Презентация к уроку в 10 классе Пётр Первый — чудо или чудовище?


А.С.Пушкин «Медный всадник» Какая дума на челе!Какая сила в нем сокрыта!А в сем коне какой огонь!Куда ты скачешь, гордый конь,И где опустишь ты копыта? О, мощный властелин судьбы,На высоте уздой железной,Россию поднял на дыбы. ЭПИГРАФ«…Что такое Петр? Чудо или чудовище?…» (Дм. Мережковский, «Грядущий хам”, 1906 г.) ПРОБЛЕМА Так кто он, Пётр? Царь-преобразователь, великий реформатор, двинувший Россию на европейский путь или жестокий тиран, столкнувший Россию с её традиционного пути развития, насадивший продажную бюрократию и укрепивший систему крепостничества? ЦЕЛЬ ЦЕЛЬ:понять петровскую эпоху, выразить своё отношение к ней. ТЕМА УРОКА«Реформы Петра I – благо для России?» Вопросы для обсуждения:1. Какое настроение передаёт рассказ дворянина? 2. Чем недоволен дворянин? 3.Скажите, совпадает ли это недовольство с интересами государства, с прогрессивным развитием страны? 4.Какие нововведения в жизни дворян были внешним подражанием Западу? Вопросы для обсуждения1.Какое настроение преобладает в рассказе купца? 2.Что в рассказе купца говорит об отличном от западных образцов пути, по которому пошла российская промышленность? Вопросы для обсуждения1.Какое отношение к реформам Петра передаёт рассказ солдата? Какую важнейшую задачу решал Пётр с помощью армии и флота? Как вы думаете, могут ли важные для развития страны грандиозные задачи оправдать многочисленные жертвы, которые пришлось принести ради их решения? Пётр был первым и последним правителем, который не считался с затратами – материальными и человеческими – для достижения своих целей? Станислав Хлебовский. Ассамблея при Петре I. Неизвестный художник. Ассамблея при дворе Петра I. Неизвестный художник. Ассамблея Петра I. Клавдий Лебедев. Ассамблея при дворе Петра I. Александр Беглов. Вечер у Петра Первого Вопросы для обсуждения1.Какое настроение передаёт рассказ крестьянина? 2.А какими мы видим реформы Петра I из XXI века? 3. Чем является народ для Петра I? Вопросы для обсуждения1.Какое настроение вы уловили в рассказе священника? 2. В чём священник обвиняет царя Петра?3. Совпадают ли эти обвинения с направлением прогрессивного развития страны? Н.М. КАРАМЗИН: «Сильною рукою дано новое движение России, мы уже не возвратимся к старине» М. ГОРЬКИЙ: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо»