Культура России в 16 веке


Культура России в XVI веке Презентация к уроку истории России в 10 классе.Подготовила Эсаулова В. В., учитель МБОУ «Лицей» г. Новомосковска Тульской области План 1. Особенности русской культуры на пороге Нового времени.2. Грамотность и образование. Начало книгопечатания.3. Литература.4. Архитектура.5. Изобразительное искусство.6. Итоги. 1. Особенности русской культуры на пороге Нового времени. Активизировался процесс объединение местных культурных традиций и становления на основе их синтеза единой национальной русской культуры. Формирование централизованного государства явилось мощным стимулом для развития культуры.Большую роль в укреплении определяющих позиций Православной Церкви сыграл Стоглавый собор 1551 г., попытавшийся регламентировать искусство.Несмотря на сохранение господствующих позиций Церкви, с XVI в. в русской культуре ощутимее, чем прежде, начинают проявляться светские и демократические элементы.Формирование отечественной культуры в условиях борьбы с иноземными завоевателями предопределило высокую степень патриотизма, преобладание героической тематики и ярко выраженные свободолюбивые тенденции.Культура нового государства носила явно выраженный многонациональный характер. 2. Грамотность и образование. Начало книгопечатания. 2.1. Развитие аппарата власти и международных отношений, развитие ремесла и торговли вызвали рост потребности в грамотных людях. Наиболее распространенным было обучение при монастырях. 2.3. В качестве "учебных пособий" использовали обычно богослужебные книги, лишь во второй половине столетия появились специальные грамматики и арифметики.2.4. Развитие письменности сопровождалось изменением самой техники письма, приспосабливавшейся к возросшему спросу на книги и разного рода документы. «Апостол» 2.5. В домашних условиях и в частных школах учили обычно люди духовного сословия, светские "мастера грамоты" встречались крайне редко. 2.6. Дорогостоящий и длительный процесс изготовления рукописных книг уже не удовлетворял возросшие потребности в них. Важной вехой в развитии русской культуры стало появление книгопечатания, начало которого относится к 1553 г. Первые издания не имели авторов и не датировались. Поэтому началом книгопечатания часто считают 1563 г., когда в Москве на средства царской казны была создана типография. Возглавили ее Иван Федоров и Петр Мстиславец. 3. Литература. 3.1. Дальнейшее развитие получили исторические повести, в которых, как и прежде, преобладала героическая тематика: "Казанское взятие", "О хождении Стефана Батория на град Псков" и др. 3.2. Значительные изменения претерпевает литература путешествий. Усиливаются светские мотивы, в описание путешествий все чаще включают вымышленные сюжеты. Формируются новые жанровые разновидности путевых записок - "повести русских послов", «отписки" землепроходцев. 3.3. Характерной особенностью развития литературы этого периода становится возникновение и развитие публицистики. 3.4. Талантливый публицист Иван Пересветов в своих произведениях "Сказание о царе Константине", "Сказание о Магомете-Салтане" и др. изложил свою программу преобразований в стране.3.5. Интересное публицистическое наследие оставил князь Андрей Курбский. В своих сочинениях ("История о великом князе Московском" и др.) Курбский выступал за ограничение власти царя.3.6. Энциклопедией домашнего хозяйства и моральных норм XVI в. является составленный при участии государственного деятеля времен Ивана Грозного протопопа Сильвестра "Домострой".3.7. Среди литературных памятников XVI в. нельзя не упомянуть 13-томный свод церковной литературы "Четьи-Минеи" - составленный митрополитом Макарием. 4. Архитектура 4.1. Завершение строительства ансамбля Московского Кремля явилось важной вехой как в истории русской архитектуры, так и в истории Русского государства. Архитектурным центром ансамбля является колокольня Ивана Великого, построенная в 1505-1508гг. и надстроенная в 1600г. 4.2. В XVI в. по образцу московского Успенского собора были построены пятиглавые крестово-купольные храмы практически во всех русских монастырях и главные соборы ряда крупных русских городов. Наиболее известны Покровский собор, Церковь Успения в Брусенском монастыре Коломны, Церковь Вознесения и другие.Церковь Вознесения (Коломенское) «Церковь Вознесения в Городне» 4.3. Расцвет отечественной архитектуры проявился также в возникновении нового стиля - шатрового строительства, основанного на национальных традициях деревянного зодчества, резьбы, вышивки, росписи.4.4. Широкое распространение в XVI в. получило строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов.4.5. В XVI в. наблюдался подъем крепостного (фортификационного) строительства. Огромный размах получило строительство крепостей. Кремли были построены в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне и в других городах. «Троицкая церковь в Александровской слободе» «Церковь Илии Пророка» «Собор Бориса и Глеба» «Покровский собор» 5. Изобразительное искусство. 5.1. В иконописи господствовала московская школа, сложившаяся на базе синтеза местных школ и ставшая основой общерусской национальной иконописной школы. 5. 2. Иконописцы посадских городов все чаще отходили от классических норм, наблюдалось большее разнообразие в сюжетах и цветовой гамме, появляются элементы "бытовизма". Широкое распространение получили иконы богородичного цикла "О тебе радуется".5.3. С конца XV в. изобразительное искусство характеризуется возрастающим интересом к реальным историческим лицам и событиям. Собор 1553-1554 гг. разрешил изображать на иконах лица царей, князей, а также "бытийное письмо", т.е. исторические сюжеты. Данное решение способствовало развитию жанра исторического портрета. 5.4. Крупнейшим русским живописцем этого периода был Дионисий, продолживший традиции Андрея Рублева. Его кисти принадлежат фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1490-1503 гг.). 5.5. Существенные изменения претерпела книжная миниатюра. Замена пергамена бумагой отразилась на ее технике и колорите. Характерными чертами книжной миниатюры становятся изображение бытовых сцен, многоплановость композиции. 5.6. Развитие искусства регламентировалось церковью и государством: организовывались мастерские, устанавливались каноны иконописания, на церковных Соборах принимались специальные решения о допустимости изображения отдельных персонажей и исторических событий. «Богоматерь Волокаламская-Владимирская» 6. Итоги. 6.1. В XVI в. несмотря на противоречивый характер эволюции российской государственности, культура продолжала свое развитие, отражая как процесс централизации, так и проблемы второй половине века. 6.2. Происходит становление единых стилей в искусстве и единых направлений в культурной жизни страны. 6.3. В этот период закладывался фундамент многонациональной российской культуры. 6.4. Зародилась тенденция к обмирщению культуры: в произведениях искусства появились реалистические черты.