Комплексно — целевая программа развития воспитательной системы класса (9-11 класс) «Формирование успешной личности»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»












Комплексно - целевая программа
развития воспитательной системы класса (9-11 класс)
«Формирование успешной личности»
2014-2017 годы


Классный руководитель:
Костюкевич Елена Федоровна,
учитель английского языка МБОУ СОШ №3 г.Салехард








Салехард
2014 г.

1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
1.1. Обоснование актуальности Программы

В последнее время наблюдается усиление внимания общественности к проблемам воспитания подрастающего поколения. Изменившиеся социально-экономические отношения в стране требуют от ребенка, подростка, юного человека быстрой адаптации к новым условиям существования. Свою нишу в современном обществе подросткам найти очень трудно, особенно если они не успешны. Встает проблема: как в условиях жесткой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам достатка, наживы, сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека, помочь подростку стать успешным в выбранной им сфере деятельности?
Решению этой проблемы может во многом способствовать целесообразно организованная система воспитательной работы в классе. Воспитательное пространство постоянно расширяется, охватывая весь педагогический процесс, объединяя учебные занятия, внеурочную деятельность детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально- природной, предметно-эстетической и этнической среды.
Основными принципами положенными в основу программы являются: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Комплексная программа развития воспитательной системы класса «Формирование успешной личности» (далее – Программа) предназначена для создания условий, которые смогут активизировать у учащихся энергетику успешности, помочь раскрыть им свои способности и таланты. Веря в свои силы, учащиеся смогут реализовать себя в любой области жизнедеятельности.

1.2. Ключевые понятия и основные принципы воспитания

За основу определения понятия «воспитание» мы взяли определение, предложенное И.А.Колесниковой, которая рассматривает воспитание как социокультурное явление, как педагогический процесс и как профессиональную деятельность:
1) воспитание в социальном плане – это специально организованное, целенаправленное включение подрастающих поколений в освоение и преобразование мира человеческой культуры;
2) воспитание как процесс представляет собой интеграцию всех воспитательных влияний на внутренний мир человека;
3) воспитание как профессиональная деятельность педагога представляет собой конкретные действия, которые осуществляет отдельный субъект воспитательного процесса по отношению к отдельной личности, детскому сообществу, малой социальной группе, классу и т.д.
Условием достижения воспитательных целей является профессиональная готовность педагога к тому, чтобы:
предоставлять учащимся возможность свободно выбирать и пробовать, в рамках принятых правил, создавать условия, при которых ученик обязательно несет ответственность за свой выбор;
предоставлять детям возможность знакомиться с различными точками зрения и отстаивать свою, учить умению выделять главное, актуальное, перспективное;
учитывать индивидуальные различия и прирожденные задатки учащихся и создавать условия, направленные на их развитие;
уважать каждого воспитанника;
уметь слушать ребенка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения, учитывать его мнение, учить умению устанавливать контакты с внешним миром, ориентироваться на рынке труда;
согласовывать с учащимися свои действия, совместно планировать, анализировать, учить прогнозировать, оценивать тенденции, намечающиеся в развитии общества.
В основу создания системы воспитания в классе положены следующие принципы:
1) толерантности – терпеливое, уважительное отношение к ребенку, исключающее борьбу с ним, но предполагающее изучение его особенностей, ошибок, отклонений в поведении и помощь в их исправлении;
2) воспитания успехом – педагог стремится как можно глубже изучить и понять, осмыслить особенности ученика, выделить его достоинства, умения, стремления, ценности, социально значимые отношения и на основе психолого-педагогических методов развивать ростки успеха, создавать среду возможной успешности, в которой каждый ученик сможет почувствовать вкус успеха и побед;
3) вариативности – право на выбор добровольного участия в деятельности детских объединений, кружков, секций, студий, НОУ;
4) сотрудничества – проблема решается с двух сторон – и детьми, и взрослыми;
5) самоуправления – соуправление всех участников образовательно-воспитательного процесса;
6) адаптивности – обеспечение ребенка механизмами и способами вхождения его в сложную обстановку нестабильного общества;
7) культуросообразности – воспитание на основе общечеловеческих ценностей культуры и в соответствии с нормами национальных и региональных культур;
8) природосообразности – воспитание основывается на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития человека, учитывает половую и возрастную дифференциацию, установку на сохранение и укрепление здоровья;
Приоритеты воспитания:
воспитание успешной личности, достойной подражания, с устоявшимися ценностными ориентирами, с твёрдыми жизненными идеалами и целями;
формирование социально активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, к своему народу и готовностью к его защите;
развитие конкурентоспособной личности, обладающей правовой грамотностью, умеющей успешно адаптироваться на рынке труда.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Организационные формы воспитательной работы

Схема 1.











Схема 2

Применяемые методические средства

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Схема 3

Ориентиры развития
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2.2. Структура Программы

Программа воспитания включает в себя восемь вариативных программ:

Схема 4.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Каждая программа имеет свои цели и задачи.
2.2.1. Вариативная программа «Гражданин»

Главные идеи программы:
формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;
поддержка стремления учащихся служить Отечеству, утверждать на земле справедливые взаимоотношения между людьми, отстаивать свои права и права других людей;
воспитание гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей страны;
стремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с позиции разума, а не силы;
понимание учащимися избранной ими программы поведения для будущего самоопределения.
Главные цели программы:
воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, коллектива, своего народа, государства;
формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям;
признание ценности независимости и суверенности своего государства и других государств.
Задачи программы:
формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом;
формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
обучать решению задач правового и гражданского воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
формировать гордость за отечественную историю, народных героев,
сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;
проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.
Содержание воспитательной работы:
изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;
организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;
изучение биографий выдающихся граждан своей страны патриотов и борцов за Отечество;
развитие патриотических чувств учащихся через организацию и проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах;
организация встреч с представителями общества – истинными гражданами и патриотами своей страны;
создание условий для проявления истинного патриотизма учащихся, любви к Родине, школе, месту, в котором ученик растет;
посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;
демонстрация примеров проявления молодежью, школьниками гражданской позиции и мужества, патриотизма;
поощрение учащихся, проявляющих гражданскую позицию, мужество и героизм;
активное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся;

Формы внеклассной работы:
тематические классные часы;
встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы;
конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;
праздники получения паспорта, дня Конституции;
интерактивные игры, дебаты, дискуссии патриотической и правовой тематики;
конкурсы и концерты, посвященные правовой и патриотической тематике;
походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и патриотической теме.
Деятельность классного руководителя:
изучение гражданской позиции педагогов, занимающихся воспитанием учащихся;
просвещение педагогов по проблемам формирования гражданской позиции учащихся, патриотизма;
разъяснение педагогам необходимости:
а) учета интересов учащихся в понимании проблем гражданской позиции общества,
б) терпеливого разъяснения учащимся позиции страны в вопросах формирования патриотизма и гражданской позиции членов общества;
в) создания условий для выбора самими учащимися их гражданской позиции;
д) использования конкретного материала, способствующего формированию положительных эмоций, эмпатии и интереса к проблемам патриотизма и гражданственности;
е) ответственного отношения к материалам сомнительной ценности, тенденциозности, односторонности, националистической и шовинистической направленности;
ж) учета возрастных особенностей и уровня осведомленности учащихся в подборе и использовании материалов воспитательного характера;
з) создания эмоционального контакта с учащимися для положительного воздействия на его душу и сердце:
демонстрация учащимся достижений в этом направлении, бескорыстного отношения и участия учащихся в мероприятиях патриотической и гражданской направленности;
поощрение учащихся, внесших свой вклад в проявление собственного патриотизма, гражданской позиции и показавших высокий уровень правовой и гражданской культуры;
поощрение педагогов, уделяющих большое внимание в воспитательной работе по этому направлению;
сотрудничество с учениками должно быть организовано на основе следующих принципов:
классный руководитель не запрещает, а направляет;
классный руководитель не управляет, а сотрудничает на равных;
классный руководитель не принуждает, а убеждает;
классный руководитель не командует, а организует;
классный руководитель не ограничивает, а предоставляет свободу выбора;
классный руководитель не ищет слабые стороны, а развивает сильные стороны.

Традиционные мероприятия для учащихся 9-11-х классов
в рамках программы «Гражданин»

Старший школьный возраст – это время принятия первых значимых в жизни решений. Ребята должны уметь проявлять самостоятельность, обдумывать принимаемые решения, проецировать принятие решения на свою будущую жизнь, демонстрировать ответственность в принятии решений, задумываться о том, как принятое решение повлияет не только на его судьбу, но и на судьбу людей, которые рядом с ним.
Старшеклассники должны учиться с помощью внеклассной работы моделировать свою будущую жизнь в социуме. Они имеют право на общение с педагогами на равных, они хотят откровенно высказывать свою жизненную позицию, осмысливать ее в полемике с взрослыми людьми. Старшеклассники должны активно принимать на себя заботу о младших и пожилых людях.
Возможны следующие мероприятия:
походы по местам боевой славы;
встречи с ветеранами и помощь им;
конкурсы «Письмо ветерану», «Военные истории моей семьи», «В жизни всегда есть место подвигу», «Боевая и трудовая слава моего дома», «Отрывной календарь войны...»;
правовые тренинги;
встречи с представителями правоохранительных органов «Изучаем право»;
праздники, посвященные памятным датам календаря, памятным событиям родного края.

2.2.2. Вариативная программа «Толерантность»

Главные идеи программы:
принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений;
предъявление нравственных требований к себе и своему поведению;
воспитание культуры толерантности, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;
осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства и уважение достоинства других людей;
практическое применение знаний и умений в области толерантности;
проекция сегодняшнего, нравственного облика человека на его будущее и будущее близких и родных ему людей.
Главная цель программы: воспитание толерантного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Задачи воспитания программы:
создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;
знакомить учащихся с законами толерантности и поступками предыдущих поколений;
изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;
развивать у учащихся потребность в совершении нравственных, толерантных поступков;
создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;
способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;
создавать условия для толерантного самовоспитания учащихся.
Содержание воспитательной работы:
изучение толерантной воспитанности учащихся школы и определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности учащихся необходимыми методами и формами воспитательного воздействия;
изучение нравственного климата в семьях учащихся и классном коллективе, консультирование родителей, классных руководителей по изученной проблеме;
разностороннее развитие толерантного мышления учащихся, привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся,
ответственности за свои поступки;
учет возрастных особенностей в организации деятельности учащихся по данному направлению;
создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств;
поощрение учащихся, совершающих толерантные поступки.
Формы внеклассной работы:
спецкурсы по нравственной тематике;
тематические классные часы;
тренинги толерантного самосовершенствования;
экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города, страны;
дискуссии по нравственной тематике;
поисковая работа, создание музеев;
шефская работа в детских садах, больницах;
изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое правило нравственности;
праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы;
Деятельность классного руководителя:
обсуждение и определение критериев толерантной воспитанности учащихся;
определение традиционных общешкольных и внутри классных мероприятий для проведения и анализа;
составление словаря толерантных понятий и категорий для обязательного обсуждения с учащимися;
формирование понимания необходимости сотрудничества в вопросах толерантности с семьей ученика и использование традиций и опыта семей и поколений в решении данной проблемы;
обобщение опыта работы педагога по данному направлению;
изучение опыта семей учащихся по формированию нравственной культуры ребенка, привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий по нравственным проблемам общешкольного масштаба.

Традиционные мероприятия для учащихся 9-11-х классов в рамках
программы «Толерантность»

Старшеклассники находятся на пороге взрослой жизни. В задачу школы и классных руководителей входит развитие их толерантного и интеллектуального потенциала. Учащиеся должны изучить нравственные правила мира и своей страны, познакомиться с нравственными принципами людей. Школа должна дать учащимся возможность проявить свою толерантность на практике для блага других людей.
Возможны следующие мероприятия:
дебаты и дискуссии по нравственной тематике (например, «На- горная проповедь – миф или реальность?», «Нравственное наследие античности»);
вечера памяти выдающихся людей страны и мира, внесших свой вклад в толерантное развитие общества;
конкурс знатоков «Религии мира и их духовные наставники»;
классные собрания по итогам четверти, учебного года «О себе вслух и только правду»;
конкурсы сочинений «Моя позиция», «Мой нравственный идеал»;
исследование мнения старшеклассников на тему «Чем дорожу в родной школе»;
праздник «Как на школы именины испекли мы каравай» (акция «Подарок школе своими руками»).
2.2.3. Вариативная программа «Знания»

Главные идеи программы:
учащиеся должны осознать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего;
формирование интеллекта происходит не только в урочной деятельности, но и в интеллектуально направленном общении во внеклассных видах деятельности;
интеллектуальные возможности – это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей;
воспитание интеллекта – это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремление к совершенствованию себя;
здоровый интеллект – это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях.
Главная цель программы: осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Задачи программы:
знакомить учащихся школы с интеллектуальными достижениями различных людей;
создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;
поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию;
давать возможность учащимся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами;
разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии.
Содержание воспитательной работы:
изучение интеллектуальных возможностей учащихся школы и динамики изменения интеллектуальных достижений;
формирование культуры умственного труда средствами воспитательной работы;
развитие всестороннего и глубокого интереса к интеллектуальной деятельности; потребности в развитии собственного интеллекта;
развитие творческой инициативы и активности учащихся в интеллектуальной деятельности;
создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности учащихся в подготовке воспитательных мероприятий;
стимулирование и поощрение достижений учащихся в данном направлении;
всемерная поддержка проявления таланта и незаурядности мышления;
контроль деятельности педагогов и классных руководителей по вопросу создания условий для всемерного развития интеллекта учащихся.
Формы внеклассной работы:
интеллектуальные марафоны в классе;
интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно-исследовательские конференции;
кружки по интересам в школе и учреждениях дополнительного образования;
творческие конкурсы: на лучший сценарий к празднику, на лучшую стенную газету, на лучшую поздравительную открытку ветеранам войны и труда, победителям различных олимпиад, конференций, конкурсов;
создание в классе команд и проведение в масштабах школы состязаний интеллектуалов («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», КВН между командами в параллели, между различными параллелями;
интеллектуальные викторины;
предметные вечера;
литературные гостиные;
школы интеллектуального творчества;
экскурсии в музеи, посещение выставок;
встречи с талантливыми людьми;
часы общения и беседы, обсуждение газетных статей и журналов и т.д.

Традиционные мероприятия для учащихся 9-11-х классов в рамках программы «Знания»

Старшеклассники определяют для себя, чем они будут заниматься в будущем, какая профессия станет основной в их жизни. Ребятам нужна помощь в определении профессиональных приоритетов с учетом их возможностей, стремлений, знаний о той или иной профессии. Задача школы – поддержать стремления учеников как можно больше узнать о профессиях, учебных заведениях, готовящих специалистов разного уровня.
Возможны следующие мероприятия:
школьные вечера под названием «Ода будущей профессии»;
школа будущего профессионала под названием «О профессиях от А до Я»;
дебаты «Какой он – профессионал XXI века?», «Я и моя будущая профессия. Мое мнение и мнение экспертов»;
традиционные встречи за круглым столом администрации школы и выпускников 9, 11 классов в начале и в конце учебного года под названием «Кем быть? Каким быть?»
часы общения («О лучших людях моей будущей профессии», «Учебное заведение, в котором я хочу учиться в будущем», «Каким должен быть человек моей будущей профессии», «Как стать профессионально успешным человеком. Мнение экспертов», «Какие специалисты нужны на рынке труда?» и др.);
экскурсии на предприятия, в учебные заведения, институты для знакомства с профессиями;
исследования профессиональных приоритетов и профессиональной направленности учащихся в выборе будущей профессии;
исследование влияния семьи, значимых людей и социальной ситуации на выбор будущей профессии;

2.2.4. Вариативная программа «Здоровье»

Главные идеи программы:
сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека;
образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений;
экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здравого смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведении и поступках;
социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья;
воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежедневного оздоровления своего организма;
стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремления к достижению невозможного.
Главная цель программы: формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Задачи программы:
знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;
формировать у учащихся отношение к мужскому и женскому здоровью как бесценному дару природы;
создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;
способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом.
Содержание воспитательной работы:
изучение состояния физического здоровья учащихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья;
изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме в школе и дома;
изучение возможностей социума для создания условий по формированию здорового образа жизни учащихся;
изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом;
разностороннее просвещение и активное привлечение учащихся к занятиям физкультурой и спортом;
учет возрастных и личностных возможностей учащихся в спортивных мероприятиях класса и школы;
содержательная сторона организации спортивных мероприятий и праздников;
всесторонняя демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом;
поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, физической культурой;
контроль результативности занятий учащихся физкультурой и спортом в учебном заведении;
поощрение родителей учащихся, поддерживающих деятельность школы в данном направлении;
привлечение родителей – энтузиастов спортивного движения для пропаганды здорового образа жизни в семье.
Формы внеклассной работы:
беседы, интерактивные игры, дискуссии, конференции;
спортивные конкурсы в классе в параллели;
встречи, посвященные физкультурному движению и спорту;
фестивали туристической песни;
спортивные аукционы;
интеллектуальные олимпиады на спортивную тематику;
спортивные бои, ринги, дебаты на спортивную тему;
научные исследования учащихся по спортивной тематике;
читательские конференции по спортивной тематике;
обсуждение газетных и журнальных публикаций по теме «Спорт»;
развитие положительных привычек, навыков гигиены, культуры пола.
Чтобы воспитать у учащихся положительные привычки, научить соблюдать правила гигиены необходимо, чтобы в учебном заведении существовали строгие правила формирования культуры здорового образа жизни и гигиены, а именно:
строгий контроль проветривания учебных помещений, помещений отдыха;
организация минуток отдыха, разминок на учебных занятиях;
организация активных оздоровительных перемен учащихся;
строгий контроль соблюдения учащимися санитарно-гигиенических требований;
традиционное, хорошо организованное санитарно-гигиеническое просвещение учащихся;
просвещение классных руководителей по данной проблеме и проведение для них обучающих семинаров по организации в классных коллективах содержательной воспитательной работы в данном направлении;
постоянное сотрудничество с медицинской службой школы, города по изучению состояния здоровья контингента учащихся, динамики и организации условий для улучшения их состояния;
организация практической деятельности учащихся по развитию санитарно-гигиенических умений;
постоянное сотрудничество с семьями учащихся по проблеме преодоления вредных привычек, просвещение родителей;
демонстрация знаний, умений и достижений учащихся в этом направлении, стремления к здоровому образу жизни.
Деятельность классного руководителя в рамках программы «Здоровье»:
анализ причин пропусков занятий учащимися по болезни, без уважительной причины и организация профилактической работы с учащимися, пропускающими уроки без уважительной причины, а также отработка системы оказания помощи болеющим детям, детям, оказавшимся в лечебном учреждении;
знакомство с новейшими технологиями организации воспитательного процесса в этом направлении;
анализ повседневной организации жизни классного коллектива в данном направлении: дежурство в классе, организация классом своих перемен, дежурство в столовой и поведение учащихся в столовой, организацию питания в классе, внешний вид учащихся, поведение в школе, общение в стенах школы и за ее пределами;
внеклассные мероприятия;
коррекция работы классного руководителя в данном направлении.

Традиционные мероприятия для учащихся 9-11-х классов в рамках
программы «Здоровье»

Подростки и старшеклассники достаточно много внимания уделяют занятиям спортом. Для многих из них спорт – это возможность получения в будущем престижной профессии, стимул для реализации своей мечты. Однако занятия спортом должны влиять не только на развитие внешних физических данных, но и способствовать развитию интеллекта, кругозора учащихся, стремления не только тренировать свои мышцы, но и душу. Особое внимание должно уделяться формированию у учащихся нравственных качеств. Быть хорошим спортсменом, значит быть порядочным человеком. В первую очередь, это помощь слабому, защита человека. Воспитательные мероприятия школы должны быть направлены на демонстрацию нравственности, человечности, бескорыстия и порядочности в спорте.
Возможны следующие мероприятия:
спортивные походы «Осенний марафон»;
парад спортивных достижений класса;
конкурс на лучшее исполнение туристской песни;
защита проектов «Спорт в защиту мира»;
организация внеклассной, спортивной работы с подшефными классами, подготовка инструкторов-спортсменов школы для проведения физкультминуток на уроках и во время перемен;
часы общения старшеклассников-спортсменов и младших школьников «Поговорим о занятиях спортом»;
спортивные товарищеские турниры учителей и учащихся на приз директора школы;
праздники чествования победителей-старшеклассников «Цена спортивной победы»;
дебаты «Культура и спорт», «Сила есть, ума не надо?», «Занятия спортом и их последствия», «Горечь поражения в спорте. Чем она может обернуться?» и др.

2.2.5. Вариативная программа «Досуг»

Главные идеи программы:
формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений;
воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.
Главная цель программы: создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Задачи программы:
формировать у учащихся на всех возрастных этапах культуру общения;
знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;
развивать способности учащихся в самых различных видах досуговой деятельности;
использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся;
создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся, стимулировать активное участие учащихся в различных видах досуговой деятельности;
учитывать возрастные особенности учащихся для развития умения общаться, проводить свободное время;
демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;
воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников;
воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;
оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций, клубов для занятий досуговой деятельностью;
способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений;
предоставлять родителям необходимую информацию об участии ребенка в жизни школы и класса, демонстрация его достижений в динамике.

Содержание воспитательной работы:
изучение интересов и запросов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни в учебном заведении;
изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся;
качественное проведение всех внеклассных мероприятий и тщательная их подготовка;
учет индивидуальных возможностей учащихся и возрастных особенностей в подготовке воспитательных мероприятий;
поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу;
демонстрация достигнутых успехов учащихся в школе и социуме, родным и близким людям;
соблюдение нравственных традиций и правовых норм в организации досуговой деятельности учащихся;
соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий любого уровня.
Формы внеклассной работы:
дискотеки к праздничным и памятным датам;
концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
чествования спортсменов, учащихся-победителей олимпиад, конкурсов, турниров, конференций;
сольные концерты учащихся, выставки картин, коллекций одежды, изделий, изготовленных собственными руками;
конкурсы состязания талантов;
дни творчества школы;
театральные премьеры и спектакли школьных и классных арт-студий;
Деятельность классного руководителя:
анализ изучения потребностей учащихся в досуговой деятельности в стенах школы по классам;
изучение идей и предложений учащихся, родителей в рамках программы «Одаренные дети»;
планирование, разработка и анализ внеклассных мероприятий по данному направлению;
посещение внеклассных мероприятий в данном направлении и их анализ;
общение с активом класса и родительским комитетом школы по вопросу участия учащихся классов в досуговой деятельности;
анализ результативности организации работы с классом в конце каждой четверти;
организация учебы для учащихся-лидеров;


Традиционные мероприятия для учащихся 9-11-х классов в рамках
программы «Досуг»

Старшеклассники стремятся к общению с теми людьми, которым они доверяют. К 10-11-му классу можно говорить о сформировавшихся интересах и предпочтениях учащихся. Их общение со сверстниками имеет постоянный характер. Они предпочитают те группы, в которых их принимают, где им интересно, которые дают возможность проявить себя, свою индивидуальность.
В этом возрасте очень многие учащиеся имеют устойчивые интересы, много знают о своих кумирах, часто их увлечения становятся первой ступенью в выборе будущей профессии.
Задача школы – дать возможность учащимся укрепить свои интересы или проверить их постоянство, утвердиться в собственном мнении, проверить свое умение общаться, развить культуру общения в самых разных его формах.
Внеклассная работа должна помочь учащимся проверить свою самостоятельность, умение принимать критику, бороться с несправедливостью, доказывать свою правоту.
Классные руководители создают условия для самовыражения учащихся во внеклассной деятельности, обращают внимание на воспитание интереса к школьной жизни, активную жизненную позицию.
Возможны следующие мероприятия:
ежегодные общешкольные дебаты «Как сделать нашу жизнь содержательной и полезной себе и государству?»;
словесные дуэльные бои старшеклассников «Белая перчатка»;
встречи с администрацией школы под названием «Есть вопрос!»;
ежегодный театральный капустник «Вот как мы живем»;
выпуск общешкольной газеты, классных газет ;
танцевальные вечера «В стиле танго и вальса»;
перекличка поколений встречи выпускников «Через годы, через расстоянья»;
конкурс «Самый активный класс», праздник чествования победителей;
фестиваль 10-х классов «Последнее школьное лето».

2.2.6. Вариативная программа «Семья»

Главные идеи программы:
семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
ребенок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;
школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьей.
Главная цель программы: осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.
Задачи программы:
создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать, с целью помощи и поддержки, соответствующие организации;
способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
создавать условия для духовного общения детей и родителей;
создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
Содержание воспитательной работы:
создание банка данных о семьях учащихся;
изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребенка в семье;
создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель ученик - родитель»;
удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы;
разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;
организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;
привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики школьной жизни;
демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.
Формы внеклассной работы:
тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи (например, «Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», «О тех, кого мы вспоминаем с грустью...», «Мужчины нашего рода», «Традиции нашей семьи», «О моих близких с любовью»);
праздники семьи (например, «Истории любви моего дома», «Мамины руки, нет их теплее...», «Дорогое слово – отец»,«Долгая и близкая дорога к дому»)
спортивные состязания с участием отцов и матерей;
праздники: Восьмое марта, День защитника Отечества, Первое сентября, День Учителя, Праздник вступления в школьную жизнь и т.д.;
тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;
дни творчества, дни открытых дверей.
Деятельность классного руководителя в рамках программы «Семья»
Формирование понимания того, что без тесного взаимодействия с родителями невозможно построить воспитательную работу с учащимися. Классные руководители, учителя школы должны понимать, что положительное взаимодействие с семьей начинается с создания доброжелательной атмосферы, равного и доброго отношения ко всем учащимся.
Формирование культуры взаимодействия с семьями учащихся, борьба с навешиванием ярлыков, с хамством, грубостью и несправедливостью по отношению к детям и их семьям.
Для анализа работы по данному направлению проводятся совещания, консультации, встречи с учащимися и их родителями, изучается документация по данному направлению, контролируется проверка дневников, записей классного руководителя в дневнике для родителей учащихся и самих учеников.

Формы участия родителей в воспитательном процессе

Участие в КТД
Участие в управлении
Повышение мастерства
воспитания

Экскурсии, походы, поездки.
Праздники, концерты, творческие вечера.
Игры-путешествия.
Совместное выполнение поручений, общественно-полезных дел
1. Общешкольные конференции.
2. Совет школы.
3. Родительский комитет.
День открытых дверей.
Диспуты, круглые столы, вечера вопросов и ответов.
Индивидуальные консультации.
Психолого-педагогические практикумы



Традиционные мероприятия для учащихся 9-11-х классов в рамках программы «Семья»

Большое внимание должна уделить школа воспитанию семейной культуры старшеклассников. В первую очередь, это формирование нравственных понятий о сыновнем и дочернем долге перед семьей и родителями, уважительного отношения ко всем членам семьи.
В задачу школы входит обучение проектированию будущей семейной жизни старшеклассников, исходя из реалистических ожиданий и возможностей самого старшеклассника.
Внеклассная работа со старшеклассниками в этом направлении должна сводиться к формированию семейных ценностей, подготовке к роли члена своей будущей семьи.
Классные руководители организуют такие внеклассные мероприятия, которые способствовали бы формированию у учащихся следующих правил поведения человека в родительской семье и в своей будущей:
Жить сегодня, помня о прошлом и проектируя будущее.
Уважать личную жизнь членов семьи, не допуская того, чтобы они стали рабами желаний, интересов, вкусов и привычек одного из членов семьи.
Не только получать приятное от членов семьи, но и совершать для них приятные поступки.
Открыто и тактично высказывать свое мнение и свои мысли, научиться делиться с родными положительными и отрицательными чувствами.
Уважать труд других и не бояться трудиться для других.
Не делить домашние обязанности на мужские и женские, пробовать себя в различных ролях.
Принимать как само собой разумеющееся право каждого члена семьи на собственные интересы и увлечения, которые не всегда могут совпадать с интересами и увлечениями всех членов семьи.
Проявлять собственное достоинство и человечность, не попирая при этом достоинство и человечность других членов семьи.
Не пытаться переделывать других под себя и не позволять переделывать себя под других.
Считаться с чужим мнением, даже если оно расходится с вашим мнением.
Доверять членам семьи и быть преданным ей.
Помогать и поддерживать друг друга не только в горестные, но и в радостные минуты жизни.
Возможные следующие мероприятия:
игровые тренинги моделирования семейных и супружеских ситуаций;
читательские конференции по произведениям отечественной и мировой литературы, предоставляющие возможность постановки и решения нравственных задач семейного воспитания;
диспуты и дебаты старшеклассников и родителей (например, «Что важнее в семье - горькая правда или сладкая ложь?», «Если родители в разводе...», «Выбор
профессии: мнения разделились...», «Кого слушать – друзей или родителей?», «Брак по любви или брак по расчету?», «Отцовский авторитет. Он есть или его нет?», «Последствия сексуальных отношений», «Если мнения разделились...», «Как быть достойным своей любви?»);
интеллектуальные клубы старшеклассников (например, «Женщины-декабристки. Великое служение супружескому долгу», «Любовные истории, которые потрясли мир», «Судьбы женщин в странах мира», «Праздники и будни обычной российской семьи. Необычное интервью», «Лучшие фильмы России о любви мужчины и женщины», «Какой я вижу мою будущую семью?», «Мужчина и женщина на войне. Невыдуманные рассказы», «Музыка и литература о вечной теме», «Рассказы о человеческой стойкости и предательстве в любви», «Образец семьи в религиях мира», «Семья в пословицах и поговорках, народных преданиях», «Великие люди страны и мира о семье и детстве»);
экскурсии в детские сады, начальную школу, проведение утренников с учащимися начальной школы; школа семейной этики;
конференции по вопросам семейных отношений;

2.2.7 Вариативная программа «Лидер»

Главные идеи программы:
органы ученического самоуправления способствуют развитию у учащимися таких лидерских качеств, как самостоятельность, инициатива, ответственность, активность, забота о других.
ученическое самоуправление создается во имя детей, потому что в настоящее время разрушены традиционные детские структуры, а новые создаются с трудом;
ученическое самоуправление создается для детей, потому что отвечает природным свойствам и интересам каждого ребенка: потребность общаться, исследовать, творить, подражать, дает возможность найти свое место в жизни;
ученическое самоуправление создается силами самих детей, потому что в основе его создания желание чувствовать себя уверенно в любой ситуации, получить дополнительные знания в той сфере, с которой связана будущая профессия: сочетать личный интерес ребенка с интересами семьи, окружающих людей, социума;
ученическое самоуправление создается с участием взрослых, так как без помощи взрослых ребятам трудно реализовать проекты самостоятельно.
Цель: создание условий для раскрытия способностей и творческих замыслов обучающихся, формирование умений жить в коллективе, развитие ученического самоуправления, воспитание патриотических чувств, активизация энергетики успешности.
Задачи:
развитие у подростков коммуникативных качеств, лидерских способностей, осознание своей роли в окружающем мире;
привитие вкуса к творчеству, инициативе;
обучение организаторским навыкам;
создание сплоченного коллектива старшеклассников, способного стать инициатором и организатором интересных творческих дел.
Принципы ученического самоуправления:
1) принцип демократизма:
выборность всех органов самоуправления и право выбора деятельности, позиции, решений;
защита интересов каждого и учет интересов меньшинства;
гласность и доступность информации для всех;
отчетность и подконтрольность;
совместное формирование и принятие норм и правил и их обязательное выполнение;
равноправие участников процесса и паритет в отношениях;
уважение взглядов и интересов каждого;
способность всех и каждого к общественному договору;
2) принцип сочетания личностного и общественного:
самоуважение, самостоятельность, желание состояться, т.е. добиться успеха и общественного признания;
умение и желание быть полезным, иметь то, чем ты можешь быть полезным;
3) принцип соответствия содержания деятельности учащихся и форм ученического самоуправления:
ученическое самоуправление создается под определенную принятую детьми деятельность, под разработанную детьми программу, под социально значимую цель;
4) принцип управления успехом:
Фазы успеха:
состояние активного восторженного ожидания;
уверенная активная совместная деятельность и совместное сопереживание;
положительная эмоциональная окрашенность переживаний в связи с достижением цели;
приятное «послевкусие» и надежда на то, что может быть, в будущем, произойдет ещё что-нибудь невероятное, где ребенку будет интересно, где он будет востребован, где ему будет хорошо;
5) принцип перспективных целей;
6) принцип коллективной ответственности;
7) принцип ротации участников процесса (постоянное замещение должностей);
8) принцип личной заинтересованности;
9) принцип взаимодействия (взрослых и молодежи);
10) принцип достижения личных целей;
11) принцип сочетания традиций и инноваций;
12) принцип продуктивной деятельности:
умение ставить и достигать цели;
устойчивые ценности личности и коллектива;
желание и способность заниматься разнообразными видами деятельности;
умение общаться и вступать в позитивно окрашенные отношения;
умение коллективно придумывать и создавать;
умение и желание познать новое;
13) принцип стимулирования:
опережающее стимулирование – моральная поддержка, материальное, информационное обеспечение, носящее эксклюзивный характер.
стимулирование по итогам (хвала и награда, оценка успешности, поощрение);
14) принцип практикоориентированности;
15) принцип личностного и коллективного роста;
16) принцип толерантности.
Чем больше реально существующих направлений ученической активности будет в школе, чем больше доверия к детям, тем интереснее и практически важнее окажется их деятельность, тем больше активных, самодеятельных и самостоятельных, готовых к решению жизненных проблем граждан получит наше общество.
Ведущие виды деятельности органов ученического самоуправления:
Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации. Скорая предметно-вспомогательная служба «Репетитор». Школа ученического актива – клуб «Лидер».
Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений и территорий, организация дежурства классов.
Спортивно-оздоровительная деятельность – организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья.
Художественно-эстетическая деятельность – концерты, фестивали, праздники, конкурсы, встречи, выставки.
Шефская деятельность, сотрудничество в параллелях, вожатские отряды – помощь младшим, забота о старших.
Информационная деятельность – письменная информация о жизни класса, школы, выпуск школьной газеты
Школьный отряд безопасности.
Основные черты ученического самоуправления:
наличие ярко выраженного мотива или желания учащихся принимать участие в предложенном или задуманном постоянном или временном деле;
поддержка педагогическим коллективом и администрацией детских инициатив и желание помогать детям;
наличие выборных постоянно сменяющихся органов ученического самоуправления, подотчетных общему собранию.
Во главе Совета Председатель, который выбирается из числа Совета старшеклассников сроком на 2 года. Работу министерств курируют опытные педагоги. Деятельность регламентируется уставом.

Структура ученического совета
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Эффект программы в долгосрочной перспективе
Выполнение программы может существенно повлиять на воспитание молодого поколения:
поможет выпускнику почувствовать себя успешным;
обеспечит ведение ЗОЖ, отвлечет от дурных привычек и агрессивности;
окажет воздействие на развитие общей культуры, ответственности, правосознания, чувства уважения и гордости за своё Отечество;
поможет адаптироваться в социальной среде.
Программа
«Знания»

1. Овладение базовым уровнем знаний, умений, навыков.
2. Способность к самообразованию и продолжению обучения.
3. Информационно-коммуникационная компетентность.


Программа
«Толерантность»
1. Умение отстаивать свои взгляды, настойчиво преодолевать трудности.
2. Целеустремленность.
3. Адекватная самооценка.
4. Толерантное отношение к обычаям, уважение культурных традиций народов России.
Программа
«Гражданин»

1. Гуманистическое мировоззрение.
2. Осознание ценности человеческой жизни.
3. Гордость и ответственность за свою страну.
4. Правовая культура.
5. Гражданская позиция.
Программа
«Здоровье»

1. Осознанное отношение к здоровью, ведение здорового образа жизни.
2. Способность ориентироваться в ЧС.
3. Умение оказывать первую помощь.
4. Владение методикой самоконтроля в стрессовой ситуации.
Программа
«Семья»
1. Уважение к старшему поколению.
2. Бережное отношение к общечеловеческим ценностям.
3. Способность быть хорошим семьянином.
4. Приоритет семьи, семейных ценностей.
Программа
«Досуг»

1. Способность к реализации своих творческих замыслов.
2. Стремление к эмоциональной и идейной насыщенности жизни
Программа
«Лидер»
1. Создание единого школьного коллектива.
2. Повышение навыков социального взаимодействия.
3. Готовность учащихся к выполнению социальных функций в обществе.
В целом прогнозируется достижение следующих результатов:
1. Повышение уровня воспитательной работы в классе, профессионального мастерства педагогов в области воспитания, психолого-педагогических знаний родителей, их участие в воспитательном процессе на основе полученных знаний.
2. Осознанный выбор учащимися профессии, развитие способности к ценностно-ориентированной деятельности.
3. Создание в классе системы воспитания и обучения, в результате деятельности которой из школы выйдет выпускник – успешный, воспитанный, талантливый, физически здоровый, обогащенный научными знаниями, готовый к созидательной трудовой деятельности и нравственному, толерантному поведению, ориентированный на творчество, на самопознание, саморазвитие, самовоспитание, с чувством гражданина, политической культурой, с духом свободы и демократии, с достоинством.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



Дополнительное
образование

НОУ

Уроки

Социальные проекты

Походы, экскурсии

Работа в музее


Классные часы

Тематические беседы

Тематические вечера

Праздники

Конкурсы, смотры

Коллективно-творческие дела

Традиционные дела

Семинары,
конференции

Спортивные мероприятия

Самоуправление
Самодиагностика
Самоанализ


Игровые
методики
СМИ


Социально-психологическая
поддержка

Коллективные творческие дела

Вариативные
воспитательные программы

Сотрудничество
Соуправление
Сотворчество


Самоуправляющие механизмы


Патриотизм
Гражданственность
Милосердие



Нравственность
Культура
Толерантность



Инициативность
Творчество
Активность


Интеллект
Креативность



Экология
Здоровый
образ жизни

«Здоровье»

«Толерантность»

«Экология»

«Досуг»

«Гражданин»

«Семья»

Председатель

Совет старшеклассников

Совет активистов

Учебный сектор

Шефский сектор

Досуговый сектор

Сектор труда и дисциплины

Информационный сектор

Сектор физкультуры и спорта

Классный коллектив

«Лидер»

«Знания»