Урок истории Отмена крепостного права (8 класс)


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Слободо – Туринская средняя общеобразовательная школа № 2»
«ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА»
Разработка урока истории в 8 классе
Учитель истории и обществознания:
Мартемьянова Антонина Вячеславовна
Туринская Слобода, 2016
Пояснительная записка
Данный урок является вторым уроком темы 2 «Россия во второй половине 19 – начале 20 века»
Урок решает задачи формирования УУД. Для этого на уроке применяются технология проблемно – диалогового обучения, элементы технологии развития критического мышления, технология междисциплинарного обучения.
Формы обучения, применяемые на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная. Продумана система оценки на уроке: взаимооценка, самооценка. В процессе деятельности на уроке реализуются образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
Изучение темы опирается на материал учебника А.А. Данилова История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2008, а также на использование дополнительных источников: картин художников, литературных произведений и исторических источников изучаемой эпохи.
При проектировании урока были учтены уровень обученности и обучаемости, темп работы, индивидуальные особенности учащихся 8 «б» класса. Большинство учащихся инициативны, с активным познавательным уровнем, высокой мотивацией, умеют обобщать и систематизировать материал, развиты способности постановки проблемы. Реальный уровень компетентности учащихся по истории и обществознанию достаточный для самостоятельного решения учениками проблем на основе известного.
Цели урока:
Личностные: помочь осознать личностную значимость учебного материала и ценностное отношение к событиям Отечественной истории. Предметные: изучить историческую закономерность падения крепостного права в России.
Метапредметные: содействовать развитию навыков анализа дополнительных источников по изучаемой теме: документы, живопись, литература.
Задачи:
- Сформировать представления учащихся о проблеме крепостного права в России и о необходимости его отмены;
- Развить навыки работы с различными источниками информации.
- Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи учащихся.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные: формирование собственной оценки и личностного отношения к историческим событиям.Познавательные: формирование способностей к анализу и оценке исторических явлений и фактов.
Коммуникативные: развитие коммуникативной культуры (способность вести диалог в группе).
Регулятивные: постановка учебной цели.Оборудование: учебник А.А. Данилова История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2008; картина художника С.В. Иванова «Юрьев день»; отрывок из произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»; выдержки из документа «Манифест от 19 февраля 1961 года»; отрывок из поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Этапы урока
Вызов.
Самоопределение деятельности.
Организация фронтальной беседы по предыдущим темам в форме викторины.
Вопросы викторины:
Архитектурный стиль первой половины 19 века - ….
О ком сказаны эти слова: «Всю жизнь провёл в дороге и умер в Таганроге»?
Герой обороны Севастополя, о подвигах которого написал Лев Толстой в «Севастопольских рассказах».
Композитор, который написал произведение под названием «Иван Сусанин».
Автор картин «Сватовство майора» и «Свежий кавалер».
В первой половине 19 века русский театр претерпел изменения и был разделён на два театра. Назовите их.
О каком известном событии идет речь?
«… граф Ф. В. Ростопчин сказал: « Обыкновенно сапожники делают революции, чтобы сделаться господами, а у нас господа захотели стать сапожниками».
Назовите создателя неевклидовой геометрии.
Назовите имя и фамилию писателя - сентименталиста и публициста, написавшего « Историю государства Российского».
Во время Отечественной войны 1812 года известный медицинский учёный Пирогов впервые на поле боя использовал …..
Постановка учебной задачи
Учитель: 18 февраля 1855 года при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Крымской войны, умирает император Николай I. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей. “Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот” – говорил своему сыну Александру, умирая, Николай I.
Учитель: Какие же проблемы оставил Александру II его отец?
Возможные ответы учащихся: Россия терпела поражение в Крымской войне, страна была разорена, в упадок пришли финансы и хозяйство страны, крепостное право мешало России развиваться наравне со странами Западной Европы.
Составление кластера на тему «Проблемы России»
Актуализация знаний
Учитель: назовите одну из главных проблем России, которая существовала со времён Древнерусского государства.
Формулировка темы и целей урока
Учитель уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
Учитель: Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Прежде всего, она имела моральную, человеческую сторону. Вспомните и назовите документы, принятые государственными деятелями первой половины 19 века, направленные на решение данной проблемы.
Осмысление.
Включение нового способа действий в систему знаний и обобщение.
Самостоятельная работа с текстом учебника. Учащиеся выделяют и записывают в тетрадь причины отмены крепостного права.
Групповая работа (технология МДО).
Задание: На основании источников охарактеризовать состояние России первой половины 19 века в условиях крепостного права.
1 группа – работа с литературными источниками.
Отрывок из произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»
Встреча на пути из Петербурга в Москву с крестьянином, пашущим в воскресенье:
- Разве тебе во всю неделю нет времени работать, что ты и в воскресенье не спускаешь, да еще в самый жар? – спросил путешественник.
- В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину; да под вечер возим оставшее в лесу сено на господский двор, - отвечал крестьянин.
- Велика ли у тебя семья?
- Три сына и три дочки. Первенькому-то десятый годок.
- Как же ты успеваешь доставать хлеб, коли только праздник имеешь свободным?
- Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет».
2 группа – работа с художественными источниками.
Анализ картины С.В. Иванова «Юрьев день»

3 группа – работа с историческими источниками
Выдержки из «Манифеста 19 февраля 1961 года».
Задание: определите, на каких условиях крестьяне получали свободу. Подготовьте 3 варианта развития событий.
Работа с документом на странице учебника 141.
Выступление групп.
Варианты решения крестьянского вопроса группы № 3 записываются на доске:
Освобождение крестьян без земли.
Освобождение крестьян с землёй за выкуп.
Освобождение крестьян с землёй без выкупа.
Все учащиеся делают вывод, что Александр 2 выбрал второй вариант освобождения крестьян.
Рефлексия.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Учитель: Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест? Как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? Стал ли русский крестьянин собственником своей земли благодаря манифесту?
(учащиеся дают ответы на вопросы, рассуждают)
Учитель: «Распалась цепь великая
Распалась и ударила
Одним концом – по барину,
Другим – по мужику».
Приём педагогической техники: творческое домашнее задание – написать эссе на тему: «Значение отмены крепостного права».