ИДЕИ ЛЬВА СЕМЁНОВИЧА ВЫГОТСКОГО, КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.


ИДЕИ ЛЬВА СЕМЁНОВИЧА ВЫГОТСКОГО, КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Починок Алёна Витальевна
Аннотация: статья посвящена вопросам коррекционной работы в современной общеобразовательной школе в рамках ФГОС НОО. Представлены данные исследования в педагогической психологии дефектологии.
Лев Семенович Выготский – крупнейший ученый, один из создателей отечественной психологии и дефектологии. Изучая развитие детей, ученый создал или развил несколько направлений в педагогической психологии: педологию и коррекционную педагогику. На основании его идей была создана новая демократическая школа. 
Несмотря на то, что учение Выготского было создано более 90 лет назад, оно до настоящего времени не теряет своей актуальности и значимости. Более того интерес к его теории со временем только возрастает. На современном этапе развития практической дефектологии принципиально важны выдвинутые ученым идеи о значительных компенсаторных возможностях аномального ребенка, положение о ведущей роли обучения в развитии.
В сфере научных интересов Выготского очерчен большой круг вопросов, относящихся к изучению, развитию, обучению и воспитанию аномальных детей. Наиболее значимыми являются проблемы, помогающие понять сущность и природу дефекта, возможности и особенности его компенсации и правильной организации изучения, обучения и воспитания аномального ребенка. Основная идея Льва Семёновича сводилась к следующему: «Чтобы понять внутренние психологические процессы, надо выйти за пределы организма ребенка и искать объяснение в общественных отношениях этого организма со средой. Не внутри мира или духа, но в социальных отношениях таится разгадка тайн, интересующая психологов».
Проведенные Львом Семёновичем исследования в области коррекционной педагогики до сих пор являются основополагающими при разработке программ развития, обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Именно его идеи о компенсаторных возможностях организма, о динамическом подходе в изучении возможностей ребенка, об опоре при обучении ребенка на его актуальный уровень развития и предвидение «зоны ближайшего развития» - являются основой разработанных и применяемых в практике работы коррекционно-развивающих программ для работы с детьми коррекционных классов.
В своих работах Выготский часто поднимал тему компенсаторных возможностей организма, он выдвинул и обосновал необходимость социальной компенсации дефекта как задачу первостепенной важности. Разрабатывая в детской психологии проблему соотношения обучения и развития, Лев Семёнович Выготский пришел к выводу о том, что обучение должно предшествовать, забегать вперед и подтягивать, вести за собой всестороннее развитие ребенка. Его подлинным психологическим достижением стало открытие зоны ближайшего развития. Выготский говорил, что «уровень актуального развития характеризует успех развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует развитие ребенка на завтрашний день». Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном и психическом развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития», - писал Выготский. Такое понимание соотношения этих процессов привело его к необходимости учитывать как наличный уровень развития ребенка, так и его потенциальные возможности.
Принципиальная позиция ученого состояла в том, что исследования ребенка, имеющего проблемы в развитии, должны основываться главным образом на качественном его изучении в процессе обучения, а не на количественном определении дефекта с помощью системы тестов. Ученый подчеркивал: «Мы должны изучать не дефект, а ребенка с тем или иным дефектом». Такой подход определил отношение Выготского к дефекту, как к социальному, а не биологическому явлению. Ученый показал, что главное не сам дефект, а то, что мешает ребенку, имеющему то или иное отклонение от нормы, овладеть культурой, социальным опытом человечества. Лишь на основе данного освоения человеческой культуры у ребенка формируются высшие психологические функции, его сознание, его личность. Отсюда следует, что надо активно развивать деятельность ребенка в мире. Необходимо создавать новые средства, окольные пути для культурного поведения ребенка с особыми образовательными потребностями. Согласно его идеям, педагог должен обращать внимание не на то, чего у ребенка нет, а на то, что у него есть и на что можно опереться при построении коррекционно-развивающих программ.
Изначально психологическая коррекция как форма психолого-педагогической деятельности впервые появилась именно в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития. По мере становления и укрепления профессиональных позиций детской практической психологии понятие «психологическая коррекция» перекочевало из области аномального развития в область нормального психического развития ребенка. И в нормальном ходе развития нередко встречаются различного рода расстройства, нарушения и отклонения, с которыми приходится сталкиваться в общеобразовательной школе. Понятие нормального детства не подразумевает какого-то стерильного, «правильного», беспроблемного развития ребенка. Здесь также имеются самые разнообразные затруднения и проблемы развития как распространенные, типичные, так и сугубо индивидуальные.
Расширение сферы психолого-педагогической коррекции обусловлено новыми задачами образования, связанными с усилением инновационных педагогических процессов, стремлением к максимальному развитию интеллектуального и творческого потенциала у учащихся.
Методологической основой коррекционной работы в общеобразовательной школе являются все те же идеи Льва Семёновича Выготского, его учеников и последователей о том, что личность – является целостной психологической структурой, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в общении со взрослыми и происходит прежде всего в той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей. При наличии определенных, строго продуманных условий все здоровые дети обладают способностью к развитию. У педагога нет оснований объяснять неудачи своих учеников их недостаточным умственным развитием, отсутствием у них способностей, так как развитие детей само в значительной степени определяется обучением, воспитанием, общением и зависит от особенностей организации таких процессов.
В современной школе, в настоящее время, психологическая коррекция становится существенным направлением педагогической деятельности. При этом произошло принципиальное изменение характера задач коррекционной работы – от исправления дефектов, лежащих за порогом нормального развития, к интенсификации нормального развития, созданию наиболее благоприятных условий для полноценного психического развития ребенка в пределах нормы.
В связи с необходимостью составления индивидуальных и групповых программ для работы в коррекционных классах, любая перспективная программа коррекции и развития ребенка может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии психического развития ребенка и специфических индивидуальных особенностях становления его личности. Правильность же заключения зависит не только от правильно подобранных и валидных психодиагностических методов, какие являются сами по себе важными, но с чем может справиться педагог самостоятельно и самое главное, от профессиональной интерпретации данных, полученных с помощью этих методов. Лев Семёнович подчеркивал, что «…в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установке известных симптомов и их перечислении или систематизации, и не только в группировке явлений по внешним, сходным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития».
Теоретической основой программ коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Льва Семёновича Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающего ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению ребенка, учет зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. Задачи оптимизации процесса воспитания и обучения детей требуют в свою очередь создания необходимых условий для их полноценного развития и становления как субъектов учебной деятельности.
Выготский Лев Семенович (1896-1934) - выдающийся психолог, основоположник одного из наиболее значимых направлений психологии и развитии ребенка. Вклад его в развитие теории воспитания и обучения огромен. А в связи с переходом с 1 сентября 2011года во всех школах России на новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО), идеи его востребованы и актуальны как никогда.
Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании и развитии высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан своей страны, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своего государства.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Стандарт исходит из признания ценностно-нравственного и системообразующего значения образования в социокультурной модернизации современного российского общества, удовлетворении актуальных и перспективных потребностей личности и общества, развитии государства, укреплении его обороны и безопасности, развитии отечественной науки, культуры, экономики и социальной сферы.
Актуальность и своевременность задачи обновления законодательства в области образования обусловлена динамичным развитием и процессами модернизации системы образования и ярко обозначившимся в последнее время разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением. В связи с введением федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях осуществилась подготовка к его введению.
Результатом реализации указанных условий, в соответствии с ФГОС НОО, и должно стать - создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство:
- обеспечивающее высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
- гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является комфортным по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
Одним из факторов, обеспечивающих достижение результатов деятельности по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении, выступает ее научно-обоснованный характер, последовательность, учет возрастных, индивидуальных и социокультурных особенностей, информационная безопасность и практическая целесообразность.
Такие известные дефектологи, как Э.С. Бейн, Т.А.Власова, Р.Е. Левина, Н.Г.Морозова, Ж.И.Шиф, которым посчастливилось работать со Львом Семеновичем, так оценивают его вклад в развитие коррекционной педагогики: "Его труды служили научной основой построения специальных школ и теоретическим обоснованием принципов и методов изучения диагностики трудных (аномальных) детей. Выготский оставил наследство непреходящего научного значения, вошедшее в сокровищницу советской и мировой психологии, дефектологии, психоневрологии и других смежных наук".
Библиографический список:
Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 2001, 536 с.
Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., 2000.. 110 с.