного интереса в практике дошкольного образования позволяет преодолеть инерцию репродуктивных форм обучения и вовлечь ребенка в активное, деятельное познание предметного мира. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно [10, C.138]. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми.
В классической педагогике главную функцию интереса видели в том, чтобы приблизить ребенка к учению, сделать школу источником радости.
В процессе нашей работы мы пришли к выводу, что образцом знаний о предметном мире, умеющим организовать познавательную деятельность с предметами окружающего мира является взрослый человек. Именно взрослый организует обогащение эмоционально-чувственного опыта детей, стимулируя и поощряя познавательный интерес и его проявление в познавательной деятельности. В силу возрастных психологических особенностей (подражаемость, внимательность, эмоциональная непосредственность) дошкольник открыт для воздействия взрослого, испытывает к нему доверие, поэтому для нас важно, чтобы наряду с деловыми характеристиками (умелость, заинтересованность, профессионализм), взрослый обладал личными качествами, привлекательными для ребенка (доброта, приветливость, заботливость, эмоциональность).
Взрослый человек может выступать в качестве образца-ориентира проявления познавательного интереса к предметному миру требует от него эмоционального и интеллектуального напряжения, широкого кругозора, эрудиции. Именно такой взрослый способен организовать интересную, содержательную жизнь ребенка в детском саду, обогатить его яркими впечатлениями, обеспечить эмоционально-чувственный опыт.
Для ребенка-дошкольника значимо непосредственное чувственное восприятие предметного мира, в результате чего он приобретает эмпирическое знание. Чем больше органов включается в процесс познания, тем полнее эмпирическое знание об объекте или явлении действительности. Действительность предстает перед детьми в форме «ясных» и «неясных» знаний. Противоречия, возникающие между этими двумя областями, стимулируют познавательную активность детей. Для поддержания её на высоком уровне необходимо, чтобы рост «неясных знаний» опережал рост «ясных».
Таким образом, ребенок должен продвинуться от эмпирических знаний к теоретическим, от объективных к субъективным, от зоны ближайшего развития к зоне актуального развития (Л.С. Выготский) [7, C. 157].
Важными для нашего исследования являются этапы развития познавательного интереса:
Постановка проблемы.
Определения источников получения информации.
Осуществление познания посредством разнообразного содержательного общения со взрослыми.
Систематизация и обобщение полученного опыта.
Отражение освоенного опыта в процессе разнообразной детской деятельности: ролевые игры, викторины, создание макетов
В процессе анализа была выявлена характеристика уровней сформированности познавательного интереса.
Первый уровень: субъектно-поисковый тип познавательного интереса: оптимальным образом реализованный возрастной потенциал развития познавательного интереса в структуре общей способности к учению, соответственно достаточно высокая степень сформированности субъектной позиции в познавательной деятельности в рамках дошкольного детства и на старте обучения в школе.
Второй уровень: продуктивно-поисковый, стимулируемый тип познавательного интереса: качественно более низкое развитие познавательного интереса с такими чертами, как неустойчивость и эпизодичность проявления, поддерживаемая благодаря усилиям взрослого человека, меньшая по сравнению с первым уровнем конструктивность действий (умственных и практических).
Третий уровень: инактивный, репродуктивный тип познавательного интереса: поисковая деятельность практически целиком направляется и корректируется соответствующими воздействиями взрослого, творческие проявления со стороны ребенка отсутствуют.
Четвертый уровень: элементарная форма проявления познавательного интереса. Заинтересованность в формальной стороне познавательной деятельности, при этом решение задачи некоторым образом организует активность ребенка, но весь ее ход свидетельствует об отсутствии ее конкретизации и подчинении действий собственной программе.
Пятый уровень: фактическое отсутствие познавательного интереса разрешение познавательной задачи не является сколько-нибудь действенным мотивом, организующим деятельность ребенка. Отсутствие у ребенка познавательного интереса сочетается с абсолютной не сформированностью процессов саморегуляции и способности к объективной оценке результатов деятельности. Данные показатели могут быть использованы на констатирующем этапе исследования для выявления уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста [21, c. 27-28].
Особое значение развивающая среда имеет при подготовке ребенка к школьному обучению. В работах ученых отмечается, что психолого-педагогическая система предшкольного образования успешно реализуется, если созданы внешние и внутренние условия для выстраивания индивидуальной траектории развития каждого дошкольника в физической, познавательной, нравственной, эстетической сферах, позволяющих ребенку самоопределиться в окружающем мире, являющихся ориентировочной основой его картины мира и осознанного поведения и общения с другими людьми.
На данном этапе становления предшкольной ступени непрерывного образования особое внимание уделяется исследованиям, направленным на разработку концепции образовательной среды детских дошкольных учреждений. Переход в практике сегодняшнего дня к реализации цели развития познавательной активности ребенка возможен только в рамках развивающей образовательной системы посредством целенаправленно проектируемых образовательных сред [24, C. 98].
Мы выделили наиболее глобальных путей реализации модели предшкольного образования (см. схему №1):
8191567310Схема №1
При этом развивающая образовательная среда, содержащая комплекс «влияний и условий» и предполагающая комплекс «возможностей», обеспечивает каждому обучающемуся ответственное взаимодействие не только с внешним миром (со средой в широком смысле: с окружающими людьми, природой, современной технологией и общечеловеческой культурой), но и, прежде всего, с внутренним миром, с самим собой. Образовательную среду можно назвать развивающей, если жизнь в этой среде предоставляет возможность для самореализации, если ее главной целью является личностный рост всех участников образовательного процесса.
В данной работе мы хотели бы уделить особое внимание рассмотрению пространственно-предметного компонента.
Организация пространственно-предметного компонента предполагает привлекательность данной среды для взрослых и детей [16, c. 83]. Если рассмотреть идеальную модель пространственно-предметного компонента активной развивающей образовательной среды, то необходимо упомянуть относительное благополучие экологической обстановки, спокойный, размеренный стиль жизни и окружения, относительную изолированность от шумных дорог, с одной стороны, и доступность в плане использования транспортных средств и наличия пространства для парковки машин, - с другой.
Для того чтобы обеспечить высокий уровень развития активности познавательной и личностной сферы на практике необходимо проанализировать особенности взаимоотношений детей и педагогов и ответить на вопрос: «В какой степени в этих взаимоотношениях реализуется логика диалога, содействия, сотрудничества?» В какой степени на первый план выходит самоценность личности ребенка, которая определяется не тем, как он занимается или относится к взрослому, а тем, что он есть, он существует как личность, как индивидуальность? В какой степени изменился психологический статус педагога? Можно ли сказать, что репродуктивное, стереотипное воспроизведение «знаний-умений-навыков» изменилось на стремление моделировать, проектировать и создавать образовательную среду, которая способствует раскрытию природной способности ребенка к активному саморазвитию своих познавательных, эмоциональных, духовных и физических способностей?
Реализация социального компонента образовательной среды предполагает организацию атмосферы взаимопонимания, доверия, взаимопомощи и поддержки среди детей, их родителей, педагогов и администрации, создание благоприятных в психологическом плане отношений между всеми участниками образовательного процесса.
Развивающий эффект образовательная среда имеет лишь в том случае, если в ней между взрослыми и детьми достаточно устойчиво сохраняются доброжелательные взаимоотношения. Образовательно-игровая деятельность имеет развивающий характер, если ребенок ощущает себя полноценной личностью, если уважают его ценности, интересы, потребности, признают индивидуальность и самобытность, если он сам - полноценный участник процесса, а взрослый рядом - его товарищ, партнер, помощник.
Созданию и сохранению эмоционально позитивного социально психологического климата служит объединение коллектива педагогов на основе принятия концептуальных идей, заинтересованного, неформального творческого подхода к образовательному процессу, и здоровый конструктивный стиль взаимоотношений в педагогическом коллективе. Очень важно, чтобы между педагогами сохранялись доброжелательные отношения, проводились регулярные встречи, совместное обсуждение всех волнующих педагогических проблем, знакомство с новыми идеями и методическими разработками, стимулирующими желание постоянно учиться, повышать свой образовательный уровень и профессионализм. [21, С.36]
Сохранению позитивного эмоционального настроя содействует проявляемая администрацией степень доверия коллективу педагогов и демократический стиль управления.
Важную роль играет тесное сотрудничество педагогов и родителей, степень их взаимного доверия и принятия друг друга. Этому способствует свободный выбор родителями данного заведения, а также тот факт, что знакомство родителей с педагогом может произойти во время дня открытых дверей или при индивидуальном посещении семьей дошкольного учреждения или группы подготовки к школе.
Детям предоставляется большая свобода в выборе вида занятий, определении собственной роли в совместной деятельности, чередовании и продолжительности видов работы, выборе способов деятельности, оценке собственного труда.
Педагогический процесс пронизывает озабоченность педагогов созданием системы отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную творческую деятельность детей, желание предоставить возможность каждому ребенку реализовать себя в различных видах деятельности, обеспечить каждому чувство успеха в той или иной деятельности и желание помочь обрести уверенность в своих силах.
Особое место занимает организация и совместное проведение традиционных праздников, игр и спортивных состязаний, в которых участвуют педагоги, дети и их родители, подготовка спектаклей, участие в детских конкурсах, посещение музеев, театров, организация походов и экскурсий. При этом педагоги стремятся подчеркнуть особую ценность и значимость каждого члена коллектива (организация групповых обсуждений различных ситуаций, празднование дня рождения каждого ребенка и т.д.).
Таким образом, создание развивающей во всех ее компонентах образовательной среды является одним из важнейших путей формирования познавательных способностей и познавательной активности.
Положительное отношение к познанию достигается, в первую очередь, созданием комфортного взаимодействия между взрослым и ребенком и в коллективе между детьми, где каждый ребенок признается активным субъектом собственной жизни и деятельности. Одним из основных факторов, определяющих развитие познавательной активности, является позиция взрослого, который может своей деятельностью вызвать устойчивое неприятие образовательного процесса, а может и пробудить в ребенке скрытый талант, либо просто интерес к получению знаний.
Очевидно, что в идеале деятельность педагога должна быть направлена, в том числе, и на повышение уровня познавательной активности. Ребенок в дошкольном возрасте очень зависим от отношения к нему взрослых (родителей, воспитателя), которое во многом определяет самооценку ребенка, формирует чувство уверенности в себе, влияет на появление тревожности и страхов. Поэтому малышу так важна поддержка, участие, интерес и внимание взрослого к его делам и проблемам.
Взрослые должны уметь видеть и понимать индивидуальность ребенка, его особенности и возможности, рассматривать его как уникальную личность с присущими ей индивидуальными склонностями и творческим потенциалом.
Необходимо учитывать индивидуальный темп каждого ребенка, наблюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его собственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым уровнем, никогда не позволять себе оценивать личность ребенка, а высказываться только относительно результатов его работы. Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятельности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к процессу познания нового, педагогу, образовательной системе в целом.
Необходимо формировать позитивный микроклимат в группе детей, поддерживающий познавательный интерес. Если ребенку трудно, и у него далеко не все получается, часто ему бывает сложно построить взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в заботливой помощи думающего и тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять позитивное. [21, С.30]
Соответственно для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу.
Ребенок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания мира, он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с другими людьми. В процессе общения и познавательной деятельности и происходит интенсивное развитие личности ребенка, его познавательной активности.
Итак, анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить сущностные характеристики предметно-развивающей среды как условия формирования познавательных интересов детей дошкольного возраста. Было установлено, что предметно-развивающая среда является предметом изучения во многих исследованиях. Особую роль предметно-развивающая среда играет в формировании познавательных интересов дошкольника, где мы установили, что развитие познавательных интересов детей в предметно-развивающей среде совершается в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками.

ЗаключениеПредметно-пространственная среда имеет важное значение для формирования личности ребенка, его всестороннего развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует представление о красоте, вкус, ценностные ориентации. Она непосредственно, постоянно и прямо влияет на детей, воздействуя на их эмоции, настроение, жизнедеятельность. На ребенка оказывает влияние любая среда, и это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
Среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразных способов ее создания.
Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей на основе обогащения предметной базы развития конкретных видов деятельности. Единство педагогически процесса и преемственность этапов развития деятельности в дошкольном возрасте обеспечиваются также и системой развивающей предметной среды, построенной с учетом специфики образовательного процесса в каждой возрастной группе детского сада.
Развивающая предметная среда моделирует ближайшее и перспективное развитие детской деятельности, что является ее базисным признаком отличает от обычной бытовой предметной среды. Это значит, что статус развивающей имеет только такая предметная среда, которая обеспечивает развитие разнообразных видов деятельности ребенка, их переход к более сложным формам.
В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания, культурных традиций развивающая предметная среда предполагает вариативность, что обеспечивается на содержательно-педагогическом уровне.
Цель взрослого в предметной среде содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:
- обеспечить чувство психической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;
- формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности.
Поэтому направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.
В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность его качества. В связи с этим, основная задача педагогических работников в ДОУ теперь состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями этой модели
Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.
Познавательная деятельность у дошкольников развита на таком уровне, который позволяет использовать её возможности для повышения успешности обучения. Используя рекомендуемые в психолого-педагогической литературе методы, приемы и формы работы для активизации познавательного интереса (занятия в сюжетно-образной форме, проблемные ситуации, проблемные вопросы и пр.) можно плодотворно воздействовать на ребенка в сфере активизации познавательной деятельности.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что создание социокультурной пространственно-предметной среды зависит от: умения педагога общаться с ребенком; созданных ситуаций; творческих заданий, средств, способов, стимулирующих общее и социокультурное, художественно-эстетическое развитие дошкольника, его творческое мышление, самостоятельность.

Список использованной литературыАртамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. – С.37-42
Блохина И.Б., Вихрова Л.Т., Давыдов Г.М. Детские дошкольные учреждения. – М., 2004.
Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Ин-т практической психологии, 1998.
Болотина Л.И. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2002. – 240 с.
Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1995.
Висангириева Е.Д., Смирнова Н. В. Проектирование социокультурной предметно-пространственной среды развития дошкольника. Учебно-методическое пособие.- Иваново, 2002. - 60с. (в соавторстве.)
Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1990. -502с.
Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. А. Д. Логвиненко.— М.: Прогресс, 1998.— 464 с.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1. М., 2006.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001. –416с.
Кузьмин Е. С., Волков И. П., Емельянова Ю. Н. Руководитель и коллектив. Л.: Лениздат, 1994. – 167 с.
Кларина Л.М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольника. – СПб.: «Детство – Пресс». 2003.
Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н и Запорожца А.В. -М.: Образовательный и Психологический Колледж, 1995.
Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова - Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.
Маркович Д. Ж. Социальная экология. Учебное пособие. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998.
Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. СПб., 2006.
Новое время – новая дидактика: Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика / Сост. М.В. Зверева, Р.Г. Чуракова. – М., 2001.
Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. - М., 2005.
Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М.: Просвещение, 2003. – 216 с.
Рыжова Н.А. Развивающая среда в дошкольных учреждениях. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 192 с.
Роль педагога в процессе формирования познавательной активности детей дошкольного возраста / Сборник научных статей преподавателей и аспирантов. -Балашов: Изд-во БФ СГУ 2006. - с. 27-30.
Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры// Новые ценности образования -М.: Инноватор. М., 2000.
Тарловская Н. Развивающая среда и этапы взросления ребенка // Обруч. – 2007. - №3. – С.5-7
Ясвин В.А. «Образовательная среда от моделирования к проектированию, М. , 2004.

Приложение
Характеристика принципов построения предметно-пространственной среды, развивающей личность дошкольника
Название принципов Их краткая характеристика
Принцип развития Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип природо-сообразности воспитания Соответствие педагогического влияния всего биологической и социальной природе ребенка; понимание сложности внутренней природы ребенка.
Принцип психологической комфортности Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
Принцип взаимодействия Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); - воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
Принцип доверительного сотрудничества Доминантность во взаимодействии на ребенке: открытость, искренность в сотрудничестве; обращение к «смысловым полям» воспитанника; сотрудничество в социально ценной деятельности.
Принцип диалогического общения Диалог как способ самоопределения партнеров по общению; - диалог как способ самообнаружения дошкольником своих смысловых позиций общении; - развивающее содержание общения.
Принцип взаимного развивающего влияния педагога и ребенка Взаимная связь воспитателя и воспитуемого; творческое и духовное взаимообогащение педагога и ребенка в ходе совместной деятельности; установление в общении пространства взаимного личностного роста воспитателя и детей.
Принцип ненасилия в воспитании Отсутствие любых форм насилия над ребенком; обеспечение свободы ребенку в выборе содержания, форм и методов деятельности; преодоление у воспитанника тревожности, страха, чувства неполноценности.
Принцип приоритетности развития личностно -смысловой сферы ребенка Воспитание образованного и культурного ребенка через приобщение к национальным и мировым культурным ценностям; создание гуманных условий для самореализации, самообразования, самовоспитания ребенка; - опора на внутреннюю мотивацию ребенка.
Принцип культурно-деятельностный Развитие природных задатков ребенка в социально ценной и личностно значимой деятельности; - организация деятельности ребенка в пространстве культуры.
Принцип обучения деятельности Овладение метадеятельностью как «деятельности научения учению»; обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
Принцип приоритетности общественного дошкольного образования Гуманистический характер содержания дошкольного образования; адаптивность системы дошкольного образования к индивидуальным особенностям детей; гибкое реагирование на социокультурные изменения среды;
Принцип преемственности образования Содержательная преемственность целей, задач, содержания и смысловой направленности образовательной деятельности; обеспечение личностного развития воспитанника; создание единого культурно-образовательного пространства личностного развития.
Принцип здоровье-сберегающий Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов